Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Модели, виды и стадии стресса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Наладить особенно эффективные и надежные отношения с партнерами, топ-менеджерами. Постараться понять их проблемы и помочь понять ваши.

4. Не соглашаться с кем-либо, кто начинает выставлять противоречивые требования. Попросить организовать совещание со всеми заинтересованными сторонами, чтобы выяснить проблемный вопрос.

5. Сообщить руководству о возможных неясностях в ожиданиях или стандартах оценки задания (неопределенность ролей).

6. Обсудить чувство скуки или отсутствие интереса к работе со своим руководителем. Объяснить, что вы – сторонник требующей отдачи работы и хотели бы проявить инициативу, включая и другие виды деятельности.

6. Находить ежедневно время для переключения и отдыха. Делать перерывы на работе, активно прогуливаться в обеденное время, чередовать виды деятельности.

Выделим следующие, считающиеся главными, способы для борьбы со стрессом[83]:

- релаксация;

- строгий распорядок дня;

- умение оказывать при наступлении стрессового состояния неотложной помощи, и распознавать стадии стресса у себя;

«Перечисленные в нужный момент, методики доступны в применении каждому»[84].

Несомненно, что наиболее действенной особенностью человека в защите от стресса, считается релаксация, что подтверждается теорией Г. Селье. «Это объясняется непроизвольным реагированием организмом, на тревогу стресса, и сопровождается тремя проходящими последовательно фазами - импульсом, стрессом, адаптацией»[85]. Потому, когда человек стремится концентрировать усилия, направляя их на стабилизацию здоровья, он должен прилагать все усилия, чтобы осознанно на стрессовый импульс реагировать релаксацией.

«Такая защита помогает людям лишь при участи в этом процессе его силы воли, препятствовать наступлению стресса, задерживать процесс, либо ослаблять, предотвращая этим, психосоматические в организме нарушения»[86].

Если возникают сбои в дыхании, во время преодоления физических нагрузок либо во время стресса у человека появляется способность управлять дыханием, и таким образом воспользоваться оригинальной возможностью, снять мышечное и нервное напряжение. «Это свидетельствует об удивительной особенности; авторегуляции дыхания, что помимо релаксации, также служит действенной особенностью человека в защите от стресса»[87].

Чтобы выявить и оценить реагирование своего организма на стресс, может помочь само анализ этого процесса с помощью ведения специального журнала о случаях стрессового состояния. «Причём необходимо отражать в нём в продолжение нескольких недель, время и обстоятельства, при которых наблюдалось проявление признаков стресса»[88]. Анализируя записи, легко определить предшествующие стрессам события или жизненные ситуации. Причина проявления этого состояния станет очевидна.


Основное при внезапном наступлении стресса – способность сконцентрировать силу воли на внушении своему сознанию остановиться, что бы оперативно затормозить дальнейшее усугубление стрессового состояния. «Приложить усилия для выхода из стресса, призвать себя к спокойствию и использовать собственный потенциал возможностей самопомощи для выхода из острого душевного кризиса»[89].

Этому будут способствовать:

- особенность саморегуляции дыхания;

- релаксация;

- адекватное восприятие происходящего и окружающей среды;

- оперативная смена обстановки и переключение на спокойный вид деятельности. «При стрессах служит образным молниеотводом, мерой снимающей внутреннее напряжение, а предельная концентрация вытеснит из сознания насыщенный стрессом внутренний диалог»[90].

Таким образом, к неправильным и широкораспространенным в настоящее время методам снятия стресса можно отнести – употребление алкоголя и никотина, ночные клубы, поездки на модные курорты, секс, футбольные матчи и азартные игры. Попытка заглушить стресс такими методами приводит, как правило, к усугублению проблем и дальнейшему разочарованию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование проходило в два этапа и осуществлялось на двух уровнях: теоретическом и эмпирическом.

На теоретическом уровне дан сравнительный анализ литературы по изучению природы стресса вообще и профессиональных особенностях стрессов в деятельности менеджера. В процессе исследования были решены следующие задачи: рассмотрена проблема изучения природы и протекания стресса в науке; изучены модели, виды стресса, стадии развития стресса, роль индивидуальных ресурсов личности в совладании со стрессом; на эмпирическом уровне исследованы акцентуации характера у группы менеджеров; выявлена взаимосвязь акцентуаций характера и поведения в состоянии стресса, разработаны рекомендации по развитию стрессоустойчивости руководителя.

Результаты исследования подтверждают наше предположение о том, что в каждом человеке преобладает какая-нибудь черта – именно она определяет наше поведение вообще и нашу реакцию на внешний раздражитель-стрессор в частности. «В качестве основополагающей нами была принята классификация типов акцентуаций характера по К. Леонгарду»[91]. Тест К. Леонгарда исследует типы характера, распределяя его по акцентуированным характерам. «Выделяются гипертимический тип; тревожно-боязливый тип; дистимический тип, педантичный тип, возбудимый тип, эмотивный тип, «застревающий» тип, демонстративный тип, циклотимический тип, аффективно-экзальтированный тип»[92].


«Важным понятием в модели стресса является «совладание», которое означает поддержание баланса за счет психологических ресурсов человека»[93]. Первая стадия процесса совладания связана с выбором и формированием соответствующих реакций, а вторая – с их исполнением. Исследование индивидуальных ресурсов совладания личности со стрессом и разработка инструментов по их измерению проводится преимущественно в рамках двух моделей. «В трансактных моделях стресса к ресурсам совладания относят: физиологические и типологические особенности личности, когнитивные процессы и личностные качества, социальную поддержку, финансовое благополучие»[94]. «В рамках интегративной модели стресса выделяют также развитие навыков осознания имеющихся ресурсов, умение управлять и рационально использовать их в процессе совладания со стрессом, наличие этих умений и навыков способно минимизировать вредные стрессовые влияния»[95]. Обобщая, можно сказать, что рассматривать в качестве ресурсов совладания со стрессом можно лишь те, которые помогают личности совладать со стрессовой ситуацией, снизить негативное влияние стресса, а именно: уверенность в себе, принятие себя и других, физическое здоровье, структурирование, навыки решения проблем, социальная поддержка, навыки контроля стресса и напряжения.

На основе эмпирического исследования влияния акцентуаций характера на поведение менеджера в ситуации стресса были выявлены следующие моменты: респонденты, разные по возрасту, стажу работы, не различаются по степени сопротивляемости стрессу. Также на основе данного исследования можно сделать вывод, что ощущение возможности контроля над происходящими событиями является важным фактором при совладании со стрессом.

Результаты исследования показали также и то, что в каждом из нас есть все черты, присущие разным типам личности, хоть и в разных сочетаниях и в меньших количествах. «Это значит, что развивая себя во всех направлениях, вы сможете избавиться от стрессов, достичь желаемой гармонии в жизни»[96]. Чтобы побороть стрессы, необходимо изучать и знать прежде всего особенности собственной личности. Помните, что ваш внутренний мир самым непосредственным образом влияет на окружающий мир. «Изменяя себя внутренне, вы способны изменить все вокруг вас»[97]. «Учитесь управлять этими изменениями: избавляйтесь от негатива и впитывайте в свою жизнь счастье»[98].


Таким образом, полученные результаты проведенного на теоретическом и эмпирическом уровнях исследования дали возможность подтвердить правильно сформулированные положения гипотезы, поставленные задачи исследования были решены, а его цель достигнута.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бодров В.А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов / В.А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ, 2016. – 352 с.
  2. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы / В.А. Бодров. - М.: ИП РАН, 2016. – 128 с.
  3. Васильева В. Личностные характеристики и состояние напряженности в трудовой деятельности. В кн.: Психическая напряженность в трудовой деятельности / В.Васильева. – М.: ИП РАН, 2016. – С. 217-224.
  4. Геберт Д. Организационная психология. Человек и организация / Д. Геберт, Л. фон Розенштиль. - М.: Гуманитарный центр, 2016. - 622 c.
  5. Гремпинг С. Практикум по управлению стрессом / С. Гремпинг, С. Ауэрбах. – СПб.: Питер, 2018. – 240 с.
  6. Гринберг Д. Управление стрессом / Д. Гринберг. - СПб.: Питер, 2017.– 496 с.
  7. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека / Л.Г. Дикая. – М.: ИП РАН, 2016. – 318с.
  8. Джуэлл Линда. Индустриально-организационная психология / Линда Джуэлл. - М.: Питер, 2017. - 720 c.
  9. Занковский А.Н. Организационная психология / А.Н. Занковский. – М.: Флинта: МПСИ, 2016. – 648 с.
  10. Китаев-Смык Л.A. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык. – М.: Наука, 2018. – 368с.
  11. Ключников С. Держи стресс в кулаке. Как извлечь выгоду из стрессовых ситуаций / С. Ключников. – СПб.: Питер, 2016. – 192 с.
  12. Кокс Т. Транзактный подход к изучению производственного стресса / Т. Кокс, К. Маккей // Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы. – 2017. – 296 с.
  13. Леонова А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции / А.Б. Леонова // Психологический журнал. – 2018. - №2. – С.75-85.
  14. Маничева С. А. Организационная психология / Под редакцией П.К. Власова, С.А. Маничева, Г.В. Суходольского. - М.: Издательство Санкт-Петербургского университета, Гуманитарный центр, 2017. - 480 c.
  15. Почебут Л. Г. Организационная социальная психология / Л.Г. Почебут, В.А. Чикер. - М.: Речь, 2017. - 302 c.
  16. Рогов Е.И. Организационная психология. Учебник / Е.И. Рогов. - М.: Юрайт, 2015. - 624 c.
  17. Розенштиль Л. фон, Мольт В. Организационная психология / Л. фон Розенштиль, Мольт, Б. Рюттингер. - М.: Гуманитарный центр, 2016. - 464 c.
  18. Свенцицкий А. Л. Организационная психология. Учебник / А.Л. Свенцицкий. - М.: Юрайт, 2016. - 512 c.
  19. Селье Г. Стресс без дистресса / Г.Селье. – М: Прогресс, 2016. – 125 с.
  20. Фонтана Д. Как справиться со стрессом / Д.Фонтана. – М.: Педагогика-Пресс, 2017. - 352 с.

  1. Китаев-Смык Л.A. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык. – М.: Наука, 2018. С. 202.

  2. Почебут Л. Г. Организационная социальная психология / Л.Г. Почебут, В.А. Чикер. - М.: Речь, 2017. С. 193.

  3. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы / В.А. Бодров. - М.: ИП РАН, 2016. С. 92.

  4. Селье Г. Стресс без дистресса / Г.Селье. – М: Прогресс, 2016. С. 81.

  5. Леонова А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции / А.Б. Леонова // Психологический журнал. – 2018. - №2. С.75.

  6. Джуэлл Линда. Индустриально-организационная психология / Линда Джуэлл. - М.: Питер, 2017. С. 224.

  7. Свенцицкий А. Л. Организационная психология. Учебник / А.Л. Свенцицкий. - М.: Юрайт, 2016. С. 130.

  8. Ключников С. Держи стресс в кулаке. Как извлечь выгоду из стрессовых ситуаций / С. Ключников. – СПб.: Питер, 2016. С. 54.

  9. Геберт Д. Организационная психология. Человек и организация / Д. Геберт, Л. фон Розенштиль. - М.: Гуманитарный центр, 2016. С. 311.

  10. Рогов Е.И. Организационная психология. Учебник / Е.И. Рогов. - М.: Юрайт, 2015. С. 105.

  11. Фонтана Д. Как справиться со стрессом / Д.Фонтана. – М.: Педагогика-Пресс, 2017. С. 133.

  12. Розенштиль Л. фон, Мольт В. Организационная психология / Л. фон Розенштиль, Мольт, Б. Рюттингер. - М.: Гуманитарный центр, 2016. С. 188.

  13. Гринберг Д. Управление стрессом / Д. Гринберг. - СПб.: Питер, 2017.. С. 154.

  14. Занковский А.Н. Организационная психология / А.Н. Занковский. – М.: Флинта: МПСИ, 2016. С. 259.

  15. Гремпинг С. Практикум по управлению стрессом / С. Гремпинг, С. Ауэрбах. – СПб.: Питер, 2018. С. 108.

  16. Китаев-Смык Л.A. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык. – М.: Наука, 2018. С. 202.

  17. Геберт Д. Организационная психология. Человек и организация / Д. Геберт, Л. фон Розенштиль. - М.: Гуманитарный центр, 2016. С. 311.

  18. Маничева С. А. Организационная психология / Под редакцией П.К. Власова, С.А. Маничева, Г.В. Суходольского. - М.: Издательство Санкт-Петербургского университета, Гуманитарный центр, 2017. С. 271.

  19. Гремпинг С. Практикум по управлению стрессом / С. Гремпинг, С. Ауэрбах. – СПб.: Питер, 2018. С. 108.

  20. Бодров В.А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов / В.А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ, 2016. С. 148.

  21. Ключников С. Держи стресс в кулаке. Как извлечь выгоду из стрессовых ситуаций / С. Ключников. – СПб.: Питер, 2016. С. 54.

  22. Розенштиль Л. фон, Мольт В. Организационная психология / Л. фон Розенштиль, Мольт, Б. Рюттингер. - М.: Гуманитарный центр, 2016. С. 188.

  23. Почебут Л. Г. Организационная социальная психология / Л.Г. Почебут, В.А. Чикер. - М.: Речь, 2017. С. 193.

  24. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы / В.А. Бодров. - М.: ИП РАН, 2016. С. 92.

  25. Фонтана Д. Как справиться со стрессом / Д.Фонтана. – М.: Педагогика-Пресс, 2017. С. 133.

  26. Кокс Т. Транзактный подход к изучению производственного стресса / Т. Кокс, К. Маккей // Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы. – 2017. С. 131.

  27. Китаев-Смык Л.A. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык. – М.: Наука, 2018. С. 202.

  28. Рогов Е.И. Организационная психология. Учебник / Е.И. Рогов. - М.: Юрайт, 2015. С. 105.

  29. Гринберг Д. Управление стрессом / Д. Гринберг. - СПб.: Питер, 2017.. С. 154.

  30. Джуэлл Линда. Индустриально-организационная психология / Линда Джуэлл. - М.: Питер, 2017. С. 224.

  31. Васильева В. Личностные характеристики и состояние напряженности в трудовой деятельности. В кн.: Психическая напряженность в трудовой деятельности / В.Васильева. – М.: ИП РАН, 2016. С. 217.

  32. Гринберг Д. Управление стрессом / Д. Гринберг. - СПб.: Питер, 2017.. С. 154.

  33. Леонова А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции / А.Б. Леонова // Психологический журнал. – 2018. - №2. С.75.

  34. Свенцицкий А. Л. Организационная психология. Учебник / А.Л. Свенцицкий. - М.: Юрайт, 2016. С. 130.

  35. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека / Л.Г. Дикая. – М.: ИП РАН, 2016. С. 163.

  36. Занковский А.Н. Организационная психология / А.Н. Занковский. – М.: Флинта: МПСИ, 2016. С. 259.

  37. Селье Г. Стресс без дистресса / Г.Селье. – М: Прогресс, 2016. С. 81.

  38. Маничева С. А. Организационная психология / Под редакцией П.К. Власова, С.А. Маничева, Г.В. Суходольского. - М.: Издательство Санкт-Петербургского университета, Гуманитарный центр, 2017. С. 271.

  39. Фонтана Д. Как справиться со стрессом / Д.Фонтана. – М.: Педагогика-Пресс, 2017. С. 133.

  40. Китаев-Смык Л.A. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык. – М.: Наука, 2018. С. 202.

  41. Гремпинг С. Практикум по управлению стрессом / С. Гремпинг, С. Ауэрбах. – СПб.: Питер, 2018. С. 108.

  42. Бодров В.А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов / В.А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ, 2016. С. 148.

  43. Ключников С. Держи стресс в кулаке. Как извлечь выгоду из стрессовых ситуаций / С. Ключников. – СПб.: Питер, 2016. С. 54.

  44. Джуэлл Линда. Индустриально-организационная психология / Линда Джуэлл. - М.: Питер, 2017. С. 224.

  45. Васильева В. Личностные характеристики и состояние напряженности в трудовой деятельности. В кн.: Психическая напряженность в трудовой деятельности / В.Васильева. – М.: ИП РАН, 2016. С. 217.

  46. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека / Л.Г. Дикая. – М.: ИП РАН, 2016. С. 163.

  47. Маничева С. А. Организационная психология / Под редакцией П.К. Власова, С.А. Маничева, Г.В. Суходольского. - М.: Издательство Санкт-Петербургского университета, Гуманитарный центр, 2017. С. 271.

  48. Розенштиль Л. фон, Мольт В. Организационная психология / Л. фон Розенштиль, Мольт, Б. Рюттингер. - М.: Гуманитарный центр, 2016. С. 188.

  49. Рогов Е.И. Организационная психология. Учебник / Е.И. Рогов. - М.: Юрайт, 2015. С. 105.

  50. Занковский А.Н. Организационная психология / А.Н. Занковский. – М.: Флинта: МПСИ, 2016. С. 259.

  51. Леонова А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции / А.Б. Леонова // Психологический журнал. – 2018. - №2. С.75.

  52. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы / В.А. Бодров. - М.: ИП РАН, 2016. С. 92.

  53. Гринберг Д. Управление стрессом / Д. Гринберг. - СПб.: Питер, 2017.. С. 154.

  54. Кокс Т. Транзактный подход к изучению производственного стресса / Т. Кокс, К. Маккей // Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы. – 2017. С. 131.

  55. Почебут Л. Г. Организационная социальная психология / Л.Г. Почебут, В.А. Чикер. - М.: Речь, 2017. С. 193.

  56. Геберт Д. Организационная психология. Человек и организация / Д. Геберт, Л. фон Розенштиль. - М.: Гуманитарный центр, 2016. С. 311.

  57. Селье Г. Стресс без дистресса / Г.Селье. – М: Прогресс, 2016. С. 81.

  58. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека / Л.Г. Дикая. – М.: ИП РАН, 2016. С. 163.

  59. Свенцицкий А. Л. Организационная психология. Учебник / А.Л. Свенцицкий. - М.: Юрайт, 2016. С. 130.

  60. Васильева В. Личностные характеристики и состояние напряженности в трудовой деятельности. В кн.: Психическая напряженность в трудовой деятельности / В.Васильева. – М.: ИП РАН, 2016. С. 217.

  61. Рогов Е.И. Организационная психология. Учебник / Е.И. Рогов. - М.: Юрайт, 2015. С. 105.

  62. Кокс Т. Транзактный подход к изучению производственного стресса / Т. Кокс, К. Маккей // Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы. – 2017. С. 131.

  63. Свенцицкий А. Л. Организационная психология. Учебник / А.Л. Свенцицкий. - М.: Юрайт, 2016. С. 130.

  64. Гремпинг С. Практикум по управлению стрессом / С. Гремпинг, С. Ауэрбах. – СПб.: Питер, 2018. С. 108.

  65. Рогов Е.И. Организационная психология. Учебник / Е.И. Рогов. - М.: Юрайт, 2015. С. 105.

  66. Кокс Т. Транзактный подход к изучению производственного стресса / Т. Кокс, К. Маккей // Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы. – 2017. С. 131.

  67. Китаев-Смык Л.A. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык. – М.: Наука, 2018. С. 202.

  68. Маничева С. А. Организационная психология / Под редакцией П.К. Власова, С.А. Маничева, Г.В. Суходольского. - М.: Издательство Санкт-Петербургского университета, Гуманитарный центр, 2017. С. 271.

  69. Свенцицкий А. Л. Организационная психология. Учебник / А.Л. Свенцицкий. - М.: Юрайт, 2016. С. 130.

  70. Занковский А.Н. Организационная психология / А.Н. Занковский. – М.: Флинта: МПСИ, 2016. С. 259.

  71. Почебут Л. Г. Организационная социальная психология / Л.Г. Почебут, В.А. Чикер. - М.: Речь, 2017. С. 193.

  72. Васильева В. Личностные характеристики и состояние напряженности в трудовой деятельности. В кн.: Психическая напряженность в трудовой деятельности / В.Васильева. – М.: ИП РАН, 2016. С. 217.

  73. Розенштиль Л. фон, Мольт В. Организационная психология / Л. фон Розенштиль, Мольт, Б. Рюттингер. - М.: Гуманитарный центр, 2016. С. 188.

  74. Джуэлл Линда. Индустриально-организационная психология / Линда Джуэлл. - М.: Питер, 2017. С. 224.

  75. Бодров В.А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов / В.А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ, 2016. С. 148.

  76. Селье Г. Стресс без дистресса / Г.Селье. – М: Прогресс, 2016. С. 81.

  77. Леонова А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции / А.Б. Леонова // Психологический журнал. – 2018. - №2. С.75.

  78. Геберт Д. Организационная психология. Человек и организация / Д. Геберт, Л. фон Розенштиль. - М.: Гуманитарный центр, 2016. С. 311.

  79. Ключников С. Держи стресс в кулаке. Как извлечь выгоду из стрессовых ситуаций / С. Ключников. – СПб.: Питер, 2016. С. 54.

  80. Фонтана Д. Как справиться со стрессом / Д.Фонтана. – М.: Педагогика-Пресс, 2017. С. 133.

  81. Леонова А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции / А.Б. Леонова // Психологический журнал. – 2018. - №2. С.75.

  82. Геберт Д. Организационная психология. Человек и организация / Д. Геберт, Л. фон Розенштиль. - М.: Гуманитарный центр, 2016. С. 311.

  83. Бодров В.А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов / В.А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ, 2016. С. 148.

  84. Васильева В. Личностные характеристики и состояние напряженности в трудовой деятельности. В кн.: Психическая напряженность в трудовой деятельности / В.Васильева. – М.: ИП РАН, 2016. С. 217.

  85. Кокс Т. Транзактный подход к изучению производственного стресса / Т. Кокс, К. Маккей // Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы. – 2017. С. 131.

  86. Селье Г. Стресс без дистресса / Г.Селье. – М: Прогресс, 2016. С. 81.

  87. Маничева С. А. Организационная психология / Под редакцией П.К. Власова, С.А. Маничева, Г.В. Суходольского. - М.: Издательство Санкт-Петербургского университета, Гуманитарный центр, 2017. С. 271.

  88. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека / Л.Г. Дикая. – М.: ИП РАН, 2016. С. 163.

  89. Занковский А.Н. Организационная психология / А.Н. Занковский. – М.: Флинта: МПСИ, 2016. С. 259.

  90. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы / В.А. Бодров. - М.: ИП РАН, 2016. С. 92.

  91. Гринберг Д. Управление стрессом / Д. Гринберг. - СПб.: Питер, 2017.. С. 154.

  92. Почебут Л. Г. Организационная социальная психология / Л.Г. Почебут, В.А. Чикер. - М.: Речь, 2017. С. 193.

  93. Ключников С. Держи стресс в кулаке. Как извлечь выгоду из стрессовых ситуаций / С. Ключников. – СПб.: Питер, 2016. С. 54.

  94. Розенштиль Л. фон, Мольт В. Организационная психология / Л. фон Розенштиль, Мольт, Б. Рюттингер. - М.: Гуманитарный центр, 2016. С. 188.

  95. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека / Л.Г. Дикая. – М.: ИП РАН, 2016. С. 163.

  96. Гремпинг С. Практикум по управлению стрессом / С. Гремпинг, С. Ауэрбах. – СПб.: Питер, 2018. С. 108.

  97. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы / В.А. Бодров. - М.: ИП РАН, 2016. С. 92.

  98. Джуэлл Линда. Индустриально-организационная психология / Линда Джуэлл. - М.: Питер, 2017. С. 224.