Файл: Формы государственного устройства(Общая характеристика государства и форм государства).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика государства и форм государства
1.1. Эволюция понятия государства и его основных черт
1.2. Понятие формы государства и его эволюция
2.1. Республиканская форма правления
3.1. Демократический политический режим
3.2. Недемократический политический режим
ТоммасГобс, является представителем истории Нового времени. Во взглядах Т. Гоббса просматривается неприязнь к английским дореволюционнымфеодально-монархическим порядкам. О каких бы разновидностях и формахгосударства ни шла речь, власть суверена в нем, по Т. Гоббсу, всегдаабсолютна, т.е. она безгранична. Государство гарантирует своим подданнымсвободу, которая является правом делать все то, что не запрещеногражданским законом. Главная мысль: благо народа – высший закон.Для настоящего времени характерно следующие представлениесущности и элементов форм государства и одними из представителейсовременной политической мысли являются Баранов П.А. и Шевченко С.В.Форма государства, по их мнению, это совокупность существенных способоворганизации, устройства и осуществления государственной власти,выражающих его сущность. Она включает в себя три института: формаправления, форма государственно-территориальное устройства и политический режим.[14]
Форма правления – представляет собой структуру высших органовгосударственной власти, порядок их образование и распределениекомпетенции между ними. В рамках данного понятия выделяют монархическую и республиканскую форму правления, а так же их видовуюклассификацию.[15]
Форма государственно-территориального устройства – это национальноеадминистративно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями,между центральными и местными органами государственного управления,власти. Существуют следующие формы государственно-территориальногоустройства:
- унитарное государство;
- федеративное государство;
- конфедеративное государство.[16]
Конфедеративное государство многие ученые не относят к формегосударственно-территориального устройства, так как это союз несколькихсамостоятельных государств, сохраняющих свой суверенитет, созданный дляреализации совместных целей, при котором государства отказываются отчасти своих полномочий в пользу конфедерации в целом. Поэтому мы небудем подробно останавливаться на этой форме государственно-территориального устройства. А остальные две формы рассмотрим далее вработе.[17]
Политический режим – представляет собой совокупность способов иметодов осуществления политической власти государством.[18]
Выделяют демократические и антидемократические политические режимы. Кантидемократическим политическим режимам относят: авторитарный итоталитарный. Так же ученые выделяют новый вид политического режима – переходный. Переходный политический режим – в некоторых странахсуществуют промежуточные, полудемократические режимы, в других –режимы переходные от тоталитаризма к авторитаризму, от тоталитаризма иавторитаризма к демократии.[19]
Подводя итог первой главе можно сделать вывод о том, что государство – это политико-территориальная организация публичной власти интегрированного общества, располагающая специальным аппаратом управления, который издает общеобязательные веления обязательные для всех граждан (подданных).
Сущности и содержанию государства соответствует определенная формагосударства. Форма государства – это устройство политической организацииобщества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальноефункционирование. Понятие формы государства включает одновременно понятие «формы» и«содержания». Содержание – упорядоченная совокупность элементов ипроцессов, образующих предмет или явление. Форма – внешнее выражениесодержания предмета, его внешние пространственные и временные границы.
Устройство государственной власти и ее организация, состоит из: формыправления, политического режима и государственно-территориальногоустройства.
Форма правления является ведущим звеном в форме государства. Форма правления – это организация верховной государственной власти особенности высших и центральных ее органов, структура компетенция, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия граждан (поданных) в их формировании.
Суть форм правления состоит в определении:
- способа организации верховной государственной власти;
- порядок формирования органов государственной власти их взаимодействие с населением и между собой;
- степени участия населения в формировании органов государственной власти;
- компетенции институтов указных органов государственной власти.
Прежде чем приступить к описанию форм правления, необходимовыделить критерии, при помощи которых они определяются. Основныеформы правления представлены двумя видами: республикой и монархией.Данные два вида форм правления кардинально отличаются друг от друга:
- способом, с помощью которого передается власть. Она может быть передана в результате наследования или с помощью выбора населения;
- ответственностью: в республике президент несет высокую ответственность перед обществом, а монарх в государстве практически безответственен перед своимиподанными;
- спектром полномочий между властными органами: органы государственной власти при республиканской форме правления более ограничены в своих полномочиях, в отличие от органов государственной власти в монархии.
Далее рассмотрим подробнее каждую из форм правления.
2. Форма правления
2.1. Республиканская форма правления
Республика – форма правления, при которой верховная государственнаявласть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный сроклибоформируемыми представительными учреждениями из своего состава.[20]
Признаками республики являются:
- единственный источник власти – народ. Народ реализует власть посредством референдума, проводимых выборов высших и местныхпредставительных органов власти, а также органов местного самоуправления;
- наличие высших выборных органов государственной власти;
- возможность участия граждан в управлении делами государства;
- правовая связь между населением и государством выражена гражданством, население именуется гражданами;[21]
- определенная процедура принятия высшими органами власти своихрешений;
- высокий авторитет судебной власти;
- юридическая ответственность главы государства. Должностные лицавыборных органов государственной власти несут политическуюответственность перед своими избирателями. Она может выражаться в такихформах, как досрочный отзыв депутата, роспуск парламента, уход в отставкуправительства, отрешение от должности президента;
- высшая государственная власть основана на принципе разделениягосударственной власти на основепринципа разграничения полномочий.[22]
Нужно отметить, что принцип разделение властей на ветви можетприсутствовать и в монархии (например, в Великобритании). Поэтому всепризнаки нужно рассматривать в совокупности. Республики существовали в рабовладельческих государствах в двухразновидностях: демократические (примером служат Афины) иаристократические (Спарта). В настоящее время республиканская формаправления является преобладающей, и классифицируются как:парламентские, президентские и смешанные.
В парламентской республике главой государства является выборное должностное лицо именуемое президентом. Его роль в формированииправительства, а в том числе и в управлении страной, носит чисто номинальный характер. Правительство, возглавляемое премьер-министром,формируется и работает в том случае, если оно располагает поддержкойпарламента, перед которым несет политическую ответственность.[23]
Признаки парламентской республики:
- верховенство власти парламента;
- правительство формируется ставленником партии, победившей на парламентских выборах;
- члены правительства ответственны перед парламентом за своюдеятельность;
- правительство находится у власти до тех пор, пока пользуетсяподдержкой большинства парламентариев;
- парламент может вынести вотум недоверия правительству в целомили одному из его членов, после чего правительство обязано уйти в отставку.[24]
В настоящее время парламентские республики существуют в Европе(Австрия, Албания, Эстония, Ирландия, Исландия, Германия, Польша,Португалия, Мальта и др.), в Азии (Турция, Израиль, Непал, Сингапур, Индия, Бангладеш, Ирак), в Африке (Эфиопия),в Америке (Доминика) и в Океании (Вануату).
Президентская республика – это республика, в которой президент является не только главой государства, но и главой правительства.[25]
Признаки президентской республики:
- президент назначает правительство, которое политическиответственное перед ним (президент назначает, перемещает и отстраняет от должности членов правительства);
- президент избирается в результате референдума или коллегиями выборщиков;
- право вето у президента, на принимаемые парламентом законы;
- президент является главнокомандующим вооруженными силамистраны.[26]
Примером президентской республики являются Соединенные ШтатыАмерики. В США в основе Конституции лежит принцип разделение властейна три ветви. Исполнительная ветвь власти принадлежит президенту,законодательная конгрессу, а судебную ветвь представляет верховный суд.Президент формирует правительство из лиц принадлежащих его партии.
Смешанная (полупрезидентская) республика – такая форма правления, при которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентарной ипрезидентской республики. [27]
Характерными признаками полупрезидентской республики являются:
- глава государства не относится ни к одной ветви власти;
- президент избирается всенародным голосованием;
- президент назначает главу правительства и министров;
- парламент избирается народом;
- президент имеет право роспуска парламента;
- президент председательствует на заседаниях кабинета министров иутверждает их решения;
- парламент может контролировать правительство путем утвержденияежегодного бюджета страны;
- у парламента есть право выразить вотум недоверия правительству.[28]
Примером смешанной республиканской формы правления являются:Россия, Австрия, Франция.
Первые республики появились задолго до того, как появился этот термин. Разветвленная структура власти наблюдалась уже в Месопотамии.Высшими органами в те времена являлись собрания или советы. Участие вних могли принимать все полноправные жители. Древние государства сильноотличались от современных государств, с республиканским строем. Всовременном понимании республика – это государство, в котором суверенитет принадлежит народу и поэтому лица, наделенныевластью, пользуются ею не по собственному праву, как в монархиях, а поправу, делегированному им народом.[29]
Если проанализировать все признаки ихарактерные черты республиканской формы правления, то можно выделитьположительные и отрицательные ее стороны.
Положительными сторонами являются:
- народ имеет право учувствовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей;
- органы государственной власти избираются населением государства и ответственны перед ним;
- при республиканской форме правления появляется больше возможностей для проявления демократии, так как принятие решений осуществляется большинством, с учетом мнения меньшинства;
- если выбранные органы государственной власти не выражают волю населения, в процессе функционирования, то они рискуют быть не выбранными в следующий срок;
- республиканская форма правления является возможностью избежать революций и других кровавых переворотов в стране.
Но так же можно выделить и отрицательные проявления республик:
- возможность возникновения диктатуры большинства;
- частая фактическая несменяемость в людской структуре органов государственной власти;
- выбор большинства не всегда бывает верным;
- долгая процедура принятия государственных решений.
2.2. Монархическая форма правления
Монархия – это такая форма правления, при которой высшая государственная власть, а в некоторых случаях и религиозная власть в странесосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха) и передается им по наследству, и который не несет ответственность переднародом, именуемым подданными.[30]
К признакам, характеризующим монархию, как форму правления относят:
- монарх олицетворяет собой государство, выступая во внешней ивнутренней политике, как глава государства;
- монарх осуществляет единоличное правление;
- власть единолично принадлежит монарху;[31]
- монарх формально независим в своей деятельности;
- установлено бессрочное пожизненное правление монарха;
- наследный характер передачи власти;
- правовая связь между государством и населением называетсяподданство, а население называется подданными.[32]