Файл: Формы государственного устройства(Общая характеристика государства и форм государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

И так политический режим представляет собой способ организации политической системы, который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране. Традиционно он делится на демократический и антидемократический. Каждый из видов имеет характерные черты, однако в каждом государстве и в зависимости от конкретного исторического периода проявляются его специфические особенности.

В общем понимании демократический политический режим представляет собой власть народа, сменяемость и выборность высших органов государственной власти, многопартийность,плюрализм мнений и другие проявления демократии.

А недемократическиережимы делятся на авторитарные и тоталитарные. Они представляют собойгосударства, основанные на власти диктатора или правящей изолированнойверхушки. В таких странах простое население не может оказывать давлениена власть. С недемократическими режимами связаны многочисленные войны,террор и другие ужасы деспотии.

4. Форма государственно-территориального устройства

Форма государственно-территориального устройства – это элемент формы государства, характеризующий порядок организации власти применительно к территории государства: структурно-территориальные единицы, их правовое положение, степень самостоятельности и взаимоотношение с центральными органами. Так же в учебной литературеможно встретить такие понятия как форма политико-территориального, территориального, административно-территориального устройства, они всеявляются синонимичными по отношению к форме государственно-территориального устройства. [61]

Различают две формы государственно-территориального устройства:

унитарное государство и федеративное государство.

4.1. Унитарное государство

Унитарное государство представляет собой единое централизованное государства, административно-территориальные единицы которого не обладают признаками государственного суверенитета и подчиняются центру.[62]Для унитарного государства характерны следующие черты:

  • территория государства делится на административно-территориальные единицы либо национально-территориальные. Даннаясистема деления может быть многоуровневой. Наиболее крупные единицы могут называться областями, провинциями, губерниями, средние – районами, округами, уездами, более мелкие – общинами, коммунами, волостями и т.п.Маленькие государства могут не иметь административного деления. Примерами таких государств являются Мальта, Бахрейн и др.;[63]
  • административно-территориальные образования не имеют государственного суверенитета, не являются юридически самостоятельными,хотя может допускаться возможность решать какие-либо местные вопросыили устанавливать налоги самостоятельно, но все возможности строгоограничены;
  • в государстве имеется единая система органов государственнойвласти;
  • вертикальная структура власти, т.е. административно-территориальныеединицы управляются территориальными подразделениями центральныхорганов;[64]
  • в государстве существует одна конституция, единая система законодательства, административно-территориальные единицы не имеютполномочий в принятии законодательных актов;
  • государства имеют единые язык, налоговую систему, вооруженные силы и т.д.

В современном мире насчитывается около 180 унитарных государств. Однако, не смотря на некоторые общие черты, политико-территориальнаяорганизация унитарных государств может отличаться. Существует большое множество классификаций унитарных государств. Рассмотрим некоторые из них.[65]

I. В зависимости от степени самостоятельности регионов:

  • централизованные унитарные государства – административно-территориальные единицы обладают низкой степенью самостоятельности, однако управляются назначаемыми из центр должностными лицами;
  • децентрализованные унитарные государства – административно-территориальные образования обладают большей степень самостоятельности, на местах существуют наряду с назначаемыми и выборные органы, развито местное самоуправление. [66]

II. В зависимости от наличия или отсутствия в составе унитарного государства автономных образований:

  • простые (симметричные) – простое унитарное государство не имеет в своем составе автономий. Административно-территориальные единицы обладают одинаковой степенью самостоятельности и системой управления;
  • сложные (асимметричные) – в составе асимметричных унитарных государств имеются автономии. Автономии рассматривается как учет национальных, культурных исторических и географических условий в государственном строительстве,право какой-либо территории в составе государства или группы населениясамостоятельно решать вопросы своей внутренней жизни. Автономии делятся на территориальную и экстерриториальную автономию.[67]

Территориальная автономия – это учет национальных и историко культурных особенностей развития определенной территории, путемпредоставления ему права самостоятельно решать вопросы своего развития.[68]

Территориальная автономия подразделяется на несколько видов, напримертаких как:

  1. административно-территориальная – это автономия, при которой в автономном регионе не проживает какая-либо обособленная этническая группа, а выделение автономии обусловлено историко-культурными, географическими, экономическими особенностями развития региона. Примером может служить остров Мэн (Великобритания), Сицилия (Италия);
  2. национально-территориальная – это вид автономии, при которой на территории автономного региона проживает национальное меньшинство иосновными решаемыми самостоятельно вопросами становятся сохранение иразвитие культуры и языка местной этнической группы. Например, Гренландия и Фарерские острова (Дания), Алеандские острова (Финляндия) и т.д.;
  3. национально-культурная автономия – такая автономия не связана с выделением определенной территории и представляет собой право определенной общности населения, относящей себя к какой-либо этническойгруппе, организовываться самостоятельно и совместно действовать дляосуществления своих национальных, духовных, образовательных и иных интересов, сохранения самобытности, развития языка и культуры. Национально-культурная автономия является видом общественного объединения. [69]

Подводя итого, хотелось бы отметить тот факт, что унитарное государственно-территориальное устройство не совершенно иимеет отрицательные стороны, такие как:

  • государственная власть может всецело «поглатить» местное самоуправление;
  • невозможность проведения эффективной государственной политики в конкретной административно-территориальной единице;
  • отсутствие быстрой системы реагирования на общественные проблемы, требующей вмешательства со стороны государства;
  • унитаризм подходит для маленьких однонационльных государств.

Но так, же можно подчеркнуть и положительные аспекты в унитаризме, например, такие как:

  • все административно-территориальные единицы имеют равный правовой статус;
  • низкие расходы на содержание государственной власти, так как органы государственной власти не дублируются;
  • аккумулирование денежных средств в одном бюджете;
  • действие одной конституции на всей территории;
  • единаясудебная система, единый рынок и т.д.

В целом, унитарное государство в котором его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая правовая система, единая конституция.

4.2. Федеративное государство

Федерация – это форма государственно-территориального устройства, при которой составные части государства (субъекты федерации) обладают признаками самостоятельного государства.[70]

В учебной литературе выделяют следующие черты федеративного государства:

  • территория федерации состоит из относительно самостоятельных государственно-подобных образований, которые именуются субъектами.Субъект федерации представляет собой государственно-территориальноеобразование в составе федерации, обладающее определенной политическойсамостоятельностью (штаты, области, кантоны, республики, края, городафедерального значения и т.п.). Каждый субъект может иметь административно-территориальное деление;[71]
  • вертикальное разделение властей между федерацией и субъектами.Последние вправе решать определенные вопросы самостоятельно. Предметыисключительного ведения федерации, совместного ведения федерации исубъектов, исключительного ведения субъектов распределяются в современных государствах по-разному и закрепляются в главном законестраны;
  • существуют две системы органов государственной власти: федеральные и субъектов федерации;[72]
  • две системы законодательства: федеральная и субъектов федерации. Последние имеют конституционный акт, вправе принимать законы в пределахсвоей компетенции. Устанавливается лишь общее правило: законы субъектане должны противоречить федеральной конституции и законам;
  • существуют две системы налогообложения: федерация устанавливаетфедеральные налоги, пополняющие государственный бюджет, субъект –налоги с целью формирования бюджета субъекта федерации;[73]
  • многонациональном государстве субъекты федерации могут устанавливать государственный язык и гражданство субъекта;
  • наличие муниципальной власти, не относящейся не к одному из уровней государственной власти, органов местного самоуправления,местного законодательства, местного бюджета и местных налогов.[74]

Федеративные государства можно классифицировать по следующимоснованиям:

I. В зависимости от правового положения субъектов:

  • симметричные федерации – это такие государства, территория которых состоит только из субъектов, которые являются однороднымиравноправными. В современном мире данного вида федераций практическине существует, в качестве примера можно привести Эфиопию, которая провозгласила себя симметричной федераций по Конституции 1994 года;
  • асимметричные федерации - субъекты в таких государствах неравноправны между собой. Неравноправие так же проявляется в отношениях с федерацией и субъектами. К асимметричным федерациям относят Канаду, Бельгию, Россию, Индию и др.[75]

II. В зависимости от принципа образования субъектов выделяют:

  • национальныфедерации – субъекты отличаются этническим составом, образование такого государства является правом нации насамоопределение. Субъект наделен полномочиями решатьнационально-культурные проблемы. Примерами национальной федерации в прошлом были: СССР, Чехословакия, Югославия. Из современных государств к национальным федерациям относят Бельгию;
  • территориальные федерации - субъекты не отличаются национальным составом, поострены по территориальному принципу. Образование данного типа федерации может быть обусловлено историческими особенностями иявляется средством децентрализации власти. К таким федерациям относят США, Бразилию, ФРГ и др.;
  • национально-территориальные (смешанные) федерации – это такая федерация, которая сочетает признаки территориальной и национальной федерации. Здесь часть субъектов построена по национальному признаку, а часть – по территориальному. Ярким примером смешанной федерацииявляется современная Россия.[76]

III. В зависимости от порядка образования федерации делят на:

  • конституционные федерации – образованы по инициативе от центральной власти, путем принятия конституции в ранее едином унитарном государстве. Примером является: Германия, Бразилия и др.;
  • договорные федерации – образуются по инициативе от территориальных частей (субъектов) путем заключения договора. Примером такого типа федерации являются: США, СССР и др.[77]

IV. В зависимости от степени централизации власти и самостоятельности регионов выделяют:

  • централизованные федерации – в данном типе федерации степень самостоятельности субъектов невысока. Решения принимаются федеральными органами государственной власти. Примером централизованной федерации в прошлом является СССР;
  • децентрализованные федерации – данные федерации отличаются высокой самостоятельностью и инициативностью субъектов. Ярким примером служит: США.[78]

Так же как и в любой другой форме государства, выделим отрицательные и положительные стороны такой формы государственно-территориального устройства как федерации.И так положительными сторонами федеративных государств являются:

  • наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеютправо принимать свои нормативно-правовые акты учредительного характера(конституции, уставы, основные законы);
  • субъекты федерации имеют свой собственный бюджет, т.е. есть некая независимость от центра;
  • препятствие злоупотреблениям власти. Во-первых, разграничение предметов ведения между федерацией в целом и ее субъектами существенно ограничивает власть. Во-вторых, наличие специфических интересов субъектов федераций требует их согласования и препятствует монополизации власти;
  • активизация политического участия. Федерализм позволяет разнообразить формы политического участия. Индивиды имеют право участвовать не только в выборах общефедеральных органов власти, но и на уровне субъектов федерации, а также в органы местного самоуправления;
  • экономический выигрыш. Федеративное государственное устройство позволяет снять таможенные барьеры между регионами, минимизироватьзатраты для внутреннего перемещения товаров.

Отрицательными сторонами можно считать:

  • каждый субъект имеет специфические интересы, которые могут противоречить интересам других субъектов;
  • усложняется координация деятельности органов власти, особенно если они мало зависят друг от друга;
  • полицентризм власти приводит к затягиванию решений, что обусловлено необходимостью их согласования между различными уровнями власти;
  • существование достаточно глубоких социальных различий между различными регионами и субъектами федерации.

Степень самостоятельности автономий может быть различной. В некоторых современных государствах наметилась тенденция к регионализму.

Исследователи выделяют так называемое региональное государство, промежуточное от унитарного к федеративному. Административно территориальные единицы в региональном государстве обладают относительной самостоятельностью, могут иметь свои представительные органы, вводить налоги, решать вопросы местного значения, что сближает ихсубъектами федерации. К региональным государствам также относят Италию, Папуа Новую Гвинею, ЮАР, Испания.

В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всего государства высшие органы государственной власти, единая правовая система, единая конституция.