Файл: Понятия и признаки государства (Понятие государства с позиции теории государства и права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 228

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, вне государственной формы общество на стадии социальной дифференциации существовать и развиваться не может. Её универсальность проявляется в том, что она охватывает все сферы общественной жизни, и даже личная жизнь людей зависит от неё, поскольку нуждается в защите от произвольного вмешательства кого бы то ни было. А такую защиту может гарантировать только государство.

2.4 Территория как признак государства

Правовые возможности государства не всеобъемлющие, пространственными пределами полномочий государства в основном являются ее территория, на которой она сформировалась и распространяет свой суверенитет. Как правило, границы территории государства получают свое правовое закрепление в результате заключения ряда международных договоров и приобретают свою фиксации на местности с помощью соответствующих знаков. Территория государства - это не только суша, она включает территориальные воды, внутренние моря, озера, реки, воздушное пространство и недра. В некоторых случаях государственная власть может распространяться и за пределы определенной границей территории, прежде всего речь идет о морских шельфы, территории посольств в других государствах, воздушные и морские суда, принадлежащие этой стране, но временно находящиеся за пределами ее территории[9].

Территориальный принцип организации населения и органов государственной власти заключается в том, что, во-первых, территориальное деление населения и создание территориальных органов государственного аппарата (образование территориальных единиц) осуществляется без учёта родства между людьми. В первобытном обществе, перешедшем к оседлому образу жизни, в период появления крупных межродовых образований (племён и их союзов), состоявших из нескольких территориально обособленных единиц, границы последних всегда совпадали с границами соответствующих коллективов родственников, а органы этих территорий формировались из лиц, связанных с их населением реальным или предполагаемым родством.

Территориальное деление населения в государстве наличием родственных связей между людьми не обусловлено и определяется не ими, а потребностями государственного управления. Соответственно, и для кадрового состава территориальных органов государственного аппарата наличие родственных связей с местным населением не обязательно.


Во-вторых, в первобытном обществе именно родственные связи имели решающее значение для определения принадлежности индивида к конкретному социуму, а место постоянного проживания или рождения человека такой роли не играло. Даже индивиды, постоянно находившиеся или родившиеся на территории родовой общины, но не входившие в число составлявших её родственников, рассматривались ею в качестве чужаков. Чтобы стать членами рода, они должны были пройти процедуру усыновления родом. Однако и после неё они могли не сразу приобрести равное с другими членами рода положение. Например, адоптированные члены родовой группы могли быть лишены ряда важных возможностей, и порою лишь их внуки становились уже полноправными родичами; недавно адоптированные в родовую группу чужаки нередко обвинялись в неудачах, постигших группу, и иногда такие обвинения могли закончиться даже их убийством.

Для государства наличие родственных связей между его гражданами (подданными) значения не имеет, поскольку оно – организация территориальная, а не родственная. Принадлежность человека к государству основана не на близких личных связях с проживающими в нём людьми, а на его связи с государством как территориальным их объединением. Данное положение обусловлено тем, что государство, будучи именно территориальной организацией, охватывает достаточно большие по численности коллективы, родство между членами, которых может отсутствовать. Независимо от этого на них в полной мере распространяется его юрисдикция на всей занимаемой им территории.

Кроме того, территория государства, в отличие от численности и состава его населения, которые могут динамично изменяться во времени, относительно стабильна и всегда уникальна. Поэтому она является важнейшим показателем для его идентификации среди других социальных образований. Государство не может менять её по собственному усмотрению или вести «кочевой» образ жизни: земледелие, являвшееся экономической основой древнейших государств и продолжающее играть важнейшую роль в современной экономике, требует оседлости, а свободных для перемещения государства на новое место территорий на Земле давно уже нет.

Решающую роль в укреплении территориального принципа организации населения и органов государственной власти сыграл появившийся в период разложения первобытного строя систематический обмен материальными благами и услугами, и родственные связи не только не являются для него обязательными, но и нередко могут препятствовать его нормальному осуществлению. Как известно, предписываемая моралью безвозмездная взаимопомощь, складывающаяся между родственниками, бывает несовместимой с эквивалентным обменом и получением прибыли, необходимыми для систематического товарного обмена[10].


Территориальный принцип организации государства определяет и границы полномочий территориальных органов государственной власти, а также круг лиц, которым адресованы их решения. По общему правилу, эти решения распространяются на всех субъектах в пределах территориальной единицы и не выходят за её границы, даже если имеются родственные связи между людьми, проживающими на подведомственной территории и вне неё.

Территориальный принцип организации населения и органов государственного аппарата как специфический признак государства, отличающий его от первобытного общества, иногда ошибочно отождествляется с наличием у государства собственной территории, границы которой очерчивают пределы осуществления государственной власти и территориальной неприкосновенности страны. Дело в том, что собственная территория с присущими ей границами была и у первобытных коллективов, перешедших к оседлости. Этим оседлое первобытное общество от государства не отличается, а потому данный признак является для них общим, что закономерно, если учесть, что государство возникает только у оседлых народов. Когда в доказательство обратного утверждается, что в отличие от оседлых первобытных коллективов у государства появляются чёткие территориальные границы, то это суждение не учитывает, что до сегодняшнего дня идёт процесс делимитации и демаркации – определения границ между государствами, а территориальные споры существовали на протяжении всей истории государственно-организованного общества и продолжаются до сих пор. Поэтому чёткие общепризнанные границы государственной территории существуют далеко не всегда. Собственная территория как специфический признак государства проявляется при сравнении последнего с другими, относительно обособившимися от него, социумами. Сегодня – это иные государства, а в прошлом, наряду с ними, – также и догосударственные социумы, существовавшие бок о бок с государствами. Поэтому о специфичности данного признака уместно говорить только при наличии иного объекта сравнения, а не первобытного общества.

Указанная ошибка, вероятно, обусловлена тем, что территориальный принцип имеет две стороны – внешнюю и внутреннюю. Первая отражает деление мирового пространства, занимаемого земным обществом в целом, на отдельные части, населяемые самостоятельными обособленными социумами, обладающими независимостью от других подобных образований. Вторая – территориальную организацию населения внутри обособленных обществ. В тех случаях, когда при выявлении признаков государства четко не определён объект, с которым оно сравнивается, и не указан характер этих признаков (общие они или специфические), такая ошибка неизбежна.


2.5 Власть как признак государства

В демократическом обществе единственным источником государственной власти является народ, что, как правило, находит свое отражение в современных конституциях. Власть, полученная от народа путем волеизъявления граждан, становится правовой властью, властью по праву властью, правовым велению которой все обязаны подчиняться.

Такая власть характеризуется самостоятельным, независимым характером, она ограничивается только правами и свободами своих граждан. Свое институциональное закрепление власть получает через формирование органов публичной власти. В внешних отношениях государственная власти также самостоятельный характер в пределах возможностей, не противоречат международному праву.

Такой независимый характер государственной власти как во внутренних, так и внешних отношениях охватывается понятием «государственный суверенитет». Полноценного правового характера государственном суверенитете приобретает после признания государства другими, уже существующими государствами. Оно происходит путем установления дипломатических отношений, принятия государства в международные организации, подписание международно-правовых соглашений с государством как субъектом международного права и тому подобное. В современном мире нельзя воспринимать суверенитет как проявление абсолютной самостоятельности государства при принятии любых решений[11].

Сейчас любое государство при решении как внешних, так и внутренних дел не только руководствуется собственным видением и интересом, но и должна учитывать нормы своего и международного права, согласно которому государство имеет определенные обязательства на совершение или воздержание от определенных действий, например, нарушающих права человека. При этом требования или санкции в связи с несоответствием ее действий нормам международного права могут быть выдвинуты государству со стороны других государств или международных организаций, даже в случае, если государство-нарушитель не является членом этих организаций или стороной соответствующих международных договоров.

Государственная власть осуществляется комплексом учрежде­ний, специальных служб, органов, которые образуют государствен­ный аппарат. Для этого аппарата характерны следующие черты: «специально создается для управления обществом; обладает властными полномочиями вплоть до применения принуждения; право принятия общеобязательных для исполнения актов; наличие особого слоя людей, для которых работа в государ­ственном аппарате служит профессией»[12].


Государство — это прежде всего «политическая организация, объединяющая все общество, призванная управлять его делами, устранять возникающие социальные конфликты, обеспечивать правопорядок и определенный режим властвования.

При реализации политической публичной власти государство использует различные средства и приемы управления, среди кото­рых особое место занимает возможность применять принуждение. Для этого государство обладает специальными учреждениями — ар­мией, судом, полицией, тюрьмами и др., которые располагают пра­вом легального (на законном основании) использования прину­ждения в отношении каждого, кто не подчиняется предписаниям государственной власти.

Следует подчеркнуть, что политическая публичная власть пер­вична, то есть государство приобретает свою силу в условиях общест­венного развития, тех процессов, которые происходят по мере об­разования государственной формы организации общества» [13].

2.6 Суверенитет как признак государства

Суверенитет – «признак государства, означающий его независи­мость, полноту власти внутри страны, а также самостоятельность во внешних отношениях с другими государствами. Суверенитет позволяет государству выступать от имени народа в межгосударственных отноше­ниях, дает возможность государству выступать официальным предста­вителем страны в делах мирового сообщества. «Суверенитет» - термин, берущий свое начало от слова «суверен», властелин, означающий неза­висимость от каких-либо сил и обстоятельств. Признание суверенитета верховной власти сыграло в свое время положительную роль в объеди­нении государств, в их сплочении, преодолении феодальной раздроб­ленности, укреплении мира внутри государств»[14].

«В международном праве понимание государства связывают прежде всего с его ролью в качестве основного субъекта международных от­ношений. И потому его понятие фактически и юридически исходит из неотъемлемо присущего любому государству свойству - суверенитета. Последний как собирательный признак впитывает в себе наиболее су­щественные черты государственной организации общества, означая верховенство и независимость государственной власти в осуществлении собственной политики как в пределах своей территории, так и в межго­сударственном общении. Международное право, соответственно, уста­навливает обязанность всех реальных участников международ­но-правовых отношений уважать суверенитет любого государства, не вмешиваться в дела, составляющие суверенную компетенцию государ­ства, исходить из суверенного равенства государств в отношениях друг с другом»[15].