Файл: Построение организационных структур (Теоретические основы формирования организационных структур управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 204

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Организационная структура – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных частей организации – подразделений, обособившихся в результате разделения труда. Выбранная тема очень актуальна.

Рассмотрение принципиальных положений по формированию организационных структур управления показывает возможность и объективную необходимость моделирования и выбора тех структур, которые по основным характеристикам в большей степени соответствуют тенденциям развития рыночной экономики и менеджмента. Это в значительной степени относится к организационным структурам управления российской экономики. В условиях возрастающей внешней открытости экономики России поиск и использование преимуществ производственно – хозяйственных систем перед зарубежными конкурентами становятся важной управленческой задачей. Такие качества, как гибкость управленческих структур, профессионализм менеджеров, способных действовать в условиях конкуренции, прогрессивность методов взаимодействия с внешними и внутренними партнерами, должны быть свойственны структурам управления нового типа.

Приватизация способствует процессам концентрации частного и долевого капитала, с одной стороны, что отражается на всех элементах системы менеджмента и, естественно, на способах взаимодействия, т.е. на структуре управления.

При формировании новых организационных структур управления следует использовать зарубежный опыт в данной области менеджмента, адаптировав его к российской экономической ситуации переходного периода.

Цель исследования - изучить построение организационных структур управления.

Предмет исследования – Совершенствование структуры управления организации

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть понятие организационной структуры управления. Рассмотреть типы оргструктур: линейную, функциональную, линейно-функциональную, матричную и другие схемы управления, указать их достоинства и недостатки;
  2. Охарактеризовать конкретную организацию: краткую историческую справку, описать характер выпускаемой продукции или услуги, проанализировать существующую структуру управления;
  3. Обосновать предложения по совершенствованию действующей структуры управления, основные этапы проектирования нового варианта организационной структуры, распределение полномочий и ответственности, корректировать должностные инструкции.

В качестве иллюстративного материала представить схему организационной структуры действующую, оценку нормы управляемости, алгоритм проектирования.


1. Теоретические основы формирования организационных структур управления

Понятие, значение, определение организационных структур управления. Факторы, влияющие на формирование организационной структуры

Как любое сложное образование, организация состоит из отдельных взаимосвязанных частей, т.е. имеет определенную структуру.

Структура - строение, единство устойчивых взаимосвязей меж элементами, форма организации системы[1]. Каждый вещественный объект обладает разнообразием внутренних и наружных связей, способностью к переходу из 1-го состояния в другое. Когда количественные конфигурации системы выходят за границы меры и вызывают её высококачественные конфигурации, последние всегда выступают как конфигурации структуры. Связь частей в структуре подчиняется диалектике части и целого. Изменение структурных отношений в системе вызывает конфигурации параметров частей, которые подчиняются общим законам развития системы как целого. Таким образом, структура охарактеризовывает взаимозависимость частей системы[2].

Организационная структура имеет отношение конкретно к организациям, где осуществляется та либо другая совместная трудовая деятельность, нуждающаяся в организационных процессах: разделении труда, ресурсном обеспечении, согласовании объемов, сроков и последовательности работы. Организационные процессы в свою очередь обуславливаю необходимость выработки целей и стратегий деятельности, выполнение процессов планирования, мотивации, контроля, учёта, анализа, т.е. процессов управления. Появляется понятие организационная структура управления как единство устойчивых взаимосвязей меж элементами системы [3]управления фирмами, осуществляющими производственно-хозяйственную и социальную деятельность.


Под организационной структурой понимается упорядоченная совокупа взаимосвязанных частей организации - подразделений, обособившихся в итоге разделения труда.

Основными элементами организационной структурой управления (ОСУ) выступают: цели и стратегии системы; иерархические звенья управления либо уровни принятия решений и ответственности; горизонтальные звенья по уровням управления, выполняющие многофункциональную деятельность, - менеджеры и руководители, управленческие работники; субъекты наружных связей - потребители, поставщики, партнеры, денежные структуры, соперники, муниципальные органы, социальные организации; связи - дела, коммуникации, информация.

Определяющим элементом структуры выступаю связи - дела, имеющие многогранное и многоаспектное содержание. Сначала, отношения по управлению имеют социально-экономическую природу, потому при формировании метода связей меж людьми и коллективами, осуществляющими совместную деятельность, учитывается совокупа интересов - экономических, соц, психических. Необходимо отметить, что основное внимание уделяется связям, отражающим нрав разделения труда.

Выделяю многофункциональные связи (вертикальные и горизонтальные); линейные (дела управления и подчинения); формальные (регламентированные) и неформальные (доверительные). Если принять во внимание особенности и многогранность связей и отношений управления, становятся понятными сложность категории организационной структуры управления и её значимость в управлении экономикой[4].

Целевое предназначение организационной структуры управления - обеспечить устойчивое развитее социально-экономической системы средством формирования, сохранения и совершенствования методов связи и взаимодействия системы с наружной средой и внутреннего взаимодействия частей системы. С мотивированным предназначение связана и способность адаптации структуры к изменяющимися условиям среды с меньшими затратами временных, трудовых, вещественных и денежных ресурсов.

Устойчивость, рациональность, адаптивность, упругость, маневренность, коммуникативность, надежность, организационная культура - главные свойства, обусловленные сутью, качествами и мотивированным предназначением структуры управления.

Устойчивость и рациональность выступали приоритетными параметрами при формировании традиционных структур управления организациями уже сначала ХХ века. Концепция бюрократии, сформулированная тогда германским социологом Максов Вебером, содержит последующие свойства рациональной структуры:


· Точное разделение труда, что приводит к возникновению высококвалифицированных профессионалов в каждой должности;

· Иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим [5]и подчиняется ему;

· Наличие взаимоувязанной системы обобщенных формальных правил и эталонов, обеспечивающей однородность выполнения сотрудниками их обязательств и скоординированности разных задач;

· Формальные обезличенность выполнения официальными лицами должностных обязательств;· Воплощение найма на работу в серьезном согласовании с квалификационными требованиями. Защищенность служащих от случайных увольнений.

Для выполнения функций управления созданием создается управляющая система - аппарат управления.

Структура аппарата управления оказывает активное воздействие на процесс функционирования системы управления развитием производства.

На структуру аппарата управления оказывает воздействие последующие причины:

· Нрав производства и его отраслевые особенности: состав производимой продукции, разработка производства. Масштаб и тип производства, уровень технической оснащенности производства;

· Форма организации управления созданием: линейная, линецно-функциональная, матричная;

· Степень соответствия структуры аппарата управления иерархической структуре производства;

· Соотношение меж централизованной и децентрализованной формами управления;

· Соотношения меж отраслевой и территориальными формами управления (по продукту, по региону);

· Уровень механизации и автоматизации управленческих работ, квалификация работников, эффективность их труда;

· Соответствие иерархической структуре производства как управляемой системе.[6]

1.2 Типы структур и их характеристика

Зависимо от нрава связей меж разными подразделениями различают последующие типы (формы) организационных структур управления созданием: линейная, многофункциональная, линейно-функциональная, матричная, проблемно-целевое управление, отделенческая.

Линейная структура управления (рисунок 1). Во главе каждого производственного либо управленческого подразделения находится управляющий, наделенный всеми возможностями и осуществляющий единоличное управление подчиненными ему работниками и сосредотачивающий в собственных руках все функции управления. Его решения, передаваемые по цепочке «сверху вниз», неотклонимы для выполнения всеми нижестоящими звеньями. Сам управляющий в свою очередь подчинен вышестоящему руководителю. На этой базе создается иерархия управляющих данной системы управления (к примеру, мастер участка, инженер, начальник цеха, директор предприятия)[7].


Принцип единоначалия подразумевает, что подчиненные делают распоряжения только 1-го управляющего. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения любым исполнителям, минуя их конкретного управляющего.

Отдельные спецы либо многофункциональные отделы помогают линейному руководителю в сборе и обработке информации, в анализе хозяйственной деятельности, подготовке управленческих решений, контроле за их выполнением, но сам указаний либо инструкций управляемому объекту не дают.[8]

Достоинства линейной структуры управления:

· Единство и четкость распорядительства;

· Согласованность действий исполнителей;

· Увеличение ответственности управляющего за результаты деятельности возглавляемого им подразделения;

· Оперативность в принятии решений;

· Получение исполнителями обозначенных меж собой распоряжений и заданий, обеспеченных ресурсов;

· Личная ответственность управляющего за конечные результаты деятельности собственного подразделения.

Недочеты линейной структуры управления можно свести к последующему[9]:

· Высочайшие требования к руководителю, который обязан иметь необъятные многосторонние познания и опыт по всем функциям управления и сферам деятельности, осуществляемым подчиненными ему работниками, что, в свою очередь, разграничивает масштабы возглавляемого подразделения и способности управляющего по действенному управлению им;

· Большая перегрузка информаций, большой поток бумаг, множественность контактов с подчиненными, вышестоящими и смежными организациями.[10]

Линейная структура управления употребляется маленькими и средними фирмами, осуществляющими несложное создание, при отсутствии широких кооперативных связей меж предприятиями.

Многофункциональная структура управления (рисунок 2). Подразумевает, что каждый орган управления (или исполнитель) специализирован на выполнении отдельных видов управленческой деятельности (функций). Выполнение указаний многофункционального органа в границах его компетенции непременно для производственных подразделений. Многофункциональная организация существует вместе с линейной, что делает двойное подчинение для исполнителей. Решения по общим вопросам принимаются коллегиально. Многофункциональные подразделения (отделы планирования, учёта, обслуживания производства и др.) получают право давать указания и распоряжения (в границах собственных возможностей) нижестоящим подразделениям.