Файл: Дидактическая игра как метод обучения (ИГРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Период обучения в школе – один из наиболее интенсивных периодов развития человека. В своей учебной деятельности, учащиеся начинают проникать в более широкий мир, изучая его в действительной форме.

Любая игра, интересующая учеников, способствует развитию фантазии, воображения и вкуса, таких важных и необходимых качеств, как выдержка, наблюдательность и др.

В своих играх, ребенок, как правило, отражает ситуации, явления и события, которые вызвали у него интерес. Отражая жизнь, он опирается на известные образцы: на взаимоотношения, поступки и действия окружающих их людей. При этом игра детей не является точной копией, того что они наблюдают.

Игра среди разнообразных методов и форм воспитания и обучения занимает одно из важнейших мест. Она пользуется особой популярностью среди учеников, происходит без какого-либо принуждения со стороны педагогов. Это означает, что самые существенные перемены в поведении ребенка, его психике и развитии социальных чувств происходят именно в игре.

Таким образом, целью данной работы является теоретический анализ дидактической игры как метода обучения.

Исходя из цели, были определены следующие задачи:

  1. Определить роль и значение игры для развития ребенка.
  2. Проанализировать классификацию и функции игр.
  3. Изучить требования к отбору дидактических игр.
  4. Исследовать методику практического использования дидактических игр.

Объект исследования – игровые технологии в условиях образовательного учреждения

Предмет исследования – игровые технологии, как один из методов, способствующих формированию познавательного интереса учащихся.

В качестве теоретической базы были использованы труды таких авторов, как: Глухова В.П., Гуревич П.С., Деркунской В.А., Крившенко Л.П., Крысько В.Г., Столяренко Л.Д.

Структура работы включает в себя: введение, две, заключение и список использованной литературы.

1 ИГРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

1.1 Роль и значение игры для развития ребенка

Игра издавна привлекает к себе внимание не только педагогов и психологов, но и этнографов, искусствоведов, философов. Игра как особый вид деятельности возникла достаточно давно.


Первое систематическое описание детских игры в России осуществил Покровский Е.А., который утверждал, что понятие об «игре» имеет некоторые отличия у разных народов. К примеру, древние греки под словом «игра» понимали действия, которые свойственны ребенку, выражая главным образом то, что на сегодняшний день называется «предаваться ребячеству». У римлян «игра» означала «веселье», «радость». Евреи под «игрой» понимали «смех», «шутки». Таким образом, под понятие «игры» подпадало, соответственно сегодняшним понятиям, всё, начиная от детских игр в солдатики, и, заканчивая высшим искусством скрипача [4, c. 78].

Начало формирования теории игр принято связывать с именами таких мыслителей, как: Вундт В., Спенсер Г., Шиллер Ф. (XIX в.). Осуществляя разработку своих эстетических, философских и главным образом психологических взглядов, они попутно, в нескольких положениях, рассматривали и игру в качестве одного из самых распространенных жизненных явлений, связав возникновение игры с возникновением искусства [4, c. 78].

Вундт ближе всех подошел к пониманию возникновения игры. Однако и он, как большинство других ученых, считал, что источником игры является наслаждение [1, c. 54].

Игрой у человека, по мнению Эльконина Д.Б., является воссоздание человеческой деятельности, из нее выделяется ее социальная суть – нормы и задачи отношений, возникающие между людьми [10, c. 116].

Игру, как особый вид деятельности, рассматривали многие ученые.

Ушинский К.Д. в своих исследованиях доказал, что содержание игры оказывает воздействие на становление детской личности [4, c. 78].

Ряд ученых рассматривали игру в качестве деятельности, которая не зависит от социальных условий. К их числу относятся: Адлер А., Фрейд З., Гроос К. и др. На основе теорий указанных ученых можно сделать вывод о том, что выбор объекта подражания в игре объясняется, в первую очередь, силой подсознательных влечений, пробуждающегося инстинкта. Выбор игры обусловлен бессознательными импульсами.

Отечественные психологи, среди которых Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Запорожец А.В., Выготский Л.С., считали, что игра является ведущей деятельностью в период дошкольного возраста, благодаря которой в детской психике происходят существенные изменения, формирование качеств, подготавливающих переход к следующей стадии развития [7, c. 39].

В игре все аспекты детской личности формируются во взаимодействии и единстве.

Исследование детских игр обнаруживает закономерности их развития, которые связаны с общими закономерностями развития в период дошкольного возраста, формированием коллективных навыков, нравственных качеств, воображения, творческих способностей мышления. Параллельно с тем в игре проявляются индивидуальные особенности ребенка, его характер.


Игре отводится ведущая роль в системе трудового, физического, эстетического и нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Ребенок нуждается в активной деятельности, которая способствовала бы росту его жизненного тонуса и удовлетворяла его социальные потребности, интересы.

Можно утверждать, что игра связана со всеми аспектами образовательной и воспитательной работы с детьми. В ней развиваются и отражаются умения и знания, которые были получены на занятиях, формируются правила поведения. Именно таким образом трактуется роль игры в программе воспитания детей.

Если рассуждать об эволюции становления игровой деятельности в процессе формирования детской личности, то необходимо отметить, что содержание игры – это то, что выделяется ребенком как основой момент деятельности взрослых, которая отражается в ней. Содержание детской игры развивается от игры, в которых основной стержень – предметная деятельность взрослых, к играм, где в качестве главного содержания выступает подчинение правилам общественных отношений, складывающихся между людьми.

Игра ребенка обладает творческо-психологическим характером.

Некоторые психологи склоны считать, что детскую игру нельзя относить к творческой деятельности, поскольку в них не создается ничего нового.

В некотором смысле с этим можно согласиться. Если подходить к игре ребенка с такими же мерками, что и к деятельности взрослых, то в данном случае понятие «творчество» не совсем уместно. Однако оно оправдано, если подойти к разрешению вопроса в контексте развития ребенка.

Выготским Л.С. было подмечено возникновение у ребенка дошкольного возраста замысла, что означает собой переход к творческой деятельности. Ребенок в раннем детстве проходит путь от действия к мысли, у дошкольника же получает своё развитие способность двигаться от мысли к действию, т.е. реализовывать свои замыслы. Это проявляется в любом виде деятельности, и в первую очередь в игре. Возникновение замысла обусловлено развитием творческого воображения [18, c. 143].

Творческий характер игр подтверждается тем, что дети не копируют жизнь, а подражая тому, что видят, комбинируют собственные представления. Параллельно с этим он показывает своё отношение к изображаемому, свои чувства и мысли. Это сближает игру с искусством, однако ребенок – не актер и процесс становления его личности только начинается. Он играет не для зрителей, а для себя, создаёт свою роль в процессе игр.


1.2 Классификация и функция игр

Игру в качестве метода обучения и передачи опыта, как было указано ранее, люди используют с древних времен. В современных школах, где акцент делается на активизации и интенсификации учебного процесса, игровую деятельность используют [6, c. 45]:

  • как самостоятельный метод для освоения конкретной темы;
  • в качестве целого урока или его части (упражнения, контроля, объяснения и т.д.);
  • при организации внеклассных мероприятий.

Роль и место игры в учебном процессе, сочетание обучения и игровых элементов во много обусловлены пониманием педагога классификаций и функций различных игр. Однако, рассматривая данный вопрос, необходимо сразу отметить, что на сегодняшний день в методической, педагогической, психологической и философской литературе отсутствует какое-либо однозначное решение данной проблемы.

В настоящее время наиболее точной представляется классификация учебных игр, которую разработали Эльконин Д.Б. и Рубинштейн С.Л. Они выделили ролевые и интеллектуальные игры, при этом обращая внимание на то, что если первая категория игр относятся к «субъективно-субъективными», то интеллектуальные игры являются «субъективно-объективными» [19, c. 86].

Если анализировать игру в контексте целевых ориентаций, то в данном случае игры можно разделить на [19, c. 87]:

1. Дидактические, используемые с целью активизации познавательной деятельности и расширения кругозора. Формируют определенные навыки и умения, которые необходимы для практической деятельности. Игра – как указывал Узнадзе Д.Н. – представляет собой форму психогенного поведения, т.е. имманентного, внутренне присущего личности.

Дидактическая игра представляет собой не просто обязательный атрибут активного обучения. Ее значение намного шире. По своей сущности и обучающему потенциалу она выходит за пределы активного обучения, представляя собой необходимую сторону системы педагогической деятельности в целом.

2. Воспитывающие. Целью данных игр является воспитание самостоятельности, воли, коммуникативности, общительности, коллективизма, сотрудничества, формирование определенных подходов и позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок.

3. Развивающие. Цель таких игр – развитие мотивации учебной деятельности, рефлексии, эмпатии, творческих способностей, фантазии, воображения, мышления, речи, памяти, внимания, умения сопоставлять, сравнивать, находить оптимальные решения. Леонтьев А.Н. указывал, что игра – это свобода воображения и личности, иллюзорное осуществление нереализуемых интересов.


4. Социализирующие игры. Приобщают к ценностям и нормам общества, адаптируют к условиям окружающей среды, учат общению. Выготский Л.С. указывал, что игра является пространством внутренней социализации детей, средством усвоения социальных установок.

Задача педагога, использующего игровой методы обучения, заключается в том, чтобы активизировать познавательную деятельность учеников, в ходе которой развивались бы их способности, в частности творческие.

Таким образом, опираясь на вышеуказанную классификацию игр, можно выделить следующие их функции [13, c. 472]:

1. Обучающую, которая заключается в развитии общеучебных навыков и умений, развития внимания, памяти, восприятия информации. Кроме того она способствует формированию навыков владения иностранными языками. Это означает, что игра выступает в качестве особо организованного занятия, требующего напряжения умственных и эмоциональных сил, а также умения принимать решения (что сказать, как поступить). Желание разрешить данные вопросы обостряет познавательную деятельность учеников, т.е. игра предполагает наличие богатых обучающих возможностей.

2. Воспитательную, которая заключается в воспитании внимательного, гуманного отношения к партнеру по игры. Кроме того, своё развитие получает навыки взаимоподдержки и взаимопомощи. Ученикам вводятся фразы-клише речевого этикета для импровизации речевого обращения друг к другу, что способствует развитию такого качества, как вежливость.

3. Развлекательную функцию, которая состоит в формировании благоприятной атмосферы на уроке, его превращение в необычное и интересное событие.

4. Коммуникативную, которая заключается в объединении ученического коллектива, формировании новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии.

5. Релаксационную функцию, направленная на снятие эмоционального напряжения, которая вызвана нагрузкой на нервную систему при динамичном обучении.

6. Психологическую функцию, заключающаяся в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объемов информации. Также необходимо отметить, что происходит осуществление психологического тренинга и психокоррекции разнообразных проявлений личности, которые реализуются в игровых моделях, приближенных к жизненным ситуациям.

7. Развивающую функцию, направленная на гармоническое развитие качеств личности для активизации ее резервных возможностей.