Файл: Роль мотивации в поведении организации (Сущность и роль мотивации в управлении персоналом).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы мотивации персонала на предприятии

1.1. Сущность и роль мотивации в управлении персоналом

1.2. Теории мотивации персонала и их использование на современных предприятиях

Глава 2. Анализ мотивации персонала в Пермском ОСБ № 6984/0535 ПАО «Сбербанк России»

2.1. Краткая характеристика организации

Таблица 2

2.2. Анализ персонала организации

2.3. Анализ системы мотивации персонала

2.4. Выявление недостатков в существующей системе мотивации персонала

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию мотивации персонала Пермского ОСБ № 6984/0535 ПАО «Сбербанк России»

3.1. Совершенствование системы материальной мотивации в Пермском ОСБ № 6984/0535 ПАО «Сбербанк России»

3.2. Совершенствование системы нематериальной мотивации в Пермском ОСБ № 6984/0535 ПАО «Сбербанк России»

3.3. Организация обучающих программ для сотрудников Пермского ОСБ № 6984/0535 ПАО «Сбербанк России»

Заключение

Список литературы

Приложения

По таблице 4, можно сделать вывод, что за анализируемый период наблюдается увеличение числа специалистов на 2 и 4 сотрудников за 2015-2016 гг. соответственно. Отделение постепенно расширяется, что требует открытия новых должностей и вакансий.

Таблица 5

Качественный состав персонала Пермского ОСБ

№ 6984/0535 ПАО «Сбербанк России за 2015-2016 гг.

Показатель

Численность, чел.

Удельный вес. %

Базовый год

Отчетный год

Базовый год

Отчетный год

Группы персонала по возрасту, лет

От 20 до 30

51

45

53,13

45

От 30-40

42

52

43,75

52

От 40 до 50

3

3

3,13

3

Итого

96

100

100

100

По уровню образования

Среднее профессиональное

18

15

18,75

15

Незаконченное высшее

51

46

53,13

46

Высшее

27

39

28,13

39

Итого

96

100

100

100

По трудовому стажу

До 1 года

13

11

13,54

11

От 1 до 3

27

25

28,13

25

От 3 до 5

54

58

56,25

58

От 5 до 10

1

3

1,04

3

Свыше 10

1

3

1,04

3

Персонал в отделении достаточно молодой. Средний возраст работников составляет от 30 до 40 лет, что составляет больше 50% от всей численности. Данная тенденция сохраняется и в 2016 г. Основная часть специалистов компании имеют высшее образование, либо доучиваются. Как правило, люди с высшим образованием обладают достаточным количеством знаний, умеют правильно общаться с людьми, а это особенно важно в банковской отрасли. Также важно учесть, что в отделении банка большее предпочтение отдаются людям с профильным высшим образованием, нежели сотрудникам с высшим образованием по различным другим специальностям. В данном отделении банка работают сотрудники с опытом работы, 58% штата персонала работают больше 3 лет, что свидетельствуют о высокой квалификации персонала.


Таблица 6

Текучесть кадров за 2014-2016 гг.

Категории персонала

2014

2015

2016

Отклонение

2015

2016

Руководители

-

-

-

-

-

Специалисты

7

6

4

-14,3

-33,4

Операционные работники

-

-

-

-

-

ВСЕГО

7

6

4

X

X

По данным таблицы 6 видно, что текучесть кадров наблюдается только в категории специалистов. По проведенному анализу можно сделать вывод, что с каждым годом все меньше сотрудников увольнялись, по тем или иным причинам. В 2015 г. по сравнению с 2014 г. текучесть уменьшилась на 14,3%, а в 2016 г. по сравнению с 2015 – на 33,4%. Основной причиной увольнения является то, что в отделение не наблюдается карьерного роста. Также по иным причинам: переезд в другой город, по выходу в декретный отпуск и другим семейным обстоятельствам.

2.3. Анализ системы мотивации персонала

В Пермском отделении № 6984/0535 ОАО «Сбербанк России» существуют различные системы мотиваций, как материальной, так и нематериальной.

Одной из основных систем мотивации является система «5+». Система «5+» неразрывно связано с системой оплаты труда и вступает в силу по мере внедрения новой системы мотивации. Оценка осуществляется непосредственным руководителем и основана на: самооценке работников; объективных данных о личной эффективности работников; постоянном наблюдении за деятельностью и поведением работников.

Каждый руководитель должен предоставлять работникам обратную связь – сообщать результаты оценки, давать рекомендации и советы по повышению результативности и эффективности.

Результаты оценки используются: при определении размера квартальной и годовой премии; для определения необходимого обучения; при принятии решения о карьерном продвижении; при пересмотре размера должностного оклада.


Критерии, которые показаны на рисунке 2 оцениваются по пятибалльной буквенной шкале: A – значительно превосходит ожидания; B – превосходит ожидания; C – соответствует ожиданиям; D – требует улучшения; E – неудовлетворительно.

Рисунок 2 - Критерии оценки личной эффективности сотрудников по системе «5+»

Данная шкала применяется для оценки соответствия «Портрету» успешного работника банка. Процедура проведения оценки показана в таблице 7.

Таблица 7

Процедура проведения оценки

Начало квартала

Непосредственный руководитель в свободной форме ставит перед работниками задачи на оценочный период.

В течение квартала

Непосредственный руководитель наблюдает за деятельностью и поведением работников.

После окончания
квартала

Работники осуществляют самооценку и направляют ее
непосредственному руководителю.

После окончания
квартала

Непосредственный руководитель получает самооценку работников и выставляет оценки по 5 критериям и итоговую квартальную оценку.

Итоговые оценки согласуются и утверждаются вышестоящим
руководителем и куратором подразделения.

Оценки и индивидуальные коэффициенты премирования
направляются работниками кадровых служб УБУиО, после чего происходит выплата премий.

Не позднее 10 числа (второго месяца, следующего за отчетным кварталом)

Оценки сообщаются работникам. Руководитель в ходе обратной связи обсуждает с работником его результаты и ожидания на следующий оценочный период.

По завершении цикла оценки

В случае несогласия с оценкой руководителя работник может подать апелляцию к вышестоящим руководителям и в Комиссию по трудовым спорам.

Оценка по Системе «5+» влияет на размер премии работника через установление соответствующего коэффициента – К5+

Индивидуальный коэффициент премирования по итогам работы за квартал рассчитывается по формуле:

Кинд = Кнорм + Кприб + Ккпэ + К5+ (1)

где Кнорм – нормативный коэффициент премирования;

Кприб – коэффициент зависимости от прибыли;

Ккпэ – коэффициент зависимости от выполнения КПЭ подразделения (при наличии);

К5+ - коэффициент оценки по системе «5+».

Данная система применяется для всех сотрудников «Сбербанка России».


Следующая мотивационная программа - это «Яркое лето в Сбербанке». В данной мотивационной программе могут участвовать: менеджеры по продажам (МПП) и специалисты по прямым продажам (DSA); менеджеры по ипотечному кредитованию (МИК).

Программа рассчитана на 4 месяца: с 1 мая по 31 августа.

Суть программы состоит в том, чтобы продавать страхование жизни заемщиков от СК «Сбербанк страхование», преодолеть заданную планку клиентских платежей, войти в топ-лучших и получать денежные вознаграждения.

Также в качестве дополнения к оплате труда и премированию Пермское отделение № 6984/0535 ПАО «Сбербанк России» предлагает своим сотрудникам социальный пакет, который включает в себя:

1. предоставление материальной помощи в связи со сложными жизненными обстоятельствами;

2. доплаты к пенсиям неработающим пенсионерам;

3. программа страхования от несчастных случаев и тяжелых болезней, финансируемая Сбербанком;

4. льготное кредитование своих сотрудников;

5. полная оплата больничного листа и отпуска по беременности и родам;

6. предоставление оплачиваемого отпуска;

7. отчисления в пенсионный фонд, уплата подоходного налога.

В Пермском ОСБ № 6984/0535 проводится конкурс «Лучший по продажам». Подведение итогов по конкурсу проходит в конце года, а в течение года собирается вся информация об участниках, то есть показатели эффективности труда сотрудника, полученные награды, стаж работы. Самые лучшие получают денежные призы, а также благодарность и диплом.

Нематериальная мотивация: благодарности каждый год 12 ноября в День сотрудника Сбербанка лучшим сотрудникам; благодарность Президента Банка; почетные знаки отличия; занесение в Книгу Почета; сертификаты, дипломы, грамоты за отличную работу каждый квартал; стенд «Лучший работник месяца»; вечер «без галстуков» с руководителем ОСБ (неформальная обстановка); корпоративные праздники: Новый Год, 23 Февраля, 8 Марта и День Победы, а также День сотрудника Сбербанка.

Нужно еще отметить то, что Пермское отделение банка организует мероприятия для детей сотрудников, такие как: детские новогодние праздники; детский оздоровительный отдых в лагерь «Колос».

Сотрудникам, которые отличились за анализируемый год, руководитель Пермского ОСБ ходатайствует о награждение их государственными наградами.


2.4. Выявление недостатков в существующей системе мотивации персонала

Изучив и полностью проанализировав деятельность Пермского ОСБ № 6984/0535 ПАО «Сбербанк России», можно сделать вывод, что отделение двигается в ногу со временем, использует современные технологии, программные обеспечения, тем самым частично автоматизируя некоторые процесс работы. Трудовые отношения между сотрудником и руководителем установлены в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. Но, все-таки, есть недостатки, которые необходимо устранить.

Слабыми местами данного отделения банка, в основном, являются система мотивации и система управления персоналом.

В ходе анализа Пермского ОСБ проводилось анкетирование сотрудников (в соответствие с приложением 2). Результаты представлены в приложении 3.

В анкетирование приняли участие 84 человек, в том числе 5 руководителей, 76 специалистов и 3 рабочих. По совершенствованию материальной мотивации больше 55% опрошенных отметили о введении: медицинского обслуживания, абонемента в тренажерный зал, а также туристических путевок по льготным ценам. По совершенствованию нематериальной мотивации больше 63% сотрудников отметили о необходимости построения карьерного роста. Больше 50% опрошенных сотрудников указали свое желание в получении дополнительного образования и возможности получить опыт работы в других территориальных банках ПАО «Сбербанк России». 82% сотрудников отметили хорошую атмосферу в коллективе, что способствует благоприятному климату в отделении.

Выводы

В работе рассмотрено Пермское ОСБ № 6984/0535 ПАО «Сбербанк России», действующее с 2001 г, предоставляющее весь комплекс банковских услуг в Бардымском районе. Данное отделение занимает лидирующее позиции среди конкурентов. Организационная структура управления линейно-функциональная. В Пермском ОСБ № 6984/0535 ПАО «Сбербанк России» на данный момент работает 100 человек (данные на 1 января 2017 г.). Численность персонала в отделение по сравнению с 2015 г. увеличилась на 4 человека, а текучесть кадров снизился на 33,4 %.

Проанализировав систему мотивации персонала в Пермском ОСБ № 6984/0535 ПАО «Сбербанк России», можно сделать вывод, что она требуется в совершенствовании, так как плохая мотивация сотрудников влечет за собой негативные последствия. Было проведено анкетированию, по результатам которого можно сделать вывод, что сотрудники не довольны:

1) отсутствием медицинского обслуживания, возможности обучения и повышения квалификаций, а также стажировок в другие отделения Сбербанка;