Файл: Теории обучения и воспитания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Проблема адаптации детей к школе является одной из наиболее важных проблем начальной ступени образования: сложной для педагогов и чувствительной для родителей. Известно, что в основе любого адаптивного цикла лежит эволюционно обусловленная программа приспособления, реализующаяся в той или иной форме активности, которая является одним из ведущих гомеостатических факторов.

По мнению М.Р. Битяновой, в самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным.

Проблемой школьной адаптации занимались многие зарубежные и отечественные педагоги и ученые. Ими были изучены такие вопросы как влияние педагогики среды на развитие личности ребенка (Л.В. Мудрик, Т. С. Семенова и др.); исследование понятия «социальная адаптация» отечественными учеными (А.В. Петровский, А.А. Налчаджян и др.); особенности адаптации первоклассника к новым условиям систематического обучения в коллективе сверстников (М.М. Безруких, С.А. Беличева, М.Р. Битянова).

В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования среди личностных результатов освоения основной образовательной программы заявлены овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Таким образом, анализ теории, практики и стратегических документов в области образования Российской Федерации свидетельствует об актуальности проблемы адаптации первоклассников к условиям школьного обучения, а также проблемы использования для этого наиболее эффективных способов педагогической деятельности, в том числе и социально-педагогической работы.

Для нашей работы наиболее важными являются труды М.Р. Битяновой, Д.Ю. Соловьевой, Н.В. Цыба, А.Л. Венгер, Л.И. Божович, М.М.Безруких, Г.М.Андреевой, Н.Н.Михайловой.

Результаты анализа научных исследований и образовательной практики высветили наличие противоречий между необходимостью содействия адаптации первоклассников и недостаточностью проводимых в школе мероприятий, между требованиями, предъявляемыми школой и возрастными особенностями первоклассников.


Существующие противоречия позволили определить проблему исследования: что необходимо предпринять для успешной адаптации первоклассника к школе?

Актуальность и значимость рассматриваемой проблемы, недостаточность ее теоретической и практической разработанности определили тему дипломного исследования: «Социально-педагогическая деятельность по содействию адаптации первоклассников к школе».

Объект исследования: социально-педагогическая деятельность в начальной школе.

Предмет исследования: социально-педагогическая деятельность по содействию адаптации первоклассников к школе.

Цель исследования заключается в разработке, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке комплекса мероприятий, направленного на содействие первоклассникам в их адаптации к школе.

Гипотеза исследования: социально-педагогическая деятельность по содействию адаптации первоклассников к школе будет эффективна, если будет осуществляться на основе своевременно проведенной диагностики уровня адаптации и будет включать комплекс мероприятий, направленный на адаптацию первоклассников к школьному обучению, для которого характерно введение знаний о новых условиях жизнедеятельности, использование игровых заданий и упражнений, групповой формы работы.

В соответствии с выдвинутыми целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:

  1. Изучить теорию и практику по проблеме исследования.
  2. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста.
  3. Изучить содержание понятия «адаптация первоклассника к школе».
  4. Выявить особенности социально-педагогической деятельности по содействию первоклассникам к адаптации.
  5. Провести констатирующий эксперимент.
  6. Разработать комплекс мероприятий по адаптации к школьному обучению.
  7. Экспериментально проверить эффективность комплекса мероприятий, направленного на содействие адаптации первоклассников к школе путем контрольного диагностирования.

В ходе исследования автором применялись следующие методы:

  • теоретические: анализ литературы; теоретический анализ и синтез, сравнение, обобщение;
  • эмпирические: педагогическое наблюдение, опрос, анкетирование, беседа, анализ документации, педагогический эксперимент;
  • математические: количественный и качественный анализ результатов исследования, статистическая и графическая обработка результатов экспериментальной деятельности.

Экспериментальная база исследования: МАОУ «СОШ № 12 им. В.Ф. Маргелова» г.Кунгура. В качестве экспериментальной группы выступили учащиеся 1 «А» класса в количестве 30 человек и их родители.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Адаптация первоклассников к школе как социально- педагогическая проблема

1.1.Понятие и сущность адаптации младшего школьника

Понятие «адаптация» может также иметь различное значение в зависимости от того, биологический или социальный ее аспекты рассматриваются в конкретном исследовании.

Адаптация - (от лат. adaptatio - прилаживание, приноравливание) - приспособление самоорганизующийся системы к изменяющимся условиям среды.

Адаптация социальная (от лат. adapto - приспособляю и socialis - общественный) - 1) постоянный процесс активного приспособления

индивида к условиям социальной среды; 2) результат этого процесса [4].

В нашей стране понятие «социальная адаптация» начало широко использоваться с середины 60-х годов прошлого века, однако при этом сам этот термин понимался различными авторами неодинаково. Н. Никитиной социальная адаптация трактуется как «интеграция личности в сложившуюся систему социальных отношений» [33].

По мнению М.Р. Битяновой, адаптация - это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию [9].

Ею отмечается объективно-субъективный характер адаптации (приспособление и приспосабливание) и указывается, что благодаря социальной адаптации «человек усваивает необходимые для жизнедеятельности стандарты, стереотипы, с помощью которых активно приспосабливается к повторяющимся обстоятельствам жизни» [9, с.132].

Одной из сфер социальной адаптации первоклассника выступает его адаптация к школьной жизни. Школьная адаптация - приспособление ребенка к первичному учебному коллективу (классу), нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе. Включение ребенка в систему взаимоотношений класса с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями происходит в процессе школьной адаптации. [5, c. 89].


Д.Ю. Соловьева предложила следующие составляющие школьной адаптации [42, с.24].

  1. Организационная адаптация - это приспособление ребенка к новой системе организации жизни: к новым требованиям, правилам, режиму дня, обязанностям, статусу, т.е. критерием школьной адаптации в данном случае выступает готовность первоклассника к принятию новой социальной позиции школьника.

В качестве показателей адаптированности могут выступать:

  1. сформированность позиции школьника;
  2. принятие ребенком школьных правил.

Первый пункт означает сформированность положительного отношения к школе, учению, познанию как к радости открытия, стремления к социально-нормированным формам поведения, к овладению социально значимыми знаниями и умениями. Это готовность к новым обязанностям, ответственности перед школой, учителем, классом.

  1. Учебно-мотивационная адаптация. Начало обучения ребенка в школе позволяет ему занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности. Но в самом начале обучения у первоклассников еще нет потребности в теоретических знаниях, а именно эта потребность является психологической основой формирования учебной деятельности.
  2. Психологическая адаптация. В исследовании процесса школьной адаптации значимость приобретает анализ эмоциональных проявлений. Это непосредственно связано с тем, что новые требования изменяют состояние эмоциональной сферы, вызывая неспецифическую, стрессовую реакцию организма, вплоть до возникновения пограничных нервно-психических расстройств. В связи с этим наше внимание должно акцентироваться не только на успеваемости и поведении ребенка, но и на изучении психологического здоровья первоклассников. В данном случае критерием школьной адаптации может выступать эмоциональное состояние ребенка в школе.
  3. Социальная адаптация. Одним из основных критериев школьной адаптации являются особенности поведения ребенка в школе: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися и учителем. По мнению Д.Ю. Соловьевой, в начальной школе способность ребенка к конструктивному взаимодействию в новой социальной среде зависит от опыта семейных отношений, а также от содержания и характера трансляции школьных норм. Знакомясь с новыми формами социального поведения, дети начинают экспериментировать с ними, пытаясь применять их в образовательном учреждении и в семье. Налаживая отношения со взрослыми и сверстниками (как формальные так и неформальные), ребенок отбирает те образцы поведения, которые согласуются с имеющимся у него представлением о мире и о себе и пытается приспособить усвоенные правила к конкретной ситуации. В этом проявляется активный характер адаптации к школе, с одной стороны позволяющей раскрыться индивидуальности ребенка, а с другой - определяющей различные отклонения в социальном поведении. Индивидуальный стиль жизни, основные черты которого формируются к началу школьного обучения, позволяют ребенку гибко использовать усвоенные нормы в соответствии со своими представлениями и ожиданиями значимых взрослых.

Эффективность адаптации зависит от того, насколько адекватно ребенок воспринимает себя и свои отношения с другими людьми. Таким образом, основным индикатором трудности процесса социальной адаптации являются негативные изменения в поведении ребенка: это могут быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Иногда возникает чувство страха, нежелание идти в школу и т.д. [42, с. 26].

В период приспособления ребенка к школе наиболее значимые изменения происходят в его поведении. Как правило, индикатором трудностей адаптации являются такие изменения в поведении, как чрезмерное возбуждение и даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессия и чувство страха, нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе [7].

По мнению Н.В. Цыба, степень адаптированности детей можно условно разделить на три группы [45, с. 69].

Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, находят новых друзей. У них преобладает всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же возникают сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.

Вторая группа детей имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.

Третья группа - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они "мешают" работать в классе [41].

Адаптация к школе - естественный процесс привыкания ребенка к жизни в определенных условиях, к заметному изменению образа жизни [9]. Рассматривая адаптацию ребенка к школе, исследователи выделяют уровни адаптации.