Файл: Сходство и отличие требований права и морали (ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ МОРАЛИ И ПРАВА).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Система регулирования общественных отношений включает в себя различные нормы и правила, которыми люди руководствуются в своей повседневной жизни
и деятельности.
К числу важных проблем теории государства и права, этики, философии права относится проблема соотношения права и морали в жизни общества, которая приобрела мировоззренческую остроту в отечественной философии, общественной мысли и юриспруденции XIX – начала XX в., сохраняя актуальность и в наши дни.
Высокая актуальность проблемы взаимодействия права и морали обусловлена активным развитием большого числа негативных тенденций
во всех сферах общественных отношений в условиях глобализационных процессов. Это беспокоит и зарубежных исследователей. В постсоветской России в данном контексте особую обеспокоенность вызывает этическое состояние социума и широкое распространение своеобразных новых стандартов поведения, во многом противоречащих принципам гуманизма.
Необходимо отметить произошедший перелом в этической сфере, приведший к перемене нравственных векторов: за последние двадцать
лет общество перестало осуждать стремление к наживе, стало гораздо более терпимо к откровенному поведению в отношении сексуальных отношений или вредных привычек. Все это связано с пересмотром своеобразной традиционной системы ценностей, доставшихся нашему социуму
от советского общества[1].
Одним из актуальных вопросов социальной философии является соотношение морали и права. Мораль и право выполняют одну социальную функцию, взаимоотношения индивидов в обществе.
Степень научной разработанности. Вопросы понятийного аппарата,
а также вопросы соотношения права и морали поднимались в научных трудах С.Н. Куницина, А.В. Белякова, К.К. Горяинова, О.П. Александрова, П.К. Аксеновой, Р.Ш. Гребенюк и ряда других ученых-правоведов,
но, тем не менее, ряд проблем до сих пор не решены как в теории,
так и в практической деятельности, и поэтому считаем целесообразным привлечения к исследованию данной темы дополнительного научного потенциала.
Объектом изучения стали общественные отношения, возникающие
в процессе соотношения права и морали в современном мире.
Предметом исследования являются нормы права, которые регулируют порядок реализации правовых норм, а также выполнения обществом моральных норм.
Целью исследования является комплексное изучение права и морали, а также актуальные вопросы их соотношения.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- Изучить понятие и сущность морали.
- Рассмотреть сущностные особенности права.
- Проанализировать аспекты соотношения права и морали.
- Выявить проблемы соотношения права и морали и пути их решения.
Методы исследования. Методологической основой исследования послужил общенаучный диалектический метод, а также – социологический, статистический, формально-логический, системно-структурный и др.
Структура работы включает в себя введение, две главы, объединяющие четыре параграфа, заключение, список использованных источников.
ГЛАВА 1 ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ МОРАЛИ И ПРАВА
1.1. Мораль: понятие и сущность
Слово «мораль» появилось в русском языке в конце XVIII в. в процессе знакомства образованных людей с сочинениями французских писателей-моралистов. Многократно издававшийся в России второй половины XIX в. словарь иностранных слов Н. Дубровского отмечает: «мораль –
это нравственное учение, нравоучение; правила, признанные за истинные, для воли и совести человека»[2].
На современном этапе в психологической науке остро стоит проблема нравственности и морали.
Отечественные ученые отмечают, что мораль – это «вид общественных отношений, направленных на утверждение самоценности личности, равенства всех людей и их стремление к счастливой и достойной жизни, выражающей идеал человека, гуманистическую перспективу истории»[3].
Само понятие «мораль» стало рассматриваться как одна из форм общественного сознания, изменяющаяся вместе с развитием общества:
«В общественном производстве у различных классов создаются свои идеи, представления, нормы поведения. Мораль, являясь одной их форм общественной идеологии, не может оставаться неизменной,
не развивающейся. Она изменяется и развивается, но развитие ее идет вместе с развитием общества и обуславливается развитием самого общества»[4].
По мнению С.К. Бондыревой, понятие «мораль» определяет общие рамки, границы в поведении. Мораль – это «регламентация поведения, устанавливающая границы, пределы, за которые выходить нельзя,
но не предъявляющая детальных требований внутри этих границ». Мораль представляет собой регулятор поведения, имеет связь с понятиями закона
и права[5].
По мнению Н.Н. Крутова, понятие «мораль» включает целостные, нормативные ориентации и установки, которые опираются на внутреннюю убежденность личности и на общественное мнение; формируют должное
и нормативное отношение человека к обществу[6].
По мнению Г.В. Кузнецовой и Л.В. Максимова, мораль является средством разрешения конфликтов на основе справедливости, которая включает в себя духовные ценности, формирующиеся на протяжении всего времени[7].
Сущность морали заключается в оценке человеческого поведения, устанавливает общие рамки и пределы в деятельности, в поведении,
в совершении различных поступков.
Процесс становления морали рассматривали З. Фрейд, А. Адлер,
К. Роджерс. Так, З. Фрейд отмечал, что развитие морали необходимо рассматривать как замену принципа удовольствия принципом реальности.
В структуре личности З. Фрейда моральную функцию выполняет «сверх-я». Адлер А. утверждал, что в основе морального развития находится чувство слабости или чувство неполноценности. В процессе идентификации ребенка с родителем, ребенок принимает морально-этические нормы родителя. Роджерс А.К. отмечает, что базовые потребности человека: потребность
в самоактуализации и потребность в позитивном отношении к себе других людей, общества в целом – способствуют формированию моральной сферы личности[8].
Попов Л.А. установил структуру морали. По мнению Л.А. Попова,
в сферу морали входит моральное сознание, которое включает
в себя рационально-теоретическое сознание, эмоционально-чувственное сознание, волевую сферу. Также важным компонентом в сфере морали
он выделяет моральную практику, т.е. реальное поведение личности[9].
На базе морального опыта происходит формирование системы моральных представлений, ценностей, суждений. В комплексе
это обеспечивает духовную направленность личности. Комплекс факторов развития складывается из внешних и внутренних компонентов, факторов развития, стимулирующих духовно-нравственную направленность личности – от ее внешних проявлений до формирования духовно-нравственных представлений, знаний, убеждений[10].
То, что мораль направлена на достижение двух главных целей
и соответственно включает два мотива, отмечали такие крупнейшие теоретики морали, как Аристотель, Бэкон, Гоббс, Гельвеций, Кант, Гегель. Категорический императив И. Канта содержит два требования: поступать
по всеобщему правилу и относиться к человеку как к цели. Очевидно, целями при этом являются интересы общества в целом, естественно, выраженные
во всеобщих нормах, и интересы каждой отдельной личности[11].
В научной литературе последних лет происходят интенсивная содержательная разработка понятия «мораль», осмысление
его неравнозначности понятию «нравственность». Утверждается положение о различии морали как внешнего регулятора социальной жизни, представленного в виде норм и правил поведения, которые предъявляются индивиду от имени социума, и нравственности как области свободных ответственных поступков личности, совершаемых в соответствии
с моральными нормами»[12]. Мораль регламентирует поведение индивида, устанавливает границы, за которые выходить нельзя, предостерегает
от наиболее опасного в поведении.
Моральные требования предъявляются к человеку обществом
и профессиональным окружением, определяя то, каким образом он должен себя вести, то есть относятся к сфере должного. Для принуждения
к исполнению моральных норм в социальном окружении человека существует система санкций, которая действует непрерывно с первых
лет жизни.
Механизм формирования индивидуальных моральных ценностей может действовать двумя путями.
Во-первых, неосознанно, преломляя инстинктивные влечения через идеальные представления, сформированные под давлением социального окружения, посредством защитных механизмов психики. Сформированные таким образом индивидуальные нравственные ценности выполняют функцию регуляции поведения, как на сознательном,
так и на бессознательном уровне.
Во-вторых, другая часть индивидуальных моральных ценностей изначально присутствует как моральные нормы, привносимые обществом. Эти внешние установки, пройдя путь осознания и «принятия», индивидуализируются и в последующем участвуют в регуляции поведения отчасти неосознанно[13].
Мораль и нравственность О.С. Анисимов рассматриваются
как тождественные. Соотношение морали и нравственности осуществляется по критерию развития уровней и типов бытия. Человек, переходя с уровня бытия как индивида к бытию как субъекта, формирует мораль как норму преобразования конфликта, когда ему необходим другой человек,
но при сохранении к нему потребностного отношения. Поскольку субъектное бытие сохраняется в социокультурном мире и в мире деятельности,
то на этих уровнях мораль появляется и совершенствуется, и является внешним требованием. На культурном уровне человек самоопределяется
как личность, подчиняется нормам культуры, и это добровольное подчинение выводит его на нравственную позицию, которая формируется
и совершенствуется на основе участия личности в различных типах
игр как форм развития универсальных способностей. Итак, мораль – это норма, фиксирующая потребностно-целевое бытие человека как субъекта социальных отношений и деятельности, а нравственность – это норма, фиксирующая идеалы и ценности человека как личности, самоопределяющейся в мире культуры и в направлении к духовности[14].
Таким образом, можно сделать вывод, что мораль является формой сознания, которая включает целостные, нормативные ориентации
и установки, опирающиеся на внутреннюю убежденность личности
и на общественное мнение; установки морали формируют должное
и нормативное отношение человека к обществу. Также мораль представляет собой совокупность норм и требований, принятых в обществе
и обуславливающих поведение индивида в нем. Сущность морали заключается в оценке человеческого поведения. Мораль напрямую зависит
от идеологии, связывается с интересами преуспевания неких социальных групп и характеризуется вариативностью, условностью, корпоративностью, конкретно-историческим и социально-групповым характером.
1.2. Понятие и особенности права в России
Конец XX и начало XXI веков в России знаменуются серьезнейшими социально-политическими переменами. Вопросы о дальнейших путях развития российской государственности, о способах управления обществом
в новых условиях, о самой будущности нашего общества необычайно актуальны, остры и противоречивы[15].
Одной из узловых становится проблема создания и развития правовых механизмов обеспечения государственной власти и устройства гражданской жизни. Естественно, в связи с этим возникает необходимость осмыслить
и сущность действительного права, поскольку в современных условиях именно право является тем социальным институтом, который наиболее очевидно накапливает положительный опыт разумной организации всей совокупности общественных отношений.
Правопонимание представляет собой мыслительную деятельность человека, обеспечивающую познание права как целостного социального явления, его соотношение с государством. Обобщение различных взглядов
на право можно проводить по различным критериям.
Материалистический подход к пониманию права связан с классовым характером права, который определяется материальными условиями жизни, отличается насильственной направленностью, поскольку выступает орудием подавления одним классом другого класса. Такое понимание права выражает лишь государственную волю.
Многие авторы подходят к пониманию сущности права, рассматривая его в узком и широком смыслах. С позиции первого - право обычно понимается как совокупность общеобязательных норм, установленных
или санкционированных государством. Второй подход основан
на включении в понимание права таких правовых явлений
как правосознание, правоотношение, актов применения права и т.д., вплоть до отождествления права с правовой системой[16].