Файл: Условия эффективного взаимодействия школы и семьи в воспитании личности младшего школьника (Теория и практика организации семейного воспитания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разруша-ет ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее чле-нов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структури-рует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализа-ции. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у лич-ности образа своего «Я». Родители - первые воспитатели - имеют самое силь-ное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последую-щий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспи-тателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты яв-ляются вечной и очень ответственной задачей человечества.

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседнев-ными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате кото-рого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.

К сожалению, ускоренный темп современной жизни, с постоянно по-вышающейся ответственностью и жесткостью социально ролевых предписа-ний, неблагоприятными тенденциями в социально-психологической динами-ке развития семьи, недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая социально-психологическая культура общения приводит к нарушению семейных отношений. Все это отрицательно влияет на воспита-ние детей и формирование их личности.

Особенности семейного воспитания изучали А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и другие.

Огромный вклад в изучение семейных отношений внес А.С. Макаренко, который разработал важнейшие вопросы семейного воспитания. В «Книге для родителей» Макаренко показывает, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок.


Цель исследования: выявить особенности взаимодействия школы и семьи в воспитании детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: процесс личностно-ориентированного взаимо-действия школы и семьи.

Предмет исследования: формы сотрудничества семьи и школы.

Гипотеза исследования: родительская неделя - эффективная форма сотрудничества семьи и школы.

Задачи работы:

1. Изучить историю организации семейного воспитания в России.

2. Выявить особенности развития современной семьи.

3. Охарактеризовать педагогические основы взаимодействия школы и семьи.

4. Предложить формы взаимодействия и сотрудничества семьи и школы.

Работа состоит из введения, из двух глав, включающих в себя шесть параграфов и заключения. В первой главе рассматривается теоретические аспекты семейного воспитания, подробно описывается история семейного воспитания. Во второй главе идет подробное описание организации взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания детей младшего школьного возраста.

Глава 1 Теория и практика организации семейного воспитания

1.1 История организации семейного воспитания в России

Наука о семейном воспитании - относительно новая отрасль теоретиче-ских знаний о воспитании детей в семье. В России лишь со второй половины IX столетия стала выделяться из общей педагогики самостоятельная область ведения о воспитании детей до школы. Конечно, и до этого немало было в стране педагогических сочинений о первоначальном воспитании детей. Но собственно отечественных трудов среди них было немного, преобладали иноземные, в переводе на русский или в оригинале.

Расцвет русской теории о семейном воспитании приходится на конец 19-начало XX столетия. Именно в это время велись поиски новые способов вос-питания детей в семье.

Теория и опыт семейного воспитания обретали новые активные способы воздействия на школу: родительские собрания, родительские комитеты и подобные им объединения родительской общественности. Семья и школа пришли к признанию необходимости сотрудничества в деле воспитания и преодоления разногласий антагонизма.


После 1917 года и до 90-х годов мы пережили величайший в истории человечества общественно- государственный эксперимент по освобождению российских народов от гнета частного капитала, от эксплуатации человека человеком, пишет Лебедев. Коллективные отношения определяли строй се-мьи и семейного воспитания [14, с.3].

Первый образовательный институт человека есть семья, а школа, даже элементарная, есть же продолжение воспитания и образования. А как идет воспитание в семье - хорошо или худо? Семья, да и школа, знают ли природу дитяти, особенности его возрастов, и поступают ли собрано с ними? Эти во-просы возникали при серьезном отношении к воспитанию [3, с.11].

Семья развивалась и слагалась при самых неблагоприятных историче-ских условиях. В древности семья не составляла отдельной, независимой единицы, хотя отец семейства и был полным властителем своей жены и де-тей. Она была частью целого рода, который состоял из многих семей, тесно связанных между собой происхождением от одного прадеда и признавших власть старшего в роде. Единицей был этот род. У каждой семьи кроме своих семейных интересов был еще интерес жизни общей, родовой, было чувство родовой чести: охранять ее, был долг совести каждого, потому что каждый имел значение не сам по себе, как личность, а по своему роду. Весь род вступался за бесчестье своего члена; зато весть род восставал на него, если бы он вздумал противиться тому, что, по общему мнению, рода было священным, нравственным; а нравственность слагалась из принятых укоренившихся отношений между всеми членами. Кто не хотел подчиниться этим общим требованиям, тот должен был оставить свой род.

Постепенно родовые связи стали слабеть, и семья начала приобретать самостоятельное значение. В XVI столетии московская семья является уже отдельной, независимой единицей; идеально выразилась она в известном Домострое. В ней отец семейства выступает грозным властелином, который уже называется государем дома. И в самом деле, он в своей семье был таким же государем, каким великий князь московский - в русской земле. Советы Домостроя клонятся к тому, чтобы семью совершенно обособить от остального мира, чтобы никто не знал, что делается в семье. Полная монастырская замкнутость и полный произвол владыки дома, вот какие были основания семейной жизни. Вся жизнь ограничивается одними узкими, эгоистичными семейными интересами. Что же касается воспитания, то рекомендуются только плеть да жезл. Со стороны жены и детей в Домострое требуется одно строгое повиновение во всем; а для ограничения произвола отца семейства советуется только осторожность в побоях, чтобы не произошло увечья. Вла-дыка дома мог принудить жену постричься в монастыре, и он делался сво-бодным [21, с.26].


Уложение царя Алексея Михайловича красноречиво подтверждает все те описания русской семейной жизни, какие дошли до нас в сказаниях ино-странцев, бывших в то время в Москве, и в наших собственных литератур-ных памятниках. Уложение заботливо берет семью служилых людей под покровительство закона: оно ограждает вдов и сирот от нищеты, точно определяет их имущественные права и назначает им «прожиточные поместья. Уложение старается страхом жестоких казней поддержать те нравственные отношения в семье, которые, по описанию современников, уже теряли свои ос-новы. За грубые речи детей в обращении с родителями и за драку с ними Уложение велит бить кнутом таких забывателей закона христианского. Но в то же время Уложение не допускает никаких жалоб детей на их родителей, хотя бы те жалобы были справедливы: «им на отца и на матерь ни в чем суда не давать, да их же за такое челобитье бить кнутом и отдать отцу и матери» [14, с. 28].

Таким образом, со стороны закона детям, в каком бы возрасте они не находились, не было защиты от родительского произвола.

В то же время русская семья сильно потерпела от вторжения в нее государственной власти: отцы должны были отказаться от права распоряжаться судьбою своих сыновей. Это право приносилось в жертву интересам новосо-зданного государства. Ему нужны были люди, которые бы прошли какую-нибудь школу, хотя бы знали только грамоту да цифирь. И вот из семей по царским указам стали выбывать в раннем возрасте дети для школьной науки, поступать под чужой надзор и затем уже переходить на царскую службу. Многие мальчики старше десятилетнего возраста, взятые из семьи, стали воспитываться не на глазах у родителей, а под надзором грубых приставников и суровых мастеров, вооруженных розгой и другими орудиями наказания: тогдашняя школа нравственно портила детей, ожесточая их сердца. Петр Великий вывел женщину из уединенного терема прямо на шумные при-дворные праздники, балы, ассамблеи. Внешний блеск, роскошь, красота в европейском вкусе вошли в ее понятие об образовании и надолго исказили истинное понятие о действительном образовании.

Таким образом, русская преобразованная семья стремилась к светскости, с искаженным понятием об образовании.

Табель о рангах 1721 г. оказала большое влияние на нравственное направление новой дворянской и чиновничьей семьи. Прежние заботы о родовой чести, понятие о которой, как мы видели, сильно исказились, сменились заботами о добывании чинов: каждый чин давал известные права и привилегии; чин обеспечивал семью благосостоянием и даже сторонним уважением и почетом. Вся семья сделалась заинтересованной чином отца семейства, в особенности женская ее половина: жена и дочери, по мужу и отцу, могли пользоваться правом на известные титулы, более или менее почетные - благородие, высокоблагородие и другие, занимать в официальных торжествах и церемониях определенные места, также с разными степенями почета [14, с.28-31].


Императрица Екатерина II в начале своего царствования согласилась с Бецким усилить влияние государства на семью, которая оказывалась несостоятельной в воспитательном деле. И.И. Бецкий составил план брать у родителей пятилетних детей и воспитывать их до совершеннолетия в полном отчуждении от семьи. По этому плану был преобразован шляхетный корпус, вновь открыта Академия художеств, воспитательное общество благородных девиц, с мещанским отделением, коммерческое училище. Задумана была грандиозная идея - воспитывать новую породу людей, не зараженную суеверием, предрассудками и пороками своих семей, с расчетом, что они, сами, став потом отцами и материями, будут воспитывать своих собственных детей по тому образцу, как сами были воспитаны. Хорошая французская речь в разговоре и известные манеры сделались заботами каждой матери и в семейном воспитании, в особенности дочерей. Понятно, что тут не могло быть и речи, ни о каких нравственных идеалах, связанных с высшими интересами жизни. Князь Щербато так отзывается о первых выпусках девиц из Смольного монастыря: «Ни ученых, ни благородных девиц не вышло, как толико, по колику природа их снабдила; воспитание более состояло - играть комедии, нежели сердце, нравы и разум исправлять». А о воспитанниках шляхетского корпуса он делает также замечание: «Вышли с малым знанием и с совершенным отвращением всякого повиновения; зачатые войны еще свое свидетельствуют» [14, с.34-35].

В 1802 году сенат пришел в недоумение, рассуждая об одном деле, в котором согласно с Уложением назначалось строгое наказание за неповиновение матери; но дочь была замужняя и по тому Уложению обязана была во всем повиноваться воле мужа, а не непослушание также подвергалась не менее строгому наказанию. В данном случае воля матери, и воля мужа оказались в совершенном противоречии: бедной женщине не было никакого спасения от суда и наказания. Дворянская и чиновничья семья далеко отошла от них, силясь усвоить себе понятия, вырабатываемые западным образованием.

А затем настала другая эпоха в историческом развитии русской семьи. Государство окончательно признало ее неспособной воспитывать детей в тех принципах, которые хотело положить в основание русской жизни. Еще в царствование Александра Павловича значительно было увеличено число казенных воспитательных заведений, преимущественно военных, и женских институтов, куда привлекались дети из дворянских семей. В следующее царствование на них было обращено особенное внимание: при каждой гимназии в столицах и в губернских городах заводились пансионы, где даром или за небольшую плату дети получали воспитание вместе со специальным образованием для какой- либо определенной государственной службы. Выгода для семьи была привлекательная. Воспитание детей с десятилетнего возраста почти ничего не стоило, да, кроме того, обеспечивало и будущую карьеру. И вот со всех сторон русской земли стали свозить детей в известные центры на казенное воспитание. В истории русской семьи нельзя обойти этого факта: он остался не без влияния на ее дух. Нет сомнения, пишет Лебедев, что удаление от семьи в раннем возрасте не могло способствовать между родителями и детьми сближению, не могло развить в них откровенности и скрепить их прочными нравственными узами [14, с.36-39].