Файл: Теоретические вопросы соотношения гражданского общества и государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Передавая часть своих функций негосударственным структурам, государство формирует также особый механизм надзора за их деятельностью путем наделения отдельных органов власти соответствующими полномочиями[[42]]. В частности, предусмотрен эффективный комплекс норм, касающихся осуществления надзора за СРО. В соответствии с п. 2 Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций 2012 г. [[43]] надзорными функциями наделены: Министерство финансов Российской Федерации - в отношении СРО аудиторов; Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору - в отношении СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства; Министерство энергетики Российской Федерации - в отношении СРО в области энергетического обследования; Министерство сельского хозяйства Российской Федерации - в отношении СРО ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов; Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии - в отношении СРО оценщиков и арбитражных управляющих; Федеральная служба по финансовым рынкам - в отношении СРО кредитных потребительских кооперативов.

Значимость саморегулируемых организаций в российской правовой системе обусловлена тем, что они могут вводить корпоративные нормы и правила (ст. 3 Федерального закона «О саморегулируемых организациях»). Пункт 2 ст. 4 Закона гласит: «Саморегулируемая организация разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности (далее - стандарты и правила саморегулируемой организации), под которыми понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации. Федеральными законами могут устанавливаться особенности разработки и установления стандартов и правил саморегулируемых организаций для определенных видов предпринимательской или профессиональной деятельности».

Государство привлекает СРО к процессу разработки норм в сферах, требующих специальных познаний. Яркий пример - банковская сфера (п. 2 Положения «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России»[[44]]).

В 2009 г. в России был разработан План мероприятий по созданию международного финансового центра[[45]], который предусматривал внесение изменений в федеральное законодательство, но не формирование особой правовой системы, что, на наш взгляд, оказывает негативное влияние на перспективы учреждения в России международного финансового центра.


Функции государственного управления могут также возлагаться на такой негосударственный институт, как третейские суды. В этом свете интерес представляет Постановление Конституционного Суда РФ от 26 мая 2011 г. по делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса РФ, пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации», статьи 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», пункта 1 статьи 33 и статьи 51 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» в связи с запросом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В мотивировочной части Постановления Конституционный Суд пришел к заключению, что третейские суды, являясь институтами гражданского общества, наделены публично значимыми функциями.

Интересный прецедент представляет собой регулирование российским законодателем правового статуса российского казачества. В п. 1 ст. 1 Федерального закона от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» [[46]] указано, что Законом «определяются правовая и организационная основы несения российским казачеством государственной службы». В ст. 2 подчеркивается негосударственный характер казачества: «Казачье общество - добровольное объединение граждан Российской Федерации в форме некоммерческой организации, образованное в соответствии с федеральным законодательством, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы».

Федеральным законом от 3 декабря 2008 г. N 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной службе российского казачества» [[47]] структура казачества была преобразована, в его составе выделилось районное (юртовое) казачье общество. В Постановлении Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 93 [[48]] перечислены виды государственной службы, к которой привлекаются члены казачества. Пункт 1 данного Постановления предусматривает, что члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ привлекаются федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами к несению федеральной государственной гражданской службы, военной службы и правоохранительной службы в следующих сферах деятельности:


организация и ведение воинского учета членов казачьих обществ, организация военно-патриотического воспитания призывников, их подготовки к военной службе и вневойсковой подготовки членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе;

предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и ликвидация последствий стихийных бедствий, гражданская и территориальная оборона, осуществление природоохранных мероприятий;

охрана общественного порядка, обеспечение экологической и пожарной безопасности, защита государственной границы Российской Федерации, борьба с терроризмом.

Пункт 2 Постановления N 93 гласит, что члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ привлекаются федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами к иным видам службы в сфере охраны объектов животного мира, лесов, объектов обеспечения жизнедеятельности населения, объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, объектов культурного наследия. Порядок принятия казаков на государственную службу регулируется Положением о порядке принятия гражданами Российской Федерации, являющимися членами казачьих обществ, обязательств по несению государственной или иной службы 2009 г.[[49]].

Опыт привлечения казачества к реализации задач по поддержанию публичного правопорядка можно сравнить с опытом создания в Израиле Гражданской гвардии - общественной организации, которая оказывает помощь государственным органам в осуществлении правоохранительной деятельности[[50]]. Гражданская гвардия состоит из добровольческих подразделений, в состав которых входят секторы (дорожное движение, пограничники, морской патруль, водолазы, саперное дело, спасательные и наблюдательные подразделения, диспетчерская служба и т.д.). При этом особую роль играет подразделение Гражданской гвардии, занимающееся предотвращением враждебной террористической деятельности и преступлений.

Как видно процесс законодательного закрепления правового регулирования определенных сфер жизнедеятельности и взаимных интересов общества и государства за негосударственными организациями получил свое развитие и в России.

Заключение

Гражданское общество и государство выступают как институты культуры, и поэтому проблемы их развития необходимо рассматривать в культурном контексте. Культура вообще и правовая, политическая культура в частности - необходимое условие создания и развития гражданского общества и государства. Политическая трансформация государственности, становление общества должны происходить на основе правовой культуры, выражать ее суть.


Положение о производном характере государственной власти нашло свое законодательное закрепление в части 2 ст. 3 Конституции РФ 1993 г., согласно которой «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Однако приведенная формулировка представляется недостаточно корректной.

Существует два вида публичной власти: 1) государственная власть; 2) самоуправление (которое во многих своих проявлениях похоже на государственную власть). Но если в государственной власти выражается воля всего народа, всего государства, то в местном самоуправлении реализуется власть лишь местного населения. Поэтому, как верно указывает В.Н. Влазнев, нельзя говорить, что через органы местного самоуправления народ (понимаемый как единый российский народ) осуществляет свою власть[[51]].

Но вершиной творчества в данной сфере, вероятно, мог бы стать раздел в Конституции России, проект которой обсуждался в 1991 - 1993 гг. Этот раздел назывался «Гражданское общество» и предусматривал главы: «Собственность, труд, предпринимательство», «Общественные объединения», «Религиозные объединения», «Средства массовой информации» и т.д. Так или иначе, данный конституционный проект был интегрирован в другой, ставший основой Конституции РФ 1993 г., но уже без раздела «Гражданское общество». Тогдашние лидеры конституционной реформы пришли к выводу, что этот раздел излишне усложняет и утяжеляет основное содержание проекта.

Конституция России и сам 1993 год стали в определенном смысле вехами в не очень пока долгой истории взаимоотношений российского гражданского общества с Российским государством. Главной целью Конституции РФ было установление нового властного механизма, значительно усиливавшего президентскую власть, а также исполнительную ветвь. Но в сфере взаимодействия государства и общества конституционные положения вполне четко определили важнейшие демократические принципы. В статье 13 Конституции РФ предусмотрены политическое многообразие и многопартийность, равенство общественных объединений перед законом, в статье 29 гарантируется свобода массовой информации и запрещается цензура, в статье 30 в принципе установлено право каждого (т.е. как российского гражданина, так и иностранца и лица без гражданства) на объединение, включая право на создание профсоюзов[[52]].

Государство, ставящее так называемые «государственные интересы» выше интересов личности, никак не может именовать себя правовым государством. Данное положение доказывается следующей логической последовательностью: общество содержит государство; общество есть система, состоящая из личностей; все достояние общества создается трудом личностей; личность есть основа общества - интересы личности имеют наивысший приоритет. Они выше интересов любых групп, классов и союзов - национальных, религиозных, производственных и т.п. Правовое государство все свои действия оценивает применительно к шкале ценностных ориентаций, где первое место занимают интересы и права человека, второе - интересы всего общества, третье - развитие культуры (наука - одна из ее подсистем), четвертое - требования экологии, пятое - экономика; и только на шестом месте по приоритетности находятся интересы самосохранения и поддержания необходимой работоспособности самого механизма управления обществом, именуемого государством.


Обобщая тему соотношения государства и гражданского общества следует выделить важнейшую функцию правового государства как объединяющего их института - это защита интересов личности от любых противоправных посягательств на них, в том числе со стороны различных подразделений самого государства. Права человека изначальны и принадлежат ему с момента рождения; они не могут быть не признаны или признаны по воле каких-либо управителей, функционирующих в составе государственного механизма. Вторая фраза ст. 2 Конституции РФ гласит: «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Соблюдение и защита - бесспорно. Но признание прав человека не входит в обязанности правового государства: эти права изначальны и более основополагающие, чем права государства. Эти права (права человека) необсуждаемы, они «по умолчанию» входят в систему правил и ограничений, налагаемых обществом на нанимаемое им государство. Задача государства - соблюдать права человека, которые действительно являются высшей ценностью.

Библиография

  1. Конституция РФ 1993 г.;
  2. Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации».
  3. Указ Президента РФ от 28 сентября 2005 г. N 1138 «Об утверждении членов Общественной палаты России».
  4. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».
  5. Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 1202 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций».
  6. Приказ Банка России от 15.09.1997 N 02-395 «О положении Банка России «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов».
  7. Распоряжение Правительства РФ от 11 июля 2009 г. N 911-р «О Плане мероприятий по созданию международного финансового центра в Российской Федерации».
  8. Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества».
  9. Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной службе российского казачества».
  10. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 93 «О видах государственной или иной службы, к которой привлекаются члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ».
  11. Указ Президента РФ от 7 октября 2009 г. N 1124 «Об утверждении Положения о порядке принятия гражданами Российской Федерации, являющимися членами казачьих обществ, обязательств по несению государственной или иной службы».
  12. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 26 мая 2004 г.
  13. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М.: Юридическая литература, 1966.
  14. Андрианов Н.В. Гражданское общество как среда институционализации адвокатуры: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2006.
  15. Баранов П.П. Институты гражданского общества в правовом пространстве современной России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2003.
  16. Витюк В.В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция. М., 1995.
  17. Воржецов А.Г., Ханнанова И.Ю. Взаимодействие институтов гражданского общества и государства в современной России. Казань: Изд-во Казан. гос. технолог. ун-та, 2008.
  18. Влазнев В.Н. Гражданское общество как предмет конституционно-правового исследования: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.
  19. Гегель Г.В.Ф. Философия права. История политических и правовых учений. Хрестоматия / Сост. В.В. Ячевский. Воронеж, 2000.
  20. Гершуский Б.С. Гражданское общество в России: проблемы становления и развития. М., 2001.
  21. Грудцына Л.Ю. Правовая природа и формы взаимодействия гражданского общества и государства // Законодательство и экономика, - 2007, - № 11.
  22. Грудцына Л.Ю. Государственно-правовой механизм формирования и поддержки институтов гражданского общества в России: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009.
  23. Гриб В.В. Взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества в Российской Федерации: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011.
  24. Затонский В.А. Эффективная государственность в личностно-правовом измерении: общетеоретическое исследование: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2008.
  25. Зеленков М.Ю. Политология (базовый курс). - М.: Юридический институт МИИТа, 2009.
  26. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908.
  27. Кацуба В.И. Система обеспечения внутренней безопасности государства Израиль: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2013.
  28. Коэн Д., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория. М., 2003.
  29. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 2003.
  30. Лейст О.Э. Гражданское общество, государство и право. В кн.: Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2004.
  31. Матузов Н.И. Гражданское общество: сущность и основные признаки // Правоведение. -1995. - № 3.
  32. Марченко М.Н. Статья: Соотношение гражданского общества и государства: вопросы теории // Журнал российского права, -2008.
  33. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991.
  34. Новикова О.В. Эффективная модель взаимодействия государства и гражданского общества в современной России: формирование структурно-институционального консенсуса // Вестник ПАГС. 2009.
  35. Павликов С.Г. Власть в правовом государстве: Монография. М.: Альфа-М, 2014.
  36. Плетников В.С. Аппарат управления экономикой в механизме Российского государства: Дис. ... к.ю.н.: 12.00.01. Екатеринбург, 2004.
  37. Родин А.А. Взаимодействие международного и внутригосударственного права в правовом регулировании государственно-частного партнерства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.
  38. Самойлюк Р.Н. Методы осуществления государственной власти в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2013.
  39. Струсь К.А. К вопросу о целях гражданского общества // Вопросы теории государства и права. Актуальные проблемы Российского государства и права. Межвузовский сб. науч. тр. Вып. 4(13) / Под ред. М.И. Байтина. Саратов, 2003.
  40. Тихомиров Ю.А. Государство. М., 2013.
  41. Третьякова С.Б. Саморегулируемые организации как субъекты российского права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013.
  42. Формы некоммерческих организаций: приложение N 1 // Некоммерческие организации: законодательное регулирование, практика и зарубежный опыт: аналитический вестн. Сер. «Развитие России». - 2008. - N 2.
  43. Шарифов М.Ш. Современные институциональные формы взаимодействия государства и гражданского общества // Российский юридический журнал. – 2015.
  44. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Т. I. Вып. 1 (по изданию 1910 - 1912 гг.) / Вступ. ст. М.Н. Марченко. М., 1995.
  45. Черданцев А.Ф. Логико-языковые феномены в юриспруденции: Монография. М.: Норма; ИНФРА-М, 2012.
  46. Юм Д. Малые произведения. Эссе. Естественная история религии. Диалоги о естественной религии. М., 1996.
  47. URL: http://asozd2.duma.gov.m/mam.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=238827-6.