Файл: Роль, принципы и назначение управленческого учета (Теоретические аспекты управленческого учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Систему управленческого учёта можно охарактеризовать, как внутренний, обособленный и закрытый для внешних пользователей вид учётно-аналитической работы, решающий специфические задачи руководства экономического субъекта. Она имеет свой, конкретный набор задач, и выполняет определенный спектр работ по аккумуляции и аналитической обработке полученной информации, подлежащей предоставлению достаточно узкому кругу работников компании, входящих в состав ее руководящих органов [23].

Основной вектор сбора и аналитической обработки полученной информации направлен на хозяйственные операции, связанные с затратами коммерческого предприятия. Это обусловлено с рациональным ценообразованием, которое оказывает большое влияние на конкурентоспособность деятельности экономического субъекта на освоенных им рынках, и перспективах завоевания новых рынков для реализации выпускаемой продукции [22].

Такое развитие экономического субъекта, сфокусированное на расширении рынков сбыта производимой им продукции, требует оптимизации финансовых потоков. А это, в свою очередь, предполагает применение таких специфических элементов осуществления учётно-аналитической деятельности в рамках реализации управленческой подсистемы бухгалтерского учета, как определение центров ответственности, аккумулирующих затраты предприятия и распределяющих финансовые потоки, а также создание эффективной системы бюджетирования в рамках хозяйственной деятельности компании [6].

Расширение учётно-аналитической системы бухгалтерского учета за счёт дополнения её подсистемой управленческого учёта значительно увеличивает возможности управленческих работников компании в получении необходимой детализированной информации, способствующей выполнению поставленных перед ними управленческих задач.

Апробацию и внедрение в учётно-аналитическую деятельность коммерческих предприятий управленческая подсистема бухгалтерского учёта прошла в развитых рыночных странах, в частности в США и ведущих европейских государствах. В СССР данная подсистема бухгалтерского учёта была чуждым элементом, ассоциируемым с западными методиками ведения бизнеса и бухгалтерского учёта. Она никак не могла встроиться в административно-командную систему управления. Только с распадом Союзного государства и переходом России на рыночную систему экономики, управленческий учёт стал постепенно внедряться в бухгалтерскую практику сначала национальных корпоративных систем, а потом и более мелких экономических субъектов [26].


Это связано как с общими тенденциями развитиями бизнеса в условиях рыночной экономики, так и с влиянием конкретных внешних факторов, оказывающих воздействие на хозяйственную деятельность национальных экономических субъектов, основными из которых являются:

- обострившая конкурентная борьба за ключевые рынки, связанная не только с экономическими, но в большей степени с политическими факторами;

- большая, а зачастую чрезмерная концентрация капитала в наиболее перспективных сферах экономики;

- невозможность прогнозирования инфляционных процессов из-за нестабильной политической ситуации, оказывающей прямое влияние на глобальные экономические рынки;

- санкционная политика ведущих государств в отношении России, дестабилизирующая рыночную ситуацию, и вызывающая ответные меры, а также требующая максимальной концентрации собственных резервов для успешного функционирования национальной экономики [24].

Конкурентная борьба, связанная с удержанием позиций на освоенных рынках, и освоение новых рынков сбыта продукции требует от руководства предприятия принятия эффективных бизнес-решений, связанных как с оптимизацией финансовых потоков, так и с оптимизацией затрат при осуществлении своей коммерческой и хозяйственной деятельности [2].

Это значительно дифференцирует необходимые менеджменту экономического субъекта информационные потоки, с которыми уже не справляется традиционная система финансового учёта, функционирующая на основе принимаемых правительством в лице соответствующих министерств и ведомств нормативных документов. Быстрое реагирование экономического субъекта на изменяющуюся экономическую и политическую ситуацию, возможно только с получением дополнительной информации, формируемой в подсистеме управленческого учёта [29].

Современная отечественная научная школа управленческого учёта зародилась только с распадом СССР и переходом современной России на рыночные основы ведения экономики и насчитывает менее 30 лет. Поэтому она во многом основывается на западных теориях, который начали развиваться в конце XIX века и за полтора века постоянно совершенствовались [27].

Уже в начале XX века в учётно-аналитических системах предприятий западных стран, сделавших ставку на капиталистическое развитие национальных экономик, управленческий учёт был обособлен как самостоятельный вид учётно-аналитической работы, имеющий свои специфические цели и методы обработки учётной информации. В последней четверти XX века в развитых странах, переориентировавшихся с капиталистического индустриального способа ведения хозяйствования на экономическую систему, базирующуюся на рыночной экономике, управленческий учёт выделился в отдельную подсистему бухгалтерского учёта, и занял в системе бухгалтерского учёта экономических субъектов этих государств свою, зачастую главенствующую, нишу.


В современной методике применения подсистемы управленческого учёта в учётно-аналитической работе национальных корпоративных структур, где она наиболее развита, активно используются как традиционные приемы обработки бухгалтерской первичной информации, так и внедряются [28]:

- математические приемы обработки информационных потоков;

- современные цифровые технологии;

- технологии, разработанные на грани и сочетании смежных научных областей, например, психологические приёмы управления персоналом и его мотивацией [8].

Однако при всём широком спектре применяемых методик обработки собранной информации управленческий учёт сфокусирован на трех основных направлениях реализации учётно-аналитической работы [23]:

- аккумуляция и соответствующая обработка информационных потоков о производственных и хозяйственных затратах экономического субъекта и калькулировании себестоимости выпускаемой продукции (работ, услуг) с целью получения достоверных внутренних отчётов, позволяющих менеджменту предприятия контролировать уровень затрат и эффективно реагировать на любые негативные отклонения;

- распределение затрат и финансовых результатов как в разрезе сегментации рынков, так и по целевым сегментам выпускаемой продукции (работ, услуг) [3];

- создание эффективной системы планирования затрат, как в целом по экономическом субъекту, так и в разрезе отдельных сегментов его хозяйственной и предпринимательской деятельности, а также организация надлежащих контрольных процедур за соблюдением выполнения плановых показателей.

При разработке эффективной системы бухгалтерского учёта предприятиям, функционирующим в национальной экономике, следует учесть такие нюансы, чтобы управленческий учёт не дублировал, а дополнял и детализировал информационные потоки, аккумулированные в финансовой подсистеме бухгалтерского учёта. При этом собранная дополнительно в подсистеме управленческого учёта необходимая менеджменту предприятия информация должна быть более оперативна, детализирована и ориентирована на определенных пользователей, как правило, являющихся руководящими работниками экономического субъекта [5].

Современная подсистема управленческого учёта аккумулирует информационные потоки, которые не входят в сферу финансового учёта, но при этом необходимы менеджменту экономического субъекта [31]. Она генерирует и осуществляет аналитическую обработку широких пластов информации, которые могут быть полезны для руководящих работников корпорации и позволяют им избежать ошибок при выполнении своих функциональных обязанностей. Спектр генерируемой информации достаточно широк, и включает в себя как дополнительную информацию, основанную на традиционных показателях, так и результаты опросов сотрудников по тем или иным вопросам, ретроспективные и прогнозные показатели, обзоры ситуации на национальных и международных рынках, в которых осуществляет свою предпринимательскую деятельность данный экономический субъект [7].


При всём многообразии получаемой и обрабатываемой информации, основной упор делается на аналитические разработки, связанные с динамикой затрат, расходов, доходов и финансовых результатов как в целом по компании, так и разрезе отдельных различных сегментов ее деятельности. При этом глубина аналитической обработки полученных данных устанавливается каждым экономическим субъектом самостоятельно, и зависит от уровня детализации информации, необходимой его руководству [4].

При этом учетно-аналитической службой экономического субъекта для формирования и обобщения информации в рамках подсистемы управленческого учета должны быть разработаны внутренние регистры для сбора необходимой информации и отчетные формы, в которых аккумулируется полученная и обработанная соответствующим образом информация. Именно на основании предоставленных отчётных форм менеджеры предприятия способны анализировать текущее состояние дел в экономическом субъекте и принимать оперативные решения, связанные с корректировкой производственных и финансовых процессов [33].

Полученная в рамках подсистемы управленческого учёта детализированная и обобщенная соответствующим образом информация является конфиденциальной, предназначенной для узкого круга лиц, входящих в руководящие органы экономического субъекта и недоступна для внешних пользователей, которые могут оперировать только данными, содержащимися в публичной бухгалтерской отчётности компании.

Таким образом, реализация в учётно-аналитической работе экономического субъекта методов управленческого учёта значительно расширяет спектр предоставляемой менеджменту предприятия и необходимой ему информации, но при этом требует совершенно иных подходов к организации бухгалтерской системы и квалификации учетных работников [42].

2. Анализ системы бухгалтерского управленческого учета ООО «Евросеть-Ритейл»

2.1. Организационно–экономическая характеристика ООО «Евросеть-Ритейл»


Основанная в 1997 году компания «Евросеть» является крупнейшей в России розничной сетью, осуществляющей торговлю на рынке мобильной и портативной техники и оказывающей услуги в сфере сотовой связи и финансовых сервисов.

В 2000 году начал свою работу интернет-магазин «Евросеть», который на сегодняшний день является важным звеном в работе компании.

В салонах и на сайте Евросети представлен широкий ассортимент высокотехнологичных товаров: мобильные телефоны, смартфоны и аксессуары к ним, планшеты, нетбуки, навигаторы и др. Также в салонах компании можно воспользоваться услугами операторов связи и совершить финансовые операции, к примеру, пополнить баланс, подобрать подходящий тарифный план, оформить разные виды кредитов и осуществить платежи по их погашению, купить авиа- или ж/д билеты, оплатить штрафы ГИБДД и др.

«Евросеть» является одним из самых известных брендов России. Компания представлена более чем 4 000 салонами, работающими в около 1500 городах и населенных пунктах на территории России и Республики Беларусь. Ежемесячно салоны компании посещают свыше 50 миллионов покупателей. Кроме того, «Евросеть» является одним из крупнейших российских работодателей: на сегодняшний день она предоставляет работу более 30 000 человек.

В 2015 году «Евросеть» заняла второе почетное место в рейтинге журнала РБК среди ведущих компаний, ориентированных на корпоративное образование и развитие своих сотрудников. В этом же году компания была награждена национальной премией «Loyalty Awards Russia 2015» за карту «Кукуруза» в номинации «Лучшая программа лояльности непродуктового ритейлера» и третий год подряд стала лауреатом ежегодной премии «Права потребителей и качество обслуживания», получив награду в номинации «Финансовая грамотность и открытость» в категории «Денежные переводы».

Также в 2015 году «Евросеть» получила награду в номинации Industry Partner/Vendor международной премии «Prepaid Awards: Europe 2015» и стала обладателем премии Customere Xperience Awards Russia в номинациях «Лучший клиентский опыт в непродуктовом ритейле» и «Лучший клиентский опыт в финансовом секторе» за карту «Кукуруза», завоевала одну из наиболее известных и авторитетных премий России для работодателей «HR-бренд 2015». Кроме того, «Евросеть» второй год подряд стала лауреатом конкурса Правительства Москвы «Лучшее предприятие для работающих мам» в номинации «Кадровая политика».

В 2016 году Компания вошла в топ-5 номинантов IX форума People Investor в категории «Управление человеческими ресурсами» с проектом «Мотивационная игра Best $eller». Также «Евросеть» была особенно отмечена со стороны Министерства финансов РФ за проект «Идентификация пользователей электронных кошельков» и стала лауреатом конкурса «Национальная платежная инициатива» в номинации «Формирование инфраструктуры удаленного финансового обслуживания».