Файл: Понятия и признаки государства (Понятие государства с позиции теории государства и права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 240

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Тема курсовой работы носит достаточно актуальный характер. Это обусловлено несколькими факторами, во-первых, государство является одним из основных субъектов политической власти. Во-вторых, первые государства образовались тысячелетия назад. По мере формирования обобщенных представлений об обществе государство, а также различные формы его существования становятся важнейшими объектами научного познания.

История государства неотделима от истории общества, вместе с обществом она проходит долгий исторический путь. Всесторонне раскрыть понятие, сущность, свойства и признаки государства - задача чрезвычайно трудная. Решить его можно только при изучении государства исторически, в различных ее связях с экономикой, социально-политическим и духовной жизнью общества, максимально используя при этом научные достижения прошлого и современности.

Многие правовые явления затруднительно понять и применять без государства и его институтов. Этим объясняется необходимость познать сущность государства, т.е. выявить основу его функционирования и развития, его социальной ценности и назначения, понять государство в единстве всех его многообразных и противоречивых свойств, сторон, форм бытия как самостоятельного института.

Поскольку государство охватывает или непосредственно затрагивает многие сферы человеческого бытия, его изучают различные научные дисциплины: социальная философия, история, социология, экономическая теория, политология, социальная психология и т. д. Оно является одним из главных объектов исследования и для наук юридических. В первую очередь это относится к общей теории государства и права, для которой свойственен интерес к государству как к целостному системному политико-правовому образованию.

Большинство иных наук юридического цикла хотя и не изучают государство как политико-правовую организацию в целом, однако исследуют отдельные стороны его деятельности, нуждающиеся в правовом регулировании.

В рамках подавляющего большинства современных теорий государство рассматривается как специализированный централизованный институт управления обществом, обладающий узаконенным правом на применение насилия.

Сущность любого явления есть главное, основное, определяющее в этом явлении; это совокупность внутренних характерных черт и свойств, без которых явление теряет свою суть, своеобразие. Социальная сущность всего того, что порождено человечеством, заключается в его роли, назначении в обществе. Отсюда следует, что сущностью государства является его роль, назначение в обществе. Раскрыть сущность государства, значит, выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства, чьи интересы оно выражает. 


Актуальность рассматриваемой проблемы обусловила цель представленной работы – рассмотреть понятие и признаки государства.

Задачи работы:

  • рассмотреть понятие государства;
  • дать характеристику основных и вспомогательных признаков государства;

Объект курсовой работы – государство как сложнейший комплекс элементов, структур и институтов организации народа и общества.

Предмет исследования – понятие и признаки государства.

Теоретической основой исследования являются труды таких авторов как В.Н. Казаков, С.В. Бошно, И.Р. Иванов, А.Б. Демидов, В.Н. Кручинин, Л.Е. Попова, Н.В. Путило и др.

При написании курсовой работы использовались следующие методы: метод анализа научной литературы, анализ нормативно-правовой документации по рассматриваемой проблеме, сравнение, синтез.

При подготовке курсовой работы были использованы нормативные правовые акты, монографии и научные статьи по тематике исследования, авторефераты и рукописи диссертаций, учебники и учебные пособия, а также интернет источники.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА С ПОЗИЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Античные философы рассматривали государство как некую организацию порядка в обществе, видя в этом ее суть и основное назначение. Эта идея нашла многих последователей и в дальнейшем.

В буржуазную эпоху распространилось определение государства как совокупности (союза) людей, территории и власти. Одни отождествляли государство со страной, другие - с обществом, третьи - с кругом лиц, осуществляющих власть. Некоторые связывали понятие государства с психической связью между людьми. В. И. Ленин писал: «Государство - это машина для поддержания господства одного класса над другим»[1].

Все эти подходы отражают лишь отдельные стороны функционирования государства - как средства утверждения порядка в обществе или инструмента подавления; как определенной территории и населения; как совокупности определенных связей между людьми. Однако это лишь отдельные, хотя и очень важные аспекты существования государства. Ее сущностью является наличие специфической государственной власти, которая носит публичный политический характер.


Существуют различные концепции государства. Каждая из них по-разному подходит к определению понятия государства, по-разному раскрывает ее сущность. Но при этом сущность государства всегда раскрывается через понятие публичной политической власти. Сущность каждого конкретного государства определяется тем, кому принадлежит государственная публичная власть и в интересах она осуществляется.

Кроме классовых аспектов сущности государства, нельзя отбрасывать полностью, необходимо рассматривать ее общесоциальные характеристики. Государство оказывается не только машиной, орудием, механизмом принуждения и насилия, но и большой социальной и культурной ценностью, и сущность ее не сводится только к классовой природы, поэтому что она на каждом этапе своего развития выполняла и общесоциальные функции[2].

В рамках курсовой работы, относящейся к обрасти теории государства и права, нас будут интересовать юридические взгляды на государство, которые представлены не только разными правовыми науками, но и различными направлениями в пределах каждой из них, постольку в дальнейшем остановимся на характеристике научных подходов в познании государства в рамках юридического направления.

Обобщая имеющиеся подходы, Р.Л. Иванов приводит в своей работе перечень основных подходов к определению понятия «государство»:

«1. Генетический, целью которого является познание причин возникновения и развития государства, закономерных этапов его эволюции. Это направление представлено различными теориями происхождения государства - договорной, классовой, диалектико-материалистической, теорией насилия и т. д.

2. Функциональный, цель которого состоит в изучении основных направлений деятельности, осуществляемой государством в пределах собственной территории и на международной арене.

3. Институциональный, направленный на выяснение внутреннего строения государства и характеристику государственных институтов, обеспечивающих его существование и функционирование (государственного аппарата и отдельных его звеньев, иных субъектов внутригосударственной политической системы, а также межгосударственных объединений).

4. Субстанциональный, исследующий социальную основу государства, его субстрат и направленный на выявление его сущности»[3].

Как справедливо отмечает автор, «любая самостоятельная правовая научная концепция государства, претендующая на обобщающую роль, так или иначе их использует. И не следует забывать, что каждая из этих концепций самостоятельна и оригинальна лишь постольку, поскольку её мировоззренческая основа, методология и выводы, полученные в ходе достижения поставленных в процессе исследования государства целей, отличаются от аналогичных характеристик иных таких же теорий. В большинстве случаев полное несовпадение научных взглядов по этим аспектам отсутствует, что объясняется не только общностью объекта изучения, но и сходством его эмпирического восприятия исследователями. В результате различные концепции государства не только отличаются друг от друга, но и могут совпадать по ряду указанных показателей»[4]


С позиции теории государства и права государство – это правовая форма организации народа и общества. Право - средство регулирования и ограничения государственной власти.

Государство, как и право, берет свое начало в человеке, как и право, она создавалась в процессе взаимодействия, коммуникации людей. В своем становлении и развитии они прошли чрезвычайно длительный и сложный исторический путь. На этом пути направления их движения как пересекались, так и резко расходились. Иначе говоря, государство и право, хотя и имели общий источник происхождения, никогда (даже в условиях одновекторной направленности их движения) не являлись единственными по своей сути, как иногда считается в постсоветском общетеоретическом правоведении.

Их отношения всегда были не просто сложными, но и противоречивыми. В наше время трудно представить людей, которые проживали на приспособленной к жизни территории, не находится под юрисдикцией того или иного государства, то есть без возможности государственных органов выполнять на этих территориях управленческие, правоохранительные и другие функции. Между тем история развития человечества свидетельствует о том, что с момента появления homo sapiens и до возникновения первых известных государств прошли­ сотни тысяч лет. По сравнению с этим отрезком времени в современном государственно-организованном обществе люди проживают сравнительно небольшой период. Движение первичного общества к государственной организации был достаточно длительным: люди на значительных частях заселенных земель могли тысячелетиями не знать, что такое государственная организация; на других территориях при разных условиях тысячелетия назад возникали, а затем исчезали одни государства, на их местах образовывались другие. И по сей день процесс возникновения новых государств не прекращается, как и не прекращается дискуссия о причинах их образования, сущности и назначения.

Что же побудило людей объединяться под властью государства, ради чего они соглашались на другую организацию власти в своем сообществе, чем та, которая уже существовала? Ответ на эти и другие вопросы следует искать в процессах постепенного развития, усложнение социальной организации первобытного общества и в тех социальных регуляторах, которые в порядок общественные отношения и совершенствовались вместе с ними.

Можно предположить, что нормы и институты регулирования родоплеменной организации общества в определенный исторический период переставали решать проблемы, которые неизбежно возникали в процессе эволюции человека. К таким проблемам следует отнести: собственный защиту; защиту территории своего проживания; необходимость обеспечения безопасности торговых отношений; поддержание порядка в отношениях между членами рода; защиту своей собственности и тому подобное.


И как в те времена, потребность правового регулирования ценностей, которые сформировались в обществе, регулирование отношений между людьми привела к возникновению соответствующих социальных и правовых норм, так и в более поздние времена необходимость безопасного, стабильного, прогнозируемого существования человека, обеспечения растущих потребностей и интересов способствовало созданию новых форм властвования, управления, защиты общественных отношений, которые воспринимались людьми как полезные, желательны, справедливые и правовые. Этой новой формой становилась государство, возникала на базе существующих социальных регуляторов, как служебная организация для обеспечения потребности человека в стабильном, безопасном развитии, в частности, благодаря контролю за соблюдением сформулированных государством правовых норм. В таком контексте возникновения как права, так и государства становилось результатом практической реализации потребностей и интересов людей в процессе их совместной деятельности.

Но причины возникновения государства и права, вопреки распространенному в предыдущие годы позиции хотя и связаны с потребностями и интересами человека, однако они не являются идентичными. Эти причины не совпадают как во временном, так и в содержательном измерениях.

Возникновению государства всегда предшествовало возникновение права, с прекращением существования государств право не исчезало, а продолжало существовать как один из социальных регуляторов отношений между людьми, сохраняя свои свойства в процессе формирования и функционирования следующих государственных образований и даже существуя параллельно с ними. Это свидетельствует также о еще одно отличие между этими явлениями - государство может развиваться, как эволюционным, так и революционным путем, право преимущественно развивается эволюционным путем, революции решающего влияния на право нет.

Как известно, проблема понимания сущности и содержания является одной из ключевого в общем социологического знания начиная от конкретно научных исследований в области археологии, культурологии, политологии, правоведения и вплоть до социально философских и общефилософских работ Понятие государства оказывается ключевым при рассмотрении социально-экономический, социокультурных, политико правовых, национально демографических и др. основ общества. Несмотря на очень большие и разнообразные пласты исследований в данной гносеологической области, до сих пор проблема государства остается не разрешенной в научно философском знании, что в частности, влечет за собой разнообразие практических решений государственного уровня, ведущих как к достижению баланса общественной жизни, так и к мощным конфликтам в ряде сфер общественной жизни[5].