Файл: Правовой статус, функции и операции Центрального банка РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Регулирование процентных ставок и “кредитные потолки”.

Центральный Банк может регулировать процентные ставки и объёмы кредитов.

При ограничении верхних пределов процентных ставок спрос на кредит возрастает, что способствует оживлению экономики и распределению финансовых ресурсов. Посредством ограничения верхнего уровня процентных ставок облегчается доступ к кредитам разным категориям юридических лиц, в том числе мелким и средним фирмам; более того, низкие процентные ставки стимулируют инвестиции и способствуют повышению деловой активности.

3. Политика “увещания”.

При помощи политики “увещевания” посредством СМИ, Центральный Банк пытается корректировать мероприятия ДКП для того, чтобы избежать мер прямого вмешательства в экономическую сферу. Через призывы к коммерческим банкам, обращение к публике, предостережение в адрес правительства центральный банк пытается содействовать экспансивным или контрактивным мероприятиям ДКП. Например, посредством убеждения центральный банк пытается добиться уменьшения коммерческими банками выдаваемых объёма кредитов для того, чтобы “остудить перегретую экономику” при кредитовании фирм и домашних хозяйств, финансировании дефицита государственного бюджета.

4. “Джентльменское соглашение”

Джентльменское соглашение ⸺ это неформальная, основанная на взаимном доверии, договорённость между частными или государственными сторонами. При этом стороны избегают заключать формальное соглашение на долгосрочную перспективу. Джентльменское соглашение носит добровольный характер и не предусматривает санкций за его невыполнение, но оно выполняется, чтобы не наносить ущерба партнёру и не вызывать с его стороны соответствующей реакции. В международном масштабе джентльменское соглашение могут заключаться между государственными органами, например между Центральными Банками отдельных стран.

4. Политика рефинансирования.

Политика рефинансирования является важнейшей составляющей ДКП центрального банка. Первоначально политика рефинансирования банковских институтов центральным банком страны использовалась для оказания воздействия на денежно-кредитное обращение. Постепенно наряду с этим рефинансирование всё чаще стало применяться как инструмент оказания помощи коммерческим банкам. Выполняя функцию банка банков и кредитора, центральные банки стали предоставлять ссуды кредитно-банковским институтам, которые испытывают временные финансовые затруднения. По срокам использования кредиты рефинансирования чаще всего бывают краткосрочные (от 1 дня до нескольких дней) либо среднесрочные (3-4 месяца).


Возможность получения кредитов рефинансирования и их масштабы зависит от общего состояния финансового рынка, от целей и задач ДКП, а также от финансового положения заёмщика. Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, которые испытывают временные финансовые затруднения. По форме различают учётные и ломбардные кредиты. В соответствии с политикой рефинансирования центральный банк уполномочен устанавливать учётную (дисконтную) ставку предоставления кредитов.

“Учётные (дисконтные) кредиты ⸺ это ссуды, предоставляемые центральным банком кредитно-банковским институтам в порядке переучёта векселей”.[8]

Проводя дисконтную политику, центральный банк устанавливает в рамках политики рефинансирования условия, при которых коммерческие банки могут брать кредиты у центрального банка. Чтобы получить кредиты в деньгах центрального банка, коммерческие банки должны продать банку вексель (редисконт).

Центральный банк может устанавливать особые требования к векселю. Центральный банк может селективно дискриминировать векселя отдельных отраслей (например, строительный вексель) либо, преферировать векселя ( например, векселя экспортных отраслей). Общая сумма ссуд центральных банков, предоставляемых под учёт векселей, лимитируется.

При расчёте кредитного лимита используется единый для всех кредитных институтов мультипликатор, величина которого зависит от общей суммы учётного лимита. При этом для каждого коммерческого банка определяется индивидуальный учётный лимит, срок действия которого ограничен 1 годом. Центральный банк может повышать или понижать уровень учётных лимитов исходя из соображений ДКП.

“Дисконтная (учётная) ставка, или ставка рефинансирования ⸺ это цена кредита центрального банка коммерческим банкам в порядке переучёта векселей”.[9]

Дисконт взимается в форме процентных вычетов от кредитной суммы. Дисконтная ставка является ведущим процентом, который оказывает влияние на изменения общей процентной ставки в экономике. Официальная учётная ставка является ориентиром для рыночных ставок по кредитам. Устанавливая учётную ставку, центральный банк определяет стоимость привлечения кредитных ресурсов коммерческими банками. Если Центральный Банк преследует цель уменьшения кредитных возможностей коммерческих банков, то он поднимает учётную ставку, делая кредиты рефинансирования более дорогими, и наоборот. Однако центральному банку не всегда удаётся достичь намеченной цели. Возможна ситуация, когда повышение учётной ставки центрального банка не будет эффективным, если на денежном рынке в данный момент идёт снижение стоимости кредитов в результате их повышенного предложения. Посредством манипуляции с официальной учётной ставкой центральный банк воздействует на состояние не только денежного рынка, но и рынка ценных бумаг. Так, рост официальной учётной ставки влечёт за собой повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, а это уменьшает спрос на ценные бумаги.


Ломбардная (залоговая) политика. При осуществлении ломбардной политики в рамках политики рефинансирования центральный банк ставит условия, при которых коммерческие банки получают ссуду под залог депонированных в банке ценных бумаг в деньгах центрального банка по ломбардной процентной ставке, которая может ежедневно меняться. Ломбардная процентная ставка обычно превышает официальную учётную ставку примерно на 1 процентный пункт и изменяется одновременно с ней.

Ломбардный кредит применяется только для краткосрочного кредитования. Но из соображений ДКП он может периодически ограничиваться или полностью отменяться центральным банком. В качестве залога обычно применяются коммерческие и казначейские векселя, государственные облигации.

5. Политика минимальных резервов.

Согласно сложившимся в мире правилам минимальные резервы хранятся в ЦБ в форме бессрочных вкладов. Ими могут пользоваться разные банки на протяжении длительного времени, но при этом в распоряжении ЦБ должна оставаться определенная сумма так называемого минимального резерва, необходимая для работы делового банка в течение определенного периода (как правило, одного месяца). Если банк не выполняет это требование, он выплачивает штрафные проценты. Норма обязательного резерва рассчитывается как отношение его суммы к срочным обязательствам делового банка. Для примера: норма резервов составляет 20%. Это значит, что деловой банк, имеющий срочные обязательства на сумму 1 млн долл., должен располагать в ЦБ резервом в сумме 200 тыс. долл. Если в следующем месяце срочные обязательства повысятся до 2 млн долл., то коммерческий банк должен увеличить свой резерв в центральном банке до 400 тыс. долл. Нормы обязательных резервов в России были введены в 1991 г., повышены в 1992 г. и к 1997 г. составляли 15—20% — в зависимости от вида вклада. После кризиса 1998 г. активность использования резервных требований снизилась, и с января 2000 г. коэффициент резервирования составляет 3,5%.

При повышении норм обязательных резервных требований центральным банком уменьшаются суммы свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих банков. Напротив, снижение нормы резервов увеличивает возможности кредитования.

“Резервные требования выполняют следующие функции:

1) создают условия для текущего регулирования банковской ликвидности (регулятор ликвидности);

2) играют роль денежного буфера: во время дефицита ликвидности на рынке межбанковского кредитования, как правило, краткосрочная процентная ставка совершает резкий скачок; в ответ на это центральный банк резко снижает норму резервирования.


3) являются ограничителем кредитной эмиссии (регулятор предложения денег);

4) резервные обязательства являются источником сеньоража (резервные требования являются своеобразным налогом на банки)”.[10]

Норма минимальных резервных требований устанавливается в законодательном порядке. В настоящее время наиболее распространены резервные требования как норма процента от общей суммы пассивов банка или отдельных статей. При этом обычно нормы обязательных резервов дифференцируются по отдельным видам депозитов.

Глава 2. Определение правового статуса Центрального Банка Российской Федерации

2.1. Центральный банк как орган государственной власти

Центральный Банк России является главой всей банковской системы страны, регулирует ее, устанавливает определенные правила, осуществляет контроль и надзор. Правовой статус Банка определяет Конституция Российской Федерации и Федеральные законы. Наиболее важным является Федеральный закон «О Центральном Банке Российской Федерации», в котором говорится, что Банк России является юридическим лицом.

В то же время, анализируя правовой статус Центробанка, можно заметить некую двойственность его положения. На данный момент законодательство не дает четкого определения организационно-правовой формы Банка как юридического лица, и в то же время не выделяет его в качестве органа государственной или муниципальной власти. При этом нельзя не отметить факт того, что Центральный Банк обладает многими признаками государственного органа (обладает государственно-властными полномочиями).

Ученые так же разошлись во мнениях по данному вопросу. В связи с тем, что Центральный Банк не относится ни к одной из ветвей власти (законодательной, исполнительной или судебной), Г.А. Тосунян и А.Ю. Викулин высказали точку зрения, согласно которой существует четвертая ветвь власти — «денежная власть». На мой взгляд, это наиболее близкая к реальности точка зрения. [11]


Невозможно не согласиться с высказыванием Т.Б. Замотаевой о том, что порядок назначения руководящих органов Центрального банка РФ, статус служащих Банка России (приравненных к государственным служащим) позволяют однозначно признать Центральный банк РФ государственным органом.[12]

Рассмотрим некоторые законодательные основания, позволяющие отнести Центральный Банк к органам государственной власти. Так в ч.2 ст. 75 Конституции Российской Федерации говорится о том, что Банк России осуществляет свои функции по защите и обеспечению рубля «независимо от других органов власти». Таким образом, данное положение можно трактовать как некое признание того, что Банк выступает как один из государственных органов, не относящихся ни к одной из ветвей власти.

Специалисты различных отраслей права так же придерживаются вышеуказанной точки зрения. Анализируя правовой статус Центробанка с точки зрения административного законодательства, Ю.А. Тихомиров выделяет Банк России в качестве центра банковской системы и органа государственного управления. А.Б. Агапов характеризует Центробанк в качестве федерального органа власти, имеющего особые исполнительно-распорядительные полномочия.

С точки зрения финансового права Ю.А. Крохина так же выделяет Банк России как один из государственных органов, не входящий ни в одну имеющуюся ветвь власти. Она выделяет особенность финансово-правового статуса Банка России в том, что являясь юридическим лицом и имея органы управления, он не имеет учредителей.

Основным принципом организации деятельности Центробанка является принцип независимости. Он заключается в том, что Центральный Банк является особым публично-правовым институтом, который обладает исключительным правом эмиссии и организации обращения денежной массы. Его функции можно отнести по правовой природе к полномочиям государственной власти, т.к. их реализация предполагает под собой наличия мер государственного принуждения. Так же данный принцип выражается в осуществлении Банком России своих функций и полномочий независимо от государственно-властных органов.

Более того Центральный Банк вправе осуществлять нормотворческие функции (что присуще только органам государственной власти). Он обладает исключительным правом на издание нормативных актов, имеющих обязательный характер для иных органов государственной власти по вопросам, относящимся к его компетенции (они определены Федеральным Законом «О Центральном Банке Российской Федерации»). В ст. 104 Банк России не предусмотрен в качестве органа, обладающего законодательной инициативой. Однако, проекты федеральных законов и иных нормативно-правовых актов по вопросам, имеющим прямое отношение к осуществлению функций Центробанка, должны направляться ему на заключение.