Файл: Понятие и виды функций менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ данных таблицы 2 показывает, что в 2016 г. товарооборот превысил аналогичный показатель 2014 г. на 5,84 %, а показатель 2015 г. – на 0,75 %. Валовый доход по отношению к товарообороту составил в 2016 г. 28 %, что на 0,5 процентного пункта выше показателей 2014-2015 гг. По абсолютной же величине этот показатель в 2016 г. на 7,74 % выше, чем в 2014 г. и на 2,57 % - выше, чем в 2015 г.

Издержки обращения в 2016 г. составили 19 % от объема товарооборота. Удельный вес издержек обращения в объеме товарооборота в 2016 г. сократились на 1 процентный пункт по сравнению с показателями 2014-2015 гг.

Прибыль от торговой деятельности в 2016 г. составила 36 240 тыс.руб., что на 26,89 % выше, чем в 2014 г. и на 20,80 % выше, чем в 2015 г. Следует отметить положительный факт роста рентабельности реализации товаров, которая в 2016 г. составила 9 %, что на 1,49 процентного пункта выше, чем в 2015 г.

Прибыль до налогообложения в 2016 г. составила 8,00 % от товарооборота, что на 1,47 пункта выше, чем в 2015 г.

Проведенное исследование основных технико-экономических показателей деятельности предприятия позволяет сделать вывод, что в течение исследуемого периода отмечается позитивная динамика развития предприятия, рост его экономической устойчивости.

Проведем анализ динамики и состава персонала магазина «Правит».

Таблица 3

Динамика численности и состава работников предприятия

Категория работников

2014 год

2015 год

2016 год

Отклонение 2016 г. от 2014 г.

Чел.

Удельный вес, %

Чел.

Удельный вес, %

Чел.

Удельный вес, %

Чел.

%

Административно-

управленческий

2

14,29

3

20,00

3

20,00

1

50,0

Торгово-оперативный

8

57,14

8

53,33

8

53,33

-

-

Вспомогательный

4

28,57

4

26,67

4

26,67

-

-

Итого

14

100

15

100

15

100

1

7,14


Анализируя данные таблицы 3 можно сделать вывод, что общая численность персонала увеличилась в 2015 г. на 1 человека по сравнению с 2014 г. (был принят еще один заведующий). В 2016 г. изменений численности персонала не происходило. В структуре персонала наибольший удельный вес занимает торгово-оперативный персонал – 53,33 % от общей численности работников в 2016 г. Следует отметить, что в 2015 г. произошли негативные изменения в структуре персонала: сокращался удельный вес торгово-оперативного персонала при увеличении удельного веса административно-управленческого.

Важнейшим показателем эффективности деятельности предприятия торговли является производительность труда работников, которая определяется товарооборотом, приходящимся на одного работника. Производительность труда работников торговли определяется экономическими, техническими, технологическими, организационными и социальными факторами. Комплексное и глубокое их изучение позволяет полнее выявить и реализовать резервы повышения эффективности труда.

Данные таблицы 4 показывают, что в 2016 г. объем товарооборота выше показателя 2015 г. на 11,67 %. Численность работников в 2016 г. по отношению к показателю 2015 г. не изменилась. Производительность труда в 2016 г. ниже показателя 2014 г. на 1,22 %.

Таблица 4

Динамика производительности труда работников

Показатели

Единица измерения

2014 год

2015 год

2016 год

2016 г.к 2014 г., %

Отклонение 2016 г. от 2014 г.,

+, -

Объем товарооборота

Тыс.

руб.

380400

399600

402600

105,84

+22200

Численность работников

Чел.

14

15

15

1

+7,14

Производительность труда

Тыс.

руб.

27170

26640

26840

98,79

-330

Таким образом, рост объема товарооборота в исследуемом периоде был достигнут за счет экстенсивных факторов, что отрицательно характеризует деятельность магазина «Правит».


2.2. Оценка реализации функций управления директором ООО «Правит»

Проведем оценку выполнения директором магазина основных функций менеджмента.

В целях оценки реализации функции регулирования, то есть распределение деятельности во времени, обеспечение взаимодействия различных частей организации в интересах выполнения стоящих перед ней задач проведено исследование использования рабочего времени работниками торгового зала с использованием метода фотографий рабочего дня.

Таблица 5

Фактический и нормативный балансы рабочего времени

Затраты времени

Индекс

Нормативный баланс

Фактический баланс

Минуты

% к итогу

Минуты

% к итогу

1

2

3

4

5

6

Подготовительно-заключительное время

ПЗ

60

14,29

70

16,67

Продолжение таблицы 5

1

2

3

4

5

6

Оперативная работа

ОП

335,51

79,88

240

57,14

Основная

О

195

46,43

Вспомогательная

В

140

33,36

Обслуживание рабочего места

ОБ

10,07

2,40

95

22,62

Отдых и личные надобности

ОТЛ

14,42

3,43

15

3,57

Простои по организационно-техническим причинам

ПНТ

-

-

-

-

Потери из-за нарушений трудовой дисциплины

ПНД

-

-

-

-

Итого по балансу

-

420

100,00

420

100,00


Для расчета нормативного баланса рабочего времени примем действующие на предприятии нормы: ПЗ = 60 мин, ОБ = 3 % и ОТЛ = 4,3 % от оперативного времени.

Определим норматив оперативного времени:

ОПн = (Тсм-Пз) / (1 + (НОБ + НОТЛ)/ 100) = (420 – 60) / (1 + (3 + 4,3)/ 100) = 335,51 мин.

Определим, исходя из этой величины продолжительность нормативного времени на обслуживание рабочего места: 335,51 * 3 % = 10,07 мин и норматив времени на отдых и личные надобности: 335,51 * 4,3 % = 14,42 мин.

Определим фактическое оперативное время:

ОПф = (Тсм – Пз) / (1+НОБ+НОТЛ)/100) = (420 – 70) / (1 + (3 +4,3)/ 100) = 326,19 мин.

Определим показатели использования рабочего времени.

Кисп = (ПЗ + ОП + ОБ + ОТЛн)* 100 / Тсм = (70 + 240 + 95 + 14,42) * 100 / 420 = 99,86 %.

Коэффициент потерь рабочего времени по организационно-техническим причинам:

Кп = (ПНД + (ОТЛф-ОТЛн))*100 / Тсм = ((15 – 14,42)) * 100 / 420 = 0,14 %.

Резервы улучшения использования рабочего времени:

Т = НР + ПНД + (ПЗф-ПЗн) + (ОБф-ОБн) = (70- 60) + (95-10,07) = 94,93 мин.

Таким образом, резервом повышения эффективности рабочего времени является сокращение сверхнормативных затрат на подготовительно-заключительные работы (10 мин.), а также затрат времени на организационное обслуживание рабочего места. В процессе проведения фотографий рабочего дня выявлены основные причины потерь рабочего времени: потери рабочего времени на поиск товара в результате нерациональной выкладки; потери времени на сортировку товара по срокам годности.

В целях оценки реализации функции планирования, то есть постановки целей и разработки путей их достижения, проведено исследование поставок товара по дням недели, результаты которого представлены на рисунке 3. Из представленного графика видно, что поставка товара по дням недели осуществляется неравномерно. Пик поставок отмечается в понедельник, вторник и пятницу. Проведем анализ равномерности поставок.

Рисунок 3 – Поставка товара по дням недели

Равномерность поставок характеризуется коэффициентом, который рассчитывается по формуле:

, (1)

где O дн i – объем поставок в i–ый день недели,

О дн – средневной объем поставок.

Расчетные значения коэффициента равномерности, абсолютное отклонение от средней величины и квадрат абсолютного отклонения систематизированы в таблице 6.

Таблица 6

Расчетно-аналитические показатели исследования

равномерности поставок по дням недели


День недели

К равн

Абсолютное отклонение

Квадрат абсолютного отклонения

Понедельник

1,227

0,227

0,0515

Вторник

1,127

0,127

0,0161

Среда

0,800

0,200

0,0400

Четверг

0,818

0,182

0,0331

Пятница

1,409

0,409

0,1673

Суббота

0,818

0,182

0,331

Воскресенье

0,818

0,182

0,331

Итого

1,409

1,509

0,9700

Размах вариации характеризует разность между наибольшим и наименьшим значениями дневных коэффициентов равномерности. По данным таблицы 6 размах вариации составляет: 1,409 – 0,800 = 0,609.

Среднелинейное отклонение за каждый год находим по формуле:

Θ = ∑ абсолютных отклонений : 7 (2)

Θ = 1,509/7 = 0,2156.

Среднеквадратическое отклонение определено по формуле:

(3)

Ơ = 0,37.

Проведенные расчеты позволяют сделать вывод, что отклонение максимального объема поставок от минимального в течение недели составляет 37 %, что приводит к неравномерному распределению работы грузчиков в течение недели (простои в дни наименьших поставок и работа в «авральном» режиме в пиковые дни поставок). Очевидно, что приемка товара в «авральном» режиме приводит к приемке некомплектного товара, некачественного товара потерям товарного вида.

В целях оценки реализации функции организации, то есть процесса создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей, оценим результаты деятельности руководителя по работе с вновь принятыми работниками. Для этого проведено сравнительное исследование использования рабочего времени работников, не имеющих опыта работы и работниками со стажем (табл. 7).

Таблица 7

Сравнительный анализ использования рабочего времени

работника, имеющего опыт работы и «новичка»

Затраты времени

Индекс

Баланс рабочего времени работника, имеющего опыт работы

Баланс рабочего времени «новичка»

Минуты

% к итогу

Минуты

% к итогу

Подготовительно-заключительное время

ПЗ

60

14,29

60

14,29

Оперативная работа

ОП

335,51

79,88

310

73,81

Основная

О

275,51

65,60

238

56,67

Вспомогательная

В

60

14,29

75

17,86

Обслуживание рабочего места

ОБ

10,07

2,40

15

3,57

Отдых и личные надобности

ОТЛ

14,42

3,43

15

3,57

Простои по организационно-техническим причинам

ПНТ

-

-

-

-

Потери из-за нарушений трудовой дисциплины

ПНД

-

-

-

-

Итого по балансу

-

420

100,00

420

100,00