Файл: Нотариат в РФ (История развития нотариальной деятельности в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Правовое регулирование статуса нотариата и нотариальной деятельности, отвечающее требованиям складывающихся общественных отношений в сфере организации нотариата и осуществления нотариальной деятельности, является основой эффективного осуществления нотариусами деятельности по защите прав граждан и юридических лиц – основной функции института российского нотариата.

Актуальность темы работы обусловлена тем, что действующие в настоящее время Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, несмотря на вносимые изменения, не вполне отвечают стандартам закрепления статуса нотариата и нотариальной деятельности как сферы, в полной мере защищающей права и свободы человека и гражданина.

В соответствии с Конституцией, наше государство является правовым, а это означает, что установлены высокие требования к обеспечению законности в правоотношениях, касающихся наследственного и семейного права, имущества и собственности, а также соблюдения норм гражданского права.

Изучив достаточно подробно законность и правопорядок в Российской Федерации, мы можем сделать вывод, что институт нотариата в правовом государстве играет немаловажную роль в соблюдении законности и правопорядка в правовом государстве.

Российский современный нотариат, имеющий недостаточную, на наш взгляд, правовую основу деятельности, на данном этапе развития еще не имеет достаточно обширных полномочий для осуществления полноценной и эффективной защиты прав граждан. Эти обстоятельства настоятельно требуют обратить внимание на роль и место российского нотариата в системе органов, обеспечивающих защиту прав, как института, осуществляющего правоохранительную деятельность.

Что касается объекта исследования, то в нашей работе определим его как объективно сложившиеся в России общественные отношения, определяющие содержание правового статуса нотариата и нотариальной деятельности. Тогда как за предмет исследования будем считать правовые нормы, регламентирующие организацию института нотариата, его место в правоохранительной системе государства, деятельность нотариусов по осуществлению нотариальной деятельности и совершению отдельных нотариальных действий.

Целью нашей работы является всестороннее исследование современного состояния института российского нотариата, выявление сущности правового статуса нотариата, рассмотрение отдельных элементов правового статуса нотариата и нотариальной деятельности, а также анализ эффективности правового регулирования данных элементов.


Достижению поставленной цели способствует решение следующих основных задач:

- исследование основ института нотариата и нотариальной деятельности;

- рассмотрение законодательств о нотариальной деятельности;

- анализ вопросов совершения нотариусами и должностными лицами нотариальных действий;

- изучение проблем и перспектив совершенствования законодательства о нотариате и нотариальной деятельности.

Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: системно-структурный, конкретно-социологический, технико-юридический, метод сравнительного правоведения и других научных методов познания социально-политических методов и процессов.

Теоретической основой исследования являются научные монографии и статьи российских и зарубежных правоведов как по вопросам организации института нотариата и осуществления нотариальной деятельности, так и в сфере осуществления правоохранительной деятельности.

Нормативную основу же составляют нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность нотариата в целом определяющие систему прав и обязанностей нотариусов как лиц, осуществляющих деятельность по защите прав субъектов РФ.

В первой главе рассмотрены основные характеристики деятельности нотариата в Российской Федерации. Во второй главе изучены вопросы совершения нотариальных действий. Третья глава посвящена исследованию проблем и перспектив правового регулирования нотариата.

Глава 1. Общая характеристика нотариата

1.1. История развития нотариальной деятельности в РФ

Первые упоминания о нотариате в Российской Федерации начали появляться в истории в XIV-XV веках. Именно тогда и начали заключаться первые российские нотариальные акты. На рынках сборщики торговых пошлин регистрировали сделки в присутствии свидетелей, после чего за регистрацию взимались определенные пошлины. В годы правления Алексея Михайловича Романова в 1649 году согласно статьям Соборного уложения «писать на дому» разрешалось только определенные акты: о займе денег или хлеба, сговорные свадебные записи и духовные завещания. Другие юридические акты должны были составляться площадными подьячими. Впервые упоминания о реформировании в России датируются 1866 годом. Тогда Положение о нотариате получило силу закона, по которому нотариусы числились на государственной службе без права занимать какую-либо иную должность. Компетенции нотариуса распространялась только на округ окружного суда, в ведомстве которого он состоял. Для того, чтобы стать нотариусом необходимо было пройти собеседование с комиссией, состоявшей из председателя окружного суда, прокурора и старшего нотариуса, после чего внести определенный залог в окружной суд. Из размера этого залога исчислялись взыскания по должности и частные долги нотариуса. [9, 10] Освободить нотариуса от своей деятельности мог только старший председатель судебной палаты по представлению председателя окружного суда или по решению суда. Должность нотариуса могли занимать только жители нашей страны. Помимо строго установленных пошлин и сборов в пользу казны, нотариус по добровольному соглашению с обратившемуся к нему гражданину взимал плату в свою пользу. Если такового соглашения не было, то услуги нотариуса оплачивались по фиксированной стоимости, устанавливаемой министерством юстиции совместно с министерством внутренних дел и министерством финансов. Правда, требования платы сверх стоимости считалось вымогательством, поэтому соглашение должно было быть обязательно добровольным. [18]


Оплата работы нотариуса зависела от ее интенсивности. Однако, даже при личной заинтересованности в увеличении числа сделок, нотариус не мог себе позволить совершать любые нотариальные действия, поскольку любая сделка обеспечивалась залогом, который нотариус вносил при поступлении на работу. Если на момент покрытия взыскания залог был израсходован полностью или частично, нотариус временно отстранялся от должности до пополнения залога. В случае же невозможности восполнения необходимой суммы в течение шести месяцев, нотариус увольнялся с должности. Жалобы на нотариусов приносились в двухнедельный срок окружному суду и самому нотариусу. Последний обязан был в течение недели представить в суд свои объяснения. Надзор за деятельностью нотариусов и взыскания с них за упущения и злоупотребления по должности подчинялись общим правилам об ответственности должностных лиц судебного ведомства. Таким образом, нотариальная система России до революции 1917 года практически ничем не отличалась от систем большинства европейских государств. Что касается документов, составленных российский нотариусами, то они имели юридическую силу во всех странах мира. [19]

Первые законодательные попытки реформировать процедуру удостоверения правильности документов начали предпринимать после революции 1917 года, когда к власти пришли новые политические силы. Но в связи с нестабильностью внутренней и внешней обстановки в стране, говорить об эффективном реформировании системы органов нотариата в Советской России, а, тем более, о единообразном толковании пределов компетенции нотариата, было рано. Ситуация в государстве должна была окончательно стабилизироваться и нормализоваться, чтобы смогли появляться грамотные документы по данному вопросу. В тот период был сделан очень значительный и весомый шаг в развитии нотариата: Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 сентября 1965 г. было утверждено «Положение о государственном нотариате в РСФСР». Таким образом, с началом советского периода нотариат России коренным образом изменил свой правовой статус. Отмена частной собственности привела к тому, что роль российского нотариата отошла «на второй план». Потребности в нотариате у советской власти не было. Вплоть до принятия в 1993 году Закона РФ «О нотариате» главной функцией нотариуса были лишь регистрация сделок с автомобилями и заверение различного рода документов: завещаний, копий документов и всевозможных доверенностей, как правило, на получение пенсии и заработной платы. Таким образом, нотариус превратился в «офисного работника», который только и делал, что заверял копии документов. К первой попытке реанимировать нотариат в начале 90-х годов государство отнеслось безразлично. Однако переход к рыночным отношениям уже явно показал, что государственный нотариат не готов к работе в новых условиях. Поэтому Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г. были приняты новые «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» [9, 10].


Необходимость в обеспечении защиты прав и интересов, более точно в охране прав и интересов, важна для каждого. Это может быть убежденность в действительности приобретенных прав, например, права на имущество, или в подлинности подписи на документе или самого документа. Эту социальную потребность и обеспечивает законодательство о нотариате и его деятельности [5].

Современное российское законодательство о нотариате представляет собой комплекс нормативных правовых актов, среди которых особая роль отводится Конституции Российской Федерации и Основам законодательства о нотариате от 11 февраля 1993 года.

Так, все основные правовые принципы статуса нотариата, его цели и задачи следуют из Конституции РФ. Именно в ней закреплены:

- признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

- недопустимость осуществления прав и свобод с нарушением прав и свобод других лиц;

- равенство всех перед законом и судом;

- неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны;

- право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами;

- недопустимость лишения имущества иначе как по решению суда;

- права наследования; свобода владения, пользования землей и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде или не нарушает прав и законных интересов иных лиц;

- право на получение квалифицированной юридической помощи и т.д. [11]

Анализируя Конституцию РФ как источник нотариального права, можно выделить две группы норм: общие (важные с точки зрения последовательного обеспечения деятельности нотариата), и специальные (конкретно определяющие основополагающие принципы развития нотариата). Общие нормы провозглашают, прежде всего, что Россия – демократическое, правовое государство. Это положение и является отправной точкой для деятельности нотариата.

Характеристика Российской Федерации как правового государства означает, что в организации и деятельности государства, в том числе при подготовке и принятии решений о нотариате и нотариальном процессе, должны преобладать принципы права, а не мотивы политической и иной целесообразности. Особенно актуальным это является в условиях борьбы за создание нового законодательства о нотариате, когда многие выступают с политическими заявлениями о том, что России не нужен латинский нотариат, настаивают на огосударствлении нотариата, что было присуще советской правовой системе. [1, 34]


Итак, систему нотариального права составляет четкая иерархия нормативно-правовых актов во главе с Конституцией. Наряду с Основным законом это ряд кодифицированных и иных законодательных актов, подзаконные и ведомственные нормативные акты.

С учетом федеративного устройства России Конституция РФ определила предметы исключительного ведения Российской Федерации, совместного ведения Федерации и ее субъектов в области прав человека и гражданина.

Некоторые исследователи стоят на позиции необходимости включения нотариата в исключительное ведение Российской Федерации. Так, например, Т. Калиниченко отмечает: «…важно определить на федеральном уровне предоставление права субъектам Федерации осуществить переход на единую организационную форму нотариата, исходя из того, что нотариус имеет отношение ко всему комплексу гражданско-правовых отношений, регламентированных ГК РФ и ГПК РФ. Это может быть достигнуто путем распространения норм статьи 71 Конституции РФ на нотариат и нотариальный процесс, которые должны определить исключительные полномочия Российской Федерации по вопросу о нотариате и нотариальном процессе, предусмотрев систему федерального нотариата, обеспечивающего специальный федеральный статус нотариуса, включающий не только уровень его федеральных нотариальных полномочий, но и систему ответственности нотариусов и их сообществ, контроля государства за осуществлением нотариального процесса и т.д…».[19, 2, 3]

Как видится, является достаточным действующее законодательное закрепление места нотариата. Требуется только добавить норму о разграничении полномочий Российской Федерации и ее субъектов в виде соответствующего соглашения.

Основным актом, регулирующим основы нотариата, являются Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-I.

Кроме того, отдельно следует сказать о Методических указаниях по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами РФ, утвержденных приказом Минюста России от 15 марта 2000 года № 91. [13] Настоящие Методические рекомендации подготовлены с целью оказания практической помощи нотариусам по совершению отдельных видов нотариальных действий.

В частности, в рекомендациях рассмотрены вопросы:

- удостоверение сделок;

- принятия мер к охране наследственного имущества;

- выдачи свидетельств о праве на наследство;

- свидетельствования верности копий документов и выписок из них, подлинности подписи и верности перевода;