Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Модели, виды и стадии стресса).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические особенности профессионального стресса в управленческой деятельности
1.1. Модели, виды и стадии стресса
1.2 Организационные факторы возникновения профессионального стресса у менеджеров
2. Эмпирическое исследование профессионального стресса у менеджеров
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
3. Особенности преодоления профессионального стресса
3.1. Факторы преодоления профессионального стресса и регулирование их
3.2. Правила и рекомендации по преодолению профессионального стресса
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
3 |
9. |
Примирение супругов. |
45 |
10. |
Уход на пенсию. |
45 |
11. |
Изменение в состоянии здоровья членов семьи. |
44 |
12. |
Беременность партнерши. |
40 |
13. |
Сексуальные проблемы. |
39 |
14. |
Появление нового члена семьи, рождение ребенка. |
39 |
15. |
Реорганизация на работе. |
39 |
16. |
Изменение финансового положения. |
38 |
17. |
Смерть близкого друга. |
37 |
18. |
Изменение профессиональной ориентации, смена места работы. |
36 |
19. |
Усиление конфликтности отношений с супругом. |
35 |
20. |
Ссуда или заем на крупную покупку (например, дома). |
31 |
21. |
Окончание срока выплаты ссуды или займа, растущие долги. |
30 |
22. |
Изменение должности, повышение служебной ответственности. |
29 |
23. |
Сын или дочь покидают дом. |
29 |
24. |
Проблемы с родственниками мужа (жены). |
29 |
25. |
Выдающееся личное достижение, успех. |
28 |
26. |
Супруг бросает работу (или приступает к работе). |
26 |
27. |
Начало или окончание обучения в учебном заведении. |
26 |
28. |
Изменение условий жизни. |
25 |
29. |
Отказ от каких-то индивидуальных привычек, изменение стереотипов поведения. |
24 |
30. |
Проблемы с начальством, конфликты. |
23 |
31. |
Изменение условий или часов работы. |
20 |
32. |
Перемена места жительства. |
20 |
33. |
Смена места обучения. |
20 |
34. |
Изменение привычек, связанных с проведением досуга или отпуска. |
19 |
36. |
Изменение привычек, связанных с вероисповеданием. |
19 |
36. |
Изменение социальной активности. |
18 |
37. |
Ссуда или заем для покупки менее крупных вещей (машины, телевизора). |
17 |
38. |
Изменение индивидуальных привычек, связанных со сном, нарушение сна. |
16 |
39. |
Изменение числа живущих вместе членов семьи, изменение характера и частоты встреч с другими членами семьи. |
15' |
40. |
Изменение привычек, связанных с питанием (количество потребляемой пищи, диета, отсутствие аппетита и т. п.). |
15 |
41. |
Отпуск. |
13 |
42. |
Рождество, встреча Нового года, день рождения. |
12 |
43. |
Незначительное нарушение правопорядка (штраф за нарушение правил уличного движения). |
11 |
«Подсчет набранных баллов позволяет определить степень сопротивляемости стрессу каждого испытуемого»[42]. «Одно важное значение подсчитанной суммы – она выражает степень стрессовой нагрузки (в цифрах) на каждого менеджера, участвующего в эксперименте»[43].
Таблица 3 – Сравнительная таблица стрессовых характеристик
Общая сумма баллов |
Степень сопротивляемости стрессу |
150-199 |
Высокая |
200-299 |
Пороговая |
300 и более |
Низкая (ранимость) |
Если сумма баллов выше 300, то проявляется реальная опасность, т.е. угрозу психосоматического заболевания, поскольку у вас близость к фазам нервного истощения.
«Возможность воссоздания картины своего стресса дает вам подсчет суммы баллов»[44]. Тогда вы понимаете, что причиной возникновения стрессовой ситуации явились не отдельные, незначительные вроде бы события из вашей жизни, а их воздействие в комплексе.
2.2 Анализ результатов исследования
В нашем исследовании принимали участие управленцы различных отраслей деятельности Пограничного района, всего 30 человек, из которых 12 мужчин и 18 женщин в возрасте 30-60 лет. Респонденты от 30 до 40 лет составили первую группу, от 40 до 50 лет – вторую группу и от 50 до 60 лет – третью группу.
«Методика определения социальной адаптации и стрессоустойчивости» Раге и Холмса нами используется для диагностики определения стрессоустойчивости[45]. Результаты исследования приводятся в таблице 4.
Таблица 4 – Результаты исследования по методике определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге[46]
Степень сопротивляемости |
Респонденты от 30 до 40 лет |
Респонденты от 40 до 50 лет |
Респонденты от 50 до 60 лет |
высокая |
2 |
3 |
2 |
пороговая |
4 |
5 |
4 |
Низкая (ранимая) |
4 |
2 |
4 |
всего |
10 |
10 |
10 |
Результаты исследования по методике определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге приведены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Результаты исследования по методике определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге[47]
Результаты исследования акцентуаций характера приведены в таблице 5.
Таблица 5 – Результаты исследования акцентуаций характера
Типы акцентуаций характера по Леонгардту |
Кол-во испытуемых |
Гипертимический тип |
3 |
Тревожно-боязливый тип |
4 |
Дистимический тип |
3 |
Педантичный тип |
5 |
Возбудимый тип |
4 |
Эмотивный тип |
4 |
«Застревающий» тип |
2 |
Демонстративный тип |
2 |
Циклотимический тип |
2 |
Аффективно-экзальтированный тип |
1 |
Анализ полученных результатов от проведенного исследования позволяет сделать следующие выводы:
- «Самооценка собственного типа личности каждого испытуемого имеет отклонения от полученных данных по результатам опроса теста Леонгардта»[48];
- «Респонденты разных возрастов, разного возраста, опыта и стажа работы не различаются по степени сопротивляемости стрессу»[49];
- «В соответствии с результатами теста Леонгардта в группу испытуемых респондентов вошли менеджеры-представители всех типов личности»[50];
- полученные данные различных типов личности руководителей связаны с показателями шкалы высокая-низкая сопротивляемость стрессу (методика определения социальной адаптации и стрессоустойчивости Раге и Холмса).
- менеджеры, которые имеют выраженные черты характера по гипертимическому, дистимическому, педантичному типам, обладают более устойчивой психикой по отношению к стрессу..
3. Особенности преодоления профессионального стресса
3.1. Факторы преодоления профессионального стресса и регулирование их
Жизнь современного человека неотделимо связана со стрессом. В первую очередь это связано с «технологическим прорывом», который осуществило человечество. «Тем самым темп нашей жизни за последние десятилетия резко увеличился»[51]. Мы не успеваем за огромным потоком информации, поступающей к нам из различных средств массовой информации. Работа, семья, финансы, отношения с людьми – всё это требует высокой степени сосредоточенности и большого количество времени, которого катастрофически не хватает человеку.
«Стрессовые ситуации встречаются в жизни каждого человека»[52]. Стресс давно и прочно вошёл в наш повседневный обиход. Часто в нашей жизни что-то изменяется. Эти перемены могут быть как к худшему, так и к лучшему. Но в любом случае нам приходится приспосабливаться к чему-то новому. «Нарушение стабильности изменяет и наше состояние (физическое, психическое)»[53]. То есть неожиданные, непредвиденные ситуации в нашей жизни способны ввести нас в стрессовое состояние.
Очевидно, что последствия стресса способны отрицательно повлиять на наше здоровье, семью, карьеру, судьбу. Следовательно, от негативного влияния стресса необходимо защититься. Так как практически каждый человек входит в зону риска, способы профилактики стресса должен знать каждый.
К физическим признакам стресса относят частое или затруднённое дыхание; усиленное сердцебиение; общее напряжение мышц и связанные с ним боли в шее, груди, спине, животе; дрожь или нервный тик; спазмы и связанные с ними кишечные, почечные, печёночные колики, запоры, понос; затруднённое глотание; частое мочеиспускание; головные боли; головокружение; высокое кровяное давление; речевые затруднения (невнятная речь или заикание); вегетативные проявления в виде сухости во рту или горле, повышенной потливости, сексуальных расстройств; плохой, беспокойный сон.
«К эмоциональным признакам стресса относят раздражительность; беспокойство или повышенную возбудимость; гнев и враждебность; необычную агрессивность; путаницу в мыслях; невозможность сосредоточиться; чувство беспомощности, вины или безнадёжности; ощущение потери контроля над собой и ситуацией; страз и чувство паники»[54].
К поведенческим признакам стресса относят снижение аппетита или, наоборот, судорожную еду; усиленное курение; злоупотребление алкоголем; потерю интереса к внешнему облику; постоянную спешку в стремлении куда-то успеть; резкое изменение социального поведения; сверхурочную работу; поиск виноватых.
«Полностью избавиться от стресса невозможно, нецелесообразно и пытаться его устранить, так как это невозможно»[55]. Поэтому необходимо научиться управлять стрессом.
«Стресс как психологическое состояние является продуктом сознания человека, его образа мыслей, оценки ситуации, наличием навыков и умений адекватно вести себя в экстремальных ситуациях»[56]. Принято делить все стрессоры (факторы, вызывающие у нас стресс) на две группы: те, на которые мы можем оказывать влияние, и те, которые нам неподвластны.
К факторам, на которые мы можем и должны влиять, относятся лежащие в области межличностных отношений или обусловленные особенностями нашего характера, наших ошибочных и неадекватных убеждений или отсутствием каких-либо навыков. Избежать многих стрессовых ситуаций в данном случае помогут навыки организации своего времени без перегрузок и цейтнотов, навыки психологической устойчивости к давлению со стороны других людей, разрешения конфликтов.
«Бывают случаи, когда мы не можем изменить ситуацию»[57]. В данном случае необходимо изменить отношение к ней. Различные техники эмоциональной регуляции помогут взять контроль над нашими переживаниями. Часто, взяв себя в руки, мы начинаем эффективно и быстро управлять и самой ситуацией.
Таким образом, при всём многообразии факторов, способных вызвать стресс, следует помнить, что они действуют не сами по себе, а зависят от того, как человек относится к обстоятельствам, в которых он оказался. То есть наличие факторов, вызывающих стресс, не означает, что он обязательно возникнет.
«Факторами, которые уменьшают стрессогенность среды, а также ее отрицательное воздействие на организм, являются возможность заранее подготовиться и предсказуемость всех внешних событий, возможность их контролировать, что снижает существенно силу воздействия внешних неблагоприятных факторов»[58]. «Но еще более важное значение имеют внутренние факторы, объясняющие почему различным образом реагируют на внешние раздражители-стрессоры испытуемые различных типов личности»[59]. По отзывам руководителей, принимающих участие в исследовании, знание собственных особенностей личности значительно помогает понять субъективные причины стрессоустойчивости, помогают выстроить правильную и понятную собственную стратегию развития, направленную на преодоление негативных последствий стрессов в профессиональной деятельности руководителя.