Файл: Понятия и признаки государства (Понятие государства с позиции теории государства и права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 247

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Суммируя такие закономерности, возможно указать на основные из них:

  • понимание государственности как последовательности, объеди­няющей возникновение и становление государственно-правовых инсти­тутов общества;
  • объективность процессов формирования начал государственности, вызванных усложнением управления общественными механизмами;
  • исторически длительная протяженность данных процессов, при­водящих в конечном итоге к появлению государства и его юридического оформления;
  • несовпадение причин, сроков и способов возникновения госу­дарства и права различных народов и в различных регионах мира;
  • определенная подготовленность создания более высоких форм организации общества его предгосударственным состоянием в условиях потестарной власти, опиравшейся на личный авторитет и силу предво­дителя и использовавшей нормативную систему с элементами предправа;
  • складывание первичного права государства в основном путем перерастания обычаев догосударственно организованного общества в нормы обычного права посредством придания им со стороны государст­венных институтов общеобязательной силы.

Вторая глава работы посвящена анализу основных и вспомогательных признаков государства.

Основными признаками существования любого государства в настоящее время считаются: 1. Территориальная организация населения. 2. Собственно население государства, субъектная составляющая данного феномена, без которой территория превращается в пустое содержание. 3. Публичная (государственная) власть. 4. Налоговая система для содержания госаппарата. 5. Государственный суверенитет. 6. Неразрывная связь государства и права[18].

Кроме того, существуют и более подробные, расширительные подходы к рассмотрению признаков государства. В том числе, расширение важных признаков государства характерно для его развитых форм в условиях XX-XXI вв. Сюда мы можем отнести следующие признаки:

1. Территория, объединяющая государство и отделенная от других обществ государственной границей.

2. Население данной территории (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению; в процессе становления первых государств территориальное деление населения, начавшееся в процессе общественного разделения труда, превращается в административно-территориальное; на этом фоне возникает новый общественный институт - подданство или гражданство).


3. Государственный язык - как язык межнационального общения, субъектная и информационная основа осуществления всех общественных, в том числе, политико-правовых, отношений в государстве.

4. Публичная власть, выделенная из общества и не совпадающая с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения).

5. Наличие собственности в широких государственных масштабах, в разных формах, главные из которых - частная и общественная (собственность как потенциальная и движущая сила, как ресурс, государственная казна и т.п.)

6. Система налогов, податей, займов (выступает основной доходной частью бюджета любого государства, необходима для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью).

7. Право, как свод законов, по которым живет государство (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.).

8. Наличие политического руководства (госаппарата управления): президент (правительство), парламент, суд и др. Наличие принципа разделения властей по их государствообразующим функциям.

9. Монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения).

10. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти).

11. Монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну).

12. Суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях). В обществе власть может существовать в разных видах: партийная, семейная, религиозная и т.п. Однако властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство, которое осуществляет свою высшую власть в пределах собственных границ. При этом имеет место верховенство государственной власти. Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы, то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять, то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы. Понятие «суверенитет» имеет для государства такое же значение, что и понятие «права и свободы» для человека.


13. Наличие подчиненных организаций в виде иерархии государственной власти (правительственных, региональных и пр.).

14. Государственные символы - герб, флаг, гимн и т.п. Символы государства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству. Например, на чужих территориях флаги вывешиваются на зданиях, а также в местах, где проводятся международные конференции, символизируя присутствие на них официальных представителей соответствующего государства.

15. Единство политико-правовой основы государства как его сложного структурно-функционального содержания, где право в наибольшей степени определяет структурный аспект (принцип построения системы), а политика - динамический (функциональный и полифункциональный) аспект государственной жизни.

Рассмотренные признаки государства характеризуют его с двух сторон.

1. Как универсальную форму организации общества, пришедшую на смену первобытной форме его организации. Её универсальность проявляется в том, что она охватывает все сферы общественной жизни и её приобретают все общества, достигшие стадии социальной дифференциации. Как универсальная форма организации общества государство предстает перед нами тогда, когда оно сравнивается с обществом первобытным. Государственная форма обеспечивает выживание и положительную динамику социума в условиях социальной неоднородности. Её характеристика вбирает в себя общие существенные признаки всех организованных народов в прошлом, настоящем и будущем. Её признаками являются профессиональный аппарат управления общественными делами (государственный аппарат), территориальный принцип организации населения и органов государственного аппарата, налоги, юридическое право и народный суверенитет.

2. Как проявление государственной формы у конкретного народа, специфика которого обусловлена особенностями его исторически сформировавшейся национальной культуры. Её характеризуют территория государства, его народ и обладание национальным суверенитетом. Акцент здесь делается на конкретно-исторических условиях существования государственной формы, на выявлении причин разнообразия её проявлений. Важнейшей задачей государства как страны, помимо разрешения внутренних социальных противоречий, является защита независимости и территориальной целостности конкретного общества от внешней агрессии, сохранение его культурной уникальности.

Эти аспекты нельзя противопоставлять друг другу, поскольку каждый из них отражает лишь одну из граней государственности и несёт собственную содержательную нагрузку. Они дополняют друг друга, а потому одинаково важны для правильного научного представления о государстве.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – N 31. – ст. 4398.
  2. Аминов Г. А. Налоги как признак государства: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – М., 2012.
  3. Аристов, Е.В. Правовая парадигма социальности государства: монография / Е.В. Аристов; Пермский государственный гуманитарно - педагогический университет. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2016. - 368 с. 
  4. Бондаренко Д.М. Государство как феномен социальной истории: сущность и отличительные признаки / Д.М. Бондаренко // Историческая психология и социология истории. 2014. №2. – 164-179.
  5. Бошно С.В. Государство // Право и современные государства. 2013. №6. – С. 64-79.
  6. Бредихин А.Л. К вопросу о понятии и элементах формы государства / А.Л. Бредихин // Государственная власть и местное самоуправление. - 2013. - № 5. - С. 3 - 6.
  7. Демидов А.Б. Вопрос о различении государства и общества / А.Б. Демидов // История государства и права. – 2015. – № 20. – С. 39 – 43.
  8. Иванов И.Р. О классификации научных подходов к понятию государства / И.Р. Иванов // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2015. №1 (42). – С. 6-10.
  9. Иванов Р.Л. Признаки государства /Р.Л. Иванов // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2015. №3 (44). – С. 6-22.
  10. Иванов Р.Л. Соотношение государства и общества (проблема субстрата государства) /Р.Л. Иванов // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2015. №2 (43). – С. 6-13.
  11. Казаков В.Н. Теория государства и права: учебник / науч. ред. Р.В. Шагиева. – Изд-во РААН, 2015. -362с.
  12. Кручинин В.Н. Социальное государство и его функции в условиях современной России / В.Н. Кручилин// JSRP. 2013. №1. – С. 56-59.
  13. Оксамытный В.В. Общая теория государства и права: учебник / В.В. Оксамытный. – М.: Юнити-Дана, 2015. - 511 с. 
  14. Путило Н.В. Юридические критерии социального государства: новые подходы / Н.В. Путило // Журнал российского права. – 2016. – N 10. – С. 15 – 25.
  15. Салманова Г.Д. Сущность и социальное назначение государства // Системные технологии / Г.Д. Салманова. - 2014. - №1 (10). – С. 36-39.
  16. Теория государства и права / Под ред. В.Н. Корнева. — М.: РАП, 2014. – 565 с.
  17. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.Н. Корнева. — М.: РАП, 2014. – 560 с.
  18. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / А.И. Абрамова, С.А. Боголюбов, А.В. Мицкевич и др.; под ред. А.С. Пиголкина. М.: Городец, 2013. - 544 с.
  19. Чиркин В.Е. Государствоведение / В.Е. Чиркин М.: Юрист, 2015. – 560 с.