Файл: Законность и правопорядок (Понятия и требования законности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При нарушении правопорядка и общественного порядка возникают разные последствия. В первом случае могут быть применены юридические санкции, а во втором - только меры морального характера.[6]

Данные категории по-разному обеспечиваются. Если правопорядок опирается на особый аппарат принуждения, то общественный порядок - насилу общественного мнения, меры негосударственного воздействия.[7]

Правопорядок и общественный порядок различны по своему объему, элементному составу, содержанию. Общественный порядок значительно шире, чем правопорядок.

По решению Президента РФ сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Для выполнения этих функций сотрудники полиции в соответствии с этим Законом наделены определёнными полномочиями (требовать от граждан прекращения неправомерных действий, применять отдельные меры государственного принуждения, а в особых случаях и физическое принуждение, специальные средства, огнестрельное оружие и т.д.).

Основное назначение прокуратуры состоит в надзоре за точным и беспрекословным исполнением законов всеми гражданами, должностными лицами и государственными органами, предприятиями, учреждениями и т.д. Прокуратура РФ также принимает меры, направленные на устранение нарушений законов и привлечение виновных к ответственности, осуществляет уголовное преследование, а так же надзор за исполнением законодательства в полиции. [17]

Прокуратура РФ не принадлежит к органам судебной или исполнительной власти. Это правоохранительный орган, обладающий статусом, закрепленным в федеральном законодательстве. Деятельность прокуратуры РФ в современный период определяется Федеральным законом "O прокуратуре Российской Федерации". Прокуратура не вмешивается в оперативную управленческую и хозяйственную деятельность. Она проводит проверки лишь на основе поступивших сообщений и имеющихся сведений о нарушениях закона. По факту нарушения законодательства прокурор может принести протест, внести представление, вынести постановление. Протест приносится на незаконные правовые акты самому нарушителю (органу власти или должностному лицу), а представление об устранении нарушений закона - вышестоящему должностному лицу.

К органам, противостоящим правонарушениям, относятся и органы федеральной безопасности. Важные юридические и правоохранительные функции выполняют нотариусы. Они проверяют, соответствуют ли заверяемые ими документы закону, допустимы ли подобные договоры, есть ли у сторон право совершать определенные юридические действия. В России допускается деятельность как государственных, так и частных нотариальных контор. [8]Дисциплина – понятие


Дисциплина-это сознательное повиновение всех граждан порядкам и правилам, установленным государством и его полномочными органами, строгое соблюдение норм поведения, согласованность в действиях, а что касается государственных служащих, то выполнение ими общих и должностных обязанностей и распоряжений руководителей.

Государственная дисциплина всегда отличается подчинение руководящим указаниям вышестоящих должностных лиц нижестоящих структур. Руководящие указания, данные во исполнение закона не являются законом сами по себе. Подчинённые обязаны выполнять приказы и распоряжения руководителей в силу служебной и трудовой зависимости, коей не наблюдается по отношению к гражданам государства. По отношению к гражданам в каждом конкретном случае властные указания администрации принуждают к исполнению закона, посредством силы административного акта или требования изданных в пределах компетенции должностного лица. Поэтому, в данном случае можно говорить не о дисциплине, а о законности, то есть обязанности соблюдения закона каждым гражданином.

Проблема дисциплины включает как теоретические, научные, так и практические аспекты. Комплексный характер проблемы дисциплины предопределяет и необходимость привлечения к ее решению различных наук — философии, права, экономики, социологии, менеджмента, кибернетики, социальной психологии, психологии, медицины, физиологии и др.

Дисциплиной управляли во все времена, хотя назывался этот процесс по-разному: управление дисциплиной, укрепление дисциплины, обеспечение дисциплины, повышение уровня дисциплины и т.д.[9]

Виды дисциплины

Дисциплина по видам социальных норм: государственная, экономическая, политическая, финансовая, трудовая и другие виды дисциплины. При более дробной классификации называется большее количество видов дисциплины. Так, отношения по поводу соблюдения технологических норм образуют технологическую дисциплину, отношения по поводу соблюдения плановых норм — плановую дисциплину, отношения по поводу соблюдения государственных решений — государственную дисциплину и т.д.

Государственная дисциплина — это отношения по поводу исполнения решений органов власти. Органы власти для эффективного управления обязаны иметь информацию об уровне исполнения решений. В целях повышения доверия общества к государственным институтам, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения государственными служащими должностных (служебных) обязанностей, исключения злоупотреблений на государственной службе, были приняты Общие принципы служебного поведения государственных служащих, утвержденные Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 в редакции Указа Президента РФ от 16 июля 2009 г. № 814, которые постоянно совершенствуются.


Государственная дисциплина, законность и правопорядок тесно связаны между собой, поскольку государственная дисциплина невозможна без соблюдения и исполнения законов и сознательного позитивного отношения государственных служащих к установленному правопорядку.

С точки зрения нормативного обеспечения понятие дисциплины шире понятия законности. Государственная дисциплина обеспечивается как правовыми нормами, так и другими социальными нормами в том числе и моральными. В основе государственной дисциплины лежит исполнительская дисциплина, добросовестное исполнение должностных лиц возложенных на них обязанностей.

Дисциплина труда. Важнейшей сферой общества является сфера труда. Рассмотрим особенности дисциплины труда как части правопорядка в этой сфере. Часто от работы по управлению трудовой дисциплиной ждут большего, чем она может дать, и тем самым упускают другие направления деятельности по совершенствованию производства, организации труда. В связи с этим важно понимать, что такое дисциплина труда и дисциплинарные отношения.

По способу подчинения дисциплина делится на принудительную и добровольную. Дисциплина в фирме — показатель уровня ее организации, нравственного здоровья коллектива. Можно выделить три вида дисциплины:

1) Исполнительская дисциплина. Недостаток этого вида дисциплины состоит в том, что работнику не предоставляют права и, более того, не хотят, чтобы он их имел и проявлял какую-либо активность;

2) Самодисциплина. Она включает проявление работником активности большей, чем требует норма права.

3) Активная дисциплина. Этот вид дисциплины более предпочтителен, так как работник проявляет в своем поведении активность.

Целью управления дисциплинарными отношениями является воспитание не исполнительской дисциплины и даже не активной дисциплины, а самодисциплины.

Дисциплинарные отношения регулируются всеми отраслями права: государственным, бюджетным, образовательным, финансовым, административным, трудовым, служебным и т.д.

Дисциплинарные отношения — это вторичная форма трудовых отношений по поводу исполнения обязанностей и реализации прав, а также распределения прав и обязанностей.

Важным видом отношений являются правоотношения. Они возникают на основе норм права. Она включает права, обязанности, объект отношения и ответственность сторон.

По содержанию дисциплинарные отношения делятся на четыре вида: 1) охранительные; 2) воспитательные; 3) поощрительные; 4) организационные.


Содержанием дисциплинарного отношения являются права и обязанности его сторон, их ответственность. Они различаются в зависимости от вида отношений.

Охранительные правоотношения возникают в случае невыполнения обязанности, превышения права, причиняющего ущерб, вред другим работникам. Стороны охранительных отношений — работодатель и работник. Уточняя систему управления дисциплинарными отношениями, целесообразно использовать примерную модель управления дисциплинарными отношениями. Содержание правоотношений включает право и обязанность применить к нарушителю меру воздействия. Работник обязан претерпеть меру взыскания.

Поощрительные отношения порождаются проявлением работником активности в том виде, который указан в гипотезе поощрительной нормы. Носитель дисциплинарной власти может, а при определённых условиях обязан поощрить работника.

Организационные отношения складываются из деятельности, направленной на создание, поддержание дисциплинарных отношений. Они включают: определение прав, обязанностей, ответственности; распределение их среди работников и т.д.[10] Воспитательные отношения включают право и обязанность работодателя воспитывать работника, используя, в частности, метод убеждения. Цель развития этих отношений состоит в: повышении уровня образования; формировании личности; передаче необходимых навыков и умений, компетенций; формировании мировоззрения; совершенствовании физического развития человека.

Взаимосвязь законности и правопорядка и дисциплины

В правовой сфере трудно найти явления более взаимосвязанные, чем законность и правопорядок. Это привело к тому, что долгое время различие между ними не проводилось и они употреблялись как равнозначные понятия. Сходство и различие во взаимодействии важно проследить, ибо это имеет огромное практическое значение, как для укрепления законности, так и упрочения правопорядка.

В правовой системе oобщества есть три категории, соотношение которых целесообразно проследить. Такими категориями являются право, законность и правопорядок. Они имеют много общего, слишком высока степень их взаимопроникновений и зависимостей. Свойства этих категорий переходят из одного в другое качество анализируемых явлений. Долгое время в содержание законности и правопорядка вкладывалось выполнение законов и поэтому различие между ними не проводилось.


Эти категории формируются на одних принципах, взаимосвязаны с государственной властью, у них единое государственно-волевое содержание и интересы. Но это не отрицает, а предполагает[11] наличие принципиальных отличий, определяющих их качественную самостоятельность.

Право, законность, правопорядок – различные по содержанию и характеру категории:

право – установленная законом государственная воля и интересы, их объективированная форма, имеющая нормативную определенность;

законность – качественная сторона правовой деятельности субъектов права и их поведения; свойство метода, принципа, режима;

правопорядок – состояние правовой жизни общества, упорядоченная система правовых отношений и их свойств.

Они выступают различными этапами реализации воли и интересов власти и народа:

право – начальный этап, как оформление воли и интересов в обязательные для всех правила, их объективирование;

законность – реализующееся право, правовое качество нормативных и правореализационных актов, процесса их реализации;

правопорядок – претворенное в жизнь право, реализованные воля и интересы государственной власти и народа.

Различен уровень развития правовой материи: начальный момент, движение и конечный результат.

Они несут различную правовую функциональную нагрузку. Право, законы – юридическая основа правопорядка, законность – средство его установления, правопорядок – результат осуществления права и законности, упорядочивающий социальную жизнь.

Есть законность – есть и правопорядок. Нет законности – есть беззаконие, произвол, анархия. Поэтому прочность и совершенство правопорядка находятся в прямой зависимости от законности, от этого качества нормотворческого и правореализационного процесса.

Различны их связи и зависимости.

Если законность выступает как причина, то правопорядок следствие.

Каждая из форм проявления законности имеет свои определенные последствия. Их нельзя включать в понятие законности, как нельзя смешивать причину и следствие. Требования законности в нормотворческом процессе обусловливают стройную и разветвлённую систему демократического и справедливого законодательства, право. Требования законности в правореализационном процессе приводят к устойчивым правоотношениям, обеспечивают правовой порядок. Поэтому право, правоотношения, правопорядок есть результат осуществления законности в ее качественных параметрах. Эти характерные черты переходят на право, правоотношения, правопорядок. Поэтому речь идет не о любом законе, правоотношении, порядке, а об определенных их качественных характеристиках. Законность выступает своеобразным правовым средством в руках государственной власти и народа по установлению и поддержанию правопорядка. Это условие его функционирования, которое обусловливает все существенные характеристики правопорядка как свойства и состояния общественной жизни. Данное свойство отчетливо проявляет себя в сопоставлении с его противоположностями, такими как преступность, правонарушения, злоупотребления, противозаконные нормативные и правоприменительные акты, произвол, беззаконие и т.п.