Файл: Коммерческие риски и способы их уменьшения в компании ООО.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 2
Существует множество видов рисков, связанных с хозяйственной деятельностью предприятия, которые следует своевременно учитывать и предотвращать. Коммерческой деятельности свойственны не все виды рисков: спектр рисков для каждого предприятия индивидуальный в зависимости от сферы деятельности хозяйствующего субъекта. В этих условиях необходимо оценивать риски на основе разработанных оценок предпринимательских рисков.
1.2 Методология анализа и оценки рисков
Существует конкретная методика, нацеленная па управление в снижении рисков, в связи с чем, необходимо рассмотреть главные способы оценки рисков.
Все возможные и предлагаемые в теории методы анализа рисков можно разбить на две стадии - качественный и количественный анализ. Главной задачей качественного анализа является определение всех факторов риска, которые влекут за собой потери и убытки организации, а также вероятность и время их наступления. Количественный же анализ - более сложный и требующий большой затраты труда, для выявления численных характеристик рисков.
В качественном подходе выделяют следующие методы анализа рисков: метод экспертных опенок, метод целесообразности и метод аналогий.
Метод экспертных оценок - группа методов оценки риска, в основе которых лежит заключение экспертов в соответствующей области. Данный метод включает в себя три основных составляющих. Во-первых, анализ задачи строится только на интуитивных и логических предположениях экспертов, гарантом правильности и объективности служит только их знания и опыт. Во - вторых, завершающей частью работы эксперта является выдача решений оценки. Третий этап, заключительный для метода экспертных оценок это обработка всех результатов решения. Для получения итоговой оценки, все полученные оценки экспертов должны быть обработаны, и выявлена общая оценка и решение определенной задачи.
Наиболее распространённые методы экспертных оценок риска относят метод Дельфи, метод бальных оценок, ранжирование.
Операционный рычаг (operating leverage - OL) отражает долю постоянных затрат в издержках, которое несет предприятие в процессе своей деятельности.
Сила воздействия операционного рычага (degree of operating leverage - DOL) определяется по формуле I:
(1)
где DOL — сила воздействия операционного рычага;
МР — маржинальный доход, руб.;
EBIT — прибыль от продаж, руб.;
FC — постоянные затраты, руб.
Маржинальный метод CVP-анализа взаимосвязи «затраты - выручка - прибыль» позволяет определить следующие значения;
- произвести расчет зависимости темпа роста прибыли относительно объема реализации продукции;
- определить уровень соотношения затрат, цены и объема реализации продукции;
- наиболее точно провести планирование прибыли предприятия и определить наиболее рентабельные виды произведенной продукции [7, с. 112].
Риск предприятия в сфере реализации финансовой деятельности предприятия, определяется соотношением собственных и заемных средств как источников долгосрочного финансирования, целесообразности и эффективности использования последних. Использование заемных средств всегда связанно с издержками. Финансовый леверидж определяет, каково должно быть оптимальное сочетание между собственными и привлеченными долгосрочными финансовыми ресурсами и как это повлияет на прибыль.
Количественно, данное соотношение измеряется показателем финансового рычага (левериджа), который прямо пропорционален финансовому риску и рассчитывается по формуле 2:
(2)
где DFL — эффект финансового рычага;
Т - процентная ставка налога на прибыль, %;
ROA — рентабельность активов предприятия, руб: г — процентная ставка по привлеченному капиталу, %;
D — заемный капитал предприятия, руб:
Е — собственный капитал предприятия, руб. [14, с. 73].
Эффект финансового рычага показывает, насколько эффективно используются заемные средства и существует ли приращение к рентабельности собственного капитала определенного процента в результате использования заемных источников финансирования. От того, существует ли приращение рентабельности собственного капитала в результате использования заемных источников финансирования, зависит наличие возникновения, объема и динамики финансового риска предприятия.
Оценку финансового риска целесообразно оценивать через проведение анализа и расчета интегральной балльной оценки финансового состояния предприятия на основании методики, представленной в таблице 2.
Таблица 2 - Интегральная балльная оценка финансового состояния предприятия [13, с. 134J
Показатель финансового состояния |
Критерий |
||
высший |
низший |
Условия снижения критерия |
|
1. Коэффициент абсолютной ликвидности (L2) |
0,5 и выше - 20 баллов |
Менее 0,1 - 0 баллов |
За каждые 0,1 пункта снижения по сравнению с 0,5 снимается 4 балла |
2. Коэффициент срочной ликвидности (L3) |
1,5 и выше - 18 баллов |
Менее 1 - 0 баллов |
За каждые 0,1 пункта снижения по сравнению с 1,5 снимается но 3 балла |
3. Коэффициент текущей ликвидности (L4) |
2 и выше - 16,5 балла |
Менее 1 - 0 баллов |
За каждые 0,1 пункта снижения по сравнению с 2 снимается по 1.5 балла |
4. Коэффициент автономии (U1) |
0,5 и выше - 17 баллов |
Менее 0,4 - 0 баллов |
За каждые 0,1 пункта снижения по сравнению с 0,5 снимается но 0,8 балла |
5. Коэффициент обеспеченности собственными средствами (U3) |
0.5 и выше - 15 баллов |
Менее 0,1 - 0 баллов |
За каждые 0,1 пункта снижения по сравнению с 0,5 снимается по 3 балла |
6. Коэффициент финансовой устойчивости (U4) |
0,8 и выше - 13,5 балла |
Менее 0,5 - 0 баллов |
За каждые 0,1 пункта снижения по сравнению с 0,8 снимается по 2,5 балла |
Наиболее успешным подходом к выявлению банкротств на основе влияния рисков в результате реализации хозяйственной деятельности предприятия, является мультипликативный дискриминантный анализ (Multiple Discriminant Analysis, MDA) - набор статистических приемов, представляющий собой регрессионный анализ.
В российской практике функция Альтмана имеет следующий вид, представленный в формуле 3;
Z — счет = l,2xt + 1,4х2 + 3,3х3 + 0,6х4 + х5, (3)
где xt - отношение оборотных средств к сумме активов. %;
х2 - отношение нераспределенной прибыли к сумме активов,%;
х3 - отношение прибыли до вычета процентов и налогов к сумме активов, %;
х4 - отношение балансовой стоимости собственного капитала к заемному капиталу. %;
х5 - отношение прибыли от продаж к сумме активов, % [6, с.
205).
Характеристикой всего спектра риска хозяйственной деятельности выступает показатель EVA - экономическая добавленная стоимость (англ. EVA, Economic Value Added) - показатель экономической прибыли предприятия после выплаты всех налогов и
платы за весь инвестированный в предприятие капитал. Определяется по формуле 4:
EVA = NOPAT - WACC • СЕ, (4)
где EVA — экономическая добавленная стоимость, руб;
NOPAT — прибыль от операционной деятельности после уплаты налогов, но до процентных платежей, руб;
WACC — средневзвешенная стоимость капитала, руб;
СЕ - инвестиционный капитал (сумма совокупных активов (ТА) за вычетом беспроцентных текущих обязательств), руб [3, с. 96].
Рост рисков в деятельности приводит к снижению значения показателя, что негативно отражается на стоимости предприятия в условиях роста воздействия рисков на финансовую и предпринимательскую деятельность.
Факторы повышения финансовой устойчивости предприятия заключаются в эффективном формировании, распределении и использовании финансовых ресурсов. Основные составляющие повышения финансовой устойчивости коммерческого предприятия представлены на рисунке I.
Рисунок 1 - Основные составляющие повышения финансовой устойчивости предприятия в целях минимизации влияния рисков [12,с. 32]
Для повышения финансового состояния предприятия в условиях рыночных отношений руководство должно оценивать все возможные риски, возникающие в деятельности предприятия, возникновение и предоствращение которых зависит от эффективности использования финансовых ресурсов предприятия.
Для этого следует соблюдать целесообразные темпы финансоо- экономического развития предприятяи с учетом финансового обеспечения, определять доступные источники заемных средств с учетом минимизации расходов на обслуживание кредитов, что способствует устойчивому положению и развитию предприятия и приводит к минимизации возникновения рисков в деятельности предприятия.
На основании изучения теоретических основ рисков, возникающих в хозяйственной деятельности предприятия, можно сделать следующие выводы.
Риск в деятельности предприятия - это объективная категория, возникающая под воздействием непредвиденных заранее причин, в то же время его появление отражается на практической предпринимательской деятельности. В большей степени, риск
рассматривается через призму коммерческого и финансового риска в силу идентичности и специфичности влияния их последствий на финансово-экономическую и операционную деятельность предприятия.
Существует множество видов рисков, которые следует своевременно учитывать и предотвращать. Коммерческой деятельности свойственны не все виды рисков: спектр рисков для каждого предприятия индивидуальный в зависимости от сферы деятельности хозяйствующего субъекта. В этих условиях необходимо оценивать риски на основе разработанных оценок рисков в финансовой и в коммерческой деятельности предприятия.
Для повышения финансового состояния в условиях рыночных отношений руководство предприятия должно оценивать все возможные риски, возникновение и предоствращение которых зависит от эффективнеоти использования финансовых ресурсов предприятия.
Для этого следует соблюдать целесообразные темпы развития предприятия с учетом финансового обеспечения, определения доступных источники заемных средств с учетом минимизации расходов на обслуживание кредитов, что способствует устойчивому положению и развитию предприятия.
Проведенное теоретическое исследование, направленное на изучение рисков в деятельности предприятий, позволяет провести анализ и оценку уровня рисков при функционировании объекта исследования.
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ООО «Милден»
2.1 Общая характеристика деятельности компании
ООО «Милден» торговая компания, занимающаяся реализацией одежды и обуви оптовым покупателям и индивидуальным предпринимателям. Действует на рынке реализации текстильных изделий с 2007 года (13 лет).
Имущество Общества составляет основной и оборотный капитал, а также иные ценности, стоимость которых отражается в балансе Общества и принадлежит их участникам на праве частной собственности.
Склады мелкооптовой продажи дают возможность производить закупку товаров оптовыми покупателями поштучно. При этом, по всей России представлены розничные точки продаж одежды и обуви на конечных потребителей.
Таким образом, география деятельности компании ООО «Милден» - Российская Федерация, с реализацией продукции и оформлением заявок по доставку по Интернет-каналам.
Головной офис ООО «Милден», шоу-рум и склад - расположены в г. Москве. Предприятие занимается оптовыми и розничными продажами одежды, обуви и аксессуаров для подростков и взрослых, возрастной категории с 12 лет. Товарный ассортимент одежды и обуви представлен самыми интересными новинками, которые сейчас есть и на европейском рынке — отличительные черты предлагаемой одежды - это качество, использование экологически чистых материалов и дизайн, приятно выбивающийся из общего мейнстрима. Компания ООО «Милден» является эксклюзивным представителем такого ряда Английских компаний, как Zara, Calvin Klein, Burberry, Morgan, Reserved, OGGI, Mango, Sela, Colin’s, Topshop, Columbia, Mexx; O’stin, Savage и др. Компания ООО «Милден» предлагает к реализации одежду и обувь из экологически чистого материала хлопок, а также из бамбуковой ткани. Одежда из бамбука и био-хлопка уже давно получила признание на европейском, американском и японском рынках. Для постоянных оптовых покупателей, в компании разработана и действует система скидок. При размещении предзаказа, предоставляются следующие специальные более выгодные условия:
– разница между ценами по предзаказу и со склада составляет 20%;
– при размещении предзаказа нужно оплатить всего 15% от стоимости заказа;
– действуют скидки от объема заказа.
Оптовым покупателям компании ООО «Милден» предлагается более 35 000 наименований одежды и обуви, распределенные по компанням-ироизводителям, структура которых представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 - Структура товарного ассортимента ООО «Милден» по производителям - торговым маркам в 2019 году, %
В компании ООО «Милден» покупатели имеют возможность приобрести товары мелким оптом и оформить заказ на официальном сайге в онлайн-режиме. Покупателями являются юридические липа и индивидуальные предприниматели.
На рисунке 3 представлена организационная структура ООО «Милден». Среднесписочная численность сотрудников компании в 2019 году составила 206 человек. В основе формирования функциональной структуры управления лежит принцип полноправного распорядительства: каждый сотрудник имеет право давать указания по вопросам, входящим в его компетенцию внутри торговых отделов и склада. Это создаст условия для формирования аппарата специалистов, которые в силу своей компетенции отвечают только за определенный участок работы и торговый отдел.