Файл: Менеджмент как организационно-целевое управление (Теоретические основы организационно-целевого управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Целевое управление - это единый для всей компании стандарт управления подразделениями и отдельными сотрудниками, при котором деятельность оценивается не по процессу, а по результату, достижению поставленной цели.

Познание закономерностей управления позволяет максимально эффективно использовать их на практике, своевременно и качественно управлять деятельностью хозяйствующих субъектов, осуществлять ее объективную оценку, прогнозирование, оптимизацию и комплексное совершенствование.

В настоящее время целевой подход применяется на всех уровнях управления. Выделяют шесть групп проблем, которые возникают в процессе целевого управления. Но они вполне решаемы, при том, что организация будет тщательно следить за условием эффективности своей управленческой деятельности. Несмотря на это, некоторые организации всё же не могут реализовать данное условие в силу выделенных групп проблем, которые будут описаны ниже. Актуальность менеджмента обусловлена объективным усложнением процессов управления и одновременно усилением их роли в жизнедеятельности компании. В настоящее время менеджмент предприятия занимает важное место в успешном его функционировании. Оно направлено на обеспечение адаптивности организации к изменяющимся условиям рынка. 

Однако, как показывает практика, анализ периодических изданий, литературы и электронных ресурсов недостаточно времени уделяют данной проблеме.

Менеджмент является одним из основных аспектов влияющий на управленческую деятельность.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить, как менеджмент влияет на организационно-целевое управление.

Объект исследования: организационно-целевое управление.

Предмет исследования: Менеджмент.

Задачи исследования:

  1. Изучить состояние проблемы организационно-целевого управления в литературе и электронных источниках.
  2. Изучить модель процесса организационно-целевого управления.
  3. Экспериментально проверить, как менеджмент влияет на организационно-целевое управление.

Методы исследования:

  • Анализ литературы и электронных источников;
  • Математическая обработка данных;
  • Обобщение результатов.

Для того чтобы изучить данную тему были изучены как электронные ресурсы, так и обычная литература, касающаяся данной темы. Были изучены теоретические основы организационно-целевого управления, состояние данной проблемы; изучено понятие «менеджмент», рассмотрены его функции, структура и принципы. Источники использовались более свежего издания, так как информация меняется с каждым годом, мы опирались на те, которые были более наполнены информацией: ёмкой и достаточно чёткой.


Глава 1 Теоретические основы организационно-целевого управления

Состояние проблемы организационно-целевого управления в литературе и электронных источниках

Целевое управление - это единый для всей компании стандарт управления подразделениями и отдельными сотрудниками, при котором деятельность оценивается не по процессу, а по результату, достижению поставленной цели.

Цели организации определяются, в основном, владельцами ключевых ресурсов в соответствии с их системой ценностей. Но их формулировка не всегда произвольна.

Требования к формулировке целей:

1) Цель должна отражать субъективную роль данной организации в обществе, характера и масштабов деятельности организации, производственного и кадрового потенциала.

2) На формулировку целей основное влияние оказывают интересы различных субъектов, связанных с деятельностью этой организации. К ним, кроме ее владельцев или руководителей, относятся все сотрудники, все деловые партнеры, местные власти и общество в целом.

Постановка различных целей организации связана с учетом ограничений в отношении путей и средств достижения намеченных целей. Ограничения делят на внешние и внутренние. Они присущи организации изначально или могут порождаться прежними проблемами.

Для формулировки цели организации необходимо определить в качественной и количественной форме результат, к которому стремится данная организация, и желаемые сроки его получения. Сразу это сделать не удается и приходится ставить промежуточные цели. Обычно эти цели никогда не удается сформулировать окончательно, из-за того что в ходе работы с ними происходит их постоянное уточнение, отказ от отдельных аспектов из-за их нереальности или нехватки средств. Задача выживания требует регулярного приспособления целей к новым общественным потребностям, формам и масштабам деятельности, внешней ситуации, техники, технологии и прочее.


А.Файоль (фран. социолог) выделил 14 принципов, по которым можно достигнуть эффективность управления:

1. разделение труда;

2. полномочия и ответственность;

3. дисциплина;

4. единоначалие;

5. единство направлений;

6. подчиненность личных интересов общим;

7. вознаграждение;

8. централизация;

9. скалярная цепь (ряд лиц, стоящих на руководящих должностях);

10.порядок;

11.справедливость;

12.стабильность рабочего места для персонала (снижение текучести);

13.инициатива;

14.корпоративный дух (персонал и руководство фирмы).

Истоки управления, как деятельности неразрывны с развитием экономики и уходят в глубину веков.

Обзор современной литературы позволяет выявить следующие функции управления:

1. Планирование;

2. Организация;

3. Распорядительство;

4. Мотивация;

5. Руководство;

6. Контроль;

7. Координация;

8. Коммуникация;

9. Исследование;

10. Оценка;

11. Принятие решений;

12. Регулирование.

В общем виде процесс управления можно представить состоящим из функций планирования, организации, мотивации и контроля. Эти функции объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений. Руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельная деятельность. Оно предполагает возможность влияния на отдельных работников и их групп таким образом, чтобы они работали в направлении достижения целей необходимых для успеха всей организации.

Рассмотрим понятие «управление». Управление – сложная задача для каждого человека, когда он сам ответственен за свою судьбу лично. Но это деятельность еще более усложняется, когда в ее оборот втягиваются интересы других людей. Появляется потребность не только знать внешние свойства управляемой деятельности, определяющей интересы, потребности, цели, но и реально представлять, что и как нужно делать, чтобы достигать поставленных целей.

Под структурой управления организации понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов находящихся между собой в устойчивых отношениях обеспечивающих развитие и функционирование как единого целого.

В рамках организационной структуры протекает управленческий процесс: между участниками, которого распределены функции и задачи управления. С этой позиции организационная структура – это форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления направленный на достижение целей организации.

Структура управления должна отражать цели и задачи фирмы, быть подчиненной производству и изменяться вместе с ним. Она должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления. Полномочия руководителей обеспечиваются факторами внешней среды, уровнем культуры и ценностной ориентацией принятыми традициями и нормами.


В целевом управлении средними или крупными организациями важно суметь сохранить целостность бизнеса, обеспечив при этом эффективность достижения целей. Сделать это по ряду причин труднее, чем в малых фирмах.

На сегодняшний день для обеспечения целевого управления организацией существует много инструментов. Не последнее место среди них занимают автоматизированные способы учета, анализа, и отчетности по бизнес - показателям.

Для целевого управления используются ключевые показатели эффективности, субъективные оценки деятельности, реализуется управление оперативными поручениями, рассчитываются премиальные выплаты на основе сведений о выполненном плане.

Целевое управление организацией можно представить в виде следующих положений, которые необходимо реализовать:

  • проверка уже выполненных задач, определение будущего результата и детализация плана в виде задач для обеспечения выполнения намеченного;
  • создание матриц результативности, содержание которой отражает как коллективные, так и индивидуальные цели (это необходимо как инструмент реализации целевого управления всей компанией);
  • балансирование самой системы управления с учетом имеющегося «дерева целей»;
  • использование целей в качестве основы для принятия решений на всех уровнях менеджмента;
  • регулярное подведение итогов работы персонала в системе целевого управления.

Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов. Методы управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

Таким образом, организационно-целевое управление дает большой простор подчиненным для инициативных решений, но достижение цели не гарантируется. Для целевого управления используются ключевые показатели эффективности, субъективные оценки деятельности, реализуется управление оперативными поручениями. Но чтобы достигнуть желаемого результата и эффективности управления, необходимо использовать различные методы управления для достижения поставленных целей.

1.2 Менеджмент: понятие, характеристика, структура

Менеджмент – это совокупность действий, мер и методов управления людьми на предприятии, направленных исключительно для достижения поставленных задач. Главной целью менеджмента является управление, ориентированное на успешную деятельность, присущее каждой организации и отдельно взятому человеку. Менеджмент на предприятии позволяет обрести преимущество в конкурентной борьбе, так как наделяет ее актуальной и важной информацией. Успешный менеджмент позволяет компании иметь финансовую стабильность, высокую конкурентоспособность и прибыльность. Актуальность менеджмента обусловлена объективным усложнением процессов управления и одновременно усилением их роли в жизнедеятельности компании. В настоящее время менеджмент предприятия занимает важное место в успешном его функционировании. Оно направлено на обеспечение адаптивности организации к изменяющимся условиям рынка. 


Возникновение менеджмента как научной дисциплины началось с поиска эффективного способа достижения наибольшей выработки у рабочих. В нашей стране идеи научного управления развивались до и после революции 1917 года. Наиболее известны работы А.А. Богданова по организационным структурам и их развитию в связи с изменением внешних условий, работы А.Т. Гастина и многих других учёных и специалистов по научной организации труда и управления.

Понятие «менеджмент» включает в себя:

  • умение управлять. Важно наметить путь развития компании, разработать конкретные задачи, и найти способы их выполнения;
  • контроль над выполнением задач;
  • умение организовать и сплотить коллектив;
  • уметь правильно распределять и выявлять важность как человеческих, так и материальных ресурсов;
  • постоянное изучение рынка и его прогнозирование, умение быстро принимать решения, причем их результатом должны стать – минимум затрат, максимум выгоды.

Для того чтобы в полной мере понять всю важность владения искусством управления предприятием, достаточно подробно изучить функции менеджмента.

 К ним относятся:

  • Нацеленность на результат.

Именно этот способ позволит выбрать стратегию развития и ориентировать деятельность работников.

  • Планирование.

Каждое предприятие имеет свои цели. Для того чтобы их достичь руководителю необходимо определить круг требующихся ресурсов. Цель функции планирования заключается в том, чтобы заблаговременно позаботиться о наличии всего необходимого. К этой же функции можно отнести разработку способов для достижения наилучшего результата.

  • Организация деятельности. 

К этой функции относится распределение заданий между работниками. Управленцу необходимо организовать деятельность, таким образом, при которой, несмотря на то, что каждый из служащих выполняет свою часть работы, в целом их труд должен получиться совместным. Также, требуется разработать критерии, по которым будет оцениваться выполненная работа;

  • Контроль. 

Эта функция считается одной из самых главных. Продиктовано это тем, что только наличие постоянного контроля сможет привести предприятие к намеченной цели;

  • Координация. 

Эта функция является дополнительной, хотя и не менее важна, чем остальные. Она отвечает за согласованность в работе всех составляющих звеньев. После того как работа поделена на отделы, необходимо собрать все звенья цепи в одно целое. Координация осуществляется путем собраний, совещаний либо составления планов.