Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Модели, виды и стадии стресса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Значительную часть повседневной работы менеджера занимает управление персоналом, решение проблем с клиентами и сложных вопросов, с которыми не в силах разобраться рядовой сотрудник»[20]. Сразу отмечаем, что основной стрессор менеджера – это ответственность за решение стоящих перед ним разнообразных управленческих задач, а кроме этого еще и ответственность за работу своих подчиненных. Менеджеру часто приходится разбирать конфликты с подчиненными, а к этому, порой, еще добавляется и недовольство начальства, конкуренция с коллегами.

В своей работе менеджер часто выступает в роли и дипломата, и психолога, хорошо, если ему при этом присущи еще и развитые аналитические способности. «Работая с клиентами, менеджер испытывает утомление от непрерывного повторения одних и тех же слов, устает от повседневной рутинной работы, постоянно повторяющихся процессов, нарастает физическое утомление, появляются предпосылки для стресса»[21]. Часто ему необходимо быть находчивым, гибким, ему приходится убеждать и переубеждать, он должен уметь воздействовать на клиента, чтоб добиться желаемого результата. В начале своей карьеры малоопытный руководитель испытывает чаще интеллектуальный стресс, так как в учебных заведениях хоть и дают теоретические знания, но реальность гораздо шире теории, и готовых ответов на возникающие регулярно проблемы просто нет. «А вслед за интеллектуальным непременно приходит и профессиональный стресс»[22]. Боязнь спросить, задать «глупый вопрос», нерешительность в общении приводят к тому, что начинающий руководитель испытывает неуверенность в себе, начинает переживать и нервничать.

Помимо вышеуказанного, менеджеру каждодневно приходится работать с деловыми бумагами, расставлять приоритеты, правильно организовывать свое рабочее время. А продолжительная работа за компьютером также вызывает стресс: врожденных механизмов защиты от вредоносного излучения у организма нет, оно становится причиной зрительного переутомления и предпосылкой стресса. «Сидячая работа провоцирует неправильное кровообращение, нарушается метаболизм»[23]. У человека, часто сидящего за компьютером, нарушается восприятие действительности и реального мира.

Необходимо отметить, что постоянно в своей работе менеджер ведет переговоры. Все виды стресса, которые испытывает управленец во время ведения переговоров можно объединить по общему признаку – это стресс ситуативный. Наблюдения показывают, что стресс у одного из участников переговоров вызывает дискомфорт, неприятные ощущения и у партнеров, даже передается им. В такой ситуации опытного управленца часто спасает находчивость и юмор. Своевременно сказанная шутка помогает вернуться в нормальное рабочее состояние инициатору переговоров и его партнерам. «Смеющийся человек раскрепощен и расслаблен, ничто не препятствует ему сосредоточиться на предмете разговора, кроме этого смех вызывает у смеющегося человека активное очищение желез, стимулирует обмен веществ, повышает его жизненный тонус»[24]. Если руководитель, как опытный психолог обладает навыками делать достоверные выводы из невербальных источников (поза, мимика, жесты и др.), тогда ему намного проще понимать, что собеседник хочет сказать, а еще важнее – понимать, чего он сказать не желает.


Способность руководителя к постоянной адаптации – это и есть способность противостоять постоянным переменам, противостоять непрерывным стрессам. Стрессоустойчивому руководителю необходимы навыки своевременного реагирования на меняющиеся обстоятельства, еще важнее ему обладать навыками распознавания слабых, первичных сигналов об опасности в шумной и кипучей повседневности. «Способность меняться и приветствовать изменения и многообразие являются ключевымпризнаком интеллектуальной гибкости эффективного управленца в современном мире»[25].

В условиях нашумевших кризисов в стране в последнее время, стресс, связанный с непредсказуемыми финансовыми убытками, стал еще более злободневным среди управленцев-бизнесменов. «Финансовая ситуация в России очень переменчива и не поддается никаким аналитическим расчетам»[26]. Можно представить себе причины участившихся летальных случаев менеджеров в последнее время. «Это явные проявления кризисных явлений в жизни руководителей-управленцев, а приобретение синдрома хронической усталости – широко распространенная проблема руководящих работников»[27].

«Искаженная самооценка зачастую приводит к эмоциональным стрессам»[28]. Все потому что человек с искаженной самооценкой вряд ли может правильно оценивать обстоятельства и реагировать на них, адекватно воспринимать окружающий мир. «А самооценка непосредственно связана с типом личности»[29].

Таким образом, к основным реакциям, возникающим как следствие конфликта ролей, относятся попытки совместить несовместимое (найти средний вариант, устраивающий всех), что в итоге приводит к фальсификации отчета о трудовой деятельности, страху разоблачения и развитию дистресса:

  • Неопределенность ролей, т.е. работник четко не знает, что от пего требует менеджер или по какой системе оценивают его действия.
  • Неинтересная работа, вызывающая негативные эмоции.
  • Излишне интересная работа.
  • Плохие физические условия деятельности: некомфортная температура, плохое освещение, шум.
  • Прочие организационные факторы стресса:  повышенная ответственность работника при отсутствии соответствующих прав и полномочий.

Причины стресса часто могут находиться и за пределами организационных факторов. Основные стрессоры, влияющие на состояние уровня стресса у менеджеров, связаны с наличием в работе управленцев большого числа разнообразных и сложных по содержанию задач. Не полный их перечень выглядит так: стратегическое планирование, переработка и координация больших потоков информации, контроль сроков и ответственность за выполнение производственных заданий, жесткие лимиты времени (цейтнот), контроль и координация деятельности персонала, зачастую менеджер не имеет достаточной свободы и автономии для реализации собственного потенциала и идей, потому что его деятельность жестко связана с процессами в смежных подразделениях. Успешно справляться с такими трудностями без ущерба для здоровья может тип личности, обладающий определенными характеристиками.


2. Эмпирическое исследование профессионального стресса у менеджеров

2.1 Организация и методы исследования

В начале исследования была предложена гипотеза: менеджеры, которые имеют выраженные черты характера по гипертимическому, дистимическому, педантичному типам, обладают более устойчивой психикой по отношению к стрессу. Объектом исследования явились менеджеры Пограничного муниципального района, в количестве 30 человек, из которых 18 женщин и 12 мужчин.

Для решения поставленных в исследовании задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался набор методических разработок:

  1. Методика самоопределения особенностей характера и самоанализа типа личности управленца.
  2. Акцентуации характера (тест К. Леонгарда);

3. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге.

«В начале проведения практического исследования группе управленцев различного уровня, различного возраста, пола, опыта и стажа работы и т.п. было предложено оценить и описать яркие особенности собственного типа личности, особое внимание обратить на положительные и отрицательные черты, которые помогают или наоборот препятствуют в руководящей деятельности»[30]. «Данный самоанализ позволит в дальнейшем определить адекватность и уровень самооценки менеджера»[31]. «Только после этого можно будет начать работу по коррекции собственного характера и типа личности для преодоления повторяющихся проблемных ситуаций, неизбежно ведущих к стрессу в профессиональной деятельности»[32].

Вторым этапом в проведении исследовательской работы будет определение типа акцентуации характера с помощью опросника К. Леонгарда. «Акцентуация характера – это преобладающие черты характера, которые определяют мироощущение, взгляды, поведение человека, в том числе его способность противостояния стрессовой ситуации»[33]. На основании обработки ответов на 78 вопросов, различных классификаций (К. Леонгард, П.Б. Ганнушкин и др.) происходит выделение следующих основных типов акцентуаций характера:


Гипертимический тип. Этот тип почти всегда отличается хорошим настроением и высоким энергией, жизненным тонусом, неудержимой активностью. Отмечается постоянно стремление к лидерству, любит все новое, легко идет на контакт, проявляет инициативу, оптимист. Сочетание хорошего чувства нового с неустойчивостью интересов, и неразборчивость в выборе знакомств - с большой общительностью. В незнакомой обстановке легко осваивается. «Плохо переносится одиночество, однообразная обстановка, размеренный режим, вынужденное безделье, монотонный труд, требующий мелочной аккуратности»[34]. Самооценка обычно высокая, основной стрессовый фактор – отсутствие перспективы.

Возбудимый тип. Несдержанность, агрессивность и угрюмость, «занудливость», повышенная раздражительность, но возможны и льстивость с услужливостью (как маскировка). Склонен к молчаливости или нецензурной брани, хамству, замедленности в разговоре. «Часто и активно конфликтует»[35]. Чтобы такой представитель приносил не вред коллективу, а пользу, нужно направить его критичность, локализовать ее, превратить в орудие труда и прогресса.

Эмотивный тип (эмоциональный). Завышено чувство долга, исполнительность. Ранимость, чрезмерная чувствительность, глубокое переживание малейших неприятностей, излишняя чувствительность к неудачам, замечаниям, поэтому чаще у него печальное настроение. Обостренная реакция на поведение раздражительных людей – прекрасная почва для эмоциональных стрессов.

Педантичный тип. Свойственна аккуратность и сверхответственность. «Отмечается выраженной занудливостью в виде «переживания» разных подробностей, способен на службе замучить формальными требованиями посетителей, изнуряет чрезмерной аккуратностью домашних»[36]. Придавая чрезмерное значение мнению начальства, он всегда стремится следовать заведенному порядку, избегает нововведений. Причиной стресса может служить ответственное задание.

Тревожно-мнительный тип. Фон настроения пониженный, опасается за себя, близких, неуверенность в себе, робость, крайняя нерешительность, сомневается в своих же действиях, неудачу переживает долго. Даже безопасная ситуация вызывает стресс, избегает ответственности, предрасположен к стрессам и заболеваниям.

Циклотимический тип. Смена дистимных и гипертимических фаз поведения. Циклическая смена общительности (в период повышенного настроения – высокая, в период подавленности - низкая). «Причиной депрессии может стать как падение, так и внезапный взлет, любое возникшее препятствие может вывести его из равновесия»[37]. В ответственный момент он может сломаться и испортить всю работу.


Демонстративный тип. Стремление находиться в центре внимания и своих целей добиваться любой ценой: обморок слезы, скандалы, хвастовство, болезни, наряды. «Такому человеку коллектив нужен обязательно – ведь это для него театр, аудитория»[38]. Обычная работа ему в тягость. В бизнесе для него идеальное место – связи с общественностью, если должность предполагает инициативу и отсутствие излишней формальности.

Дистимический тип. Является противоположным типу гипертимическому, характеризуется пониженным настроение и фиксацией на мрачной стороне жизни, пессимист. Такие люди обладают чувством обостренной справедливости и высокими нравственными установками. Работать предпочитают в небольших коллективах. «Стресс вызывает ситуация, требующая активной деятельности и перемен»[39].

Экзальтированный тип (лабильный). Людям такого типа свойственен огромный диапазон разных эмоциональных состояний, это мечтательный, «оторванный от земли» человек, легко приходит в восторг от радостного события и в полнейшее отчаяние от печального. Большая изменчивость настроения, яркая выраженность эмоций, повышена отвлекаемость на различные внешние события, влюбчивость, словоохотливость. «Основной стрессовый фактор – это несовпадение внутренней картины мира с «суровой правдой жизни»[40]. Такой человек способен совершенно истощить себя работой. «Его идеи часто интересны и оригинальны, но оценивать их надо с особой тщательностью»[41].

Методика определения социальной адаптации и стрессоустойчивости Раге и Холмса.

Инструкция: Необходимо постараться вспомнить те события, которые случились в течение последнего года с Вами, подсчитайте общее число «заработанных» очков. Оценка жизненных событий приведена в таблице 2.

Таблица 2 – Оценка жизненных событий

Жизненные события

Баллы

1

2

3

1.

Смерть супруга (супруги).

100

2.

Развод.

73

3.

Разъезд супругов (без оформления развода), разрыв с партнером.

65

4 .

Тюремное заключение.

63

5 .

Смерть близкого члена семьи»

63

6.

Травма или болезнь.

53

7.

Женитьба, свадьба.

50

8.

Увольнение с работы.

47