Файл: Теория происхождения права (Исторические предпосылки возникновения государства и права).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 256
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Исторические предпосылки возникновения государства и права
1.1 Сущность государства и права и предпосылки их возникновения
1.2 Восточный путь возникновения государства и права
1.3 Западный путь возникновения государства и права
Глава 2. Основные теории происхождения государства и права
2.3 Теория общественного договора
Список использованных нормативно-правовых актов и литературы
Сторонники ер договорной ер теории ер происхождения ер государства ер и ер права ер последовательно ер отстаивали ер тезис ер о ер том, ер что ер народ ер обладает ер естественным ер неотчуждаемым ер правом ер не ер только ер на ер создание ер государства ер на ер основе ер общественного ер договора, ер но ер и ер на ер сопротивление ер тиранам, ер на ер его ер защиту[60].
2.4 Теория насилия
Приверженцами ер теории ер насилия ер являются ер Е. ер Дюринг, ер Л. ер Гумплович, ер К. ер Каутский. ер Сторонники ер теории ер насилия ер полагали, ер что ер государство ер возникло ер в ер процессе ер завоевания ер одних ер племен ер (народов) ер другими ер племенами ер (народами). ер Борьба ер племен ер за ер свою ер независимость ер и ер приводит ер к ер возникновению ер специального ер органа, ер как ер у ер слабых ер племен, ер так ер и ер у ер сильных. ер Слабые ер племена ер видят ер в ер государстве ер одно ер из ер основных ер средств ер объединения ер сил, ер способных ер противостоять ер посягательствам ер других, ер более ер сильных ер племен. ер Государство ер необходимо ер и ер сильным ер племенам ер как ер орган ер управления, ер насилия ер над ер побежденными ер племенами ер и ер обеспечения ер их ер подчинения ер законам ер и ер установлениям ер победителей[61]. ер По ер мнению ер некоторых ер авторов, ер содержательное ер ядро ер данной ер концепции, ер получившее ер наиболее ер полное ер выражение ер в ер работах ер Л. ер Гумпловича, ер связано ер с ер анализом ер конфликтных ер отношений ер между ер кочевниками ер и ер оседлыми. ер Кочевники ер активно ер нападают ер на ер оседлых ер земледельцев ер и ер захватывают ер их ер территории. ер В ер результате ер возникает ер настоятельная ер потребность ер в ер государстве ер для ер удержания ер территории ер и ер проживающих ер на ер ней ер народов ер в ер подчинении. ер В ер подобном ер прямом ер насилии, ер по ер мнению ер Л. ер Гумпловича, ер формируется ер природа ер государственной ер власти. ер Из ер победившего ер племени ер формируется ер господствующий ер класс, ер проигравшие ер - ер образуют ер класс ер подчиненных, ер эксплуатируемых[62].
Однако ер некоторые ер авторы ер считают, ер что ер список ер сторонников ер данной ер теории ер уместно ер продолжить ер именем ер Юлиуса ер Эволы ер – ер крупнейшего ер итальянского ер мыслителя, ер который ер исследовал ер проблему ер расы ер с ер точки ер зрения ер философии ер традиционализма. ер Он ер указывал ер на ер опасность ер чисто ер биологического ер подхода ер к ер расизму, ер выдвигая ер на ер первый ер план ер так ер называемые ер расы ер души ер и ер расы ер духа. ер «Раса ер – ер это ер глубинная ер сила, ер которая ер проявляется ер как ер в ер физическом ер плане ер (раса ер физическая), ер так ер и ер в ер духовном ер (внутренняя, ер духовная ер раса). ер В ер широком ер смысле ер слова, ер чистота ер расы ер имеет ер место, ер когда ер наблюдается ер совпадение ер этих ер двух ер факторов, ер то ер есть ер когда ер физическая ер раса ер соответствует ер духовной, ер или ер внутренней ер расе, ер и ер способна ер служить ер ей, ер являясь ер наиболее ер адекватным ер ее ер выражением».[63]
Таким ер образом, ер представители ер теории ер насилия ер полагали, ер что ер государство ер и ер право ер возникло ер в ер результате ер завоевания ер одного ер народа ер другим ер и ер несут ер в ер себе ер цель ер держать ер в ер подчинении ер покоренный ер народ. ер Государство ер и ер право ер выступает ер орудием ер подавления ер и ер угнетения ер и ер не ер содержит ер в ер себе ер социальной ер справедливости. ер Рассматривая ер эту ер теорию ер необходимо ер признать ер историческое ер существование ер таких ер государств. ер Наиболее ер яркий ер пример ер – ер Германия ер 1933-1945 ер гг., ер но, ер несмотря ер на ер это, ер мы ер можем ер с ер уверенностью ер сказать, ер что ер обратных ер примеров ер больше. ер Идея ер расизма, ер как ер радикального ер воплощения ер теории ер насилия, ер может ер существовать ер на ер начальном ер этапе ер завоевания, ер но ер со ер временем ер победители ер неизбежно ер ассимилируют ер побежденных ер или ер ассимилируются ер с ер ними. ер Если ер этого ер не ер происходит, ер то ер государство ер гибнет. ер Мы ер это ер можем ер наблюдать ер на ер примере ер распада ер колониальных ер систем.
2.5 Материалистическая теория
Представителями ер материалистической ер теории ер происхождения ер государства ер и ер права ер являются ер К. ер Маркс, ер Ф. ер Энгельс. ер Согласно ер этой ер теории ер государственная ер организация ер приходит ер на ер смену ер родоплеменной ер организации. ер Право ер - ер на ер смену ер обычаям. ер И ер происходит ер это ер не ер в ер силу ер изменения ер общественных ер нравов, ер религиозных ер воззрений ер и ер взглядов, ер а ер в ер силу ер коренных ер изменений ер в ер экономической ер сфере ер и ер в ер самом ер первобытном ер обществе. ер «Родовой ер строй, ер - ер писал ер Ф. ер Энгельс ер в ер работе ер «Происхождение ер семьи, ер частной ер собственности ер и ер государства», ер — ер отжил ер свой ер век. ер Он ер был ер взорван ер разделением ер труда ер и ер его ер последствием ер расколом ер общества ер на ер классы. ер Он ер был ер заменен ер государством. ер Государственные ер органы ер и ер организации ер частично ер появились ер в ер результате ер преобразования ер органов ер и ер организаций, ер сложившихся ер в ер рамках ер первобытно-общинного ер строя, ер частично ер — ер путем ер полного ер вытеснения ер последних.[64]
Материалистическая ер теория ер происхождения ер государства ер истоки ер государства ер видела ер в ер развитии ер экономических ер материальных ер отношений ер общества, ер приведших ер к ер расслоению ер общества ер на ер бедных ер и ер богатых, ер рабов ер и ер рабовладельцев[65]. ер Противоречия ер между ер этими ер слоями ер общества ер оказались ер настолько ер стойкими ер и ер несовместимыми, ер что ер общество ер в ер поисках ер органа, ер способного ер обеспечить ер в ер таком ер обществе ер порядок ер и ер умерить ер классовые ер столкновения, ер создает ер специальный ер орган ер принуждения, ер охраны ер порядка ер – ер государство[66]. ер Этот ер орган, ер призванный ер обеспечивать ер и ер охранять ер порядок ер в ер обществе, ер со ер временем ер превратился ер в ер орган ер политического ер господства ер экономически ер господствующего ер класса. ер В ер условиях ер рабовладения ер государство ер охраняло ер и ер защищало ер интересы ер рабовладельцев, ер в ер федеральном ер обществе ер - ер феодалов, ер а ер в ер буржуазном ер - ер буржуазию. ер Логика ер развития ер общества ер и ер государства ер неизбежно ер приведет ер к ер новому ер социальному ер строю ер – ер коммунизму, ер а ер орудием ер его ер построения ер будет ер выступать ер государство, ер выражающее ер политическую ер волю ер и ер власть ер рабочего ер класса ер и ер трудящихся.
К. ер Маркс ер и ер Ф. ер Энгельс ер обращали ер внимание ер на ер такие ер факты, ер как ер общественное ер разделение ер труда, ер оказавшее ер большое ер влияние ер на ер возникновение ер государства ер и ер права, ер на ер рождение ер профессий ер политиков ер и ер юристов. ер Они ер видели ер воздействие ер на ер становление ер и ер развитие ер государства ер и ер права ер индивидуальной ер борьбы ер за ер отдельное ер существование, ер происходящей ер во ер всяком ер классово ер антагонистическом ер обществе. ер Эта ер борьба ер отличается ер универсальным ер характером ер как ер в ер смысле ер его ер участников ер (человека, ер общности ер людей ер - ер племен, ер народностей, ер наций, ер классов, ер государства ер и ер т. ер п.) ер и ер объектов ер (интересы ер во ер всех ер областях ер жизни), ер так ер и ер в ер смысле ер пространственных ер рамок ер (в ер городе ер и ер деревне, ер на ер региональной ер и ер международной ер аренах). ер В ер процессе ер возникновения ер появляются ер вначале ер один, ер затем ер другие, ер наконец ер - ер третьи ер компоненты ер государства ер и ер права. ер Развивая ер эту ер теорию, ер Ленин ер писал: ер «Государство ер - ер есть ер продукт ер и ер проявление ер непримиримости ер классовых ер противоречий»[67]. ер И ер только ер тогда, ер когда ер существуют ер такие ер устойчивые ер противоречия, ер появляются ер государства. ер По ер этой ер причине ер долгое ер время ер советская ер историография ер относила ер государство ер Месопотамии ер в ер лучшем ер случае ер к ер «военной ер демократии», ер хотя ер демократии ер там ер не ер было ер и ер в ер помине. ер Не ер получило ер признания ер и ер государство ер скифов. ер Между ер тем ер государственность ер языческих ер славян, ер безусловно, ер признавалась. ер Это ер была ер первая ер ошибка ер Ленина[68]. ер Вторая ер ошибка ер - ер что ер все ер государства ер Древнего ер мира ер должны ер были ер быть ер безоговорочно ер рабовладельческими. ер Однако ер Ф. ер Энгельс ер допускал ер и ер иной ер подход ер к ер объяснению ер появления ер древнейшего ер государства[69]. ер Отсюда ер следует, ер что ер возникновение ер государства ер и ер права ер все ер же ер было ер связано, ер в ер разные ер эпохи ер по-разному, ер с ер необходимостью ер осуществления ер общих ер интересов ер населения.[70]
Заслугой ер марксизма ер являются ер постулаты ер о ер том, ер что ер право ер - ер это ер необходимый ер инструмент ер обеспечения ер экономической ер свободы ер индивида, ер являющийся ер “беспристрастным” ер регулятором ер отношений ер производства ер и ер потребления. ер Его ер нравственные ер основы ер в ер цивилизованном ер мире ер учитывают ер и ер реализуют ер объективные ер потребности ер общественного ер развития ер в ер рамках ер дозволенного ер и ер запрещенного ер поведения ер участников ер общественных ер отношений.
2.6 Органическая теория
Представления ер о ер государстве ер как ер своеобразном ер подобии ер человеческого ер организма ер были ер сформулированы ер первоначально ер ещё ер древнегреческими ер мыслителями. ер Платон, ер например, ер сравнивал ер структуру ер и ер функции ер государства ер со ер способностью ер и ер сторонами ер человеческой ер души. ер Аристотель ер считал, ер что ер государство ер во ер многих ер отношениях ер напоминает ер живой ер человеческий ер организм, ер и ер на ер этом ер основании ер отрицал ер возможность ер существования ер человека ер как ер существа ер изолированного. ер Образно ер свои ер взгляды ер он ер аргументировал ер следующим ер сравнением: ер как ер руки ер и ер ноги, ер отнятые ер от ер человеческого ер тела, ер не ер могут ер самостоятельно ер функционировать, ер так ер и ер человек ер не ер может ер существовать ер без ер государства[71].
Органическая ер теория ер в ер окончательном ер виде ер была ер сформирована ер в ер XIX ер в. ер Ее ер представители ер - ер английский ер социолог ер Спенсер, ер швейцарский ер юрист ер Блюнгли, ер французский ер социолог ер Вормс ер предприняли ер попытку ер биологизации ер общества, ер государства ер и ер права. ер Законы ер развития ер живых ер существ ер эти ер авторы ер механически ер переносили ер на ер государство ер и ер право. ер Государство, ер по ер их ер мнению, ер есть ер произведение ер сил ер природы[72]. ер Оно ер появляется ер вместе ер с ер людьми ер и ер само ер подобно ер человеческому ер организму, ер отдельные ер части ер которого ер соответствуют ер частям ер государства ер (голова ер - ер правительству, ер руки ер - ер армии, ер полиции ер и ер т.д.). ер Государственную ер власть ер представители ер органической ер теории ер рассматривают ер как ер выражение ер господства ер целого ер над ер составляющими ер его ер частями ер (по ер аналогии ер с ер живыми ер организмами, ер у ер которых ер все ер части ер подчинены ер благу ер целого)[73]. ер Современные ер преверженцы ер органической ер теории, ер уподобляя ер государство ер многоклеточному ер организму, ер уверяют, ер что ер оно ер возникло ер и ер развивается ер по ер законам, ер аналогичным ер тем, ер которые ер открыты ер биологией[74]. ер Например, ер американец ер Ли ер Гарднер, ер перечисляя ер различные ер свойства ер клеток ер живого ер организма, ер пришел ер к ер выводу, ер что ер такого ер же ер рода ер специализация ер человеческого ер общества ер находит ер свое ер выражение ер в ер существовании ер различных ер отраслей ер промышленности, ер профессий ер и ер органов ер государственного ер управления. ер Как ер и ер клетки ер живого ер организма, ер все ер граждане ер государства ер имеют ер «общий ер язык»[75]. ер В ер настоящее ер время ер органическая ер теория, ер хотя ер и ер не ер пользуется ер прежней ер популярностью, ер но, ер однако, ер имеет ер до ер сих ер пор ер хождение ер на ер Западе.
2.7 Психологическая теория
Психологическая ер теория ер происхождения ер государства ер и ер права ер возникла ер в ер середине ер XIX ер века. ер Широкое ер распространение ер получила ер в ер конце ер XIX ер первой ер половине ер XX ер века. ер Ее ер сторонники ер определяют ер общество ер и ер государство ер как ер сумму ер психических ер взаимодействий ер людей ер и ер их ер различных ер объединений. ер Ряд ер буржуазных ер ученых ер обосновали ер происхождение ер государства ер и ер права ер особыми ер свойствами ер человеческой ер психики. ер Суть ер данной ер теории ер состоит ер в ер утверждении ер психологической ер потребности ер человека ер жить ер в ер рамках ер организованного ер сообщества, ер а ер также ер в ер чувстве ер необходимости ер коллективного ер взаимодействия. ер Говоря ер о ер естественных ер потребностях ер общества ер в ер определенной ер организации, ер представители ер психологической ер теории ер считают, ер что ер общество ер и ер государство ер есть ер следствие ер психологических ер закономерностей ер развития ер человека. ер Психологическая ер теория ер государства ер и ер права ер рассматривала ер народ ер как ер пассивную ер инертную ер массу, ер ищущую ер подчинения[76].
Наиболее ер крупными ер представителями ер данной ер теории ер являются ер русский ер государствовед ер и ер правовед ер Л. ер Петражитский, ер русский ер государствовед ер Н.М. ер Коркунов.
Так, ер Н.М. ер Коркунов ер возводил ер государство ер и ер право ер к ер так ер называемому ер «психологическому ер единению ер людей», ер «коллективному ер сознанию», ер к ер необходимости ер разграничения ер интересов. ер Государство ер возникает, ер по ер мнению ер Коркунова, ер в ер результате ер осознания ер массой ер своей ер зависимости ер от ер власти, ер т.е. ер вследствие ер чисто ер психологической ер причины[77].
В ер своих ер работах ер по ер теории ер государства ер и ер права ер Петражицкий ер подразделяет ер право ер на ер автономное ер (или ер интуитивное) ер и ер на ер позитивное ер (гетерономное). ер Автономное ер право ер образует ер переживания, ер исполняющиеся ер по ер зову ер внутреннего ер “голоса” ер совести. ер Позитивное ер правовое ер представление ер имеет ер место ер тогда, ер когда ер оно ер основано ер на ер чужом ер авторитете, ер на ер внешнем ер нормативном ер акте.