Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы (Теоретические основы процесса адаптации первоклассника к обучению в школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Целью исследования было – выявить уровень адаптации первоклассников к школе и разработать педагогические условия успешной адаптации.

Выдвинутая цель исследования достигнута, поставленные задачи успешно решены.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бабаева, Т.И. У школьного порога / Т.И. Бабаева – М., 2017. – 203 с.
  2. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович – М.: Педагогика, 2016. – 214 с.
  3. Буре, Р.С. Готовим детей к школе / Р.С Буре – М., 2017. – 96 с.
  4. Венгер, Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание / Л. Венгер – 2018. – № 8. – С. 66-74.
  5. Выготский, Л.С. Лекции по психологии / Л.С Выготский – СПб.: Союз, 2016. – 144 с.
  6. Георгиевский, А.Б. Некоторые философские проблемы адаптации //

Философские проблемы эволюционной теории / А.Б. Георгиевский - М., 2016. – С. 27-37.

  1. Гуткин, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткин – М.: Образование, 2018. – 184 с.
  2. Давыдов, А.В. и др. Психологический словарь / А.В. Давыдов – М., 2017. – 448 с.
  3. Дубровина, И.В., Данилова, Е.Е., Прихожан, А.М. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан – М., 2016. – 464 с.
  4. Дубровинская, Н.В., Фарбер, Д.А., Безруких, М.М. Психофизиология ребенка / Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких – М., 2015. – 144 с.
  5. Ильина, М.Н. Подготовка к школе / М.Н. Ильина – СПб., 2015. – 205 с.
  6. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова – М., 2016. – 145 с.
  7. Ковинько, Л.В. Воспитание младшего школьника / Л.В. Ковинько – М., 2016. – 288 с.
  8. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров – М., 2016. – 176 с.
  9. Коджаспирова, Г.М., Борикова, Л.В., Бостанджиева, Н.И. Педагогическая практика в начальной школе / Г.М. Коджаспирова, Л.В. Борикова, Н.И. Бостанджиева – М., 2017. – 272 с.
  10. Кумарина, Г.Ф. и др. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Г.Ф. Кумарина и др. – М., 2016. – 320 с.
  11. Люблинская, А.А.Учителю о психологии младшего школьника /
    А.А. Люблинская – М., 2016. – 224 с.
  12. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина – М., 2015. – 456 с.
  13. Мухина, В.С. Шестилетний ребенок в школе / В.С.Мухина – М., 2017. – 175 с.
  14. Подласый, И.П. Педагогика.: в 2 кн. / И.П. Подласый – М., 2017.–256 с.
  15. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый – М., 2017. – 464 с.
  16. Соколова, Н.Г. Неврозы у детей / Н.Г. Соколова – Ростов н/Д., 2017. – 160 с.
  17. Цукерман, Г.А., Поливанова, К.Н. Введение в школьную жизнь / Г.А.Цукерман, К.Н.Поливанова, – Томск, 2017. – 133 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Анкета для родителей

Уважаемые _______________________________________________________________

Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты к собранию “Адаптация первоклассника к школе”. Ваши откровенные полные ответы на вопросы помогут нам в организации родительского собрания и работе с детьми.

Заранее благодарим за своевременно заполненную анкету (до … дата).

1. Охотно ли Ваш ребёнок посещал детский сад:

а) да;
б) не всегда;
в) всегда с неохотой?

2. Есть ли у Вашего ребёнка желание ходить в школу:

а) да;
б) не очень;
в) всегда с нежеланием?

3. По каким признакам Вы судите о том, что Ваш ребёнок хочет (не хочет) ходить в школу?

__________________________________________________________________

4. Чем болел Ваш ребёнок?

__________________________________________________________________

5. Часто ли болеет Ваш ребёнок:

а) да;
б) нет?

6. Чем Ваш ребёнок болеет чаще всего?

__________________________________________________________________

7. Есть ли у ребёнка чёткий режим дня? Соблюдается ли он?

__________________________________________________________________

8. Чему Вы отдаёте предпочтение: обучению чтения, счёту или общему развитию памяти, внимания, мышления?

__________________________________________________________________

9. От чего, по-вашему, зависит красивый почерк? Как Вы помогаете ребёнку развивать кисть руки?

__________________________________________________________________

10. Что Вас больше всего беспокоит по вопросу адаптации ребёнка к школе?

__________________________________________________________________

Задайте вопросы учителю, психологу, завучу, другим родителям.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Приложение 2

Анкета для родителей.

[Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.]

Родители должны ответить на вопросы, касающиеся поведения ребенка в школе. Варианты ответов – да, не совсем, нет.

Вопросы:

Охотно ли ваш ребенок идет в школу?

Вполне ли он приспособлен к новому распорядку дня, принимает ли его как должное?

Можно ли сказать, что переживания вашего ребенка по поводу успехов и неудач в учебе чрезмерны или, наоборот, полностью отсутствуют?

Делится ли ребенок с вами школьными впечатлениями?

Положительны ли школьные впечатления вашего ребенка?

Можно ли сказать, что ребенок спокойно справляется с трудностями при выполнении домашнего задания?

Отношения с товарищами по классу уже сложились и они вполне дружелюбны?

Жалуется ли ребенок достаточно часто на беспричинные боли, головокружения, тошноту?


Изменился ли по сравнению с прошлым годом характер сна ребенка?

Обработка результатов:

За каждый утвердительный ответ на все вопросы, кроме 3,9,10,11 присваивается 2 балла, промежуточный - 1 балл, отрицательный – 0 баллов. Ответ «Да» на вопросы 3,9,10,11 оценивается как 0 баллов, «Нет» - как 2 балла. Подсчитывается общая сумма показателей.

0 – 10 баллов – выраженная дезадаптация

11 – 15 баллов – средняя степень адаптации

16 – 22 балла – высокий уровень школьной адаптации

Приложение 3

Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению «Добро пожаловать в школу!»

Цель программы: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.

Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассни­ков к обучению в школе.

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

  • сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
  • установление контакта с учащимися, с учителем;
  • формирование адекватного поведения;
  • овладение навыками учебной деятельности.

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Оптимальный годовой календарный учебный график, позволяющий равномерно чередовать учебную деятельность и отдых первоклассников.

Согласно сложившейся в школах страны структуре учебного года наблюдается неравномерность распределения учебного и каникулярного времени, что противоречит физическому принципу чередования труда и отдыха как необходимого условия для предупреждения переутомления школьников и сохранения стабильного уровня их работоспособности в течение года.

1.Обучение весь год в 1-ю смену с 8.00 часов.

2.Пятидневный режим обучения с соблюдением требований к максимальному объёму учебной нагрузки.

3.«Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса: в сентябре-октябре проводится ежедневно только по три урока по 35 минут каждый, со второй четверти - 4 урока по 35 минут, с третьей четверти по 40 минут.

4.Облегчённый день в середине учебной недели.

Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для детей с нарушениями слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна.


Столы в классных комнатах располагаются так, чтобы можно было организовать фронтальную, групповую и парную работу обучающихся на уроке. По возможности учебники и дидактические пособия для первоклассников хранятся в школе.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Медико-педагогическая диагностика состояния здоровья первоклассников:

  • медицинский осмотр детей, поступающих в школу, врачами-специалистами (педиатром, окулистом, отоларингологом, хирургом, неврологом);
  • мониторинг состояния здоровья, заболеваемости первоклассников с целью выявления наиболее часто болеющих детей; определение причин заболеваемости с целью проведения более эффективной коррекционной и профилактических работ;
  • диагностика устной и письменной речи (мониторинг речевого развития).

Профилактическая работа по предупреждению заболеваний:

  • проведение плановых и внеплановых прививок медработником (в т.ч. вакцинация против гриппа, клещевого энцефалита);
  • витаминизация;
  • профилактика простудных заболеваний;
  • создание в школе условий для соблюдения санитарно-гигиенических навыков: мытьё рук, переодеваниё сменной обуви и т.д.;
  • соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима

Максимальное обеспечение двигательной активности детей:

  • физкультминутки проводятся на каждом уроке продолжительностью по 1,5-2 минуты (рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока).

В комплекс физминуток включаются различные упражнения с целью профилактики нарушения зрения, простудных заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата;

  • подвижные игры на переменах.

Организация рационального питания первоклассников предусматривает:

  • выполнение требований СанПиНа к организации питания в общеобразовательных учреждениях;
  • соблюдение основных принципов рационального питания:
  • соответствие энергетической ценности рациона возрастным физиологическим потребностям детей (учёт необходимой потребности в энергии детей 7 лет при одноразовом горячем питании примерно 480 ккал);
  • сбалансированность рациона питания детей по содержанию белков, жиров и углеводов для максимального их усвоения в соотношении 1:1:4;
  • восполнение дефицита витаминов в питании школьников за счет корректировки рецептур и использования обогащенных продуктов;
  • максимальное разнообразие рациона путём использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки;
  • соблюдение оптимального режима питания.

Стиль общения учителя с первоклассниками учитывает особенности поведения детей, связанные с их умением общаться со взрослыми и сверстниками. Для первоклассника существенно важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребенка.

Первоклассники занимаются в режиме безотметочного обучения, что способствует снижению уровня невротизации, позволяет избежать стрессовых ситуаций.

5. Особенности организации урока в 1-м классе

Домашние задания в первом классе не задаются (Письмо МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» от 25.09.2000 г. № 2021/11-13.)

6. Контроль и оценка результатов обучения

В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся.

Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20-25 апреля. Обучающиеся 1 класса на второй год не оставляются.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ЖИЗНИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Внеучебная деятельность первоклассников организуется в соответствии с интересами и желаниями детей и их родителей.

Общешкольные и классные мероприятия во внеурочное время проводятся с целью приобщения первоклассников к школьным традициям.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

  • изучение условий жизни ребёнка в семье, собеседование с родителями накануне учебного года; 
  • ежедневные контакты с родителями во время прихода и ухода ребёнка из школы; оборудование «Уголка для родителей» в школе; коллективные и индивидуальные консультации для родителей; родительские собрания;
  • совместная деятельность педагогов и родителей по организации жизни первоклассников в школе.

На течение адаптации первоклассников оказывают влияние различные факторы. К числу наиболее благоприятных факторов относят следующие:

  • адекватную самооценку своего положения ребенком;
  • правильные методы воспитания в семье;
  • отсутствие в семье конфликтных ситуаций;
  • благоприятный статус в группе сверстников и т.д.

К числу неблагоприятных факторов, влияющих на адаптацию к школе, относят следующие:

  • неправильные методы воспитания в семье;
  • функциональную неготовность к обучению в школе;
  • неудовлетворенность в общении со взрослыми;
  • неадекватное осознание своего положения в группе сверстников и т.д.
  1. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович – М.: Педагогика, 2016. – 106 с.

  2. Выготский, Л.С. Лекции по психологии / Л.С Выготский – СПб.: Союз, 2016. – 78 с.

  3. Бабаева, Т.И. У школьного порога / Т.И. Бабаева – М., 2017. – 101 с

  4. Кумарина, Г.Ф. и др. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Г.Ф. Кумарина и др. – М., 2016. – 114 с.

  5. Дубровина, И.В., Данилова, Е.Е., Прихожан, А.М. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан – М., 2016. – 88 с.

  6. Давыдов, А.В. и др. Психологический словарь / А.В. Давыдов – М., 2017. – 299 с.

  7. Гуткин, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткин – М.: Образование, 2018. – 29 с.

  8. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова – М., 2016. – 83 с.

  9. Люблинская, А.А.Учителю о психологии младшего школьника / А.А. Люблинская – М., 2016. – 128 с.

  10. Георгиевский, А.Б. Некоторые философские проблемы адаптации // Философские проблемы эволюционной теории / А.Б. Георгиевский - М., 2016. – С. 29.

  11. Мухина, В.С. Шестилетний ребенок в школе / В.С.Мухина – М., 2017. – 54 с.

  12. Кумарина, Г.Ф. и др. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Г.Ф. Кумарина и др. – М., 2016. – 202 с.

  13. Соколова, Н.Г. Неврозы у детей / Н.Г. Соколова – Ростов н/Д., 2017. – 39 с.

  14. Коджаспирова, Г.М., Борикова, Л.В., Бостанджиева, Н.И. Педагогическая практика в начальной школе / Г.М. Коджаспирова, Л.В. Борикова, Н.И. Бостанджиева – М., 2017. – 188 с.