Файл: Формирование и реализация института Президента в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как известно, деятельность органов власти находит свое выражение в их актах. Согласно Конституции РФ, Президент РФ издает указы и распоряжения. Указы, как правило, носят нормативный характер. Распоряжения, как правило, носят ненормативный характер.

Принятие Президентом правовых актов, в отличие о принятия законом парламентом происходит более оперативно. Это имеет особое значение в случае необходимости восполнить правовую лакуну, впредь до принятия федерального закона.

Такой вывод можно сделать из правовой позиции Конституционного Суда, выраженной им в одном из постановлений: «По смыслу статей 80 (часть 2) и 90 (части 1 и 3) во взаимосвязи со статьями 4 (часть 2), 7 (часть 2), 10, 11 (часть 1), 15 (части 1 и 2), 39, 45 (часть 1), 71 (пункты «в», «ж»), 72 (пункт «ж» части 1), 76 (части 1 и 2), 77 (часть 2), 78 (часть 1), 82 (часть 1), 110, 114 (пункты «в», «г», «е» части 1) и 115 Конституции Российской Федерации, в данном случае, когда предметом регулирования является полномочие, относящееся, по существу, к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов, и имеет место рассогласование всей системы правовых норм, регулирующих организацию государственного пенсионного обеспечения, - при том, что федеральный законодатель на [25]

протяжении длительного времени не внес необходимых корректив в соответствующие законодательные акты, -Президент Российской Федерации, в осуществление предусмотренного Конституцией Российской Федерации полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти и в целях исполнения возложенной на него обязанности по охране прав и свобод человека и гражданина, был вправе предпринять правовое регулирование указом - при условии, что действие такого указа во времени ограничивается моментом вступления в силу соответствующего законодательного акта .

Введение института ответственности Правительства перед Государственной Думой ФС РФ и института парламентского расследования пока только начинают развиваться и осваиваться в существующей системе государственного управления, но само новшество является несомненно значимым в совершенствовании механизма разделения властей и не может пройти незамеченным.

В 2012 году были приняты ряд законодательных новелл, направленные на развитие парламентаризма. Однако данные реформы имеют оборотную сторону.

Увеличение количества партий в связи со снижением количественного регистрационного барьера (до 500 человек), привело к рассредоточению оппозиционных сил, что еще более снижает возможность появления в России сильной конкурирующей оппозиции, способствующей созданию здорового политического климата и, как следствие, принятию эффективных управленческих решений, основанных на компромиссе и учете мнения больших групп населения. Плюсы такой политической конкуренции мы можем наблюдать в США, Франции, Великобритании, других странах, где благодаря мотивации властных структур на наращивание эффективности [26]государственных институтов и проводимой политики существует развитое гражданское общество.


Полагаем, основным органом на пути к созданию действенного механизма «сдержек и противовесов» мог бы стать сильный законодательный орган. В настоящее время Федеральное Собрание РФ является органом в большей степени выполняющим «технические» функции, нежели представляющим реальный противовес другим ветвям власти (государственным органам), и органом менее влиятельным, чем федеральное Правительство.

Высокий статус президента в современном демократическом государстве не может быть не сбалансирован его ответственностью. Таковой является отрешение президента от должности.

Одну из ключевых ролей играет парламент при отрешении Президента от должности. В науке не безосновательно относят отрешение Президента от должности к формам парламентского контроля. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент Российской Федерации обеспечивает стабильность конституционного строя, согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации; Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности (статья 80, часть 2). В этих целях Президент Российской Федерации наделяется соответствующими полномочиями (статьи 83 - 90). Гарантиями деятельности Президента Российской Федерации как главы государства служат его неприкосновенность (статья 91) и правовые механизмы, обеспечивающие [27] постоянность его функционирования в этом качестве и непрерывность осуществления им своих полномочий.

Согласно Конституции Российской Федерации единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, и получаемые от него на основе свободных выборов полномочия Президента Российской Федерации никто не может присвоить (статья 3, части 1 и 4). В силу этого Конституция Российской Федерации устанавливает, что досрочное прекращение исполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий, временное исполнение его обязанностей Председателем Правительства Российской Федерации возможны лишь при обстоятельствах, определенных самой Конституцией Российской Федерации, ее статьями 92 (части 2 и 3) и 93.

В целях выработки единой политической линии и достижения компромисса в законотворческой деятельности Президент России взаимодействует с палатами Федерального Собрания РФ, как непосредственно, так и через совещательные и вспомогательные органы. В частности, Администрация Президента РФ и Управление делами Президента РФ принимают участие в обеспечении необходимых условий для работы указанных палат.


Основная же функция Президента РФ в рамках рассматриваемого взаимодействия состоит в его обращении с ежегодными посланиями к Парламенту РФ о положении в стране, основных направлениях внутренней и внешней политики государства (ст. 84 Конституции РФ). Президент РФ обращается с Посланием к двум палатам Федерального собрания РФ, которые согласно ч. З ст. 100 Конституции РФ для этой цели собираются на совместное заседание. Впоследствии обсуждение вопросов, поднятых Президентом РФ в своем Послании к Федеральному Собранию РФ, проходит отдельно в рамках заседаний каждой из его палат. [28]

Президент РФ, являясь субъектом законодательной инициативы, выносит на рассмотрение Государственной Думы ФС РФ законопроекты по любым вопросам государственного регулирования. В то же время принятые ею и одобренные Советом Федерации ФС РФ законы именно Президент РФ в итоговой инстанции промульгирует, обладая при этом правом вето. В случае его наложения соответствующий закон должен быть повторно внесен для рассмотрения Государственной Думой ФС РФ с учетом замечаний согласительной комиссии или принят в прежней редакции не менее чем 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации (ч. З ст. 107 Конституции РФ). В рамках такого взаимодействия Президенту РФ предоставлено право принимать участие в заседаниях палат Парламента РФ.

Важное значение имеют взаимоотношения Президента РФ с исполнительным и законодательным органами власти. Таким образом, достижение баланса властных сил поможет решить ряд существующих и обозначенных в настоящей диссертации конституционно-правовых проблем.

В частности, это поможет устранить множество преград на пути к достижению политического и идеологического многообразия, участию граждан в государственной жизни через представительные органы; образованию достойных и стабильных оппозиционных структур (партий); обеспечению реального механизма участия народа в государственной политике, в том числе посредством выражения ими мнения и выбора в законодательно предусмотренных формах и, наконец, на пути к созданию эффективного механизма «сдержек и противовесов».

Отметим, что речь идет о преградах, носящих в данном случае сугубо институциональный характер. На пути же к реализации комплекса мер следует приложить немало усилий для контроля за исполнительской дисциплиной, для создания правовой культуры и развитого правосознания, которые сейчас оставляют, к сожалению, желать лучшего.


Основным органом на пути к созданию оптимального механизма «сдержек и противовесов» служит законодательный орган. Он сейчас, как уже отмечалось, является органом, выполняющим скорее технические функции, нежели представляющим реальный конкурентный противовес партии власти. Это явствует и из фактически сложившейся ситуации: большинство мест в Государственной Думе Федерального Собрания РФ принадлежит «Единой России» партии единомышленников действующего Президента РФ и Председателя Правительства РФ.

2.2.Президент Российской Федерации и система исполнительной власти

Характеристика формы правления обычно определяется взаимоотношением Характеризуя взаимоотношения Президента РФ и исполнительной власти, необходимо, прежде всего, остановиться на анализе полномочий Президента по отношению к последней.

Целесообразно классифицировать данные полномочия. Классификаций существует немало, однако, на наш взгляд, полномочия Президента в сфере исполнительной власти следует сгруппировать следующим образом.

Во-первых, группа полномочий, связанная с формированием на федеральном уровне органов исполнительной власти (формирование состава Правительства РФ, включая представление кандидатуры на пост его Председателя в Госдуме; оправлять в отставку Правительство РФ, как в полном составе, так и отдельных министров).

Во-вторых, группа полномочий, связанная с организацией деятельности органов исполнительной власти (право Президента РФ председательствовать на заседаниях Правительства РФ, отменять акты Правительства, согласовывать по представлению Председателя Правительства РФ структуру органов исполнительной власти на федеральном уровне). Кроме того, определять основные направления внутренней и внешней политики, которые исполнительная власть обязана воплощать в жизнь.

В-третьих, полномочия в сфере обороны и безопасности (Президент РФ - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ, назначает высшее военное командование, вводит военной и чрезвычайное положение и другие).

Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти конкретизируется в текущем законодательстве, включая федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также в указах самого Президента РФ.

Так, Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации»[29] целая глава посвящена взаимоотношениям Президента РФ и Правительства РФ.


В соответствии с положениями данной главы Президенту РФ отводится функцию по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействию Правительства Российской Федерации и других органов государственной власти (ст. 30).

Президент Российской Федерации имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации и на заседаниях Президиума Правительства Российской Федерации.

Ст. 32 указанного Закона определяет особенности руководства некоторыми федеральными органами исполнительной власти. Так, Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, утверждает по представлению Председателя Правительства Российской Федерации положения о них и назначает руководителей и заместителей руководителей этих органов, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации.

Президент Российской Федерации руководит непосредственно и через федеральных министров деятельностью федеральных органов исполнительной власти, указанных выше и находящихся в ведении соответствующих федеральных министерств.

Президент Российской Федерации распределяет функции между «силовыми» федеральными органами исполнительной власти. Президент Российской Федерации в случае изменения в установленном порядке системы и структуры федеральных органов исполнительной власти до принятия федеральных законов о внесении соответствующих изменений в федеральные законы может перераспределять установленные федеральными законами функции федеральных органов исполнительной власти, деятельностью которых руководит Президент Российской Федерации[30].

Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации координирует деятельность «силовых» министерств и ведомств.

Немаловажным во взаимоотношениях Президента РФ и Правительства РФ является возможность Президента отменять постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации (ст. 33).