Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы (Теоретические основы процесса адаптации первоклассника к обучению в школе).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 1
Целью исследования было – выявить уровень адаптации первоклассников к школе и разработать педагогические условия успешной адаптации.
Выдвинутая цель исследования достигнута, поставленные задачи успешно решены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Бабаева, Т.И. У школьного порога / Т.И. Бабаева – М., 2017. – 203 с.
- Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович – М.: Педагогика, 2016. – 214 с.
- Буре, Р.С. Готовим детей к школе / Р.С Буре – М., 2017. – 96 с.
- Венгер, Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание / Л. Венгер – 2018. – № 8. – С. 66-74.
- Выготский, Л.С. Лекции по психологии / Л.С Выготский – СПб.: Союз, 2016. – 144 с.
- Георгиевский, А.Б. Некоторые философские проблемы адаптации //
Философские проблемы эволюционной теории / А.Б. Георгиевский - М., 2016. – С. 27-37.
- Гуткин, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткин – М.: Образование, 2018. – 184 с.
- Давыдов, А.В. и др. Психологический словарь / А.В. Давыдов – М., 2017. – 448 с.
- Дубровина, И.В., Данилова, Е.Е., Прихожан, А.М. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан – М., 2016. – 464 с.
- Дубровинская, Н.В., Фарбер, Д.А., Безруких, М.М. Психофизиология ребенка / Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких – М., 2015. – 144 с.
- Ильина, М.Н. Подготовка к школе / М.Н. Ильина – СПб., 2015. – 205 с.
- Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова – М., 2016. – 145 с.
- Ковинько, Л.В. Воспитание младшего школьника / Л.В. Ковинько – М., 2016. – 288 с.
- Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров – М., 2016. – 176 с.
- Коджаспирова, Г.М., Борикова, Л.В., Бостанджиева, Н.И. Педагогическая практика в начальной школе / Г.М. Коджаспирова, Л.В. Борикова, Н.И. Бостанджиева – М., 2017. – 272 с.
- Кумарина, Г.Ф. и др. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Г.Ф. Кумарина и др. – М., 2016. – 320 с.
- Люблинская, А.А.Учителю о психологии младшего школьника /
А.А. Люблинская – М., 2016. – 224 с. - Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина – М., 2015. – 456 с.
- Мухина, В.С. Шестилетний ребенок в школе / В.С.Мухина – М., 2017. – 175 с.
- Подласый, И.П. Педагогика.: в 2 кн. / И.П. Подласый – М., 2017.–256 с.
- Подласый, И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый – М., 2017. – 464 с.
- Соколова, Н.Г. Неврозы у детей / Н.Г. Соколова – Ростов н/Д., 2017. – 160 с.
- Цукерман, Г.А., Поливанова, К.Н. Введение в школьную жизнь / Г.А.Цукерман, К.Н.Поливанова, – Томск, 2017. – 133 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Анкета для родителей
Уважаемые _______________________________________________________________
Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты к собранию “Адаптация первоклассника к школе”. Ваши откровенные полные ответы на вопросы помогут нам в организации родительского собрания и работе с детьми.
Заранее благодарим за своевременно заполненную анкету (до … дата).
1. Охотно ли Ваш ребёнок посещал детский сад:
а) да;
б) не всегда;
в) всегда с неохотой?
2. Есть ли у Вашего ребёнка желание ходить в школу:
а) да;
б) не очень;
в) всегда с нежеланием?
3. По каким признакам Вы судите о том, что Ваш ребёнок хочет (не хочет) ходить в школу?
__________________________________________________________________
4. Чем болел Ваш ребёнок?
__________________________________________________________________
5. Часто ли болеет Ваш ребёнок:
а) да;
б) нет?
6. Чем Ваш ребёнок болеет чаще всего?
__________________________________________________________________
7. Есть ли у ребёнка чёткий режим дня? Соблюдается ли он?
__________________________________________________________________
8. Чему Вы отдаёте предпочтение: обучению чтения, счёту или общему развитию памяти, внимания, мышления?
__________________________________________________________________
9. От чего, по-вашему, зависит красивый почерк? Как Вы помогаете ребёнку развивать кисть руки?
__________________________________________________________________
10. Что Вас больше всего беспокоит по вопросу адаптации ребёнка к школе?
__________________________________________________________________
Задайте вопросы учителю, психологу, завучу, другим родителям.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Приложение 2
Анкета для родителей.
[Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.]
Родители должны ответить на вопросы, касающиеся поведения ребенка в школе. Варианты ответов – да, не совсем, нет.
Вопросы:
Охотно ли ваш ребенок идет в школу?
Вполне ли он приспособлен к новому распорядку дня, принимает ли его как должное?
Можно ли сказать, что переживания вашего ребенка по поводу успехов и неудач в учебе чрезмерны или, наоборот, полностью отсутствуют?
Делится ли ребенок с вами школьными впечатлениями?
Положительны ли школьные впечатления вашего ребенка?
Можно ли сказать, что ребенок спокойно справляется с трудностями при выполнении домашнего задания?
Отношения с товарищами по классу уже сложились и они вполне дружелюбны?
Жалуется ли ребенок достаточно часто на беспричинные боли, головокружения, тошноту?
Изменился ли по сравнению с прошлым годом характер сна ребенка?
Обработка результатов:
За каждый утвердительный ответ на все вопросы, кроме 3,9,10,11 присваивается 2 балла, промежуточный - 1 балл, отрицательный – 0 баллов. Ответ «Да» на вопросы 3,9,10,11 оценивается как 0 баллов, «Нет» - как 2 балла. Подсчитывается общая сумма показателей.
0 – 10 баллов – выраженная дезадаптация
11 – 15 баллов – средняя степень адаптации
16 – 22 балла – высокий уровень школьной адаптации
Приложение 3
Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению «Добро пожаловать в школу!»
Цель программы: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.
Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
- сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
- установление контакта с учащимися, с учителем;
- формирование адекватного поведения;
- овладение навыками учебной деятельности.
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Оптимальный годовой календарный учебный график, позволяющий равномерно чередовать учебную деятельность и отдых первоклассников.
Согласно сложившейся в школах страны структуре учебного года наблюдается неравномерность распределения учебного и каникулярного времени, что противоречит физическому принципу чередования труда и отдыха как необходимого условия для предупреждения переутомления школьников и сохранения стабильного уровня их работоспособности в течение года.
1.Обучение весь год в 1-ю смену с 8.00 часов.
2.Пятидневный режим обучения с соблюдением требований к максимальному объёму учебной нагрузки.
3.«Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса: в сентябре-октябре проводится ежедневно только по три урока по 35 минут каждый, со второй четверти - 4 урока по 35 минут, с третьей четверти по 40 минут.
4.Облегчённый день в середине учебной недели.
Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для детей с нарушениями слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна.
Столы в классных комнатах располагаются так, чтобы можно было организовать фронтальную, групповую и парную работу обучающихся на уроке. По возможности учебники и дидактические пособия для первоклассников хранятся в школе.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Медико-педагогическая диагностика состояния здоровья первоклассников:
- медицинский осмотр детей, поступающих в школу, врачами-специалистами (педиатром, окулистом, отоларингологом, хирургом, неврологом);
- мониторинг состояния здоровья, заболеваемости первоклассников с целью выявления наиболее часто болеющих детей; определение причин заболеваемости с целью проведения более эффективной коррекционной и профилактических работ;
- диагностика устной и письменной речи (мониторинг речевого развития).
Профилактическая работа по предупреждению заболеваний:
- проведение плановых и внеплановых прививок медработником (в т.ч. вакцинация против гриппа, клещевого энцефалита);
- витаминизация;
- профилактика простудных заболеваний;
- создание в школе условий для соблюдения санитарно-гигиенических навыков: мытьё рук, переодеваниё сменной обуви и т.д.;
- соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима
Максимальное обеспечение двигательной активности детей:
- физкультминутки проводятся на каждом уроке продолжительностью по 1,5-2 минуты (рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока).
В комплекс физминуток включаются различные упражнения с целью профилактики нарушения зрения, простудных заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата;
- подвижные игры на переменах.
Организация рационального питания первоклассников предусматривает:
- выполнение требований СанПиНа к организации питания в общеобразовательных учреждениях;
- соблюдение основных принципов рационального питания:
- соответствие энергетической ценности рациона возрастным физиологическим потребностям детей (учёт необходимой потребности в энергии детей 7 лет при одноразовом горячем питании примерно 480 ккал);
- сбалансированность рациона питания детей по содержанию белков, жиров и углеводов для максимального их усвоения в соотношении 1:1:4;
- восполнение дефицита витаминов в питании школьников за счет корректировки рецептур и использования обогащенных продуктов;
- максимальное разнообразие рациона путём использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки;
- соблюдение оптимального режима питания.
Стиль общения учителя с первоклассниками учитывает особенности поведения детей, связанные с их умением общаться со взрослыми и сверстниками. Для первоклассника существенно важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребенка.
Первоклассники занимаются в режиме безотметочного обучения, что способствует снижению уровня невротизации, позволяет избежать стрессовых ситуаций.
5. Особенности организации урока в 1-м классе
Домашние задания в первом классе не задаются (Письмо МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» от 25.09.2000 г. № 2021/11-13.)
6. Контроль и оценка результатов обучения
В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся.
Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20-25 апреля. Обучающиеся 1 класса на второй год не оставляются.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ЖИЗНИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Внеучебная деятельность первоклассников организуется в соответствии с интересами и желаниями детей и их родителей.
Общешкольные и классные мероприятия во внеурочное время проводятся с целью приобщения первоклассников к школьным традициям.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
- изучение условий жизни ребёнка в семье, собеседование с родителями накануне учебного года;
- ежедневные контакты с родителями во время прихода и ухода ребёнка из школы; оборудование «Уголка для родителей» в школе; коллективные и индивидуальные консультации для родителей; родительские собрания;
- совместная деятельность педагогов и родителей по организации жизни первоклассников в школе.
На течение адаптации первоклассников оказывают влияние различные факторы. К числу наиболее благоприятных факторов относят следующие:
- адекватную самооценку своего положения ребенком;
- правильные методы воспитания в семье;
- отсутствие в семье конфликтных ситуаций;
- благоприятный статус в группе сверстников и т.д.
К числу неблагоприятных факторов, влияющих на адаптацию к школе, относят следующие:
- неправильные методы воспитания в семье;
- функциональную неготовность к обучению в школе;
- неудовлетворенность в общении со взрослыми;
- неадекватное осознание своего положения в группе сверстников и т.д.
-
Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович – М.: Педагогика, 2016. – 106 с. ↑
-
Выготский, Л.С. Лекции по психологии / Л.С Выготский – СПб.: Союз, 2016. – 78 с. ↑
-
Бабаева, Т.И. У школьного порога / Т.И. Бабаева – М., 2017. – 101 с ↑
-
Кумарина, Г.Ф. и др. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Г.Ф. Кумарина и др. – М., 2016. – 114 с. ↑
-
Дубровина, И.В., Данилова, Е.Е., Прихожан, А.М. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан – М., 2016. – 88 с. ↑
-
Давыдов, А.В. и др. Психологический словарь / А.В. Давыдов – М., 2017. – 299 с. ↑
-
Гуткин, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткин – М.: Образование, 2018. – 29 с. ↑
-
Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова – М., 2016. – 83 с. ↑
-
Люблинская, А.А.Учителю о психологии младшего школьника / А.А. Люблинская – М., 2016. – 128 с. ↑
-
Георгиевский, А.Б. Некоторые философские проблемы адаптации // Философские проблемы эволюционной теории / А.Б. Георгиевский - М., 2016. – С. 29. ↑
-
Мухина, В.С. Шестилетний ребенок в школе / В.С.Мухина – М., 2017. – 54 с. ↑
-
Кумарина, Г.Ф. и др. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Г.Ф. Кумарина и др. – М., 2016. – 202 с. ↑
-
Соколова, Н.Г. Неврозы у детей / Н.Г. Соколова – Ростов н/Д., 2017. – 39 с. ↑
-
Коджаспирова, Г.М., Борикова, Л.В., Бостанджиева, Н.И. Педагогическая практика в начальной школе / Г.М. Коджаспирова, Л.В. Борикова, Н.И. Бостанджиева – М., 2017. – 188 с. ↑