Файл: Особенности профессиональной мотивации служащих организации (Системы и методы мотивации персонала на предприятиях).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Мотивация как основа стимулирования труда
1.2 Мотивационная структура предприятия
1.3 Системы и методы мотивации персонала на предприятиях
ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ОАО «СЛОНИМСКИЙ ЛЬНОЗАВОД»
2.1 Анализ и исследования систем мотивации персонала в ОАО «Слонимский льнозавод»
2.2 Совершенствование системы мотивации трудовой деятельности персонала в ОАО «Слонимский льнозавод»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что мотивация является одним из основных факторов, предопределяющих эффективность трудовой деятельности.
Высшая эффективность производства достигается не при любых, а при вполне определенных пропорциях живого труда, затрачиваемого работниками предприятия. Вся система учета и отчетности на предприятии поставлена таким образом, что осуществляется строжайший контроль за использованием материальных ресурсов, но не уделяется более должного внимания мотивации работников. К числу основных задач организаций стоит отнести и совершенствование мотивационных рычагов персонала:
-повышение уровня удовлетворенности трудом всех категорий персонала;
-развитие и поддержание на высоком уровне системы повышения квалификации персонала и профессиональной подготовки;
-сохранение благоприятного морального климата;
-планирование карьеры;
-материальное обеспечение высокого уровня жизни, которое дает стремление делать работу еще лучше, чтобы заработать еще больше[1].
Цель работы – исследовать особенности профессиональной мотивации служащих организации
Для достижения цели в работе решаются следующие задачи:
• выяснить сущность и природу мотивации;
• обрисовать в общих чертах различные подходы к решению проблемы мотивации к труду;
• рассмотреть сущность различных теорий мотивации;
• исследовать самые известные теории мотивации и установить, насколько они применимы к конкретны рабочим ситуациям;
• провести анализ мотивации эффективности труда на предприятии
• выработать предложения по совершенствованию процесса мотивации персонала на исследуемом предприятии.
Объектом исследования квалификационной работы является ОАО «Слонимский льнозавод»”.
Предмет исследования - разработка систем мотивации персонала на предприятии.
В данной работе было проведено исследование по изучению мотивации и стимулирования в ОАО «Слонимский льнозавод». Оно проводилось методом анкетирования. Были опрошены 51 человек.
Для этого была использована анкета, разработанная отделом кадров организации. В анкете были рассмотрены вопросы, касающиеся того, удовлетворяет ли размер заработной платы, возможности карьерного роста, признания и одобрения за выполняемую работу, о дополнительных льготах, возможности решения жилищно-бытовых проблем, степень важности определенных характеристик работ.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработаны системы мотивации персонала на ОАО «Слонимский льнозавод», а также даны рекомендации о внесении изменения в элементы рабочей среды.
Структура работы: введение, две главы: теоретическая и практическая, заключение, список использованных источников, приложения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Мотивация как основа стимулирования труда
Мотивы и цели людей, побуждающие их к трудовой деятельности, составляют основу взаимоотношений между организацией и ее персоналом. Менеджер должен уметь организовывать своих подчиненных и направить их усилия на решение задач организации. Для этого необходимо понимать природу поведения людей и знать методы эффективного воздействия.
Практически каждый человек, даже неискушенный в вопросах управления персоналом, сталкивался с понятием мотивации и стимулирования. Есть несколько определений данного понятия, которые применяются в менеджменте, остановимся на одном из них. Мотивация персонала – это процесс удовлетворения потребностей и ожиданий работников в работе, которую они выбрали. Этот процесс осуществляется, когда цели работников совпадают с целями предприятия, где они трудятся.
Руководитель, чтобы эффективно двигаться навстречу цели, должен координировать работу и заставлять людей выполнять ее. Менеджеров часто называют исполнительными руководителями, потому что главный смысл их деятельности состоит в том, чтобы обеспечить исполнение работы данной организации[2].
Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации[3].
Сущность мотивации персонала состоит именно в том, чтобы персонал предприятия эффективно выполнял работу, руководствуясь каждый своими правами и обязанностями, в соответствии с решениями руководящего состава предприятия. Если руководство умеет планировать и координировать работу коллектива и организации в целом, то его решения всегда будут направлены на максимальную реализацию потенциальных возможностей работников. Задача мотивационного процесса – сделать каждого сотрудника владельцем своей рабочей силы.
Виды мотивации персонала немного различаются у разных авторов, но несложно выделить несколько основных. Виды мотивации персонала по основным группам потребностей: материальная (стремление сотрудника к достатку), трудовая (содержание и условия работы), статусная (стремление индивида занять более высокое положение в команде, отвечать за более сложную и квалифицированную работу).
Виды мотивации персонала по используемым способам: нормативная (воздействие с помощью информирования, внушения, убеждения), принудительная (использование угрозы неудовлетворения потребностей, принуждения, власти), стимулирование (косвенное воздействие на личность, блага и стимулы, побуждающие сотрудника к нужному поведению).
Виды мотивов по источникам возникновения: внутренняя и внешняя. Внешние мотивы – это воздействие извне, с помощью определенных правил поведения в коллективе, через приказы и распоряжения, оплату работы и т.д. Внутренние мотивы – это воздействие изнутри, когда сам человек формирует мотивы (например, познание, страх, желание достичь определенной цели или результатов, и т.п.). Последний вид стимулирования гораздо эффективнее, чем первый, поскольку работа выполняется качественнее и на нее тратится меньше усилий.
Виды мотивации персонала по направленности на достижение целей и задач организации: положительная и отрицательная. Положительная – это персональные бонусы и премии, поручение наиболее важной работы и вип-клиентов и т.д. Отрицательная – это различные замечания, выговоры и взыскания, психологическая изоляция, перевод на нижестоящую должность и т.п. Причем все виды взысканий должны доводиться и объясняться всему коллективу, а не только конкретному индивиду[4].
Факторы мотивации персонала можно выделить следующие:
Потребность работать в успешной и известной компании. Здесь основную роль играет престижность или «брэндовость предприятия», когда его работники гордятся тем фактом, что принимают активное участие в жизни организации. Кроме этого, каждый сотрудник (а ключевые менеджеры обязательно) должен знать стратегию компании, и четко представлять ее будущее.
Увлекательная и интересная работа. Оптимальный вариант, когда хобби и работа – синонимы. Если рабочая деятельность сотрудника позволяет ему самореализовываться и приносит удовольствие, тогда работа индивида будет успешной и эффективной. Статус сотрудника, возможность его развития и приобретения новых знаний, его участие в планировании задач предприятия играют здесь не последнюю роль.
Материальное стимулирование. Все виды премий, бонусов и, собственно, зарплата являются составляющими этого фактора[5].
Руководитель, чтобы эффективно двигаться навстречу цели, должен координировать работу и заставлять людей выполнять ее. Менеджеров часто называют исполнительными руководителями, потому что главный смысл их деятельности состоит в том, чтобы обеспечить исполнение работы данной организации.
Для того чтобы подключить человека к решению той или иной задачи, надо суметь найти ту мотивацию, которая побудила бы его к действию. И только при соответствующих мотивациях можно вдохновить людей на решение сложных и сверхсложных задач.[6]
Мотивацию можно определить, как силу, побуждающую человека к действию. Источник этой силы может располагаться внутри человека или вне его. В последнем случае часто говорят о стимулировании. Под воздействием мотивации у человека появляются мотивы – внутренняя предрасположенность к определенному поведению, совершению каких-либо действий. Именно мотивация является необходимым условием целенаправленного поведения человека. Как отмечал Дуайт Эйзенхауэр, «мотивация – это способность заставить человека делать то, что ты хочешь, когда ты хочешь и где ты хочешь, потому что он сам этого хочет». Иначе можно сказать, что хорошая мотивация это та, которая дает возможность людям получать удовлетворение, делая то, что требуется для организации[7].
Целью трудовой мотивации является повышение индивидуальной, групповой и организационной результативности, как в текущий момент, так и в долгосрочной перспективе. При создании мотивационной системы организации необходимо учитывать следующие аспекты:
1 Люди, работая в организации, стремятся чего-либо достичь или избежать, преследуя, прежде всего, собственные интересы. Поэтому цели организации и ее работников могут быть несовместимы между собой.
2 Мотивы индивидуального поведения формируются под воздействием множества разнообразных факторов. Поэтому они сложны, разнообразны и субъективны.
3 Не существует наилучшего (оптимального) способа мотивации. Поэтому руководитель должен уметь комплексно использовать все методы воздействия на персонал.
4 По шкале результативности работники распределяются по нормальному закону. Результативность лучшего работника может в 2-3 раза превосходить результативность худшего.
5 Принцип Парето делает справедливыми следующие утверждения:
80 % успехов организации приносит 20 % ее сотрудников, результативность которых превосходит среднюю, технологически обусловленную результативность;
80 % неудач организации обеспечивают 20 % ее сотрудников, результативность которых значительно меньше средней, технологически обусловленной результативности.
6 Мотивационные воздействия должны охватывать весь трудовой процесс. Он начинается с момента выбора сотрудником своего поведения, включает его трудовые действия и получение вознаграждения, заканчивается удовлетворением потребностей человека.
Основными факторами, определяющими трудовое поведение персонала организации, являются (приложение 1)[8]:
- потребности и способности каждого конкретного человека;
- мотивы его деятельности и поведения, формирующиеся на основе потребностей, способностей и ряда других факторов;
- условия труда, созданные в организации;
- побуждения (стимулы), исходящие от организации;
- наличие и использование эффективной системы оценки результативности.
Способности (умения) представляют собой физиологические и познавательные возможности человека, позволяющие ему эффективно работать. Эти возможности включают в себя:
- готовность человека к труду;
- знания, образование, квалификацию, интеллект;
- возраст, здоровье, выносливость, настойчивость, энергию и ряд психомоторных качеств[9].
Одним из вопросов, интересовавших людей с древнейших времен, является вопрос о том, каким образом можно побудить человека к производительному труду. В силу древности в решении этого вопроса человечеством накоплен немалый опыт, получивший свое обобщение в различных мотивационных теориях.
Мотивационный подход давно разрабатывается в зарубежной и отечественной психологии.
Все их множество, пусть достаточно условно, можно разделить на три группы (рисунок 1 приложение Б)[10].
Применительно к управлению хозяйственной деятельностью впервые проблема мотивов и стимулов была поставлена Адамом Смитом, который считал, что людьми управляют эгоистические мотивы, постоянное и неистребимое стремление людей улучшать свое материальное положение. Но А.Смит разумел прежде всего мотивацию предпринимателя, что же касается мотивации рабочих, участников производственного процесса, то она А.Смита не интересовала совсем.
Этот пробел был восполнен американским теоретиком организации Ф. У. Тейлором. Создатель научной организации труда (НОТ) утверждал, что рабочими управляют только инстинкты удовлетворения потребностей физиологического уровня, поэтому их можно "приводить в действие" с помощью элементарных стимулов. По глубокому убеждению Тейлора, труд не предусмотрен биологической природой человека, поэтому каждый работает только по необходимости. Каждый стремится работать поменьше, а получать побольше, на что предприниматель должен отвечать политикой "платить поменьше, а требовать больше". [11]