Файл: Функции менеджмента (Теоретические основы основных функций менеджмента).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 169
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы основных функций менеджмента
1.1. Классификация функций менеджмента
1.2. Планирование как функция менеджмента
1.4. Мотивационная функция менеджмента
2. Практические аспекты реализации функций менеджмента на примере компании ПАО «ТрансКонтейнер»
Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что посредством функций менеджмента предприятие реализует свои управленческие и хозяйственные задачи. Именно посредством реализации функций менеджмента предприятие достигает целей в области планирования и организации хозяйственной деятельности.
Функции менеджмента – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работы и контроль деятельности.
Выделение функций менеджмента происходит в результате разделения и специализации труда в сфере управления.
Предмет исследования – функции менеджмента.
Объект исследования – реализация функций менеджмента на примере ПАО «ТрансКонтейнер».
Цель исследования - раскрыть сущность и охарактеризовать функции менеджмента примере ПАО «ТрансКонтейнер».
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- классифицировать функции менеджмента;
- охарактеризовать планирование как функцию менеджмента;
- охарактеризовать организационную функцию менеджмента;
- охарактеризовать мотивационную функцию менеджмента;
- охарактеризовать контрольную функцию менеджмента;
- дать общую характеристику компании ПАО «ТрансКонтейнер»;
- охарактеризовать механизм реализации функции планирования (целеполагания) в компании ПАО «ТрансКонтейнер»;
- охарактеризовать механизм реализации организационной функции менеджмента в компании ПАО «ТрансКонтейнер»;
- охарактеризовать механизм реализации мотивационной функции менеджмента в компании ПАО «ТрансКонтейнер»;
- охарактеризовать механизм реализации контрольной функции менеджмента в ПАО «ТрансКонтейнер» через систему контроля.
Методы исследования: логический метод, метод обобщения, метод сравнительного анализа.
Нормативно-правовую базу работы составили федеральное, региональное и муниципальное законодательство, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иные подзаконные нормативные правовые акты.
Теоретическую базу составили учебная литература, публикации в периодических изданиях, материалы сети Internet, посвященные вопросам теории и практики муниципальных закупок и проблемам их управления.
Настоящая работа выполнена с использованием 15 источников, включает 15 таблиц и 15 рисунков. Общий объем работы составляет 48 страниц машинописного текста формата А4.
1. Теоретические основы основных функций менеджмента
1.1. Классификация функций менеджмента
Функции менеджмента представляют собой основные задачи, стоящие перед менеджментом, которые необходимо решить для достижения цели организации. [ 3 ]
Функции менеджмента – это самостоятельные, специализированные участки управленческой деятельности. [ 6 ]
Функции менеджмента являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от специфики предприятия (размера, отраслевой принадлежности, формы собственности).
А. Файоль утверждал, что управление подразумевает реализацию функции планирования, организационной, мотивационной и контрольной функций. Позже список функций менеджмента был дополнен функциями координации и регулирования. [ 2 ]
Функции менеджмента можно классифицировать на общие (базовые) и специфические (специальные, конкретные).
Характеристика общих (базовых) функций менеджмента представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Общие (базовые) функции менеджмента
Наименование функции |
Определение |
Планирование (предвидение) |
Формулирование цели управления, выбор путей и методов достижения целевых установок. |
Организационная функция |
Создание оптимальной структуры управления, направленное на достижение цели организации. |
Мотивационная функция (распорядительство) |
Совокупность методов, стимулирующих сотрудников к наиболее эффективной работе. |
Контрольная функция |
Система регулирования деятельности сотрудников по выполнению работы в определенном объеме и определенного уровня качества. |
Функция координации |
Обеспечение согласованности действий всех звеньев управления, сохранение устойчивого режима работы. |
Регулирующая функция |
Минимизация различий между плановым и фактическим состоянием объекта управления. |
Все функции менеджмента взаимосвязаны между собой и образуют управленческий цикл. [ 3 ]
Специфические функции определяются объектом управления.
Конкретные (специфические) функции менеджмента – представляют собой результат разделения управленческого труда. [ 4 ]
Конкретные (специфические) функции менеджмента определяются по принадлежности управления к деятельности организации в целом или к конкретным стадиям производственного процесса. [ 8 ]
Специфические функции включают в себя различные виды деятельности, отличающиеся назначением и способом реализации.
Конкретные функции воздействуют не на всю организацию, а на ее определенные стороны или части. Каждая конкретная функция управления в организации является комплексной по содержанию и включает в себя общие функции: планирование, организацию, координацию, регулирование, мотивацию и контроль.
Классификация специфических (специальных) функций менеджмента представлена в таблице 2.
Таблица 2 – Классификация специфических (специальных) функций менеджмента
Группа функций |
Классификаций функций |
Функции управления ресурсами |
1. Управление материальными запасами и готовой продукцией. 2. Управление финансовыми ресурсами. 3. Управление персоналом (кадровыми ресурсами). |
Функции управления процессами |
1. Управление технической подготовкой производства 2. Управление организацией основного производства. 3. Управление организацией вспомогательного и обслуживающего производств. 4. Управление материально-техническим снабжением. 5. Управление сбытом. 6. Управление маркетингом. |
Функции управления результатами |
1. Управление качеством. 2. Управление производительностью. 3. Управление затратами. |
1.2. Планирование как функция менеджмента
Планирование - это определение системы целей функционирования и развития организации, а также путей и средств их достижения.
В Большом экономическом словаре под редакцией Азрилияна А. Н. Планирование определяется как «разработка программы действий предприятия по техническим, финансовым, коммерческим и другим операциям на перспективу (пять, десять и даже более лет) и на текущий период (год, квартал, месяц, неделя, сутки)». [3, c.1277]
Планирование является одной из основополагающих функций любой организации поскольку необходимо принимать управленческие решения относительно следующих направлений:
- распределения ресурсов;
- координации деятельности между отдельными подразделениями;
- взаимосвязи с внешней средой;
- создания оптимальной внутренней структуры;
- контроля за деятельностью как предприятия в целом, так и отдельных структурных подразделений;
- развития организации в перспективе.
Планирование обеспечивает своевременность решений, позволяет избегать поспешности в решениях, устанавливает четкую цель и способ ее достижения, а также позволяет контролировать ситуацию. [ 7 ]
Процесс планирования включает подпроцессы: [ 5 ]
- процесс целеполагания (определение системы целей);
- процесс сочетания (координации) целей и средств их достижения;
- процесс развития или единство существующей системы работы организации с ее будущим развитием.
Принято выделять два уровня планирования:
- первый уровень – стратегический. Стратегическое планирование - это определение целей и процедур организации в долгосрочной перспективе;
- второй уровень – тактический (оперативный). Оперативное планирование - это система управления организацией в текущем периоде времени.
Этапы процесса планирования представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Этапы процесса планирования [ 3 ]
После установления цели и выбора альтернативных путей ее достижения (стратегии) необходимо определить основные компоненты формального планирования: [ 5 ]
1) тактика, или как добиться того или иного результата (ответ на вопрос «как делать?»). Тактические планы разрабатываются на основе выбранной стратегии, они рассчитаны на относительно короткий период времени (год, квартал, месяц, неделя, сутки), разрабатываются менеджерами среднего звена. Результат тактического планирования появляется быстро, и его легко соотнести с конкретными действиями сотрудников; [ 5 ]
2) политика, или обще руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей;
3) процедуры, или описание действий, которые следует предпринимать в конкретной ситуации;
4) правила, или что должно быть сделано в каждой конкретной ситуации.
Результатом процесса планирования является план. План представляет собой детализированную совокупность решений, которые подлежат реализации, перечень конкретных мероприятий и их исполнителей. [ 3 ]
Классификация планов представлена в таблице 3.
Таблица 3 - Классификация планов [ 6 ]
Признак (категория) классификации |
Классификаций планов |
По широте охвата |
- корпоративное планирование (для всей компании в целом); - планирование по видам деятельности (планирование производства кондитерских изделий, планирование производства хлебобулочных изделий); - планирование на уровне конкретного подразделения (планирование работы цеха). |
По функции |
- производственное планирование; - финансовое планирование; - кадровое планирование; - маркетинговое планирование. |
По подфункции (например, для маркетинга) |
- планирование ассортимента продукции; - планирование рекламы и PR-акций; - планирование продаж. |
По временному периоду |
- долгосрочное планирование - 5 лет и более; - среднесрочное планирование - от 2 до 5 лет; - краткосрочное планирование - до года. |
По степени детализации планов |
- стратегическое планирование; - оперативное (тактическое) планирование. |
По обязательности выполнения |
- директивные планы, предполагающие обязательное исполнение; - индикативные (ориентировочные) планы, которые зависят от изменений условий внешней и внутренней среды. |
Различают три основные формы организации планирования: [ 2 ]
1. Планирование по принципу «сверху вниз». Основывается на том, что руководство создает планы, которые надлежит выполнять их подчиненным. Такая форма планирования может дать положительный результат только при наличии жесткой, авторитарной системы принуждения.
2. Планирование «снизу вверх» основано на том, что планы создаются подчиненными и утверждаются руководством. Это более прогрессивная форма планирования, но в условиях углубляющейся специализации и разделения труда сложно создать единую систему взаимосвязанных целей.
3. «Планирование «цели вниз — планы вверх» соединяет достоинства и устраняет недостатки двух предыдущих вариантов. Руководящие органы разрабатывают и формулируют цели для подчиненных и стимулируют разработку планов в подразделениях. Такая форма дает возможность создать единую систему взаимосвязанных планов, так как общие целевые установки являются обязательными для всей организации. [ 2 ]
1.3. Организационная функция менеджмента
Следующей основополагающей функцией менеджмента является функция организации, суть которой заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями компании, а также в определении порядка и условий функционирования компании.
Под организацией работы предприятия А. Файоль понимал обеспечение его всем необходимым для работы.
А. Файоль различал два типа организации: [ 5 ]
1) материальная организация, включающая в себя обеспечение предприятия необходимыми материалами, капиталом, оборудованием.
2) социальная организация включает обеспечение предприятия кадровыми ресурсами (человеческим капиталом).
Схема механизмов реализации организационной функции менеджмента показана на рисунке 2.
Механизмы реализации организационной функции менеджмента
Механизмы административно-организационного управления
Механизмы оперативного управления
- обеспечивает функционирование компании в соответствии с планом;
- сопоставление фактических показателей деятельности компании с плановыми, и их корректировка.
- определение структуры компании;
- установление взаимосвязей и распределение функций между всеми подразделениями;
- определение полномочий и ответственности между управленческим персоналом.
Рисунок 2 - Механизмы реализации организационной функции менеджмента