Файл: Формы государственного устройства(Общая характеристика государства и форм государства).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика государства и форм государства
1.1. Эволюция понятия государства и его основных черт
1.2. Понятие формы государства и его эволюция
2.1. Республиканская форма правления
3.1. Демократический политический режим
3.2. Недемократический политический режим
ВВЕДЕНИЕ
Тема, выбранная для написания курсовой работы, является актуальной всовременном мире. Актуальность темы подтверждается тем, что государство является большим политическим институтом, который организует жизнедеятельность людей и помогает в достижении общезначимых целей.Политические институты реализуют власть, которая ограничивает права субъектов общественных отношений в использованииразличных ресурсов. Ресурсы это не только материальные блага, так же к нимотносятся и престиж, власть, безопасность и др. Политические институтыустанавливают пределы для субъектов в реализации своих интересов. Длятого чтобы появились пределы в обществе нужно установить властные отношения.Власть должна устанавливать пределы, чтобы не возникало неурегулированных споров и конфликтов. Она принимает решение, которое должно быть усвоеносубъектами как обязательное.[1]Власть – это возможность одного субъекта контролировать действия другого субъекта.
Политическая власть – это право, способность и возможность отстаивать и притворять в жизнь определенные политические цели, взгляды, установки.[2]Из понятия политической власти можно вывести основные черты:
- политическая власть распространяется на общество в целом;
- только политическая власть может применять на законных основаниях все виды санкции (физическое принуждение, лишение свободны, лишение собственности и. т.д.);
- характерно существование единого общегосударственного центра принятия политических решении;
- политическая власть действует на основе права и от имени всего общества. [3]
Самым главным институтом в политической системе являетсягосударство. Оно обладает максимальной политической властью, вокруг него формируются основные политические институты, которые ведут борьбу зазавоевание государственной власти. Самым важным из характерных чертгосударства является то, что оно обладает монополией на легитимное применение насилия.Для каждого государства характерны такие характеристики как:политический режим, форма правления и государственно-территориальноеустройство. Данные понятия характеризуютформу государства.
Целью данной работы является представление теоретического аспекта сразличных точек зрения по выбранной тематике и всесторонние раскрытиетемы.
Исходя из цели, задачами являются:
- охарактеризовать государство и государственное устройство с позиции понятийного аппарата;
- рассмотреть форму правления государств;
- познакомится с государственно-территориальным устройством государств;
- изучить политический режим государств;
- подвести итоги проделанной работы.
Объектом работы является государство. Предметом выступает формагосударства.
Источниками информации для написания курсовой работы являются:действующие нормативно-правовые акты, книги отечественных и зарубежныхавторов, монографии, энциклопедические словари, научные статьи исборники и другая учебно-методическая литература. Информацияподвергалась отбору и перепроверке в достоверных источниках, бралась как из глобальной сети «Интернет», так и в библиотечном фонде.
Форма государства, ее устройство и организация выступают в различныхаспектах:
- это определенный порядок образования и функционирования органов государственной власти и управления;
- это способ территориального устройства государственногообразования, порядок взаимоотношений различных уровней власти;
- это методы и приемы осуществления политической власти внутри страны.
Понятие «государство», а соответственно и «форма государства» прошломного этапов исторического развития, которые по-разному влияли напонимание этих терминов. И для того чтобы детально сущность и элементыформы государства следует обратиться к историческому аспекту по даннойтеме.
Структура работы включает введение, четыре главы, заключение исписок использованных источников.
1. Общая характеристика государства и форм государства
1.1. Эволюция понятия государства и его основных черт
У термина «государство», как и у любого другого термина в общественных науках, существует множество определений, каждое из которых отражает определённые черты и свойства этого понятия. С того времени как образовалось государство философов, мыслителей, правоведов интересовали содержание и признаки государства, его функции и задачи. В каждом историческом периоде и у каждого мыслителя, философа, было субъективное мнение по данным вопросам.[4]
Первым делом, обратимся к древней истории: Пифагор (580–500 гг. дон.э.) – древнегреческий философ, религиозный и политический деятель. Политическое и правовое учение Пифагора построено на аристократических началах. Человек нуждается в господине и должен подчинитьсягосударственному порядку и закону. Худшее зло для всякого общества – безначалие. Поэтому необходимо повиноваться правящим чинам, почитатьзаконы, родителей, правителей. Правящие чины, составляя обособленную отмасс верхушку общества это лучшие люди по своим нравственным иинтеллектуальным качествам, по доблести, силе, уму. [5]
Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.) – древнегреческий ученый, философ.Был сторонником умеренной демократии, утверждал, что государствоявляется продуктом естественного развития и образуется вследствиеприродного влечения человека к общению. Есть три ступени объединения,которые люди создают последовательно в своем естественном стремлении кобщению: семья, деревня и государство (полис). Государство – это общениеподобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни. Цельгосударства – благо людей. Аристотель разделяет власть на три ветви:законодательную, исполнительную и судебную. [6]
Обратимся к истории средних веков: Фома Аквинский (Аквинат) (1225–1274гг.) – философ и теолог, систематизатор схоластики на базе христианскогоаристотелизма. В людях изначально заложено стремление объединиться и жить в государстве, ибо индивид в одиночку удовлетворить свои потребности не может. Именно по этой причине и возникает государство. Цель государственности – «общее благо», обеспечение условий для достойной, разумной жизни. По мнению Фомы Аквинского, реализация данной цели возможна только при сохранении феодально-сословной иерархии, привилегированное положение облеченных властью лиц и богачей, исключение из сферы политики земледельцев, мелких ремесленников и торговцев, соблюдение всеми предписанного Богом долга повиноваться высшему сословию – правителям, олицетворяющим собою государство.[7]
Августин Блаженный (354-430) – крупнейший средневековый философ, виднейший представитель западных «отцов церкви».Государство – наказание за первородный грех, оно является системой господства одних людей над другими. Государство предназначено не для достижения людьми счастья и блага, а только для выживания в этом мире. Неравенство – неизбежное явление социальной жизни и бессмысленно стремиться к уравнению богатств. Но все, же все люди равны перед Богом.[8]
Обратимся к истории Нового Времени: Томас Гоббс (1588–1679) –английский философ, утверждал, что государства могут возникать не только через добровольное согласие индивидов образовать единое лицо и подчиниться ему в надежде на то, что оно сумеет защитить их против всех. Иной путь – приобретение верховной власти силой. О каких бы разновидностях и формах государства ни шла речь, власть суверена в нем, по Т. Гоббсу, всегда абсолютна, т.е. она безгранична. Власть суверена есть фактически его монополия на жизнь и смерть подвластных.[9]
Джон Локк (1632–1704) – английский философ, основатель либерализма, утверждал, что в целях надежного обеспечения естественных прав, равенства свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое сообщество, учредить государство. Государство – это социальный институт, который воплощает и отправляет функцию публичной власти. Строя государство добровольно, прислушиваясь тут только к голосу разума, люди предельно точно отмеряют тот объем полномочий, который они затем передают государству. Государство получает от образовавших его людей ровно столько власти, сколько необходимо и достаточно длядостижения главной цели политического сообщества. Заключается же она втом, чтобы все могли обеспечивать, сохранять и реализовывать своигражданские интересы: жизнь, здоровье, свободу и владение такимивнешними благами, как деньги, земли, дома, домашняя утварь и т.д.[10]
Обратимся к Новейшей истории: Баранов П.А. и Шевченко С.В.Государство – это политико-территориальная суверенная организацияпубличной власти, располагающая специальным аппаратом в целяхосуществления управленческой, охранительной функции и способная сделатьсвои веления обязательными для всех. При этом признаками государства являются:территориальная организация власти,публичный и суверенный характер власти, принудительный характер власти,наличие общегосударственной символики, исключительное право на эмиссию денег и взимание налогов, обязательность членства в государстве и другие. [11]
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что государство – это политико-территориальная организация публичнойвласти интегрированного общества, располагающая специальным аппаратом управления, который издает общеобязательные веления в целях обеспечения общественной и государственной безопасности, прав и свобод человека и гражданина.
Признаками государства являются:
- наличие отдельной территории, которая делится на политико-
территориальные единицы (штаты, земли, края, республики, кантоны и т.д.);
- население– жители,которые проживают на определенной территории и имеют правовую связь сгосударством;
- публичная власть, которая не совпадает с населением и предполагаетналичие управленческого труда. Государство всегда обладает аппаратомуправления, для реализации своих властных велении. Публичная властьпредполагает функционирование армии, чиновников, тюрем и т.д.;
- суверенитет государства - верховенство государственной власти навсей территории и невозможность отстаивать ее неконституционнымиметодами;
- налоги и налоговая система – законная система платежей, имеющихпринудительный характер и взыскиваемых с населения в размерах и срокахустановленных законом;
- право – основа содержания правового государства. Государство и
право возникают в один момент;
- монополия на легальное применение принуждения;
- постепенное выделение взаимосвязанных структурно-функциональных органов, т.е. аппарата управления.
1.2. Понятие формы государства и его эволюция
За много десятков лет развития теории и практики государства и правабыли представлены различные точки зрения по вопросу о формахгосударства. Проанализируем изменение взглядов ученых, философовразличных областей науки по хронологической последовательности.
Из древнегреческих философов обратимся к Пифагору – политическимидеалом, по его мнению, являлась аристократия. Аристократия – формагосударственного правления, при которой верховная власть принадлежит понаследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих,но более чем одного. Аристотель разделяет власть на три ветви:законодательную, исполнительную и судебную. По Аристотелювыделенытри «правильные» формы: монархия, аристократия и полития и три«неправильные»: тирания, олигархия и демократия. [12]
Из средневековых философов представим взгляды Фомы Аквинского –идеалом, по его мнению, являлось государство феодально-монархическогостроя. Августин Блаженный к форме государства проявляет некотороебезразличие. Он повторяет традиционное деление на правильные и неправильные формы. Несправедливый царь – тиран, несправедливый народ – тоже тиран, несправедливая аристократия – власть эгоистической группировки. Что касается правильности форм, то есть таких, гдесоблюдается право, Августин не отдает предпочтение ни одной из них. Любая форма правления может оказаться если не хорошей, то терпимой, когдауважают Бога и человека, то есть соблюдают справедливость. По его мнению,светская и церковная власть различны, и каждая обладает суверенитетом. При этом церковная власть – высшая, потому что духовная сфера выше мирской.Главное в его учении – именно разделение двух властей.[13]