Файл: Формирование и реализация института Президента в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

За последние 25 лет было сделано немало на пути создания демократического правового государства, на пути провозглашения базовых, присущих такому государству принципов, но стоит также заметить, что процесс становления институтов демократического государства еще не завершен, что механизмы реализации государственной власти и ее разделения требуют модернизации.

Данный факт подтверждается и представителями власти, в связи с чем разрабатываются соответствующие программы, нормативно-правовые акты, направленные на поэтапное реформирование и демократизацию системы государственной власти России, анализ которых позволит нам спрогнозировать ближайшие перспективы развития Российского государства.

По большому счету, в мере нет двух абсолютно идентичных моделей республики. Каждая страна характеризуется своими историческими, религиозными, национальными и иными особенностями. Слепое копирование чужого опыта, как правило, сопровождается социально-политическим кризисом.

1.2.Специфика конституционно-правового статуса главы государства в Российской Федерации

Конституция РФ провозглашает Президента РФ главой государства, а также отводит Президенту РФ ведущее место в системе органов государственной власти. Данный вывод можно сделать, в том числе и по порядку расположения глав Конституции РФ. Г лава «Президент Российской Федерации» предшествует главам о Федеральном Собрании, Правительстве и судебной власти. Из текста Основного Закона следует, что он входит нив одну из ветвей власти. Ему отводится роль арбитра в случае возможных споров между ветвями власти. Кроме того, он гарант Конституции, гарант прав и свобод человека и гражданина.

Как отмечается многими исследователями, с момента учреждения должности Президента РФ, наблюдается неуклонная тенденция к росту объема его полномочий. Так, М.А. Краснов насчитал более 450 полномочий, закрепленных за Президентом РФ в законах и подзаконных актах[9]. Причем эти полномочия в самых разных сферах жизни государства и общества.

Поэтому иногда о России говорят, как о «суперпрезидентской республике». Итак, на чем же конкретно основываются такие выводы о полномочиях Президента Российской Федерации и его роли в системе управления страной.


Рассмотрим нормативную составляющую данного вопроса. Во-первых, исходным является закрепление за Президентом роли главы государства, арбитра при возможных конфликтах среди ветвей власти, гарантом Конституции.

Во-вторых, Президент избирается всенародно, то есть свой мандат он получает от всего народа Российской Федерации.

В-третьих, Президент неподконтролен ни со стороны общества, ни со стороны органов власти. А процедура его отрешения от должности носит исключительный характер и, по сути, является практически неосуществимой.

В-четвертых, судьба Правительства находится в руках Президента. Более того, ряд министерств и ведомств напрямую подчиняются Президенту РФ. Утверждает систему и структуру исполнительной власти также Президент.

В-пятых, Президент представляет кандидатуры на должность судей высших судов, назначает иных федеральных судей, формирует единолично, либо на паритетных началах некоторые государственные органы. Усилились полномочия Президента по отношению к прокуратуре.

В-шестых, Президент обладает широкими полномочиями и в сфере законотворчества (законодательная инициатива, отлагательное вето, промульгация законов). Сюда же следует отнести и право на оглашение президентского послания Федеральному Собранию, которое, по сути, является «дорожной картой» не только в законотворчестве, но и всей политической жизни общества и краткосрочную и среднесрочную перспективу.

Помимо этого, что немаловажно, Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики, утверждает военную доктрину и так далее.

Сказанное позволяет согласиться с С.А. Авакьяном в том, что «Президент ключевая фигура в руководстве государством, первое лицо политической жизни страны»[10].

Как отмечает А.А. Югов, гарантом единства публичной власти служит Президент Российской Федерации. Основной Закон страны в ст. 80 непосредственно на главу государства возлагает обязанность принимать меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. В силу своей особой политической природы и особого места в политической системе Президент

РФ, будучи главой государства, в то же время является верховным координатором всей системы публичной власти[11][12][13].


Полномочия Президента РФ следует группировать в зависимости от сфер их реализации:

  1. формирование и участие в деятельности федеральных органов государственной власти;
  2. обеспечение осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории России;
  3. руководство внешней политикой;
  4. руководство в военной сфере;
  5. иные функции, возложенные Конституцией РФ на российского Президента РФ .

Рассмотрим указанные полномочия. Как уже говорилось, Президент РФ, участвуя в формировании органов государственной власти: утверждает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти ; назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации[14]; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров, вправе председательствовать на заседаниях Правительства[15] представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей, назначает судей других федеральных судов, прокуроров субъектов Российской Федерации, некоторые другие прокурорские должности, формирует Совет безопасности, Администрацию Президента, назначает своих полномочных представителей, высшее командование Вооруженных Сил России, дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях в соответствии с действующим законодательством назначает иных должностных лиц исполнительной власти, а также органов государственной власти со специальными полномочиями1 вправе отменять постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, указам Президента РФ19;

непосредственно руководит некоторыми федеральными органами исполнительной власти (Минобороны, МВД, МЧС, МИД, Минюст, некоторыми службами и агентствами).

Принадлежат Президенту Российской Федерации и большие полномочия по в кадровой сфере. По подсчетам М.А. Краснова таких полномочий 80 (от права назначать на должность, до права привлекать к дисциплинарной ответственности).


В рамках второй группы полномочий по обеспечению осуществления полномочий федеральной государственной власти на территории России Президент Российской Федерации: использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между федеральными органами и органами государственной власти субъектов Российской Федерации обращается с запросом в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности правовых актов и по другим основаниям, предусмотренным Конституцией, а также в иные федеральные суды[16].

Вправе досрочно прекращать полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в случае не приведения в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом принятого им правового акта) и высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) путем отрешения его от должности в связи с выражением ему недоверия парламентом субъекта, а также отрешения от должности в связи с утратой доверия Президента за ненадлежащее исполнение своих обязанностей[17].

В сфере внешней политики глава государства заключает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей, предоставляет полномочия на ведение переговоров и подписание международных договоров[18], обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства[19][20].

При реализации полномочий по руководству в военной сфере, глава Российского государства:

утверждает военную доктрину Российской Федерации назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ,

возглавляет Совет Безопасности страны[21],

является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации[22],

вводит военное и чрезвычайное положение в стране либо на ее части.


Глава 2. Взаимодействие Президента Российской Федерации с ветвями государственной власти

2.1. Президент Российской Федерации и законодательная власть

Необходимым условием проведения эффективной внутренней и внешней политики России является взаимодействие ее Президента с Федеральным Парламентом, поскольку в правовом государстве именно законами закрепляются наиболее важные аспекты общественной и государственной жизни.

Начнем с того, что Президент РФ обладает правом законодательной инициативы. Причем согласно ч. 1.2. ст. 50 Регламента Государственной Думы РФ, законопроекты, вносимые Президентом РФ, подлежат рассмотрению в приоритетном (первоочередном) порядке[23].

В настоящее время действует Указ Президента, регламентирующий порядок взаимодействия Президента РФ с палатами Федерального Парламента[24]. Президент имеет своих представителей в палатах Федерального Собрания.

Президент РФ обращается к палатам Федерального Собрания с ежегодным посланием. Роль данных посланий весьма велика в современной российской действительности. По суть президентское послание есть программный документ, расставляющий приоритеты во внутренней и внешней политике государства. А поскольку, как уже говорилось выше, наиболее важные направления общественной и государственной жизни определяются законами, послание Президента России есть ориентир законотворческой работы.

Справедливости ради, отметим, что послания являются определенным «маяком» и для исполнительной власти. Поскольку именно на ней лежит обязанность по исполнению законов и указов Президента РФ. Так, согласно ст. 4 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», федеральное правительство в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации .