Файл: Структура органов местного самоуправления и оценка их деятельности 9Сущность и функциональная структура органов местного самоуправления).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность и функциональная структура органов местного самоуправления
2.1 Нормативно-правовые основы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления
2.2 Критерии оценки эффективности деятельности органов муниципального управления
3. Пути совершенствования оценки эффективности деятельности органов муниципального управления
Введение
Актуальность темы исследования определяется огромной ролью местного самоуправления в государственной, политико-правовой жизни российского общества, в становлении институтов демократического правового государства. Реализация принципов самоуправления в механизме государства эффективна тогда, когда опирается на объективно назревшие экономические, политические и социальные предпосылки и условия, выражает требования общественного прогресса. Местное самоуправление в современной России поднято на уровень одной из основ конституционного строя. Охватывая своими институтами почти все стороны демократической организации местной жизни, местное самоуправление дает возможность рациональным способом децентрализовать многие функции государственной власти, перенести принятие решений по всем вопросам местной жизни в территориальные сообщества, стимулируя тем самым, активность граждан и обеспечивая их реальную сопричастность к таким решениям.
Одним из важнейших направлений развития современной российской государственности остается оптимизация организации деятельности органов местного самоуправления. Можно без преувеличения сказать, что повышение эффективности деятельности таких органов является важным условием обеспечения стабильности в обществе в целом. Широкое вовлечение граждан в решение проблем местной жизни, результативное удовлетворение повседневных потребностей населения, строгое соблюдение законодательных положений при соблюдении и поддержании баланса государственных и местных интересов, т.е. общих интересов жителей каждого муниципального образования, способны заложить прочный фундамент для гражданского согласия.
Эффективная административно-управленческая работа в муниципальном образовании на современном этапе развития экономических отношений в России является важным условием функционирования экономического общества, значимой социальной составляющей и политической. Именно поэтому выбранная тематика является актуальной и для нас, и для современного развития науки в области муниципального управления.
Основная цель работы:
- осветить вопрос структуры органов местного самоуправления;
-рассмотреть теоретические и практические аспекты определения оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления и возможные пути ее совершенствования.
В соответствии с поставленной целью следует решить следующие задачи:
-рассмотрение структуры органов местного самоуправления;
-рассмотреть нормативно-правовые основы оценки эффективности деятельности органов муниципального управления в Российской Федерации;
-изучить критерии оценки эффективности деятельности органов муниципального самоуправления;
-выявить возможные направления по совершенствованию оценки эффективности деятельности органов муниципального самоуправления.
1. Сущность и функциональная структура органов местного самоуправления
По действующему федеральному законодательству (Конституция РФ,
ФЗ N 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»), наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных
образований является обязательным.
Обращаясь к понятию местного самоуправления, в первую очередь необходимо определить, что представляет собой местное самоуправление, какой характер оно носит в современном Российском государстве.
Согласно закону, непосредственно регламентирующего местное самоуправление в РФ, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ, признается, гарантируется и осуществляется на
всей территории РФ.
Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществление народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, -законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций2.
Профессор А.А. Подсумкова дает в словаре следующее толкование понятия органов местного самоуправления:
Органы местного самоуправления – это выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.
Выделение органов местного самоуправления из системы органов государственной власти означает их структурно-организационное обособление, но не функциональное. Органы местного самоуправления самостоятельны лишь в пределах полномочий, определенных органами государственной власти.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года дает перечень органов местного самоуправления, которые закреплены в статье 34 главы 6 настоящего закона.
Согласно данной статье, структуру органов местного самоуправления составляют:
-представительный орган муниципального образования,
-глава муниципального образования,
-местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) муниципального образования,
-контрольный орган муниципального образования,
-иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В законе установлен перечень обязательных органов, входящих в структуру местного самоуправления, которые в обязательном порядке должны быть в муниципальном образовании.
Таковыми являются:
-представительный орган муниципального образования,
-глава муниципального образования,
-местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) муниципального образования.
Данный закон хоть и устанавливает обязательный перечень органов, которые должно иметь каждое муниципальное образование, но и не ограничивает перечень органов и должностных лиц, которые могут иметь в своей структуре органы местного самоуправления.
Уставы ряда муниципальных образований содержит следующую структуру органов местного самоуправления:
1)городская дума — представительный орган;
2)администрация города — исполнительно-распорядительный орган;
3)контрольно-счетная палата — контрольный орган;
4) глава города, который является председателем городской думы, — высшее должностное лицо.
Для малочисленных сельских поселений закон предусматривает возможность совмещения функций главы муниципального образования, главы исполнительно-распорядительного органа и председателя представительного органа муниципального образования, что позволит сэкономить средства местного бюджета на содержание аппарата. Данная структура органов местного самоуправления, должна быть закреплена в уставе муниципального образования.
Согласно данному закону уставом муниципального образования определяются такие организационные вопросы, как:
а) порядок формирования органов местного самоуправления;
б) компетенция органов местного самоуправления;
в) срок полномочий органов местного самоуправления;
г) формы подотчетности и подконтрольности органов местного самоуправления;
д) иные вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления.
Число создаваемых органов местного самоуправления, их структура и
объем компетенции различаются, как правило, в зависимости от следующих
факторов: 1) типа муниципального образования; 2) численности жителей муниципального образования; 3) возможностей социально-экономического развития муниципального образования; 4) исторических и иных местных традиций; 5) национальных обычаев; 6) политических интересов; 7) других
особенностей.
По типу исполняемых функций органы местного самоуправления делятся на представительные (проектная функция) и исполнительные (программная функция). Представление интересов заключается в их выявлении, агрегировании, аккумулировании, принятии программы (проекта)
развития муниципального образования (отсюда термин "проектная функция") и правовых актов, необходимых для реализации проекта. Реализация интересов обеспечивается путем разработки и исполнения программы деятельности органов местного самоуправления ("программная функция"), направленной на осуществление проекта. Этим двум типам функций соответствуют два основных типа органов местного самоуправления - представительные и исполнительные.
Итак, органы местного самоуправления - это органы местных самоуправляющихся территориальных сообществ, которыми они формируются и перед которыми несут ответственность за надлежащее осуществление своих полномочий.
В муниципальной практике пока еще не ушли от однообразия организационной структуры местного самоуправления, присущей недавнему
советскому прошлому, когда важнее всего была строгая иерархическая подчиненность органов для поддержания сверхцентрализованной системы управления на всех уровнях, включая местный. На повестке дня стоит совершенствование организационной структуры с целью учета особенностей
муниципального образования и инновационных подходов к управленческой деятельности.
Необходимо пользоваться положением Федерального закона No131-ФЗ
о том, что вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления, включая порядок их формирования, срок полномочий, сами
полномочия, подконтрольность определяются не федеральным или региональным законом, а уставом муниципального образования (пункт 3 статьи 34). Это основание для свободного и самостоятельного определения конкретной и уникальной структуры органов в каждом муниципальном образовании.
2.1 Нормативно-правовые основы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления
Основными нормативными актами, в соответствии с которыми осуществляется оценки деятельности органов местного самоуправления являются:
1. Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации»;
2. Указ Президента от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»;
3. Распоряжение Правительства РФ «О реализации Указа Президента РФ от 28.04.2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»;
Указом № 607 определен перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления. Перечень показателей включает:
· Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципальных учреждений к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций городского округа (муниципального района).
· Доля населения, охваченного профилактическими осмотрами.
· Число случаев смерти лиц в возрасте до 65 лет:
·Доля амбулаторных учреждений, имеющих медицинское оборудование в соответствии с табелем оснащения.
· Доля детей в возрасте от трех до семи лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности в общей численности детей от трех до семи лет.
· Доля детских дошкольных муниципальных учреждений от общего числа организаций, в том числе субъектов малого предпринимательства, оказывающих услуги по содержанию детей в таком учреждении, услуги по дошкольному образованию и получающих средства бюджета городского округа (муниципального района) на оказание таких услуг.
. Удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен, от числа выпускников общеобразовательных муниципальных учреждений, участвовавших в едином государственном экзамене.