Файл: Функции менеджмента (Функция менеджмента «Организация»).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 1
Введение
Актуальность темы работы.
Ежедневно в нашей жизни происходят различные изменения, касающиеся социально-политической, экономической, культурной жизни.
Менеджмент – современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» по сути, является аналогом термина « управление», его синонимом. Однако есть отличие. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством. Т.е. управление является более широким понятием. Менеджмент применяется только в управлении социально-экономическими системами. Менеджмент это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности для достижения намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.
Система менеджмента – это совокупность различных составляющих элементов:принципов управления, функций, методов, технологий, информационного обеспечения, материального, технического обеспечения в условиях АСУ, а также правового обеспечения.
Цель данной работы раскрытие основных функций менеджмента и обоснование актуальности реализации этих функций на предприятии «British– AmericanTobacco».
В задачи входит раскрытие реализации основных функций менеджмента: планирования, организации, стимулирования, мотивации и контроля.Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.
Глава 1.Функции менеджмента
1.1 Функция менеджмента «Организация»
Понятие «менеджмент» происходит от латинского слова «manus» (рука) и в английском варианте означает управление человеческой деятельностью. Менеджмент предполагает функцию управления.
Функции управления можно характеризовать как виды деятельности, необходимые для организации и руководства тем или иным объектом. В последовательности управленческие функции составляют технологию управления. В содержании управленческой функции входят два аспекта: первое – определяется, что делается в системе, а второе, как конкретно это необходимо делать.
В современной теории системы управления можно выделить два подхода к классификации функций управления.
Первый подход. Выделение общих, универсальных функций управления. Они отражают содержание процесса управления в любой организации и не зависят от специфики объекта управления.
Второй подход. Основывается на факторе оригинальности объекта управления. При этом выделяется целая система общих или конкретных функций управления на производстве. Реализуют их соответствующие функциональные разделения.
Например, в современномпредприятии выполняется более 20 внутренних и внешних производственных функций, таких, как управление основным производством, маркетингом, финансами, качеством, трудом и т.д.
К наиболее важным общим функциям управления относится следующее:
- планирование и прогнозирование;
- координация и регулирование;
- контроль;
- мотивация.
Важной функцией управления является функция организации, которая заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и условий функционирования предприятии. Организация как процесс представляет собой функцию по координации многих задач.
Функция организации реализуется двумя путями: через административно-организационное управление и через оперативное управление.
Административно-организационное управление предполагает определение структуры предприятии, установление взаимосвязей и распределение функций между всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственности между работниками аппарата управления.
Оперативное управление обеспечивает функционирование предприятиив соответствии с утвержденным планом. Оно заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактически полученных результатов с результатами, намеченными планом, и последующей их корректировке. Оперативное управление тесно связано с текущим планированием.
Существует два основных аспекта организационного процесса:
- Деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям.
- Делегирование полномочий.
Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Под организационной структурой предприятиепонимается ее организация из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед предприятиями ее подразделениями целями и распределением между ними функций. Организационная структура предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками предприятии, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию предприятии.
Основные проблемы, возникающие при разработке структур управления: установление правильных взаимоотношений между отдельными подразделениями, что связано с определением их целей:
- условий работы и стимулирования; распределение ответственности между руководителями;
- выбор конкретных схем управления и последовательности процедур при принятии решений;
- организация информационных потоков;
- выбор соответствующих технических средств.
- Задача совершенствования организационной структуры управления заключается в разъяснении функции разделения, определении прав и обязанностей каждого руководителя и сотрудника, ликвидации многоступенчатого, дублирования функций и информационных потоков. Главная задача здесь – повысить эффективность управления.
- Организация направлена в первую очередь на установление четких отношений между различными подразделениями компании, распределение прав и обязанностей между ними. В ней реализуются различные требования к совершенствованию систем управления, выражающиеся в тех или иных принципах.
Организационная структура предприятии, ее управление постоянно изменяются, совершенствуются в соответствии с изменяющимися условиями. Важнейшими факторами, вызывающими необходимость проведения структурной перестройки компаний, являются следующие:
- ускоренная разработка новых видов продуктов под воздействием научнотехнического прогресса в условиях обостряющейся конкуренции;
- интенсивное внедрение наиболее передовых технологий;
- систематическое внедрение новых методов организации и управления производством на базе активного использования компьютерной техники.
Классификация организационных структур
1. Организационная структура по продукту.
Это предполагает создание независимого бизнес-подразделения в строительных офисах компании, ориентированного на производство и маркетинг конкретных видов продукции. Это означает специализацию производственных офисов в материнской компании по определенным типам или группам продуктов и передачу полномочий по управлению дочерними предприятиями производства и маркетинга. Функциональные службы производственных отделений одновременно поддерживают тесные контакты с соответствующими центральными службами, получая от них указания по всем вопросам проведения единой политики и координации деятельности в рамках компании в целом.
2. Организационная структура по региону
, что управленческая ответственность за деятельностьраспределяется между самостоятельными подразделениями. Исходя из содержания и характера деятельности, эти подразделения могут действовать как производственные отделы и быть центром прибыли и ответственности. Они координируют деятельность филиалов и компаний-производителей по всем видам продукции. Подразделение возглавляет менеджер, который подчиняется непосредственно старшему руководству и осуществляет свою деятельность в тесном контакте со всеми центральными службами. Это могут быть подчиненные руководители отдельных отделов
1.2 Функция менеджмента «Контроль»
Контроль - это систематический мониторинг выполнения бизнес-планов, задач и результатов, обеспечение обратной связи с контролируемым объектом с использованием информации. Бухгалтерский учет и контроль необходимы для управления плановой, финансовой, производственной и трудовой дисциплиной в компанииКонтроль как основная функция управления объединяет все виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации о состоянии и функционировании Центра управленческого учета, изучением информации о процессах и результатах анализа Мероприятия, диагностика и оценка процессов разработки и достижения их целей. Процесс проверки состоит из установления стандартов, изменения фактических результатов и внесения коррективов, если достигнутые результаты существенно отличаются от достигнутых норм.С помощью контроля менеджер определяет проблемы, причины их возникновения и принимает активные меры по исправлению отклонений от цели и плана деятельности.
Существует три основных типа элементов управления: предварительный, текущий и окончательный.
Предварительный контроль обычно осуществляется в форме политики, процедур и правил. Прежде всего, это касается трудовых, материальных и финансовых ресурсовТекущий мониторинг выполняется, когда работа уже ведется, и обычно выполняется в форме мониторинга работы подчиненного его непосредственным руководителем. Окончательная проверка проводится после завершения работы или по истечении времени.
Текущий и окончательный контроль основаны на обратной связи. Организационные системы управления имеют открытую обратную связь, поскольку агент управления, который является внешним по отношению к системе, может вмешиваться в ее работу, изменяя как назначение системы, так и характер ее работыВ процессе мониторинга есть три различных этапа: установление стандартов и критериев, сравнение реальных результатов с ними и принятие необходимых корректирующих мер. На каждом этапе осуществляется комплекс различных мер.
Первый этап процесса проверки заключается в установлении стандартов, т.е. конкретных, измеримых целей с ограничениями по времени. Управление требует стандартов в виде показателей эффективности механизма управления по всем его ключевым областям, которые определяются при планировании. На втором этапе сравнения показателей функционирования с заданными стандартами определяется масштаб допустимых отклонений. В соответствии с принципом исключения, только существенные отклонения от заданных стандартов должны вызывать срабатывание системы контроля, иначе она станет неэкономичной и неустойчивой.
Следующий этап - измерение результатов - как правило, самый утомительный и дорогостоящий. Сравнивая результаты измерений с указанными стандартами, менеджер может определить, какие меры следует принять. Такие действия могут включать изменения в некоторых внутренних переменных системы, изменения в стандартах или невмешательство в работу системы. Так что контроллер может выполнить свою истинную задачу, т.е. Для достижения целей организации необходимо существовать несколько важных свойств. Аудит эффективен, если он имеет стратегический характер, направленный на достижение конкретных результатов, своевременных, гибких, простых и экономичных. Когда организации работают на зарубежных рынках, функция управления приобретает дополнительную степень сложности. Международный контроль особенно затруднен из-за большого числа различных областей деятельности и коммуникационных барьеров. Эффективность контроля можно повысить, периодически встречаясь с ответственными руководителями в штаб-квартире организации и за рубежом.Особенно важно не возлагать на иностранных менеджеров ответственность за решение проблем, которые от них не зависят.
Как уже упоминалось выше, появились новые функции в развитии компании и производственной системы. И сегодня к основным функциям добавились мотивация, стимуляция, гуманизация и корпоратизм.
1.3 Функция менеджмента «Стимулирование»
Стимуляция - это функция, которая связана с процессом активизации людей и трудовых коллективов, обеспечивая работникам лучшие результаты своей работы. Эта функция используется для вознаграждения работников морально и материально, в зависимости от качества и количества работы. Кроме того, эта функция обеспечивает заинтересованность в высокой эффективности всей компании.. Предполагается, что будут созданы условия, при которых работник будет работать более эффективно и продуктивно в результате активной работы, т.е. работать больше, чем было согласовано ранее. Здесь стимулирующий труд создает условия для того, чтобы работник понимал, что он может работать более продуктивно, а появление желания, которое, в свою очередь, создает необходимость работать более продуктивно. То есть мотивация сотрудника работать более эффективно и реализация этого мотива в рабочем процессе.Хотя стимулы и поощрение людей к работе, но они сами по себе не достаточно для продуктивной работы. Система стимулов и мотивов должна основываться на определенной базе - нормативном уровне трудовой деятельности. Факт вступления работника в трудовые отношения означает, что он должен заранее выполнить определенные обязательства по определенному вознаграждению. В этой ситуации нет места для стимулов. Здесь масштабы контролируемой деятельности и мотивы уклонения от работы связаны со страхом наказания за несоблюдение требований.