Файл: Теория происхождения права (Исторические предпосылки возникновения государства и права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 221

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В ер ер ер этот ер ер ер день ер ер ер все ер ер ер земледельцы ер ер ер без ер ер ер различия ер ер ер могли ер ер ер садиться ер ер ер за ер ер ер стол ер ер ер короля ер ер ер и ер ер ер его ер ер ер сатрапов. ер ер ер Монарх ер ер ер принимал ер ер ер их ер ер ер прошения, ер ер ер выслушивал ер ер ер их ер ер ер жалобы ер ер ер и ер ер ер беседовал ер ер ер с ер ер ер ними ер ер ер как ер ер ер с ер ер ер равными. ер ер ер «От ер ер ер ваших ер ер ер трудов», ер ер ер говорил ер ер ер он ер ер ер им ер ер ер (и ер ер ер говорил ер ер ер если ер ер ер не ер ер ер искренне, ер ер ер то ер ер ер правдиво), ер ер ер «вы ер ер ер получаете ер ер ер ваши ер ер ер средства ер ер ер существования, ер ер ер а ер ер ер ваше ер ер ер спокойствие ер ер ер вы ер ер ер получаете ер ер ер от ер ер ер нашей ер ер ер бдительности; ер ер ер стало ер ер ер быть, ер ер ер мы ер ер ер взаимно ер ер ер необходимы ер ер ер друг ер ер ер для ер ер ер друга; ер ер ер будем ер ер ер же ер ер ер жить ер ер ер как ер ер ер братья ер ер ер в ер ер ер согласии ер ер ер и ер ер ер любви».[43] ер ер ер В ер ер ер богатой ер ер ер и ер ер ер деспотически ер ер ер управляемой ер ер ер стране ер ер ер такое ер ер ер празднество, ер ер ер конечно, ер ер ер должно ер ер ер было ер ер ер походить ер ер ер на ер ер ер театральное ер ер ер представление, ер ер ер но, ер ер ер по ер ер ер крайней ер ер ер мере, ер ер ер это ер ер ер была ер ер ер комедия, ер ер ер достойная ер ер ер королевского ер ер ер присутствия ер ер ер и ер ер ер способная ер ер ер служить ер ер ер хорошим ер ер ер уроком ер ер ер для ер ер ер молодого ер ер ер государя».[44]

2.2 Патриархальная теория

Патриархальная ер теория ер рассматривает ер государство ер наилучшей ер формой ер правления, ер призванной ер обеспечить ер общее ер благо ер всем ер членам ер общества. ер При ер этом ер власть ер монарха ер предстает ер как ер продолжение ер власти ер отца ер (патриарха) ер большой ер семьи, ер распавшейся ер на ер мелкие ер семьи. ер Соответственно ер и ер основная ер задача ер монарха ер видится ер в ер том, ер чтобы ер заботиться ер о ер своих ер подданных, ер создавать ер условия ер для ер достижения ер общего ер блага ер и ер обеспечивать ер послушание ер населения ер действующим ер в ер обществе ер законам[45].

Эта ер теория ер берет ер начало ер из ер недр ер теологии. ер Уже ер в ер античное ер время ер Платоном ер и ер Аристотелем ер была ер выдвинута ер идея, ер что ер человеческое ер общество ер изначально ер было ер патриархальным. ер Более ер определенно ер по ер этому ер поводу ер высказывался ер Аристотель. ер Он ер исходил ер из ер того, ер что ер люди ер как ер коллективные ер существа ер стремятся ер к ер общению ер и ер образованию ер семей, ер а ер развитие ер семей ер ведет ер к ер образованию ер государства. ер Аристотель ер трактовал ер государство ер как ер продукт ер размножения ер семей, ер их ер расселения ер и ер объединения. ер По ер Аристотелю, ер государственная ер власть ер есть ер продолжение ер и ер развитие ер отцовской ер власти. ер Он ер отождествлял ер государственную ер власть ер с ер патриархальной ер властью ер главы ер семьи[46].


В ер Китае ер эту ер теорию ер развивал ер Конфуций ер (551-479 ер гг. ер до ер н.э.). ер Он ер рассматривал ер государство ер как ер большую ер семью. ер Власть ер императора ер уподоблялась ер власти ер отца, ер а ер отношения ер правящих ер и ер подданных ер - ер семейным ер отношениям, ер где ер младшие ер зависят ер от ер старших ер и ер должны ер быть ер преданными ер правителям, ер почтительными ер и ер слушаться ер во ер всем ер старших. ер Правители ер же ер должны ер заботиться ер о ер своих ер подданных, ер как ер это ер принято ер в ер семье[47].

В ер более ер поздние ер годы ер сторонником ер патриархальной ер теории ер был ер Р. ер Филмер ер (ХУII ер в.), ер который ер в ер своей ер работе ер «Патриарх» ер доказывал, ер что ер власть ер монарха ер неограниченна, ер поскольку ер исходит ер от ер Адама, ер а ер он, ер в ер свою ер очередь, ер получил ер свою ер власть ер от ер бога. ер Адам ер был ер не ер только ер отцом ер человечества, ер но ер и ер его ер властелином. ер Монархи ер являются ер преемниками ер Адама ер и ер унаследовали ер от ер него ер свою ер власть[48].

В ер России ер последователем ер патриархальной ер теории ер был ер русский ер социолог ер Н. ер Михайловский ер (1842-1904 ер гг.). ер Данная ер теория ер получила ер современное ер звучание ер в ер идее ер государственного ер патернализма, ер т.е. ер принятии ер государством ер на ер себя ер заботы ер о ер своих ер гражданах ер и ер подданных ер в ер случаях ер наступления ер неблагоприятной ер для ер них ер ситуации ер - ер болезни, ер инвалидности, ер безработицы ер и ер др. ер Позитивным ер в ер патриархальной ер теории ер было ер то, ер что ер ее ер сторонники, ер в ер частности ер Н. ер Михайловский, ер призывали ер устранять ер из ер жизни ер все ер безнравственное, ер вредное, ер неразумное ер по ер отношению ер к ер человеку. ер А ер это ер возможно ер лишь ер в ер обществе, ер которое ер построено ер по ер типу ер семейных ер отношений[49].

2.3 Теория общественного договора

Теория ер общественного ер договора ер нередко ер называется ер естественно-правовой ер теорией ер происхождения ер государства ер и ер права. ер Она ер рассматривает ер государство ер как ер результат ер объединения ер людей ер на ер добровольной ер основе ер (договора). ер Отдельные ер положения ер той ер теории ер развивались ер еще ер в ер V-IV ер вв. ер до ер н.э. ер софистами ер Древней ер Греции. ер «Люди, ер собравшиеся ер здесь! ер - ер обращался ер к ер своим ер собеседникам ер один ер из ер них ер - ер Гиппий ер (460 ер - ер 400 ер до ер н.э.). ер - ер Я ер считаю, ер что ер вы ер все ер тут ер родственники, ер свойственники ер и ер сограждане ер - ер по ер природе, ер а ер не ер по ер закону: ер ведь ер подобное ер родственно ер подобному ер по ер природе, ер закон ер же, ер властвуя ер над ер людьми, ер принуждает ер ко ер многому, ер что ер противно ер природе».[50]


Договорная ер теория ер происхождения ер государства ер получила ер широкое ер распространение ер у ер буржуазных ер идеологов, ер обосновавших ер право ер буржуазии ер на ер государственную ер власть ер и ер буржуазную ер революцию. ер Согласно ер этой ер теории ер государство ер возникло ер в ер результате ер договора ер между ер людьми. ер Находясь ер на ер начальных ер стадиях ер истории ер человечества, ер люди ер не ер имели ер государства. ер Не ер было ер и ер сильной ер власти, ер способной ер защитить ер человека ер от ер произвола ер других ер людей, ер что ер приводило ер к ер постоянным ер столкновениям ер бедных ер и ер богатых, ер сильных ер и ер слабых. ер Для ер наведения ер порядка ер и ер создания ер условий, ер гарантирующих ер неприкосновенность ер частной ер собственности, ер чести ер и ер достоинства ер каждого ер человека, ер люди ер заключили ер между ер собой ер договор, ер по ер которому ер часть ер своих ер естественных ер прав ер они ер добровольно ер передают ер государству[51]. ер Как ер орган ер управления ер делами ер общества ер государство ер обязуется ер защищать ер бедных ер и ер слабых, ер охранять ер общество ер от ер нападений ер извне, ер а ер также ер обеспечивать ер соблюдение ер прав ер человека. ер Если ер государство ер выполняет ер свои ер права ер ненадлежащим ер образом, ер - ер что, ер по ер мнению ер буржуазных ер идеологов, ер и ер имело ер место ер в ер условиях ер феодального ер общества ер и ер феодального ер государства, ер - ер то ер народ ер имеет ер право ер на ер смену ер такого ер государства, ер в ер том ер числе ер и ер путем ер вооруженного ер восстания[52].

Основными ер представителями ер договорной ер теории ер (естественного ер права) ер являются: ер Джон ер Локк, ер Томас ер Гоббс, ер Жан ер Жак ер Руссо, ер Александр ер Николаевич ер Радищев ер и ер т.д. ер Вместе ер с ер тем, ер приверженцем ер данной ер теории ер можно ер считать ер и ер Ивана ер Лукьяновича ер Солоневича ер (1891-1953 ер гг.) ер – ер русского ер политического ер мыслителя.

Сторонники ер договорной ер теории ер выступали ер прежде ер всего ер против ер идеи ер божественного ер происхождения ер государства ер и ер права. ер В ер их ер представлении ер власть ер монарха ер производна ер не ер от ер божьего ер провидения, ер а ер от ер самих ер людей. ер Данный ер тезис, ер положенный ер в ер основу ер договорной ер теории ер происхождения ер государства ер и ер права, ер был ер наиболее ер ярко ер и ер обстоятельно ер развит ер П. ер Гольбахом ер (1723-1789) ер в ер его ер работе ер «Священная ер зараза. ер Разоблаченное ер христианство».[53]


Подвергая ер резкой ер критике ер идеи ер божественного ер происхождения ер власти, ер государства ер и ер права, ер приводящие ер к ер губительным ер социальным ер последствиям, ер Гольбах, ер а ер вместе ер с ер ним ер и ер другие ер сторонники ер данной ер теории ер происхождения ер государства ер и ер права ер апеллировали ер вместо ер божественной ер воли ер к ер воле ер народов, ер наций, ер человека[54].

Особое ер внимание ер в ер рассматриваемой ер теории ер уделяется ер проблемам ер общественного ер договора.

Вопросы ер о ер том, ер что ер представляет ер собой ер общественный ер договор, ер каковы ер должны ер быть ер его ер содержание ер и ер назначение, ер равно ер как ер и ер многие ер аналогичные ер им ер вопросы, ер получили ер наиболее ер яркое ер и ер основательное ер освещение ер в ер ряде ер трактатов ер Жан-Жака ер Руссо ер (1712—1778), ер особенно ер в ер его ер знаменитом ер труде ер «Об ер общественном ер договоре».

Основная ер задача, ер которую ер призван ер решать ер общественный ер договор, ер состоит ер в ер том, ер по ер мнению ер Руссо, ер чтобы ер найти ер такую ер форму ер ассоциации, ер которая ер защищает ер и ер ограждает ер всею ер общею ер силою ер личность ер и ер имущество ер каждого ер члена ер ассоциации ер и ер благодаря ер которой ер каждый, ер соединяясь ер со ер всеми, ер подчиняется, ер однако, ер только ер самому ер себе ер и ер остается ер столь ер же ер свободным, ер как ер и ер прежде[55].

Рассматривая ер государство ер как ер продукт ер общественного ер договора, ер происхождение ер разумной ер воли ер народа, ер а ер точнее, ер как ер человеческое ер учреждение ер или ер даже ер изобретение, ер Руссо ер исходил ер из ер того, ер что ер каждый ер человек ер передает ер в ер общее ер достояние ер и ер ставит ер под ер высшее ер руководство ер общей ер воли ер свою ер личность ер и ер все ер свои ер силы. ер В ер результате ер для ер нас ер всех ер каждый ер член ер превращается ер в ер нераздельную ер часть ер целого. ер Это ер коллективное ер целое, ер по ер мнению ер Руссо, ер есть ер не ер что ер иное, ер как ер юридическое ер лицо. ер Раньше ер оно ер именовалось ер «гражданской ер общиною». ер Позднее ер «Республикою ер или ер Политическим ер организмом». ер Члены ер этого ер Политического ер организма ер называют ер его ер «Государством, ер когда ер он ер пассивен, ер Сувереном, ер когда ер он ер активен, ер Державою ер - ер при ер сопоставлении ер его ер с ер ему ер подобными».[56]


Руссо ер выдвигает ер и ер развивает ер идею ер прямого ер народного ер правления. ер Ибо, ер согласно ер общественному ер договору, ер только ер общая ер воля ер может ер управлять ер силами ер государства ер в ер соответствии ер с ер целью ер его ер установления, ер каковая ер есть ер общее ер благо[57].

Народ, ер рассуждал ер мыслитель, ер не ер может ер лишить ер самого ер себя ер неотчуждаемого ер права ер издавать ер законы, ер даже ер если ер бы ер он ер этого ер и ер захотел. ер Законы ер всегда ер есть ер акты ер общей ер воли. ер И ер никто, ер даже ер государь, ер не ер может ер быть ер выше ер их. ер Законами ер являются ер лишь ер такие ер акты, ер которые ер непосредственно ер принимаются ер или ер утверждаются ер путем ер проведения ер референдума ер самим ер народом[58].

Наряду ер с ер исключительным ер правом ер на ер принятие ер законов ер у ер народа ер имеется ер неотчуждаемое ер право ер на ер сопротивление ер тиранам. ер Короли, ер писал ер по ер этому ер поводу ер Руссо, ер всегда ер «хотят ер быть ер неограниченными». ер Хотя ер им ер издавна ер твердили, ер что ер самое ер лучшее ер средство ер стать ер таковыми ер - ер это ер снискать ер любовь ер своих ер подданных, ер однако ер это ер правило ер при ер дворах ер всегда ер вызывало ер и ер будет ер вызывать ер только ер насмешки. ер Власть, ер возникающая ер из ер любви ер подданных, ер несомненно, ер наибольшая. ер Но ер она ер непрочна ер и ер условна. ер Поэтому ер «никогда ер не ер удовлетворяются ер ею ер государи». ер Личный ер интерес ер любых ер повелителей ер состоит ер в ер том, ер чтобы ер народ ер был ер слаб, ер бедствовал ер и ер никогда ер не ер мог ер им ер сопротивляться. ер Конечно, ер замечает ер мыслитель, ер если ер предположить, ер что ер подданные ер всегда ер будут ер оставаться ер совершенно ер покорными, ер го ер государь ер был ер бы ер тогда ер заинтересован ер в ер том, ер чтобы ер народ ер был ер могуществен, ер дабы ер это ер могущество, ер будучи ер его ер собственным, ер сделало ер государя ер грозным ер для ер соседей. ер Но ер так ер как ер интерес ер народа ер имеет ер лишь ер второстепенное ер и ер подчиненное ер значение ер и ер так ер как ер оба ер предположения ер несовместимы, ер то ер естественно, ер что ер государи ер всегда ер предпочитают ер следовать ер тому ер правилу, ер которое ер для ер них ер непосредственно ер выгодно[59].