Файл: Понятия и признаки государства (Понятие государства с позиции теории государства и права).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 253
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА С ПОЗИЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЗНАКОВ ГОСУДАРСТВА
2.1 Понятие и классификация признаков государства
2.2 Народ как признак государства
2.3 Граждане как признак государства
2.4 Территория как признак государства
2.5 Власть как признак государства
2.6 Суверенитет как признак государства
2.7 Возможность издавать законы как признак государства
2.8 Налоги как признак государства
Поэтому проблема государства до сих пор остается важной теоретической, практической и аксиологической проблемой. В данной статье мы остановимся лишь на небольшом круге вопросов, касающихся данной проблемы: определения и признаков государства в их более узком и, напротив, более широком понимании. Например, в теории государства и права до сих пор господствуют два разных подхода к пониманию государства, которые условно обозначаются как аппаратный (государство как аппарат насилия) и социологический (государство как сфера обще социального управления). В целом многообразие определений данной категории также располагается в указанном гносеологическом пространстве.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЗНАКОВ ГОСУДАРСТВА
2.1 Понятие и классификация признаков государства
Как было сказано в предыдущей главе, на сегодняшний день нет единого, общепринятого определения понятия «Государство». Это обусловлено как сложностью охвата всех элементов явления, так и наличием различных теорий, школ, доктрин, объясняющих причины и пути возникновения государства.
Главной обязанностью современных демократических государств стало обеспечение прав и свобод человека. Соответственно, права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства, а единственным источником власти признается ее народ. Понятно, что это не может быть не учтено при формировании современного понятия государства, в котором ее характерными признаками (без которых она не может существовать) являются: народ, территория и единая правовая власть.
В современной отечественной юридической литературе понятие государства определяется через перечисление его признаков. Это общепринятый прием. В наборе данных признаков среди ученых практически нет серьезных разногласий.
Несмотря на разнообразие государств, существующих как ныне, так и в различные исторические эпохи, на разном уровне их развития, определенной самобытности и т. д., всем государствам присущи некоторые общие черты, признаки, свойства. Они позволяют идентифицировать государство, выделить его из других организаций общества.
К признакам государства принято относить:
- наличие публичной политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения;
- территориальную организацию населения;
- государственный суверенитет;
- всеобъемлющий, общеобязательный характер актов государства;
- наличие государственной казны, что связано с налогообложением и взиманием налогов и иных средств на содержание государственного аппарата и иные нужды государства[6].
Названные признаки составляют политико-юридическую характеристику государства.
Иногда среди основных признаков государства указывают единый язык общения, наличие армии, а также единой системы обороны и внешней политики и др. Однако данные признаки нельзя отнести к важнейшим. Они скорее вспомогательные, дополнительные. Например, в Швейцарии, являющейся многоязычной страной, установлено полное равноправие всех используемых языков. Что касается армии, то она есть не во всех странах. Согласно Конституции Японии 1947 г., этому государству запрещено иметь армию. Нет армии и в Коста-Рике, а конституционной поправкой 1991 г. Панаме запрещено иметь армию «на вечные времена». Таким образом, отсутствие армии в этих странах не дает оснований для непризнания их государствами.
Нельзя отнести к признакам государства и единую систему обороны и внешней политики. Ряд государств, как известно, конституционно закрепили политику постоянного нейтралитета (например, Австрия). Кроме того, единая система обороны и внешней политики нередко создается в результате международно-правового объединения государств в различные сообщества.
Ответить на вопрос о том, что такое государство, невозможно без анализа его признаков, поскольку содержание любого научного понятия выражается совокупностью отраженных в нём признаков исследуемого объекта. Признаки государства позволяют показать его уникальность, самостоятельность и качественную определённость. В свою очередь, раскрытие этой уникальности предполагает выявление отличительных свойств государства, его несхожести с иными социальными явлениями.
У государства есть разные категории признаков. Поскольку оно является сложной многоуровневой системой, то каждая из его сторон характеризуется отдельной группой признаков. Кроме того, среди признаков государства встречаются такие, которые имеются и у иных социальных явлений, а есть признаки, специфичные только для него.
Поэтому начнем рассмотрение признаков государства с их классификации. Основаниями классификации будут: сторона государства (сфера его бытия), отражаемая признаками; уровень их важности для характеристики качеств государства; степень сходства или различия между государством и сравниваемыми с ним социальными явлениями.
В зависимости от того, какая сторона государства, какая сфера его бытия отражается признаками, их можно подразделить на экономические, социальные, кратологические и идеологические. Экономические признаки государства характеризуют его экономическую сферу. Её особенностями являются: производящая экономика, обеспечивающая систематическое получение излишков продуктов и иных материальных благ (избыточного продукта); производственные отношения, построенные на эквивалентном обмене, свободе и предприимчивости их участников; основанный на экономических потребностях систематический товарный обмен и т. д. Социальные признаки показывают свойства его социальной сферы, которой присущи: социальная дифференциация, формирование групп с несовпадающими, конкурирующими интересами; становление человека в качестве относительно автономного субъекта социальных отношений, осознающего собственные потребности и интересы, и др. Кратологические признаки демонстрируют организацию социальной власти в государстве, для которой свойственны: дифференциация сфер властвования, возникновение непубличных разновидностей власти (семейной, корпоративной и т. д.); появление органов профессионального управления общественными делами. Идеологические признаки государства отражают качества его духовной сферы, которыми являются: дифференциация общественного сознания; появление самостоятельных видов норм, в том числе норм юридического права, которые дали возможность согласовывать конкурирующие интересы на справедливой цивилизованной основе не только внутри конкретного социума, но и за его пределами, и т. п.
Как правило, такая градация признаков государства не проводится, поскольку она связана с синтетическим, социально-философским его восприятием, которое в современном обществознании практически не представлено. Ведь вполне очевидно, что государство как экономическая организация обладает признаками, не совпадающими с теми, которые характеризуют его как организацию властную или духовную. Поскольку общая теория государства и права рассматривает только политико-правовой (юридический) аспект государства, постольку из всего многообразия его признаков её интересуют только те, которые представляют эту сторону. Применительно к сферам государственного бытия они представлены, главным образом, кратологическими признаками, а также теми из идеологических признаков, которые характеризуют государственную власть. Поэтому мы рассмотрим только те признаки государства, которые относятся к этим группам. Экономические, социальные и идеологические признаки, непосредственно не связанные с государственной властью, в число его политико-правовых показателей включаться не будут[7].
По уровню важности признаки подразделяются на существенные, отражающие важнейшие, необходимые, устойчивые внутренние свойства государства, без которых оно в принципе существовать не может, и несущественные, второстепенные, которые показывают внешние свойства государства, наличие которых для него не обязательно. В дальнейшем будут рассмотрены только существенные признаки, поскольку они отражают главные параметры государства.
По степени сходства или различия между государством и другими явлениями среди признаков можно выделить общие, единые для государства и сопоставляемого с ним объекта, и специфические, присущие только государству. Мы обратимся к специфическим признакам, так как они выражают его уникальность, качественное своеобразие.
Обычно государство сравнивается с несколькими объектами [2], что ведёт к формированию соответствующих групп признаков. Во-первых, оно соотносится с предшествовавшим ему типом общества – первобытным социумом, который диалектически отрицается государством. Во-вторых, – с другими самостоятельными государствами. Здесь сопоставляются формы проявления государственности у различных народов, поскольку единого для всего населения Земли государства не сформировалось, зато возникло множество стран, обладающих не только сходством, но и признаками, отличающими их друг от друга. В-третьих, наряду с государством могут существовать иные организации, преследующие сходные с ним цели и выполняющие или стремящиеся осуществлять такие же, как и оно, функции. Это различные политические объединения, наиболее типичными из которых на сегодняшний день выступают политические партии и движения, в том числе нелегальные. Некоторые из них даже используют слово «государство» в своём наименовании. Поэтому третью группу признаков составляют те, которые возникают при сопоставлении государства с ними.
Среди признаков государства, отличающих его от первобытного общества, наиболее часто упоминаются: наличие профессионального аппарата управления (государственного аппарата), территориальный принцип организации населения и органов государственной власти; взимание с населения (с индивидов и их организаций) налогов; наличие юридического права.
Раскроем содержание каждого из перечисленных выше основных признаков государства.
2.2 Народ как признак государства
Как было отмечено выше, государство становилось результатом развития потребностей и интересов человека в первобытном обществе и общественных отношений. Согласно совокупность людей, проживающих на определенной территории, при создании государственных институтов, приобретала новые характеристики, превращаясь в народ государства, состоит из ее граждан (подданных). Компактность проживания людей, единый язык, общие традиции, обычаи, религия и т.д. способствовали такому процессу. Государство начинает функционировать через своих граждан, для удовлетворения их потребностей и интересов, и интересов всего народа. Представить функционирующую государство без народа невозможно. Более того, государственная власть находит свое обоснование в народе и его правосознания.
2.3 Граждане как признак государства
В пределах государства граждане приобретают публично-правовые права и обязанности, которые характеризует их правовой взаимосвязь с государством. Примерами таких прав и обязанностей является, с одной стороны: гражданство или подданство; право принимать участие в управлении государственными делами; право избирать и быть избранным; право свободно передвигаться в пределах государства; обязанность платить налоги, защищать государство и тому подобное. С другой стороны, государство берет на себя обязанность по отношению к народу, как: защищать свой народ от различных внешних и внутренних опасностей; защищать права человека; поддерживать правопорядок; привлекать к ответственности правонарушителей и тому подобное.
Как отмечает Р.Л. Иванов, «если рассматривать государство в социально-философском аспекте, т. е. синтетически, то вполне очевидно, что оно отличается от предшествовавшего ему первобытного общества не только наличием профессионального аппарата публичной власти, хотя он, безусловно, является существенным признаком государства. Государство - это качественно иная социальная организация всех сфер общественной жизни, а не только кратосферы (сферы власти). Носителем этих новых качеств, их постоянным генератором является общество в целом, образующий его народ - взаимодействующие индивиды и их объединения. Без них государства нет и быть не может. Оно не может обособиться, «выделиться» из народа, зато это могут сделать официально представляющие государство органы публичной власти, хотя составляющие их чиновники - это тоже неотъемлемая часть народа. Поэтому в социально-философском смысле государство тождественно обществу, его субстратом выступает народ, а само оно может быть определено как особый тип социума, или единственно возможная универсальная форма существования социально неоднородного общества, закономерно пришедшая на смену первобытной форме его существования, заменившая собой первобытный тип социума. Эта форма является единственно возможной, поскольку история человечества не дала ей никакой альтернативы»[8].