Файл: Понятие и основные признаки правовой нормы (Общая характеристика понятия и признаков нормы права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- Комбинированные санкции представляют собой сочетание относительно-определенных, альтернативных и кумулятивных санкций. [8, с 96]

По отраслевой принадлежности санкции могут быть уголовно-правовыми, административно-правовыми, дисциплинарно-правовыми, гражданско- правовыми, налоговыми, таможенными и др.

— по характеру последствий различают: негативные, позитивные, правовосстановителъные и правоотрицающие санкции.

- Негативные санкции (карательные, штрафные) являются только мерами наказания (содержатся в нормах, устанавливающих ответственность правонарушителя в различных отраслях законодательства, прежде всего, в уголовном и административном).

- Позитивные санкции предусматривают стимулирующие меры или меры поощрения (например, за хорошую работу и деятельность в трудовых отношениях, в служебных отношениях).

- Правовосстановительные санкции направлены на восстановление состояния, существовавшего до нарушения права. К подобным санкциям можно отнести возложение обязанности по возмещению причиненного вреда, отмену незаконных актов, принудительное осуществление невыполненной обязанности и др.

- Правоотрицающие санкции представляют собой пассивную реакцию государства на нарушение предписаний нормы права. Выражается она в непризнании правового характера возникающих отношений (например, признание сделки недействительной, а с точки зрения недействительности различают сделки оспоримые и ничтожные).

Правоотрицающие санкции называют также санкциями ничтожности, так как правовые последствия не возникают, независимо от того, стремилось или нет к этому конкретное лицо. Основанием к подобному правоотрицанию является несоблюдение участниками отношений необходимых правовых форм, отсутствие некоторых юридических фактов (например, отсутствует специальная правоспособность для заключения некоторых видов сделок, нет необходимого состава сторон, правосубъектности, свободы воли и пр.), необходимых для наступления определенных позитивно-правовых последствий. - по направленности неблагоприятных последствий санкции как правило делятся на личные и имущественные.

- Личные санкции выражаются в том, что правовое воздействие направлено непосредственно на личность правонарушителя (лишение, ограничение свободы, права занимать определенную должность, заниматься определенным видом деятельности, лишение специального права, награды, классного чина, дисквалификация).

- Имущественные санкции связаны с нанесением определенного имущественного ущерба правонарушителю, т.е. связаны для него с различными материальными потерями (штраф, запрет на осуществление сделок в области вещных или обязательственных отношений, арест денежных средств, возмещение ущерба или материальная ответственность).


Глава 2 Характеристика основных видов правовых норм

2.1 Классификация правовых норм

Классификация норм права находится в зависимости от того, какие основания (критерии) берутся за основу их дифференциации и группировки. Современная классификация норм права характеризуется широким диапазоном оснований дифференциации норм права. Общепризнанными основаниями классификации норм права в общей теории права являются отрасль права (гражданско-правовые, гражданско-процессуальные, уголовно- правовые, административно-правовые нормы и т.п.); условность или безусловность норм права (диспозитивные и императивные); место и роль норм права в механизме правового регулирования (материальные и процессуальные); способ правового регулирования (управомочивающие, обязывающие, запрещающие); степень определенности содержания структурных элементов (абсолютно определенные, относительно определенные). Их реализация поставлена в зависимость от дискреционных полномочий властных публичных субъектов (от франц. discretionnaire - зависящий от личного усмотрения). [17, с 277]

Именно в силу таких технико-юридических конструкций свобода усмотрения в принятии юридически значимого решения (действия) органично вплетена в содержание полномочий властных субъектов, осуществление которых зависит от их личного усмотрения. На уровне общего нормативного правового регулирования она находит выражение в правотворческой деятельности уполномоченных субъектов; на уровне поднормативного, индивидуально-правового регулирования - в правоприменительной деятельности субъектов правоприменения. Значительный удельный вес таких норм в системе права актуализирует вопрос о статусе данных норм в механизме правового регулирования. [20, с 32]

Традиционное восприятие управомочивающих норм права не позволяет отразить в их рамках специфику юридической дискреции как основы их классификационной идентичности. Управомочивающие нормы права различаются не только технико-юридическими формами закрепления меры самостоятельности их адресатов, но и степенью регламентации условий их возникновения и использования. Кроме того, не все управомочивающие нормы права адресованы властным публичным субъектам, обладающим дискреционной властью, опосредующей процессы правового регулирования и правоприменительной формы реализации права. Не все они имеют дискреционный характер, основное проявление которого находит выражение в статусных дискреционных полномочиях властных субъектов, обусловливающих возможность действий по усмотрению.


Дискреционный характер значительного массива управомочивающих норм права свидетельствует об особой идентичности, позволяющей дифференцировать их в рамках такой юридической конструкции, как дискреционные нормы права. Предметное исследование такого рода норм права, адресованных властным субъектам юридической деятельности, позволяет выявить их исключительную роль в правоприменительной деятельности.

Исходя из изложенного представляется целесообразным выделять в качестве разновидности управомочивающих норм права дискреционные нормы права как объективно предполагающие либо непосредственно закрепляющие дискреционные полномочия властных субъектов, выражающиеся в возможности свободного, по их усмотрению и в пределах законности, выбора и принятия правотворческого и (или) правореализационного решения.

Приведенные примеры свидетельствуют о сегментированности дискреционных норм права на уровне межотраслевых связей в подсистемах как частного и публичного права, так и материального и процессуального права.

Эта сегментированность дискреционных норм права свидетельствует об их общеправовом характере, позволяющем рассматривать их совокупность в качестве содержания общеправового института дискреционного права.

Дискреционные нормы права служат институциональной основой правотворческой, правоприменительной и правоинтерпретационной дискреции. И если правотворческая дискреция опосредует процесс «опредмечивания» объективного права в нормативно-правовых актах, то правоприменительная дискреция - процесс «распредмечивания», т.е. трансформацию абстрактного по своему характеру объективного права.

Выступая важнейшим средством правоприменительной формы реализации права, дискреционные нормы права обеспечивают преодоление неопределенности объективного права и его гибкость с точки зрения обстоятельств места, времени, круга лиц и т.п. На этой основе устраняется объективно существующее противоречие как между общим характером нормы права и индивидуальностью конкретной социальной ситуации, так и между диспозитивным характером дискреционной нормы права и императивностью права. [2, с 19]

В рамках системы права институт дискреционных норм права представлен в составе различных отраслей права и регулирует отношения разного рода (имущественные, личные, процессуальные, административные, налоговые и др.) как на уровне отдельных отраслей, так и на их стыке между собой. Соответствующим образом на уровне отдельных отраслей либо на уровне межотраслевых взаимосвязей институционализируются и дискреционные полномочия.


В процессуальном праве дискреционные полномочия институционализируются на уровне дискреционных норм гражданско- процессуального, арбитражно-процессуального, уголовно-процессуального и административного процессуального права. В материальном праве дискреционные полномочия институционализируются на уровне дискреционных норм административного, налогового, семейного и прочих отраслей материального права.

Классификация норм права направлена на выявление их регулятивных и охранительных свойств, определяя их роль и место в механизме правового регулирования.

В силу различных оснований выделяют следующие основные виды правовых норм:

- по характеру содержания выделяют нормы-декларации, нормы- дефиниции, нормы-предписания.

  • Нормы-декларации закрепляют правовые принципы, цели, задачи.
  • Нормы-дефиниции содержат формулировки законодательных определений, правовых понятий. Соблюдение этих норм в полной мере обеспечивается целым комплексом мер государственного принуждения, зафиксированных в различных отраслях права. Если определение зафиксировано в тексте правовой нормы, оно называется легальной дефиницией.
  • Нормы-предписания устанавливают строго определенные варианты поведения, например, для должностных лиц государственных органов, работников различных организаций, различные служебные инструкции, регламентные нормы. Они есть по сути - нормы-обязывания. Обязательность требования и запрет его неисполнения, изложенные в норме, создают норму- предписание.
  • по целевому назначению нормы права подразделяются на регулятивные и охранительные.
  • Регулятивные нормы устанавливают субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения. Они непосредственно регулируют (нормируют) свободу распоряжения субъективными правами и обязанностями. Это нормы общедозволительного характера.
  • Охранительные нормы определяют условия применения к субъекту мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер. Эти нормы возникают вследствие нарушения норм регулятивных. Охранительные нормы регулируют отношения, связанные с юридической ответственностью.
  • -по способу воздействия на субъектов права (по характеру или составу предписываемых правил поведения) нормы делятся на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

-Обязывающие нормы возлагают на субъекта обязанность совершения определенных действий, т.е. предписывают содержание этих действий. Они встречаются чаще всего в трудовом, финансовом, административном, природоохранительном, уголовно- исполнительном отраслях права и др. Обязывающая норма устанавливает позитивную обязанность, т.е связанную с добровольным исполнением предписаний. В противном случае - наступает негативная обязанность, связанная с принудительным исполнением.


  • Запрещающие нормы устанавливают запрет на совершение недозволенных действий, предписывают воздержание от содержащихся в норме действий. Они формулируются как полудиспозиции, так как прямо не устанавливают правил поведения в отличие от обязывающих и управомочивающих норм. Прямо выраженные диспозиции часто отсутствуют, гипотезы обычно сливаются с диспозициями, например, в уголовном праве. Большинство запрещающих норм установлено в охранительных (карательных) отраслях права.
  • Управомочивающие нормы предоставляют участникам правоотношений возможность совершения положительных действий в целях удовлетворения своих законных интересов, т.е. эти нормы являются дозволительными (гражданское, семейное, предпринимательское право). Они характерны для частно­правового регулирования.
  • по степени обязательности (по способам установления правил поведения) нормы права в основном подразделяются на императивные и диспозитивные. Кроме того, по данному критерию выделяются нормы поощрительные и рекомендательные.
  • Императивные нормы
  • Диспозитивные нормы
  • по сфере действия правовые нормы делятся на - общие, специальные и исключительные.
  • Общие нормы
  • Специальные нормы
  • Исключительные нормы
  • по специфике правового регулирования отраслевые нормы делятся на материальные и процессуальные.

-Материальные нормы

-Процессуальные нормы

- по юридической силе (и в зависимости от субъекта, издавшего нормы), т.е. по актам, в которых нормы права содержатся, они подразделяются на нормы законов и на нормы подзаконных актов. По этому признаку возможна дальнейшая, более детальная классификация (конституционные законы, обычные законы, общие подзаконные акты, местные подзаконные акты, ведомственные нормативно-правовые акты и др.).

-по техническим приемам установления правил поведения нормы права делятся на определенные, отсылочные и бланкетные.

Приведенный перечень классификации правовых норм в некоторых аспектах является условным и не исчерпывает всех, существующих в науке теории права, способов классификации правовых норм.

Разделение правовых явлений на материальные и процессуальные выглядит ясным лишь в силу законодательной данности отраслей гражданского процессуального и уголовно-процессуального права. В общетеоретическом же плане эта проблема является весьма сложной. Однако задача науки как раз в том и состоит, чтобы предложить законодателю четкий общеправовой критерий разграничения материально-правовых и процессуальных явлений, который он мог бы использовать в работе над системами права и законодательства.