Файл: Понятие системы права и ее структурные характеристики (Понятие системы права. Система права и правовая система).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методы правового регулирования подразделяются на императивные и диспозитивные.[12]

Императивный метод – это способ властного воздействия на участника общественных отношений, урегулированных нормами права.

Императивный (властный,авторитарный) метод основан:

1) на подчиненности субъектов общественных отношений;

2) содержит точные предписания о поведении, действиях субъектов, как правило, не предоставляет возможности выбора варианта поведения;

3) содержит карательные (штрафные) санкции.

Примером может служить административное или уголовное право. Диспозитивный метод – это способ регулирования отношений между участниками, являющимися равноправными сторонами.

Диспозитивный (автономный) метод предполагает:

1) равенство субъектов;

2) возможность выбора варианта поведения или действий в пределах нормы права;

3) санкции право-восстановительного характера.

Этот метод присущ гражданскому, семейному праву.

Он предоставляет им возможность выбирать форму своих взаимоотношений, урегулированных нормами права.

Этот метод включает в себя три способа регулирования:

а) дозволение совершить известные действия, имеющие правовой характер; б) предоставление определенных прав;

в) предоставление лицам, участвующим в определенных взаимоотношениях, право выбирать вариант своего поведения.

Целесообразно заметить, что недопустимо противопоставление предмета правового регулирования его методу и, наоборот, метода правового регулирования его предмету. Метод определяется предметом и потому представляет собой не что иное, как юридическое выражение его (предмета) особенностей.

Регулятивные способности права, разумеется, ограничены общими законами социального развития, прежде всего принципами обмена как основы современного общества, закрепленными в правовых началах свободы и равенства.[13]

2.3. Публичное и частное право

Широко известно деление права на две отрасли - публичное и частное.

Идея разделения права на отрасли зародилась в Древнем Риме. Римские юристы утверждали, что публичное право как выражение "общественного интереса" стоит выше частного ("частные соглашения не должны изменять публичного права"). Но публичное право классического и постклассического периода было менее разработанным, чем частное право.

Римский юрист Ульпиан (II–III вв.) считал, что публичное право охраняет общие интересы государства, а частное – интересы отдельных лиц.[14]


Публичное право (jis publicum) - та часть системы действующего права, нормы которого направлены на защиту общего блага, государственного интереса, связаны с полномочиями и организационно-властной деятельностью государства, с выполнением общественных целей и задач в отличие от частного права (лат. - jis privatum). Оно защищает частный интерес отдельной личности, коллективов людей, регулирует отношения граждан, их объединений, предприятий, фирм, кооперативов и других хозяйственных подразделений, обеспечивает свободную самореализацию гражданина, право частной собственности и частного предпринимательства и основано на договоре между равноправными сторонами.[15]

Частное право, в свою очередь,  связано с возникновением и развитием частной собственности. Его образуют нормы, которые охраняют и регулируют отношения частных собственников в процессе производства и обмена. Это область децентрализованного регулирования общественных отношений.

Частное право включает в себя отрасли:

  • гражданского права;
  • предпринимательского права;
  • семейного права;
  • трудового права;
  • земельного права;
  • международного частного права.

Система публичного права:

  • конституционное право;
  • административное право;
  • финансовое право;
  • уголовное право;
  • экологическое право;
  • уголовно-процессуальное право;
  • гражданско-процессуальное право;
  • международное публичное право.

Таким образом, разделение права на публично и частное состоит в том, что установлены пределы области права вмешательства государства в интересы граждан.

Публичное право регулирует отношения государства, его органов с гражданами, общественными объединениями, хозяйствующими структурами, отношения между государственными органами.[16]

В настоящее время для разделения права на частное и публичное используется критерий, разработанный еще древнеримским юристом Ульпианом.

Для публичного права характерны следующие черты:

1) императивность норм;

2) ориентация на удовлетворение публичных, общественных интересов;

3) иерархические отношения субъектов публичных отношений;

4) одностороннее волеизъявление субъектов;

5) широкая сфера усмотрения государственных органов и должностных лиц;

6) санкции преимущественно штрафного (карательного) характера;

7) большая степень централизованного урегулирования.

Частному праву свойственны следующие отличительные черты:


1) равенство субъектов правоотношений;

2) диспозитивное содержание правового регулирования;

3) свободное волеизъявление субъектов при реализации своих прав;

4) ориентация на удовлетворение личных или корпоративных интересов;

5) самоответственность по своим обязательствам и действиям;

6) правовосстановительные санкции;

7) децентрализованность, так как субъекты могут своей волей определить условия собственного поведения (например, брачный договор в семейном праве, договор подряда в гражданском праве, условия авторского договора и т. д.).

Хочется отметить, что не во всех странах право разделяется на публичное и частное. Так, например, в Англии право делится на:

  • общее право;
  • право справедливости;
  • статусное право.

Отношения, регулируемые публичным и частным правом, как и все общественные отношения в целом, находились и продолжают находиться в постоянной динамике. Отдельные сферы жизнедеятельности людей, относящиеся в настоящее время к публичному праву, ранее могли регулироваться частным правом и наоборот.

Граница между ними в достаточной степени условна. Она определяется экономическими, политическими и иными потребностями общества на конкретном этапе его развития.[17]

3. Общая характеристика отраслей права Российской Федерации

Под системой права понимается ее внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности действующих в стране правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные структурные элементы. (Правовая норма - институт права - подотрасль права - отрасль права.)

Отрасль права - эта систематизированная совокупность основных норм, образующих самостоятельную часть системы права, которые регулируют качественно своеобразный вид общественных отношений своим специфическим методом. Критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования выступает основным критерием деления права на отрасли. Он представляет собой качественно определенный вид общественных отношений, на который направлено воздействие данной отрасли права (например, сфера управленческих отношений в административном праве).


Метод правового регулирования - это дополнительный критерий, который представляет собой сочетание юридических средств и приемов, осуществляющих воздействие права на поведение людей, общественные отношения.[18]

Для урегулирования общественных отношений используются, главным образом, два метода: диспозитивный и императивный. Используя эти два критерия, право подразделяется на следующие отрасли: государственное, административное, уголовное, гражданское, уголовно-процессуальное и другие.

Отрасль права может включать в себя подотрасли.

Подотрасль права - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения определенного вида, которые составляют часть предмета правового регулирования отрасли права. Иными словами, это группа родственных институтов права в составе определенной отрасли права. Например, авторское и патентное право в гражданском праве. Внутри отраслей имеются правовые институты.

Правовой институт - это группа норм права, которые регулируют близкие по своему характеру и содержанию общественные отношения, отличающиеся существенными особенностями. Например: институты права собственности в гражданском праве; в уголовном праве - институты необходимой обороны и крайней необходимости.

Выделяются следующие виды правовых институтов:

а) внутриотраслевые - состоят из норм одной отрасли права;

б) межотраслевые - состоят из норм двух и более отраслей (институты опеки и попечительства; собственности);

в) простой институт;

г) сложный институт, или комплексный (институт поставки - включает в себя институты штрафа, неустойки, ответственности);

д) регулятивные;

е) охранительные;

ж) учредительные

Отрасли права Российской Федерации могут быть подразделены на три основных звена:

1. Профилирующие, базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы;[19] базовая отрасль всей системы – конституционное право; материальные отрасли –гражданское, административное; уголовное право, соответствующие им три процессуальные отрасли. Именно здесь, в этой группе сконцентрированы главные, первичные с правовой стороны юридические средства регулирования.

2. Специальный отрасли, где правовые режимы модифицированы, приспособлены к особым сферам жизни общества: трудовое право, земельное право, финансовое право, право социального обеспечения, семейное право, право социального обеспечения , семейное право, исправительно-трудовое право.


3. Комплексные отрасли, для которых характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей: хозяйственное право, сельскохозяйственное право, природоохранительное право, торговое, право, прокурорского надзора, морское право.

Заключение

Из изложенного в курсовой работе можно сделать вывод о следующем:

Система права - это внутренняя структура права , состоящая из взаимосвязанных норм, институтов и отраслей права.

Она обладает своими чертами:

- ее первичным элементом выступают нормы права;
- ее элементы не противоречивы, внутренне согласованы, взаимосвязаны, что придает ей целостность и единство;

- она обусловлена социально-экономическими, политическими, религиозными, культурными, историческими факторами;

- имеет объективный характер.

Понятие «системы права» не следует сравнивать с понятием «правовая система». Последнее шире по своему объему и включает в себя, помимо системы права, юридическую практику и господствующую правовую идеологию. Таким образом правовая система и система права соотносятся как целое и часть.

Для деления норм права на отрасли используют 2 критерия:

предмет и метод правового регулирования.

Простыми словами говоря, предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, а метод - как регулирует.

Отрасль права - это совокупность юридических норм, регулирующих определенный род (сферу) общественных отношений. Отрасль наиболее крупное подразделение системы права.

Институт права - это совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений. Если отрасль регулирует род общественных отношений, то институт - лишь их вид.

Система права имеет большое значение при систематизации юридических норм т. к. результатом этого является своды, кодексы, сборники нормативных актов. В случае выявления в правоприменительной практике пробела в законодательстве, применяются аналогия закона (применение к не урегулированному в конкретной норме отношению нормы закона, регламентирующей сходные отношения) и аналогия права (применение к не урегулированному в конкретной норме спорному отношению при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения).

Список используемой литературы

Нормативно-правовые акты