Файл: Корпоративная культура в организации (Теоретические аспекты формирования корпоративной культуры в организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы заключается в том, что современный человек большую часть времени находится на работе и атмосфера, которая формируется в коллективе, имеет непосредственное значение в определении качества жизни.

Целью написания курсовой работы стало изучение корпоративной культуры в организации.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить ряд задач:

- ознакомиться с корпоративной культурой, ее понятием, содержанием и корпоративной этикой;

- определить характер влияния культуры на организацию, охарактеризовать разновидности современных отечественных корпоративных культур;

- изучить разновидности типов корпоративных культур;

- дать краткую характеристику КП «БСА «Лужники»;

- проанализировать корпоративную культуру спортивного клуба в КП «БСА «Лужники» как фактор роста конкурентоспособности;

- разработать предложения по улучшению корпоративной культуры спортивного клуба в КП «БСА «Лужники».

Объектом курсовой работы являются спортивные клубы КП «БСА «Лужники».

Предметом стала корпоративная культура спортивных клубов КП «БСА «Лужники».

Методологической и теоретической основой исследования являются общенаучные методы познания и научные подходы к изучению объектов, явлений. В работе использовались системный, маркетинговый, поведенческий, традиционный, инновационный и другие научные подходы исследования. Были использованы также методы и принципы предметно-логического, структурно-функционального анализа, опрашивание, методические подходы к изучению эффективности использования потенциала организаций.

Информационной базой курсовой работы послужила научная, специальная, учебно-методическая литература российских авторов, материалы научно-практических конференций, статьи периодических печатных изданий, интернет-ресурсы.

Структура курсовой работы: введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение, список используемой литературы.

1. Теоретические аспекты формирования корпоративной культуры в организации


1.1 Корпоративная культура: понятие и содержание

Культура - это и исторически определенный тип организации жизнедеятельности людей, выражаемый в особенностях их отношения к действительности и в создаваемых ими материальных и духовных ценностях, это и способ жизнедеятельности человека с духовными и материальными предпосылками и следствиями приспособления человека к среде.

Применительно к организации, если рассматривать упрощенно, культура образует круг правил (рис. 1), которые сознательно создаются ее ведущими членами или формируются с течением времени.

РЫНОК

ОБЩЕСТВО

КУЛЬТУРА ФИРМЫ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЦЕННОСТЯХ

НОРМЫ И ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

КОНКРЕТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Рис. 1. Возникновение культуры

Источник: (Джефкинс Ф., Реклама: учеб. пособие для вузов / Ф. Джефкинс; под ред. Б.Л. Еремина. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. С. 312)

Эффективность того или иного типа культуры зависит от многих факторов: вида деятельности владельца (владельцев) фирмы; конечных целей; типа и уровня управляющего; размеров фирмы; степени конкуренции; уровня технологии; финансовых возможностей; влияния внешней среды. Так, фирма, принимая во внимание предложения, тенденции рынка и умножающиеся общественные процессы (например, по защите окружающей среды), само собой, разумеется, желает занимать на своем рынке первое место. Из этого выводится норма - неизменно предоставлять клиенту первоклассное обслуживание. На уровне содержания это может означать, что к клиенту подходят активно, поддерживают хороший контакт, не создают для него проблем, учитывают его потребности в развитии производства, постоянно предлагают что-то новое.

Каждая организация обладает специфическими культурой и суб-культурами, что отражается в ее системе, стиле управления, структуре, в ее внешнем облике. Кроме того, каждый работник самым поразительным образом представляет собой всю свою организацию в миниатюре.

Уникальность культуры заключается в том, что она обеспечивает достижение желаемого будущего организации путем реализации системы ее внутренних ценностей.

К настоящему времени не выработано единой трактовки понятия «организационная культура». Многими авторами понятия «организационная культура», «культура организации», «корпоративная культура», «фирменная культура», «культура предпринимательства» используются как синонимы. Для целей нашей работы представляется рациональным разделить понятие организационной культуры и корпоративной культуры.


В экономической литературе существует довольно много определений организационной культуры. Культура организации - отмечает Ю. Одегов, - это совокупность типичных для нее ценностей, норм и точек зрения или идей, которые сознательно или подсознательно формируют образец поведения для сотрудников организации. Они входят в традицию, подвергаются изменениям и узнаются по символам. Культура организации может рассматриваться как выражение ценностей, которые воплощены в организационной структуре и в кадровой политике[1].

О. Виханский и А. Наумов дают следующее определение организационной культуре: «...это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентации передаются индивидом через «символические» средства духовного и материального внутриорганизационного окружения[2].

Таким образом, термин «организационная культура» большинством авторов воспринимается как система общего мнения, бездоказательно принимаемая и разделяемая членами данного коллектива, и эта система отличает одну организацию от другой.

Несмотря на значительное разнообразие определений организационной культуры, в них можно выделить три основных элемента:

- предположения, которых придерживаются члены организации в своем поведении и действиях;

- ценности (ценностные ориентации), которых придерживается индивид;

- символика, посредством которой ценностные ориентации «передаются» членам организации[3].

Организационная культура выступает как фактор, интегрирующий интересы работника и работодателя (рис. 2) посредством закрепления определенных «правил игры» (ожидаемых поведенческих установок для конкретной ситуации, поведенческих стереотипов, связанных с выполнением конкретной работы и соблюдением норм) [4].

Работник

Трудовая деятельность

Работодатель

Интересы и потребности персонала

Интересы и цели организации

Организационная культура

Нормы и принципы

поведения

Направление

кадровой работы

Ценности

традиции

Ролевые

модели

Роль и место человека


в организации

Рис.2. Интегрирующая роль организационной культуры

Источник: (Патутина Н.А. Корпоративные технологии XXI века: социально-педагогический потенциал организационной культуры / Науч. ред. А.В. Мудрик. – М.: Памятники исторической мысли, 2016. С. 319)

Такими барьерами могут быть: сопротивление всему новому, отсутствие контактов между работниками. Стремление создать сильную единую культуру может оказать тормозящий эффект на инициативу, генерацию идей и удовлетворенность работой; сильная «запланированная культура» представляет угрозу жизнеспособности организаций (конфликты между сотрудниками).

В менеджменте корпоративная культура понимается как совокупность убеждений, отношений, норм поведения и ценностей, общих для всех сотрудников данной организации. Они могут не быть четко выражены, но при отсутствии прямых инструкций определяют способ действий и взаимодействий людей и в значительной мере влияют на ход выполнения работы. «Корпоративная культура - это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий, которые передаются через символические средства духовного и материального внутриорганизационного общения»[5].

Термин «корпоративная культура» охватывает большую часть явлений духовной и материальной жизни коллектива: доминирующие в нем моральные нормы и ценности, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы, манера персонала одеваться и установленные стандарты качества, выпускаемого продукта и т.д.[6]. Таким образом, по своему содержанию корпоративная культура - это более или менее долго сохраняющееся соотношение сил, которое побуждает персонал специфически реагировать на определенные цели. В этом и состоит ее основное отличие от организаионной культуры.

Корпоративную культуру можно описывать в терминах ценностей, норм и предметов материальной культуры. Она воспринимается сотрудниками компании как климат организации, влияет на стиль управления и находит в нем свое выражение[7].

Таким образом, значение корпоративной культуры определяется следующими обстоятельствами: она придает сотрудникам организационную идентичность, является важным источником стабильности и преемственности, что создает у ее сотрудников чувство безопасности.


Корпоративная культура, определяя существенный контекст событий, которые в противном случае оставались бы непонятыми, помогает новым работникам правильно интерпретировать происходящие в организации события. Она более чем что-либо другого стимулирует высокую ответственность работника, выполняющего поставленные перед ним задачи, привлекает внимание, передает видение и отмечает заслуги творческих, эффективных сотрудников.

1.2 Подходы к оценке уровня корпоративной культуры на предприятии

В настоящее время в отечественной теории и практике управления стал активнее проявляться интерес к изучению корпоративной культуры предприятия. «Овладение новейшими управленческими технологиями невозможно без освоения основ организационно-культурного подхода, дающего комплексное понимание процессов эволюции функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения людей». Диагностика уровня развития корпоративной культуры является отправной точкой управления формированием[8].

Основная цель оценки уровня развития корпоративной культуры организации - получение достоверных сведений о мотивах и ценностях, которыми руководствуется персонал предприятия, характере неформальных коммуникаций в коллективе, о формализации деятельности, структуре власти, принадлежности ее к определенному типу. На основе этого анализа можно осуществлять целенаправленное воздействие на поведение членов коллектива с целью адаптации системы управления предприятием к постоянно меняющейся рыночной среде. Полный качественный анализ корпоративной культуры позволяет выделить разделяемые всем персоналом убеждения, ценности и предположения, определить тип корпоративной культуры, а также спрогнозировать реакцию персонала на готовящиеся преобразования в системе управления. Исследование корпоративной культуры позволяет судить о характере восприятия работниками организационной реальности и о том, через призму каких ценностей будут оцениваться ими стратегические перемены и обосновываться их необходимость. Исследование корпоративной культуры предприятия способствует своевременной коррекции и ликвидации недостатков в области практического менеджмента, совершенствованию методов управления, а также выявлению изменений в ценностных ориентациях сотрудников.