Файл: Теория происхождения права (Исторические предпосылки возникновения государства и права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 258

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Вопросы происхождения и сущности государства и права с древних времен привлекали внимание исследователей. Первые попытки осмысления можно найти уже в работах Конфуция, Платона, Аристотеля, Цицерона. Данные вопросы актуальны и в наше время. Исследование процесса происхождения государства и права имеет не только познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Кроме этого, определяет все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее устанавливает их место и роль в жизни общества и политической системы.

Данный вопрос всегда был и будет дискуссионным. Так как, с одной стороны, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения. А с другой, историческая и этнографическая науки дают все новые знания о причинах происхождения государства и права.

Вопрос о возникновении государства и прав волнует умы многих ученых, политиков, юристов, историков, этнографов. А.Б. Венгеров в своем учебнике по теории государства и права очень четко определил роль этнографов в установлении причин возникновения и функционирования такого института общества, как государство. Многолетние труды археологов являются отправной точкой к познанию этого вопроса и выявлению многих закономерностей, связанных с ним. Венгеров, как и другие ученые, утверждает, что государство не могло возникнуть как внезапная вспышка на каком-то этапе развития общества. Он твердо уверен в факте медленного внедрения этого института в общество.[1]

За многовековую историю человечество выработало ряд теорий, претендующих на наиболее верное объяснение феномена возникновения государства и права. Это вполне естественно и понятно, так как каждая из них отражает различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс или взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права.

Изучение некоторых теорий возникновения права и государства позволяет нам узнать мнения философов, богословов, ученых и политиков о генезисе, сущности и тенденциях этих явлений.

Любой человек, который хоть как-нибудь касался изучения вопроса происхождения государства и права, уловив весь спектр чужих мнений, на основе логического мышления мог бы определить, хотя бы для себя, что на его взгляд кажется наиболее достоверным. И, в свою очередь, уже мог бы поддерживать тех ученых, чья теория ему ближе, и далее вступать в нескончаемый спор о возникновении государства.


В целом именно этим и характеризуется выбор тематики курсовой работы. Как говорится: «Сколько людей, столько и мнений»[2]. Поэтому хотелось бы более подробно изучить вопрос происхождения государства и права, изучить множество теорий происхождения государства и права. Помимо этого, необходимо отметить, что актуальность этой темы подтверждается большим количеством переиздаваемых книг и трудов великих людей на данную тему.

Объектом исследования данной работы являются теории происхождения государства и права.

Предмет исследования - анализ происхождения теорий государства и права, а также определение причин и основ возникновения государства.

Целью данной работы является выявление основных причин многообразия теорий происхождения государства и права.

Цель работы предполагает постановку и решение следующего круга задач:

- рассмотреть исторические предпосылки возникновения государства и права;

-рассмотреть основные пути происхождения государства и права;

- рассмотреть основные теории возникновения государства и права, их роль в системе развития государства.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Исторические предпосылки возникновения государства и права

1.1 Сущность государства и права и предпосылки их возникновения

Вопрос о происхождении государства и права является одним из самых сложных в юридической науке. Образование права и образование государства являются сложными взаимосвязанными и взаимодополняющими процессами. Логика возникновения и развития государства познается путем исторического анализа основных этапов его развития[3].

Для того чтобы начать рассматривать основополагающие причины возникновения государства необходимо определить сущность понятий государства и права. Государство – это особая универсальная политическая организация общества, обладающая публичной, государственной властью и специализированным аппаратом регулятивного воздействия на общественные отношения, которая выражает, прежде всего, интересы экономически доминирующего социального слоя, а также выполняет «общие управленческие дела» для всех граждан и осуществляет специфический арбитраж в обществе.[4]


Право представляет собой совокупность правил поведения (норм), выражающих государственную волю общества, направленных на регулирование общественных отношений и охраняемых в случае нарушения силой государственного аппарата.[5] Из данных определений видно, что теория государства и права имеет дело с определенной частью общественных явлений, государственных и правовых. Для существования любого государства необходима добровольная, прочная солидарность большинства взрослых членов данного объединения[6]. Из этого следует, что государство не было и не могло быть до тех пор, пока отдельные лица, под давлением житейских потребностей, не научились единению друг с другом ради общности интересов, пока семейная солидарность оставалась вообще очень слабой и непрочной, а родовой и совсем не было или же она проявлялась лишь кое-где, временно в слабой степени.

Впервые возникновение государства стало возможно в двух случаях: во-первых, в процессе существенного разрастания стадной семье и развития семейной солидарности до значительных размеров и прочности, во-вторых, в случае, когда общность интересов установилась между членами в моногамических, полигинических, полиандрических и малолюдных стадных семьях и сверх того явилась значительная родовая солидарность[7]. Следовательно, в рамках первого случая государство может, возникнут в рамках одной многолюдной стадной семьи, а во втором случае как союз нескольких семей. Но, в конечном счете, все они возникают как результат естественного прироста численности населения.

В целом для развития и становления государства как общественного института необходимо, чтоб группа людей, способная к объединению, действительно объединилась в одно целое и выработала внутри себя особый общественный орган, руководящий ее жизнью. Право определяется как система норм, обязательных для исполнения всеми субъектами права и обеспеченное принудительной силой государства[8]. Право появилось при возникновении потребности в нем, то есть, когда у существующей системы регуляторов общественных отношений (традиций, религиозных норм и др.) случился кризис. С возникновением государства и развитием экономического и имущественного неравенства в обществе традиции, обычаи и религия уже не могли урегулировать всё возрастающие общественные конфликты. Право по сути явилось сплавом религии и традиций, но, в отличие от них, право стало охраняться государством.


Современная наука связывает процесс возникновения государства и права в основном с развитием производства, с переходом от присваивающей к производящей экономике[9].

Рассматривая закономерности и формы происхождения государства необходимо выделить два основных направления, с точки зрения которых рассматривается развитие: восточное и западное, то есть логично рассмотреть в отдельности развитие государства на Древнем востоке и в Европе. Более подробно пути возникновения государства и права мы рассмотрим в последующих параграфах.

1.2 Восточный путь возникновения государства и права

Восточный путь происхождения права характерен для тех стран, в которых господствующее положение занимала государственная собственность.

На востоке всё происходило медленно, право развивалось эволюционным путём. К государству и власти привязана периодизация. Трудно чётко определить периодизацию, так как право и государство сменяли друг друга эволюционно, нет чёткого разрыва[10].

Восточный ер путь ер формирования ер государственности ер отличался ер тем, ер что ер политическое ер господство ер основывалось ер на ер отправлении ер какой-либо ер общественной ер функции, ер должности[11].

В ер общине ер основным ер назначением ер власти ер становилось ер управление ер особыми ер резервными ер фондами, ер в ер которых ер концентрировалась ер большая ер часть ер общественного ер избыточного ер продукта. ер Это ер привело ер к ер выделению ер внутри ер общины ер особой ер группы ер должностных ер лиц, ер выполняющих ер функции ер общинных ер администраторов, ер казначеев, ер контролеров.

Общинные ер администраторы, ер извлекая ер из ер своего ер положения ер ряд ер выгод ер и ер преимуществ, ер оказывались ер заинтересованными ер в ер закреплении ер за ер собой ер этого ер статуса, ер стремились ер сделать ер свои ер должности ер наследственными. ер В ер той ер мере, ер в ер какой ер им ер это ер удавалось, ер общинное ер «чиновничество» ер постепенно ер превращалось ер в ер привилегированную ер замкнутую ер социальную ер прослойку ер - ер важнейший ер элемент ер складывающегося ер аппарата ер государственной ер власти.

Одной ер из ер главных ер предпосылок ер как ер государствообразования, ер так ер и ер образования ер классов ер по ер восточному ер типу ер было ер использование ер властвующими ер слоями ер и ер группами ер сложившегося ер аппарата ер управления, ер контроля ер над ер экономическими, ер политическими ер и ер военными ер функциями[12].


Постепенно ер осуществлявшая ер эти ер функции ер родоплеменная ер знать ер превратилась ер в ер обособленную ер социальную ер группу ер (класс, ер сословие, ер касту), ер которая, ер всё ер более ер отделяясь ер от ер остальных ер членов ер общества, ер приобрела ер собственные ер интересы[13].

Экономика ер основывалась ер на ер государственной ер и ер общественной ер формах ер собственности. ер Существовала ер там ер и ер частная ер собственность. ер Верхушка ер государственного ер аппарата ер имела ер дворцы, ер драгоценности, ер рабов, ер однако ер частная ер собственность ер не ер оказывала ер существенного ер влияния ер на ер экономику: ер решающий ер вклад ер в ер общественное ер производство ер вносился ер трудом ер «свободных» ер общинников. ер Частный ер характер ер этой ер собственности ер был ер весьма ер условен, ер поскольку ер свою ер должность ер чиновник ер терял ер вместе ер с ер имуществом, ер а ер нередко ер и ер вместе ер с ер головой[14].

По ер мере ер роста ер масштабов ер кооперации ер коллективной ер трудовой ер деятельности, ер зародившиеся ер еще ер в ер родоплеменных ер коллективах ер «зачатки ер государственной ер власти» ер превращаются ер в ер органы ер управления ер и ер господства ер над ер суммами ер общин, ер которые ер в ер зависимости ер от ер широты ер экономических ер целей ер складываются ер в ер микро- ер и ер макрогосударства, ер объединяемые ер силой ер централизованной ер власти.

В ер этих ер регионах ер она ер приняла ер деспотический ер характер. ер Авторитет ер ее ер был ер достаточно ер высок ер в ер силу ер ряда ер причин: ер достижения ер в ер хозяйственной ер деятельности ер объяснялись ер исключительно ер ее ер способностями ер к ер организации, ер стремлением ер и ер умением ер действовать ер в ер общесоциальных ер целях; ер принуждение ер также ер окрашивалось ер идеологически: ер «власть ер от ер Бога», ер правитель ер является ер носителем ер и ер выразителем ер «Божьей ер благодати», ер посредником ер между ер Богом ер и ер людьми.[15]

В ер результате ер возникает ер структура, ер сходная ер с ер пирамидой: ер ер ер наверху ер ер ер (вместо ер ер ер вождя) ер ер ер - ер ер ер неограниченный ер ер ер монарх, ер ер ер деспот; ер ер ер ниже ер ер ер (вместо ер ер ер совета ер ер ер старейшин ер ер ер и ер ер ер вождей) ер ер ер - ер ер ер его ер ер ер ближайшие ер ер ер советники, ер ер ер визири; ер ер ер далее ер ер ер - ер ер ер чиновники ер ер ер более ер ер ер низкого ер ер ер ранга ер ер ер и ер ер ер т.д., ер ер ер а ер ер ер в ер ер ер основании ер ер ер пирамиды ер ер ер - ер ер ер сельскохозяйственные ер ер ер общины, ер ер ер постепенно ер ер ер терявшие ер ер ер родовой ер ер ер характер[16].