Файл: Теоретические вопросы соотношения гражданского общества и государства.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 2
Передавая часть своих функций негосударственным структурам, государство формирует также особый механизм надзора за их деятельностью путем наделения отдельных органов власти соответствующими полномочиями[[42]]. В частности, предусмотрен эффективный комплекс норм, касающихся осуществления надзора за СРО. В соответствии с п. 2 Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций 2012 г. [[43]] надзорными функциями наделены: Министерство финансов Российской Федерации - в отношении СРО аудиторов; Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору - в отношении СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства; Министерство энергетики Российской Федерации - в отношении СРО в области энергетического обследования; Министерство сельского хозяйства Российской Федерации - в отношении СРО ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов; Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии - в отношении СРО оценщиков и арбитражных управляющих; Федеральная служба по финансовым рынкам - в отношении СРО кредитных потребительских кооперативов.
Значимость саморегулируемых организаций в российской правовой системе обусловлена тем, что они могут вводить корпоративные нормы и правила (ст. 3 Федерального закона «О саморегулируемых организациях»). Пункт 2 ст. 4 Закона гласит: «Саморегулируемая организация разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности (далее - стандарты и правила саморегулируемой организации), под которыми понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации. Федеральными законами могут устанавливаться особенности разработки и установления стандартов и правил саморегулируемых организаций для определенных видов предпринимательской или профессиональной деятельности».
Государство привлекает СРО к процессу разработки норм в сферах, требующих специальных познаний. Яркий пример - банковская сфера (п. 2 Положения «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России»[[44]]).
В 2009 г. в России был разработан План мероприятий по созданию международного финансового центра[[45]], который предусматривал внесение изменений в федеральное законодательство, но не формирование особой правовой системы, что, на наш взгляд, оказывает негативное влияние на перспективы учреждения в России международного финансового центра.
Функции государственного управления могут также возлагаться на такой негосударственный институт, как третейские суды. В этом свете интерес представляет Постановление Конституционного Суда РФ от 26 мая 2011 г. по делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса РФ, пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации», статьи 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», пункта 1 статьи 33 и статьи 51 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» в связи с запросом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В мотивировочной части Постановления Конституционный Суд пришел к заключению, что третейские суды, являясь институтами гражданского общества, наделены публично значимыми функциями.
Интересный прецедент представляет собой регулирование российским законодателем правового статуса российского казачества. В п. 1 ст. 1 Федерального закона от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» [[46]] указано, что Законом «определяются правовая и организационная основы несения российским казачеством государственной службы». В ст. 2 подчеркивается негосударственный характер казачества: «Казачье общество - добровольное объединение граждан Российской Федерации в форме некоммерческой организации, образованное в соответствии с федеральным законодательством, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы».
Федеральным законом от 3 декабря 2008 г. N 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной службе российского казачества» [[47]] структура казачества была преобразована, в его составе выделилось районное (юртовое) казачье общество. В Постановлении Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 93 [[48]] перечислены виды государственной службы, к которой привлекаются члены казачества. Пункт 1 данного Постановления предусматривает, что члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ привлекаются федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами к несению федеральной государственной гражданской службы, военной службы и правоохранительной службы в следующих сферах деятельности:
организация и ведение воинского учета членов казачьих обществ, организация военно-патриотического воспитания призывников, их подготовки к военной службе и вневойсковой подготовки членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе;
предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и ликвидация последствий стихийных бедствий, гражданская и территориальная оборона, осуществление природоохранных мероприятий;
охрана общественного порядка, обеспечение экологической и пожарной безопасности, защита государственной границы Российской Федерации, борьба с терроризмом.
Пункт 2 Постановления N 93 гласит, что члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ привлекаются федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами к иным видам службы в сфере охраны объектов животного мира, лесов, объектов обеспечения жизнедеятельности населения, объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, объектов культурного наследия. Порядок принятия казаков на государственную службу регулируется Положением о порядке принятия гражданами Российской Федерации, являющимися членами казачьих обществ, обязательств по несению государственной или иной службы 2009 г.[[49]].
Опыт привлечения казачества к реализации задач по поддержанию публичного правопорядка можно сравнить с опытом создания в Израиле Гражданской гвардии - общественной организации, которая оказывает помощь государственным органам в осуществлении правоохранительной деятельности[[50]]. Гражданская гвардия состоит из добровольческих подразделений, в состав которых входят секторы (дорожное движение, пограничники, морской патруль, водолазы, саперное дело, спасательные и наблюдательные подразделения, диспетчерская служба и т.д.). При этом особую роль играет подразделение Гражданской гвардии, занимающееся предотвращением враждебной террористической деятельности и преступлений.
Как видно процесс законодательного закрепления правового регулирования определенных сфер жизнедеятельности и взаимных интересов общества и государства за негосударственными организациями получил свое развитие и в России.
Заключение
Гражданское общество и государство выступают как институты культуры, и поэтому проблемы их развития необходимо рассматривать в культурном контексте. Культура вообще и правовая, политическая культура в частности - необходимое условие создания и развития гражданского общества и государства. Политическая трансформация государственности, становление общества должны происходить на основе правовой культуры, выражать ее суть.
Положение о производном характере государственной власти нашло свое законодательное закрепление в части 2 ст. 3 Конституции РФ 1993 г., согласно которой «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Однако приведенная формулировка представляется недостаточно корректной.
Существует два вида публичной власти: 1) государственная власть; 2) самоуправление (которое во многих своих проявлениях похоже на государственную власть). Но если в государственной власти выражается воля всего народа, всего государства, то в местном самоуправлении реализуется власть лишь местного населения. Поэтому, как верно указывает В.Н. Влазнев, нельзя говорить, что через органы местного самоуправления народ (понимаемый как единый российский народ) осуществляет свою власть[[51]].
Но вершиной творчества в данной сфере, вероятно, мог бы стать раздел в Конституции России, проект которой обсуждался в 1991 - 1993 гг. Этот раздел назывался «Гражданское общество» и предусматривал главы: «Собственность, труд, предпринимательство», «Общественные объединения», «Религиозные объединения», «Средства массовой информации» и т.д. Так или иначе, данный конституционный проект был интегрирован в другой, ставший основой Конституции РФ 1993 г., но уже без раздела «Гражданское общество». Тогдашние лидеры конституционной реформы пришли к выводу, что этот раздел излишне усложняет и утяжеляет основное содержание проекта.
Конституция России и сам 1993 год стали в определенном смысле вехами в не очень пока долгой истории взаимоотношений российского гражданского общества с Российским государством. Главной целью Конституции РФ было установление нового властного механизма, значительно усиливавшего президентскую власть, а также исполнительную ветвь. Но в сфере взаимодействия государства и общества конституционные положения вполне четко определили важнейшие демократические принципы. В статье 13 Конституции РФ предусмотрены политическое многообразие и многопартийность, равенство общественных объединений перед законом, в статье 29 гарантируется свобода массовой информации и запрещается цензура, в статье 30 в принципе установлено право каждого (т.е. как российского гражданина, так и иностранца и лица без гражданства) на объединение, включая право на создание профсоюзов[[52]].
Государство, ставящее так называемые «государственные интересы» выше интересов личности, никак не может именовать себя правовым государством. Данное положение доказывается следующей логической последовательностью: общество содержит государство; общество есть система, состоящая из личностей; все достояние общества создается трудом личностей; личность есть основа общества - интересы личности имеют наивысший приоритет. Они выше интересов любых групп, классов и союзов - национальных, религиозных, производственных и т.п. Правовое государство все свои действия оценивает применительно к шкале ценностных ориентаций, где первое место занимают интересы и права человека, второе - интересы всего общества, третье - развитие культуры (наука - одна из ее подсистем), четвертое - требования экологии, пятое - экономика; и только на шестом месте по приоритетности находятся интересы самосохранения и поддержания необходимой работоспособности самого механизма управления обществом, именуемого государством.
Обобщая тему соотношения государства и гражданского общества следует выделить важнейшую функцию правового государства как объединяющего их института - это защита интересов личности от любых противоправных посягательств на них, в том числе со стороны различных подразделений самого государства. Права человека изначальны и принадлежат ему с момента рождения; они не могут быть не признаны или признаны по воле каких-либо управителей, функционирующих в составе государственного механизма. Вторая фраза ст. 2 Конституции РФ гласит: «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Соблюдение и защита - бесспорно. Но признание прав человека не входит в обязанности правового государства: эти права изначальны и более основополагающие, чем права государства. Эти права (права человека) необсуждаемы, они «по умолчанию» входят в систему правил и ограничений, налагаемых обществом на нанимаемое им государство. Задача государства - соблюдать права человека, которые действительно являются высшей ценностью.
Библиография
- Конституция РФ 1993 г.;
- Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации».
- Указ Президента РФ от 28 сентября 2005 г. N 1138 «Об утверждении членов Общественной палаты России».
- Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».
- Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 1202 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций».
- Приказ Банка России от 15.09.1997 N 02-395 «О положении Банка России «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов».
- Распоряжение Правительства РФ от 11 июля 2009 г. N 911-р «О Плане мероприятий по созданию международного финансового центра в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества».
- Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной службе российского казачества».
- Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 93 «О видах государственной или иной службы, к которой привлекаются члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ».
- Указ Президента РФ от 7 октября 2009 г. N 1124 «Об утверждении Положения о порядке принятия гражданами Российской Федерации, являющимися членами казачьих обществ, обязательств по несению государственной или иной службы».
- Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 26 мая 2004 г.
- Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М.: Юридическая литература, 1966.
- Андрианов Н.В. Гражданское общество как среда институционализации адвокатуры: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2006.
- Баранов П.П. Институты гражданского общества в правовом пространстве современной России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2003.
- Витюк В.В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция. М., 1995.
- Воржецов А.Г., Ханнанова И.Ю. Взаимодействие институтов гражданского общества и государства в современной России. Казань: Изд-во Казан. гос. технолог. ун-та, 2008.
- Влазнев В.Н. Гражданское общество как предмет конституционно-правового исследования: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.
- Гегель Г.В.Ф. Философия права. История политических и правовых учений. Хрестоматия / Сост. В.В. Ячевский. Воронеж, 2000.
- Гершуский Б.С. Гражданское общество в России: проблемы становления и развития. М., 2001.
- Грудцына Л.Ю. Правовая природа и формы взаимодействия гражданского общества и государства // Законодательство и экономика, - 2007, - № 11.
- Грудцына Л.Ю. Государственно-правовой механизм формирования и поддержки институтов гражданского общества в России: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009.
- Гриб В.В. Взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества в Российской Федерации: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011.
- Затонский В.А. Эффективная государственность в личностно-правовом измерении: общетеоретическое исследование: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2008.
- Зеленков М.Ю. Политология (базовый курс). - М.: Юридический институт МИИТа, 2009.
- Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908.
- Кацуба В.И. Система обеспечения внутренней безопасности государства Израиль: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2013.
- Коэн Д., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория. М., 2003.
- Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 2003.
- Лейст О.Э. Гражданское общество, государство и право. В кн.: Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2004.
- Матузов Н.И. Гражданское общество: сущность и основные признаки // Правоведение. -1995. - № 3.
- Марченко М.Н. Статья: Соотношение гражданского общества и государства: вопросы теории // Журнал российского права, -2008.
- Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991.
- Новикова О.В. Эффективная модель взаимодействия государства и гражданского общества в современной России: формирование структурно-институционального консенсуса // Вестник ПАГС. 2009.
- Павликов С.Г. Власть в правовом государстве: Монография. М.: Альфа-М, 2014.
- Плетников В.С. Аппарат управления экономикой в механизме Российского государства: Дис. ... к.ю.н.: 12.00.01. Екатеринбург, 2004.
- Родин А.А. Взаимодействие международного и внутригосударственного права в правовом регулировании государственно-частного партнерства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.
- Самойлюк Р.Н. Методы осуществления государственной власти в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2013.
- Струсь К.А. К вопросу о целях гражданского общества // Вопросы теории государства и права. Актуальные проблемы Российского государства и права. Межвузовский сб. науч. тр. Вып. 4(13) / Под ред. М.И. Байтина. Саратов, 2003.
- Тихомиров Ю.А. Государство. М., 2013.
- Третьякова С.Б. Саморегулируемые организации как субъекты российского права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013.
- Формы некоммерческих организаций: приложение N 1 // Некоммерческие организации: законодательное регулирование, практика и зарубежный опыт: аналитический вестн. Сер. «Развитие России». - 2008. - N 2.
- Шарифов М.Ш. Современные институциональные формы взаимодействия государства и гражданского общества // Российский юридический журнал. – 2015.
- Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Т. I. Вып. 1 (по изданию 1910 - 1912 гг.) / Вступ. ст. М.Н. Марченко. М., 1995.
- Черданцев А.Ф. Логико-языковые феномены в юриспруденции: Монография. М.: Норма; ИНФРА-М, 2012.
- Юм Д. Малые произведения. Эссе. Естественная история религии. Диалоги о естественной религии. М., 1996.
- URL: http://asozd2.duma.gov.m/mam.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=238827-6.