Файл: Правовой статус, функции и операции Центрального банка РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Третьей целью является обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации. Закон предоставляет понятие национальной платёжной системы: "национальная платежная система - совокупность операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры (субъекты национальной платежной системы)”.[4] В России существует два типа платёжных систем: система, организованная Центральным Банком (через расчётно-кассовый центр) и системы организованные самими кредитными организациями, которые обеспечивают потребность экономики государства в переводе денежных средств. Все платежи осуществляются в форме безналичных расчётов. Без эффективной системы расчетов невозможно нормальное функционирование народного хозяйства, поскольку расчеты пронизывают отношения между всеми физическими, юридическими лицами и государством. ЦБ должен вводить «правила игры», т.е. устанавливать правила, формы, сроки и стандарты безналичных расчетов и правила соблюдения кассовой дисциплины.

Для достижения этой цели Банк России: 1) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ; 2) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами; 3) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Последние две цели дают понять, что Центральный Банк исполняет роль “мегарегулятора”. Банк России контролирует страховую и микрофинансовую деятельность, финансовые рынки, товарные биржи, осуществляет надзор за формированием и инвестированием пенсионных средств. Как отмечается в пояснительной записке: “Закрепление функций по регулированию и надзору за участниками всех секторов финансового рынка (кредитные организации, страховые организации, инфраструктурные организации, микрофинансовые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, негосударственные пенсионные фонды) за одним регулирующим органом будет способствовать повышению стабильности на финансовом рынке, в том числе за счет снижения регулятивного арбитража и обеспечения более качественного анализа системных рисков, повышению качества и эффективности регулирования и надзора, включая консолидированный надзор за субъектами рынка и снижения административной нагрузки на них”.[5]


“Формирование доверительной среды, развитие конкуренции на финансовом рынке, поддержание финансовой стабильности и обеспечение доступности финансовых услуг выделены в качестве долгосрочных стратегических ориентиров в проекте “Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019–2021 годов”.

Проект документа предложен для публичного обсуждения и содержит описание целей и принципов деятельности Банка России по развитию финансового рынка, а также конкретные меры их достижения. При этом приоритетные цели развития остались прежними. К ним относятся повышение уровня и качества жизни граждан России за счет использования инструментов финансового рынка, содействие экономическому росту с помощью предоставления конкурентного доступа к финансированию и создание условий для совершенствования финансовой индустрии.

В проекте также получил дальнейшее развитие кросс-секторальный подход к финансовому рынку: реализация многих мероприятий будет оказывать влияние одновременно на несколько секторов финансового рынка. Так, Банк России намерен уделять приоритетное внимание созданию благоприятной среды для цифровизации финансового рынка и развитию на нем конкуренции. Совершенствование корпоративного управления и противодействие недобросовестным практикам будут укреплять атмосферу доверия на финансовом рынке. Повышению стабильности финансовой системы и доверия к финансовым институтам будет способствовать совершенствование надзорного подхода, в частности расширение применения профессионального суждения, развитие инфраструктуры финансового рынка и рынка производных финансовых инструментов. Содействие экономическому росту окажут мероприятия по развитию сегмента длинных денег и стимулирующее регулирование. Будет развиваться международное взаимодействие, в частности со странами Евразийского экономического союза и БРИКС.

Предполагается продолжить работу по обеспечению доступности финансовых услуг, повышению финансовой грамотности, защите прав потребителей. Эта работа активно проводилась при реализации Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016–2018 годов. В проекте также сохранены разделы, содержащие мероприятия по развитию отдельных областей финансового рынка: банковского и страхового секторов, рынка ценных бумаг и товарного рынка, сектора коллективных инвестиций и доверительного управления, микрофинансового рынка, платежной системы и инфраструктуры. Предложенный проект будет доработан после обсуждения с профессиональным сообществом и согласования с Правительством Российской Федерации. Окончательную версию документа и дорожную карту к нему Банк России планирует утвердить в конце 2018 – начале 2019 года”.[6]


1.3. Функции Центрального Банка.

Функции Банка России ⸺ основные направления деятельности, осуществляемые Банком сферах регулирования денежно-кредитной политики, финансовой системы (и финансовых рынков), банковской деятельности. Сущность Центрального Банка проявляется в необходимости регулирования денежной системы с одной стороны, и финансовой системы с другой. Именно поэтому функции Банка зависят не только от потребностей регулирования денежной системы, но и от сущности и функций государства.

Основными функциями Центрального Банка являются:

  1. Функции эмиссионного центра, страны;
  2. Функции банка банков;
  3. Функции банкира правительства;
  4. Органа регулирования страны денежно-кредитными методами и др;

5) Дополнительные функции.

1.Эмиссионный центр страны. Являясь эмиссионным центром страны, Центральный Банк обладает монопольным правом выпуска банкнот, что обеспечивает ему постоянную ликвидность. Деньги центрального банка состоят из наличных денег (банкнот и монет). Законодательно эмиссионная монополия закрепляется за Банком России как представителем государства только в отношении банкнот (в некоторых странах ⸺ и монет). Однако когда говорят об эмиссии в широком смысле, имеют в виду пополнение денежного оборота всеми видами денежных средств (деньгами Центрального Банка и деньгами коммерческого). Обладая исключительным правом на выпуск в обращение наличных денег, Банк России лишь отчасти участвует в депозитно-ссудной эмиссии. Если коммерческие банки “создают деньги” в процессе депозитно-ссудной эмиссии для развития своих операций и получения прибыли, то Центральный Банк делает это либо для регулирования ликвидность банковской системы, либо для поддержания курса национальной валюты, либо для финансирования государственного бюджета.

2. Банк банков. Данная функция заключается в том, что Центральный Банк совершает свои операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранит их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом, осуществляет надзор и контроль, предоставляет кредиты. С одной стороны, Центральный Банк сосредоточивает у себя обязательные резервы коммерческих банков, а с другой ⸺ оказывает им необходимую кредитную поддержку.

Функция банка банков конкретизируется в функциях: а) кредитора; б) надзора и контроля над банками; в) главного расчётного центра страны.


2а. Кредитор. Выручая коммерческие банки в период экономической нестабильности, Центральный Банк предоставляет им кредитную поддержку путём эмиссии денег или покупки ценных бумаг.

Посредством кредитования правительства центральные банки осуществляют финансирование государственного долга и дефицита государственного бюджета. Концентрация обязательств резервов в Центральном Банке означает, что Центральный Банк может осуществлять контроль над деятельностью коммерческих банков.

2б. Надзор и контроль над банками включает в себя контроль над функционированием банковской системы и валютный контроль. Центральный банк получает информацию о состоянии того или иного банка при проведении, например, политики минимальных резервов или рефинансирования. Контролирующая функция включает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, т.е. процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Кроме того, сюда относится разработка набора необходимых для кредитных институтов экономических коэффициентов и норм и контроль над ними. Не менее важной контрольной функцией центрального банка является осуществление валютного контроля и валютного регулирования, степень жёсткости которых зависит от общего экономического положения страны.

2в. Главный расчётный центр страны. Центральный Банк стремится создать такие условия для проведения платежей и расчётов, которые минимизировали бы системный риск и его последствия. Центральные банки могут непосредственно участвовать в организации межбанковских расчётов, а также осуществлять контроль над частными расчётно-клиринговыми системами.

3. Банкир правительства. В условиях ограниченной финансовой базы, несбалансированности финансовых потребностей государства возникает необходимость изыскания внутренних и внешних займов и кредитов на цели покрытия государственных расходов и дефицита государственного бюджета. Основной формой финансирования государственных расходов и государственного бюджета является государственные займы. Государственный банк осуществляет выпуск государственных займов, организует подписку на займы и размещение облигационных займов среди коммерческих банков, страховых компаний и других участников денежного рынка.

К другим основным методам финансирования государственного долга относятся денежная эмиссия и кредиты Центрального Банка. Помимо управления государственным долгом Центральный Банк может участвовать в кассовом исполнении бюджета, если в стране существует банковская или смешанная система кассового исполнения бюджета. В основу кассового исполнения бюджета положен принцип единства кассы. Это означает, что все мобилизованные государственные доходы направляются на единый счёт министерства финансов в центральном банке, с которого черпаются средства для осуществления государственных расходов. Центральный Банк выступает кассиром правительства.


“В процессе кассового исполнения бюджета Центральные Банки аккумулируют бюджетные поступления, выдают финансовые средства, зачисленные на счета федеральных и местных бюджетов, ведут учёт поступлений и платежей федерального и местных бюджетов, представляют финансовым органам отчёты о кассовом исполнении этих бюджетов, а также осуществляют целый ряд других операций”. [7]

4. Денежно-кредитное регулирование. В настоящее время эта функция стала наиболее значимой в связи с тем, что денежно-кредитному регулированию в индустриально развитых странах уделяется первостепенное значение в сфере экономической политики государства. Методы денежно-кредитного регулирования носят административный (прямой), экономический (косвенный) либо смешанный характер.

5.Дополнительные функции центрального банка не связаны непосредственно с его главной задачей (сохранение стабильности национальной валюты), но способствует её реализации. К числу этих функций относятся: а) управление государственным долгом; б) проведение аналитических исследований и ведение статистической базы данных; в) изготовление банкнот и др.

1.4. Инструменты Денежно-Кредитной политики

1.Политика вкладов.

Институты государственного сектора держат свои ликвидные средства на счетах Центрального Банка. Это делается для того, чтобы не увеличивать кредитный потенциал коммерческих банков за счёт государства. Центральный Банк не обладает правом управлять размещением вкладов государственных институтов. Поэтому институты общественного сектора могут увеличивать объём своих кладов в ЦБ РФ и сокращать его в коммерческих банках. Подобные изменения денежной базы происходят без вмешательства Центрального Банка: инициатива в данном случае исходит от институтов государственного сектора. Политика вкладов способствует изменению предложения денег коммерческих банков при участии центрального банка, причём в данном случае инициатором этого процесса являются государственные институты, перенося свои вклады из коммерческих банков на счёт ЦБ РФ либо перенося свои счета из Центрального Банка в коммерческий банк. Политику вкладов не следует причислять к эффективным инструментам ДКП, учитывая её ограниченные возможности и порой сомнительную мотивацию.