Файл: Правовой статус, функции и операции Центрального банка РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также С. А. Голубев определяет Центральный банк РФ как орган государственной власти специальной компетенции по управлению банковской системой.

Институт Центрального банка РФ рассматривается Голубевым с позиции теории государственного управления и делается утверждение о том, что в условиях современного состояния правовой науки и развития государственного аппарата понимание функции государственного управления исключительно как функции исполнительных органов государства. А аппарата государства как совокупности исполнительных государственных органов устарело и не отражает существующую действительность. Сегодня функции государственного управления в различных формах осуществляют и законодательные, и исполнительные, и судебные органы государства, и органы государства с «особым статусом». При этом понятия «орган государства», «орган государственного управления» и «орган государственной власти» используются в исследовании как идентичные.

По мнению С.А.Голубева, орган государственного управления ⸺ это организационно и структурно обособленная часть государственного аппарата, созданная в порядке, предусмотренном конкретным нормативно-правовым актом. С целью осуществления управленческих функций государства в отдельных сферах общественной жизни, и наделенная для этого государственно-властными полномочиями, которые она реализует строго в рамках своей компетенции в установленной форме, и состоящая из государственных служащих. Перечисленные в определении признаки в полной мере характерны и для Центрального банка РФ, который является органом государственного управления.

К органам государственного управления Банк России относит и Я.Л. Гейвандов. Согласно его утверждению, Банк России представляет собой государственный орган управления с возложенными на него особыми функциями, применяемыми в сфере денежно-кредитных отношений, а также в банковской деятельности. Для реализации упомянутых функций Банк России наделен соответствующими государственно-властными и гражданско-правовыми полномочиями. Его особый статус выражается в том, что Центральный банк РФ не включен в систему органов государственной власти РФ (ст. 11 Конституции РФ). Но при этом является государственным учреждением и представляет собой единую федеральную систему органов, осуществляющих государственное управление, в денежно-кредитной и банковской сферах.


2.2. Центральный банк как юридическое лицо

Ряд ученых, например А.Г.Братко считают, что Центральный Банк Российской Федерации не может выступать в роли органа государственной власти, т.к. Конституция Российской Федерации в статье 11 четко прописывает исчерпывающий перечень вышеуказанных органов: Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федерации. Банк России в этот исчерпывающий перечень не включен, следовательно, он не может называться государственным органом. Следственно, стоит рассмотреть Банк России как юридическое лицо.

В соответствие с Гражданским Кодексом Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. При этом правовое положение Центробанка в той же статье выделено отдельно и отсылает к Конституции и закону о Центральном Банке. Но, ни в конституции, ни в законе нет четкой характеристики его правового положения. Закон лишь говорит, что Банк является юридическим лицом, при этом не определяет его организационно-правовую форму.

Согласно гражданскому законодательству юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие. В связи с тем, что ФЗ о Центральном Банке выделяет факт того, что получение прибыли не является целью Банка, его можно классифицировать как некоммерческую организацию. Перечень форм некоммерческих организаций в законе является исчерпывающим. Центральный Банк идеально не подходит ни под одну из них, но имеет схожие с ними черты.

В литературе существуем мнение о том, что Центральный Банк является государственным учреждением, т.к. среди юридических лиц некие государственные управленческие полномочия присущи только государственным учреждениям. Но одним из признаков государственного учреждения выступает обязательное финансирование из федерального бюджета. Как известно, Банк России обладает полными правами владения пользования и распоряжения на свое имущество в государственных интересах. Более того, принадлежащее Центробанку имущество является федеральной собственностью. Бюджетной организаций его признать нельзя в силу части 3 статьи 2 Федерального Закона «О Центральном Банке», говорящей о том, что расходы Банка осуществляются за счет своих же доходов, т.е. не финансируется Российской Федерацией. При организационно-правовой форме учреждения в случае недостатка средств учреждения для исполнения обязательств, собственник имущества будет нести полную субсидиарную ответственность по возникшим долгам. А закон говорит о том, что государство не отвечает по долгам Центробанка. Таким образом, мы не можем отнести Банк России к государственному учреждению.


Иногда причисляют Центральный Банк к государственной корпорации. Так, Банк России учрежден Российской Федерацией на основе имущественного взноса (имущество Госбанка СССР перешло к Банку России), создан на основе Федерального Закона, Банк России не имеет членства, а также не имеет уставных документов. Центральный Банк РФ публикует годовой отчет, так же как и государственные корпорации. Но данная точка зрения имеет свои недостатки. Так, например, имущество, которое было передано государственной корпорации, является ее собственностью. А уставной капитал и имущество Центрального Банка согласно законодательству являются федеральной собственностью.

Имеет место быть мнение о том, что Банк России является коммерческой организацией. Анализируя формы коммерческих организаций, как наиболее подходящую можно выделить форму унитарного предприятия. Но, в отличие от унитарного предприятия, Центробанк не имеет устава, учредительного документа. Кроме того Банк России не может совершать сделки с недвижимостью (за исключением ситуаций, связанных с обеспечением его деятельности), а унитарные предприятия могут это делать но только с согласия собственника. Вдобавок Центральный Банк не имеет права быть членом или участвовать в капиталах иных организаций (кроме Сбербанка) в случае, если они не обеспечивают его деятельность. У унитарных предприятий такая возможность присутствует. Но самый главный аргумент состоит в том, что придание Центробанку статуса коммерческой организации будет полностью противоречить его сущности, ведь в ст. 3 Федерального Закона «О Центральном Банке» четко прописано, что получение прибыли не может являться целью деятельности Банка.

“Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.


Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и не кредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации и не кредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации и не кредитные финансовые организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно—кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального финансового совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово—хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно—кредитной политики”.[13]

Заключение

В рассмотрении мной выбранной темы была изучена структура Центрального Банка и принципы его организации. Я считаю, что структурная организация Банка является довольно эффективной, она максимально близка к реальным потребностям экономического развития, состоянию финансовой системы. Но, тем не менее, в ней есть некоторые недостатки, например, отсутствие в печатных изданиях некоторых положений и доверенностей, статус национальных банков.


На мой взгляд, цели деятельности, перечисленные в Федеральном Законе «О Центральном Банке Российской Федерации» являются исчерпывающими и охватывают всю его сферу деятельности.

Цели деятельности Банка раскрываются в его функциях. Мною были перечислены основные функции, регулирующие наиболее важные сферы деятельности Центробанка. Также я рассмотрел подробно регулирующую функцию Центрального Банка. Данная функция реализуется с помощью совокупности инструментов денежно-кредитной политики.

Исследуя правовой статус Центрального Банка России, прийти к однозначному выводу невозможно. Первое сомнение состоит в том, относить ли его к органам государственной власти. С одной стороны Банк обладает всеми полномочиями государственного органа власти, но с другой – их перечень является исчерпывающим и Центробанк туда не входит. На мой взгляд, стоило бы законодательно закрепить Центральный Банк в качестве особого государственного органа, не входящего ни в одну из ветвей власти. Необходимо четко прописать его статус. Система не сможет достаточно эффективно функционировать без определения правового положения центра.

ФЗ «О Центральном Банке» определяет его в качестве юридического лица. Если же рассмотреть Гражданский Кодекс, то мы не найдем никакой организационно-правовой формы, подходящей для Банка. Следовательно, его деятельность как юридического лица будет регулироваться только общими положениями о юридических лицах, никаких специальных норм не предусмотрено.

Подобные противоречия уже давно вызывают бурные дискуссии ученых, критиков и т.д. Они негативно сказываются на функционировании Центрального Банка. Законодателю необходимо устранить возникшие неопределенности.

Список использованных источников

Научная литература:

1. А.C. Селищев Учебник 2-е издание Деньги. Кредит. Банки

2. Братко А. Г. Банковское право. Теория и практика: Учебное пособие.

3. Братко А.Г. Центральный банк в банковской системе России.

4. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Деньги и власть. Теория разделения властей и проблемы банковской системы.

5. Пояснительная записка "К проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков)"