Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 1197

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Методы и критерии оценки конкурентоспособности организации

Существует система оценки конкурентоспособности (рис. 1.2), которая включает комплекс аналитико-статистических критериев, таких как [11, с.276]:

- общий анализ рынка, при котором учитываются географическое положение рынка, его специализация и емкость;

- исследование конкурентов, включающее в себя изучение поведения основных конкурентов фирмы, их торговые марки, стратегии, формы и методы сбыта, маркетинговая деятельность и мн. др.;

- исследование потребностей покупателей: анализируются мотивы покупки товара, факторы формирования покупательских предпочтений, направления и способы использования товара покупателями, методы привлечения новых и удержания уже существующих покупателей;

- систематизация факторов конкурентоспособности товаров: учет и анализ квалифицированной рабочей силы на предприятии, научной и технической оснащенности, материальной обеспеченности, капитала и инфраструктуры;

- определение подходов к количественной оценке конкурентоспособности товаров.

Так, выделяют следующие основные методы оценки конкурентоспособности торговых предприятий:

Метод рангов — позволяет дать оценку мест предприятий-конкурентов путем ранжирования значений основных показателей, выявить сильные и слабые стороны их деятельности, может содержать любое количество показателей.

Метод разниц — предполагает сравнение и определение отклонений отдельных оценочных показателей предприятий относительно показателей только одного конкурента.

Метод баллов — позволяет получить обобщенную количественную оценку состояния предприятия в конкурентной борьбе по сравнению с несколькими конкурентами.

Метод сравнительных преимуществ — базируется на наличии у предприятия сравнительных преимуществ, которые позволяют обеспечить относительно низкие издержки производства. наиболее распространенный и простой в расчетах.

Метод, основанный на теории эффективной конкуренции — предусматривает изучение производственного потенциала и состояния предприятия на рынке, сравнение показателей, характеризующих различные направления деятельности с аналогичными показателями конкурентов. достаточно глубокий анализ внутреннего состояния.

Метод оценки достижения точки равновесия — анализ деятельности предприятия и определение, насколько объем предоставляемых им услуг отклоняется от равновесного, при котором оно оптимизирует свою деятельность [1, с.69-75].


Метод, основанный на определении рыночной доли — дает оценку конкурентных позиций предприятия с точки зрения освоенного им рыночного потенциала.

Матричный метод — позволяет определить конкурентную позицию предприятия на рынке относительно других участников в динамике. главным инструментом исследования этого метода является матрица.

Метод оценки путем составления стратегических карт — позволяет, уточнить какой из сегментов рынка можно выбрать целевым; определить приоритеты при разработке плана по повышению конкурентоспособности предприятия.

Таким образом, применение различных методов позволит получить более достоверную оценку конкурентоспособности предприятий.

Для выживания в конкурентной борьбе и достижения поставленных целей необходимо выбрать оптимальный метод оценки конкурентоспособности предприятия на рынке. Постоянно исследовать и анализировать внутреннее и внешнее среду, совершенствовать процесс управления конкурентоспособностью предприятия.

В настоящее время авторы предлагают различные подходы к расчету конкурентоспособности предприятий, каждый из которых имеет свои методические особенности. Среди многих методов оценки конкурентоспособности ученые выделяют несколько, которые лучше учитывают особенности деятельности, условия функционирования и тенденции развития отрасли.

Таким образом, можно сказать, что конкурентоспособность предприятия представляет собой совокупность свойств, которые отличают его от других хозяйствующих субъектов более высокой степенью удовлетворения своими товарами потребностей населения, своей эффективностью деятельности, возможностью и динамикой адаптации к условиям рыночной конъюнктуры, иными словами, это совокупность особенностей и возможностей предприятия, обеспечивающих ему победу в конкурентной борьбе с другими участниками рынка.

Оценка конкурентоспособности предприятия основывается на потенциальных возможностях обеспечить доходность бизнеса в перспективе, которая рассматривается как долгосрочный процесс.

Анализ конкурентоспособности ООО "ДНС РИТЕЙЛ"

2.2 Краткая характеристика организации

DNS – один из лидеров рынка по продаже цифровой и бытовой техники в России. Сегодня мы представлены более чем в 400 городах: от Петропавловска-Камчатского до Калининграда.


Фирма была основана в 1998 году командой из десяти человек, имевших опыт в сборке и продаже компьютерной техники. Одним из них был Дмитрий Алексеев, ныне выступающий также генеральным директором организации. Интересно, что девять из десяти соучредителей фирмы до сих пор в ней работают (по состоянию на 2019 год).

Первый магазин был основан во время тяжелого экономического кризиса в 1998 году. По словам одного из собственников компании, Дмитрия Алексеева, несмотря на непростое время, людей, желающих приобрести недорогие компьютеры, оказалось немало, потому и было решено заняться розничной торговлей.

В течение 7 лет компания работала в рамках всего одного магазина; решение о развитии торговой сети было принято в 2004 году: уже через год открылся второй магазин DNS в Находке, а вскоре – третий в Хабаровске.

90-е годы выдались для россиян непростыми. Пережив дефолт, многие граждане потеряли рабочие места, и им с трудом удавалось сводить концы с концами. Несмотря на то, что компьютерный бизнес не был чем-то принципиально новым для основателей DNS, они отчаянно стремились приспособиться к постоянно меняющимся рыночным условиям.

При этом они сфокусировали своё внимание на розничной торговле и открыли первый магазин во Владивостоке. Однако люди, работавшие там, занимались не только продажами, но также и сборкой ПК. Магазин получил название Digital Network Systems, сокращённо – DNS. В переводе с английского языка это означало «Системы цифровой сети».

Постепенно предприниматели сошлись во мнении касательно необходимости расширения производства. Чтобы привлечь ещё больше покупателей, они также сосредоточились на домашней бытовой технике.

Через семь лет с момента основания компании был открыт второй магазин, на этот раз в городе Приморского края. Вскоре торговые точки открываются и в других населённых пунктах, благодаря чему торговая марка постепенно становится всё более узнаваемой по всей РФ. Помимо освоения новых регионов, компания стремится также расширять свою сеть там, где у неё уже есть магазины.

К 2010 году она может похвастаться уже сотней магазинов в двадцати восьми российских населённых пунктах. В этих торговых точках трудятся свыше полторы тысячи работников. В том же году открывается первый магазин в Краснодаре. Компания делает ставку на демократичные цены своих товаров, а также на их широкий ассортимент.
Работа пошла успешно, и расширение продолжилось: в 2006-2008 гг. магазины молодой сети были открыты в:

Иркутске;


  • Благовещенске;
  • Томске;
  • Чите;
  • Новосибирске;
  • Красноярске;
  • Ростове-на-Дону;
  • и еще в 5 городах Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Одновременно с экспансией в новые регионы развивались уже освоенные. DNS для расширения сети использовала как собственные, так и внешние источники финансирования – на эти цели было инвестировано свыше сотни миллионов долларов.

В 2011-м был запущен новый проект «Технопоинт» (Techopoint) – онлайн-магазин (digital shop) техники, который реализовывал товары только через интернет, за счет чего делал отпускные цены заметно ниже.

Инвестиции в эту торговую точку оцениваются специалистами в $800 тыс. На начало следующего года число магазинов увеличивается до ста восьмидесяти пяти, а количество сотрудников превышает три с половиной тысячи человек.

По состоянию на первое полугодие 2011 года было собрано сто девяносто три тысячи персональных компьютера. Этот показатель сделал компанию сборщиком ПК №1 в России.

В 2012 году собственники организации строят первый завод по сборке ПК, ноутбуков, планшетных компьютеров и «умных» мобильных устройств. Он открывается в одном из городов Приморского края. Производимая там продукция быстро начинает пользоваться спросом – в частности, благодаря грамотной ценовой политике компании.

Товары стоят намного дешевле, чем те, что были выпущены именитыми брендами, однако при этом не уступают им по качеству и функциональным особенностям.

Мобильные устройства работают под управлением популярной системы Android. Ну а, чтобы идти в ногу со временем, DNS также открывают сеть онлайн-магазинов. По итогам того же года компания зарабатывает свыше 86 миллиардов рублей, благодаря чему известный журнал Forbes включает её в рейтинг 200 самых крупных частных фирм РФ (фирма оказывается на шестидесятом месте).

К середине лета 2013 года компания присутствовала уже более чем в двух сотнях российских городов (всего свыше 700 торговых точек). Помимо магазинов, среди них встречались и большие гипермаркеты. В Подмосковье и Новосибирске было налажено сборочное производство. К началу 2015 число торговых точек превысило 900.

Компания DNS выпускает компьютеры и аксессуары, ноутбуки, планшеты, смартфоны, камеры и так далее. Кроме того, к числу её торговых марок также можно отнести Airtone и DEXP.

Стоит признать, что на рынке сложилось неоднозначное мнение о компании. Тем не менее, торговая марка неоднократно возглавляла рейтинги лучших региональных IT-игроков, а Дмитрий Алексеев – становился одним из лучших руководителей IT-индустрии, а также вошёл в Топ-10 антикризисных менеджеров.


В одном из своих интервью генеральный директор признался, что главным стимулом для него и других лиц, управляющих компанией, является то, что все они занимаются любимым делом, стремясь подходить к этому творчески.

Среди важнейших корпоративных клиентов DNS можно выделить государственные учреждения и различные предприятия. Примечательно, что финансовый кризис практически никак не отразился на работе компании.

Одним из самых известных телефонов компании является модель M2. Это удобный сотовый аппарат с поддержкой двух SIM-карт в режиме ожидания, с отличным мультимедийным плеером и радиоприёмником. Он выполнен в традиционном форм-факторе моноблока. Корпус изготовлен из пластика чёрного цвета и стали.

Под торговой маркой из Владивостока также выпускаются различные аксессуары для смартфонов. Среди них: автомобильные держатели (с возможностью крепления на приборную доску или лобовое стекло), чехлы, защитные плёнки (крышки, стёкла) и декоративные наклейки.

Кроме того, компания выпускает стилусы, перчатки для сенсорных экранов, аксессуары для селфи (монопады), смарт линзы и игровые контроллеры. К числу прочих полезных аксессуаров можно отнести универсальные внешние вспышки и крепления для монопада.

Компания DNS смогла за короткие сроки стать продавцом техники и электроники на территории всей России. Нестандартный подход к продвижению товаров и отношениям с покупателями смогли обеспечить высокую популярность ритейлеру. За время своего развития DNS смогла построить диверсифицированный бизнес всероссийского масштаба.

Группа компаний DNS обладает крупной сетью розничных магазинов по реализации цифровой и бытовой техники. Помимо этого, ведется производство, сборка ноутбуков и других технических товаров. Большую долю в объеме продаж занимает интернет-торговля. История организации насчитывает 10 лет, и за это время DNS стала одним из лидеров российского рынка, предлагая качественные товары, сервис и привлекательные цены. Штаб-квартира расположена во Владивостоке.

Компания начала осваивать европейскую часть России и, в частности, регион Москвы и Подмосковья. Одновременно шло закрепление позиций в Сибири и в южных, причерноморских регионах страны. Результат: к лету 2013 г. число магазинов превысило 700 шт., количество городов – 200 шт.

В 2012 году сдан в эксплуатацию завод в Приморском крае, который занялся сборкой компьютеров, ноутбуков (производительность – до 1,5 млн ед. техники/год). Таким образом был реализован замысел по фактическому производству недорогой техники и запуску в продажу собственных брендов – DNS и Airtone.