Файл: Формы государственного устройства(Общая характеристика государства и форм государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Монархии подразделяются на такие виды как: абсолютные и ограниченные.

Абсолютная монархия – государственное устройство, при котором власть монарха не ограничена какими-либо учреждениями.При абсолютной монархии государство достигает наивысшей степеницентрализации. В абсолютной монархии в руках главы государства – монарха – сосредотачивается вся полнота исполнительной и законодательной власти.[33]

Монарх самостоятельно устанавливает налоги и распоряжается государственными финансами. Создаются: разветвлённый бюрократическийаппарат с жёстко регламентированными функциями, постоянная армия иполиция. Достигается централизация и унификация местного управления.Государство активно вмешивается в экономику и другие сферы общественной жизни.

Как форма правления абсолютная монархия появилась во времена Древнего Египта, Древнего Китая. Там вся полнота власти была сосредоточена в руках императора и фараона. Они были верховными судьями, главнокомандующими армий. Некоторые историки считают, что формуправления в древних государствах можно отнести к деспотии, а не к абсолютизму в современном его понимании. Примером абсолютной монархии в настоящее время являются: Саудовская Аравия, Ватикан, ОАЭ.[34]

Ограниченная монархия бывает двух видов: дуалистическая и парламентская.

Дуалистическая (двойственная) монархия возникает в переходные периоды, при которой происходит разделение власти между монархом и парламентом.[35]

Признаками дуалистической монархии служат:

  • наличие двухпалатной структуры парламента (нижняя палата формируется выборным путем, а верхняя – назначается монархом.);
  • правительство подчинено монарху, который по своему усмотрениюназначает и отстраняет от должности членов правительства;
  • монарх обладает правом вето на принимаемые парламентом законы.[36]

В первую очередь при таком виде монархии монарх имеет ограниченноевлияние на законодательную власть. Она перенесена в парламент или другой орган представительной власти. Его члены избираются на всенародном голосовании, что предоставляет населению возможность влиять на политикугосударства. Однако дуалистическая монархия сохраняет всю полноту исполнительной власти за монархом. Кроме того, он может наложить вето на любой закон, принятый парламентом. Также монарх имеет право издавать чрезвычайные указы, которые могут в корне поменять жизнь в государстве. Правительство ответственно только перед первым лицом государства.Парламент в эти отношения вмешиваться не может. Единственный рычагвлияния в руках представительного органа – это возможность утверждатьбюджет. [37]


Дуалистическая монархия как форма правления представлена в Марокко.

Если подвести итог, то можно сказать, что в дуалистической монархии власть верховного правителя все-таки преобладает над другимиинститутами, даже несмотря на наличие сдерживающих механизмов, такихкак, например, конституция.

Парламентская монархия – один из видов ограниченной монархии, вкоторых монарх не обладает значительным объемом властных полномочия посравнению с правительством, а играет преимущественно представительскую роль.[38]

Для парламентарной монархии характерно такое выражение «корольцарствует, но не правит». Его наличие обуславливается стечениемисторических обстоятельств, силой традиций. При этом власть ограниченапарламентом и правительством. Монарх лишь формально утверждает состав правительства, сформированного ставленником партии, победившей на парламентских выборах. Монарх просто является символом, традицией,представителем нации, народа, государства. Другие признаки заключаются втом, что правительство страны формирует парламент. В зависимости от того,насколько сильна конкретная партия в последнем, она может единоличносформировать правительство или в коалиции с другими силами. При этомкабинет министров несет ответственность не перед монархом, а перед законодательным органом. Как правило, лидер победившей на выборах в парламент партии получает должность премьер-министра, то есть становится главой государства по факту.[39]

Парламентской монархией в настоящее время является Великобритания.

Монархическая форма правления, как и любая другая, не идеальна, она имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

К положительным можно отнести:

  • быстрое принятие государственных решений;
  • реальное единение государства;
  • прочная и стабильная система власти, обусловленная единоличной властью монарха;
  • исключение получения власти постороннего человека.

Отрицательными чертами являются:

  • легкая возможность превратить монархию в диктатуру;
  • несменяемость власти;
  • невозможность подданных участвовать в управлении государством;
  • частые революции и протесты со стороны населения.

Обобщая вышеизложенное можно сказать о том, что каждая из представленных форм правления не является лучшей или худшей. Форма правления – это способ организации и устройство верховной власти в стране.Все характерные признаки нужно рассматривать в совокупности, но стоитпонимать, что для каждого государства тот или иной признак являетсяважнейшим. Названные признаки являются универсальными и не в каждомгосударстве они явно прослеживаются.


3. Политический режим

Для того, что бы лучше понять сущность политического режима необходимо уяснить тот факт, что форма правления, форма государственного устройства, политический режим – это звенья одной цепи. Из формы правления вытекают особенности политического и государственного управления в стране, которые, в свою очередь, могут реализоваться в различном политическом режиме.

Форма правления – это способ организации верховной государственной власти в стране. Она определяет характер и особенности политического процесса в стране. При этом каждая из них позволяет устанавливать различные политические режимы. Такие как деспотический, аристократический, абсолютистский, авторитарный, военно-бюрократический, тоталитарный, фашистский и многие другие. В настоящее

время наиболее универсальным критерием является деление политическихрежимов на: демократические и антидемократические режимы.[40]

Политический режим представляет собой совокупность методов, средстви способов осуществления в стране государственной власти и управления.Политический режим формируется в результате взаимодействия всех компонентов, принадлежащих к политической системе общества, например,таких как государство, политические партии и общественные движения, политическиеинституты и т.п.[41]

Как уже отмечалось раннее, политические режимы бывают двух видов: демократические инедемократические (авторитарный и тоталитарный и др.) Однако в реальной жизни указанные виды политических режимов в чистом виде встречаются редко. Их классификация необходима для сравнительной характеристики методов и способов осуществления власти. Каждый из них имеет свои разновидности и особенности в каждом государстве и на каждом историческом этапе своего развития.

3.1. Демократический политический режим

Демократический политический режим – политический режим, прикотором народ или его большинство являются источником и носителем политической власти.[42]

Признаками, характеризующими демократический политический режим, является:

  • народ единственный источник власти и суверенитета. Всякая власть от народа и делегируется им. Этот принцип не предполагает принятия политических решений непосредственно народом как, например, на референдуме. Он лишь предполагает, что все носители государственной власти свои властные функции получили благодаря народу, т.е. непосредственно путем выборов (депутаты парламента или президент) или косвенно через выбранных народом представителей (формируемое и подчиненное парламенту правительство);
  • равноправие граждан, равная возможность участия в политической жизни;
  • политический плюрализм;[43]
  • система разделения властей представлены законодательной, исполнительной и судебной ветвями. Система построена таким образом, что одна из ветвей власти может «блокировать» неправомерные действия другой ветви, т.е. действует принцип сдержек и противовесов, при функционировании органов всех ветвей власти;
  • развитая система органов местного самоуправления;[44]
  • свободные и равные выборы представителей власти, которые предполагают наличие, по крайней мере, трех условий: свободу выдвижения кандидатур как следствие свободы образования и функционирования политических партий; свободу избирательного права, т.е. всеобщее и равное избирательное право по принципу «один человек – один голос»;
  • свобода голосования, воспринимаемая как средство тайного голосования и равенство для всех в получении информации и возможности вести пропаганду во время избирательной кампании;[45]
  • подчинение меньшинства большинству при строгом соблюдении прав меньшинства. Главная и естественная при демократии обязанностьбольшинства – это уважение к оппозиции, ее праву на свободную критику и праву сменить, по итогам новых выборов, бывшее большинство у власти;
  • отсутствие монополии на власть и плюралистический характер всех политических институтов;
  • смешанная экономика, доминирует частный сектор;
  • большой объем прав и свобод граждан, закон защищает граждан;
  • независимые средства массовой информации;
  • развитые институты гражданского общества;
  • гласность в действия государственных органов и должностных лиц, возможность беспрепятственного контроля за ними со стороны общества;
  • повышение значимости морали, как средства социального регулирования общественных отношений.[46]

Демократия проявляется в двух формах:

  1. прямая (непосредственная) демократия – граждане сами непосредственно участвуют в подготовке и принятии управленческих решений;
  2. представительная демократия – граждане опосредованно участвуют в подготовке и принятии управленческих решений.[47]

Примерами стран с демократическим политическим режимом являются Россия, Исландия, Канада, Финляндия, Дания, Австралия, Нидерланды и другие государства мира.[48]

Подводя итог анализу демократического политического режима обратим внимание на некоторые особенности данного режима. А именно: при демократическом политическом режиме политические решения принимаются всегда из множества альтернатив, реально действует принцип разделения властей, законодательная процедура четкая и сбалансированная, лидерство сменяемо и имеет рациональный характер, высокий уровень общественного самоуправления, выраженный местным самоуправлением и другие. Но самым важным является то, что государство реализует свою политику ради граждан, их интересов и потребностей, а не ради достижения своих целей.

3.2. Недемократический политический режим

Недемократический политический режим – политический режим, при котором государственная власть сосредотачивается в руках неконтролируемой народом группы лиц (в руках одного лица). Власть осуществляется более жесткими методами путем нарушения прав и свобод человека.[49]

Общими признаками недемократического политического режима служат:

  1. господство беззакония и террора;
  2. отсутствие политического плюрализма;
  3. отсутствие оппозиционных партий.[50]

Недемократические политические режимы подразделяются на тоталитарный и авторитарный режимы.

Тоталитарный политический режим – это режим «всепоглощающего властвования», который беспредельно вмешивается в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объеме своего управления и принудительного регулирования.[51]

Признаки тоталитарного политического режима являются:

  • наличие единственной массовой партии во главе с харизматическим лидером, а также фактическое слияние партийных и государственных структур. Что ведет к образованию «партии-государства». На первом месте во властной иерархии стоит центральный партийный аппарат, а государство выступает в качестве средства реализации партийной программы;
  • монополизация и централизация власти, когда такие политические ценности, как подчинение и лояльность по отношению к «партии-государству», являются первичными по сравнению с материальными, религиозными, эстетическими ценностями в оценке поступков людей. В рамках этого режима исчезает грань между политическими и неполитическими сферами жизни. Вся жизнедеятельность, включая частную, личную жизнь, строго регламентируется и контролируется властями;[52]
  • формирование органов государственной власти на всех уровняхосуществляется через закрытые каналы, бюрократическим путем;
  • наличие единственной официальной идеологии, которая посредством массированной и целенаправленной пропаганды навязывается обществу как единственно верный, истинный способ мышления и деятельности. При этом упор делается не на индивидуальные, а на коллективные ценности;
  • духовнаяатмосфера общества отличается фанатичной нетерпимостью к инакомыслию и инакодействию. Действует принцип «кто не с нами – тот против нас»; [53]
  • действует система физического и психологического террора, полицейского государства, где в качестве базового принципа господствует принцип: «Разрешено только то, что приказано властью, все остальное запрещено»;
  • опора на массовые движения люмпенизированных слоев населения;
  • права и свободы граждан только декларируются. Закон защищает не личность, а государство;
  • централизованная экономика.[54]

К тоталитарным режимам традиционно относятся итальянский фашизм,советский социализм, китайский маоизм, немецкий национал-социализм. [55]

Авторитарный режим – это недемократический политический режим, при котором носитель власти провозглашает сам себя на власть.[56]

Основными признаками авторитарного режима являются:

  • власть носит неограниченный, неподконтрольныйгражданам характер и концентрируется в руках одного человека или группы лиц. Это может быть тиран, военная хунта, монарх и т.д.;
  • опора на силу. Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он может позволить себе любые действия по отношению к гражданам с тем, чтобы принудить их к повиновению;
  • монополизация власти и политики, недопущение политической

оппозиции, независимой легальной политической деятельности. Данноеобстоятельство не исключает существования ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность строго регламентируется и контролируется властями;[57]

  • пополнение руководящих кадров осуществляется путем кооптации, а не предвыборной конкурентной борьбы;
  • отсутствуют конституционные механизмы преемственности и передачи власти. Смена власти нередко происходит через перевороты с использованием вооруженных сил и насилия;
  • отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во все сферы жизни, кроме политических, и, прежде всего, в экономику. Власть занимается вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики. Но так, же она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования; [58]
  • действует принцип «Разрешено все, кроме политики»;
  • наличие оппозиции, но ее деятельность строго ограничена;
  • права и свободы граждан существенно ограничены, особенно в политической сфере;
  • в экономике представлен обширный государственный сектор, но он может легко уживаться с рыночной экономикой.[59]

Авторитарные режимы можно подразделить на жестко авторитарные,умеренные и либеральные. Выделяют еще и такие типы, как «популистскийавторитаризм», опирающийся на уравнительно ориентированные массы, а также «национал-патриотический», при котором национальная идея используется властями для создания либо тоталитарного, либо демократического общества и др. В число авторитарных режимов включают: военный режим Пиночета в Чили, теократический режим аятоллы Хомейни в Иране, режим гражданских диктатур в странах Арабского Востока.[60]