Файл: Формирование и реализация института Президента в России.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основы статуса Президента Российской Федерации
1.1. Понятие и историко-правовые предпосылки становления института президентства в России
1.2.Специфика конституционно-правового статуса главы государства в Российской Федерации
Глава 2. Взаимодействие Президента Российской Федерации с ветвями государственной власти
2.1. Президент Российской Федерации и законодательная власть
В случаях, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации временно исполняет обязанности Президента Российской Федерации (ст. 34).
Смена руководства страны, как правило, ознаменовывается сменой приоритетов во внутренней и внешней политике, поэтому по сложившейся традиции, перед вновь избранным главой государства правительство слагает свои полномочия.
В ст. 35 ФКЗ о Правительстве, закреплено императивное правило, согласно которому Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации. Решение о сложении Правительством Российской Федерации своих полномочий оформляется распоряжением Правительства Российской Федерации в день вступления в должность Президента Российской Федерации.
Кроме того, Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.
Президент Российской Федерации вправе принять решение об отставке Правительства Российской Федерации, в том числе и в предусмотренных Конституцией Российской Федерации случаях выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации либо отказа Государственной Думы в доверии Правительству Российской Федерации.
В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.
2.3.Президент и судебная власть
Срок осуществления полномочий судей неограничен, процедура смещения их с должности очень сложная. Президент РФ в данном случае никакой роли в ней не играет, этим, в частности, и гарантируется их независимость.
С другой стороны, Конституционный Суд РФ в нашей стране является высшей инстанцией при разрешении конституционных споров, отчего в большей степени зависит слаженность действий всех органов государственной власти. Конституционному Суду РФ предоставлено право признавать нормативные акты Президента РФ неконституционными. Верховный Суд РФ может оспорить законность ненормативных актов.
Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ участвуют в процедуре импичмента Президента РФ. Первый из них принимает решение о соблюдении или несоблюдении процедуры выдвижения против него обвинения, второй дает заключение на наличие в его действиях признаков преступления.
Отметим, что Президент может влиять на судебную власть инициируя структурные изменения. Так, в Президентом РФ был внесен законопроект о слиянии Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ[31].
Сегодня к федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов[32] .
В целях реализации мероприятий по обеспечению законности и правопорядка, реализации государственных программ Президент РФ может участвовать как в судейских совещаниях и съездах, так и сам организовывать встречи и совещания для обсуждения необходимых вопросов, проведения консультаций, выработки совместных позиций.
Для организации работы в данном направлении при Президенте РФ был создан консультативный орган - Совет по вопросам совершенствования правосудия[33]Этот орган призван содействовать выработке согласованной позиции федеральных органов государственной власти по основным вопросам судебной реформы, служить совершенствованию взаимодействия Президента РФ с органами исполнительной власти федерального уровня и органами судейского сообщества при осуществлении судебной реформы, обеспечивать оперативное информирование главы государства о состоянии, проблемах и перспективах развития судебной системы в Российской Федерации.
Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что Президент обладает весьма широкими полномочиями по отношению к судебной власти. Прежде всего, он представляет Совету Федерации кандидатуры на пост судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ. Кроме того, Президент назначает должность иных федеральных судов. Он же представляет сенаторам кандидатуры на должность судей Экономического суда Содружества Независимых Государств .
Существенным правом, предоставленным Президенту России, является право помилования. Согласно указу Президента РФ, в субъектах Российской Федерации образованы комиссии по вопросам помилования[34].
Основными задачами комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации являются:
предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, осужденных, содержащихся в следственных изоляторах, привлеченных к участию в следственных действиях или в судебном разбирательстве, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость;
подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта Российской Федерации указов Президента Российской Федерации по вопросам помилования, а также за условиями содержания осужденных;
подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, иных государственных органов, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание.
В одном из определений Конституционный Суд РФ раскрыл конституционную сущность помилования. «Акт о помиловании осужденных к наказанию в виде смертной казни, вследствие принятия которого происходит ее замена лишением свободы (пожизненно либо на 25 лет),
является особым видом правоприменительного решения, не тождественным содержащемуся в приговоре суда решению о назначении осужденному наказания. Само по себе помилование как акт милосердия в силу своей природы не может приводить к более тяжким для осужденного последствиям, чем закрепленные в уголовном законе, предусматривающем ответственность за инкриминируемое ему деяние, и установленные приговором суда по конкретному делу (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11 января 2002 года № 60-О, от 11 января 2002 года № 61-О, от 19 февраля 2003 года № 77-О и от 21 декабря 2006 года N 568-О)»[35].
С другой стороны, судебная власть может влиять на Президента посредством толкования Конституции Российской Федерации, признании его актов неконституционными или незаконными, участии в процедуре отрешения его от должности. Однако указанная процедура сама по себе, как показывает современная история, в сроки, отведенные Конституцией РФ (три месяца), является сложно осуществимой. Нужно учитывать тот факт, что в назначении на ключевые судейские должности не последнюю роль играет Президент РФ.
Верховенство права возможно только в правовом государстве, эффективность функционирования которого зависит всецело от правильно созданных и слаженно работающих механизмов осуществления государственной власти. Таковым является принцип разделения властей.
В связи с этим, полагаем, что пока рано говорить о полной независимости судебной ветви власти. Этот вопрос неоднократно поднимается как в научных, так и политических кругах. Некоторые ученые и специалисты-практики считают, что независимость судей как гарантия правового государства не может быть обеспечена при представлении кандидатур Президентом РФ на высшие судейские должности и при назначении им федеральных судей. Важную роль играет Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека о мерах по обеспечению гарантий независимости судей, гласности и прозрачности при осуществлении правосудия.
Заключение
Развитие политической и правовой мысли, начиная со времен античности, шло по пути поиска оптимальной системы власти. Оно привело в итоге к оформлению в XVII-XVIII вв. классической теории ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную как основы построения демократического государства. Глава государства при данном механизме разделения государственной власти принадлежал к исполнительной ветви. Указанная теория была впоследствии закреплена в законодательных актах большинства иностранных государств. Среди первых из них были США (Конституция США 1787 г.) и Франция (Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г.). В дальнейшем идеи классической теории разделения властей были реализованы на практике в целом ряде государств с определенными усовершенствованиями, необходимыми в условиях конкретной страны. В настоящее время данная теория служит прототипом и надежной базой построения эффективного механизма властных отношений в государстве.
Если разобраться в каждой государственной форме более детально, нельзя будет говорить и об общих моделях, так как конкретные модели в государствах очень разнообразны. Они, судя по имеющим место тенденциям в связи с усложняющимися жизненными условиями, будут приобретать новые черты и в дальнейшем.
В нашей стране закрепление и развитие демократических принципов системы власти, в том числе разделения властей, связываются в большей степени с принятием Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Однако она была не первым законодательным актом, закрепившим принцип разделения властей, после более чем 70-летнего забвения этой идеи в связи с построением коммунизма. Немногим ранее, в 1990 году, Декларация о государственном суверенитете РСФСР (ст. 13) уже провозгласила данный принцип, признав его одним из главных в правовом государстве для его правильного функционирования. Примерно в это же время в России вводится и институт президентства.
Основной Закон России 1993 года отразил веяния времени, демократическую устремленность, закрепив как основу основ организации государственной власти принцип ее разделения по смешанной модели. Однако принятие в России новой Конституции не было конечной точкой на пути к достижению демократических ценностей, а являлось только его началом, базой для проведения новых реформ по укреплению институтов правового государства.
Как известно, в нем каждая ветвь власти законодательно и фактически независима от другой, а глава государства выполняет функции арбитра и координатора деятельности. Совершенствование механизма «сдержек и противовесов» будет способствовать дальнейшему развитию демократического государства со зрелым гражданским обществом и действенными гарантиями защиты прав и законных интересов граждан.
Исходя из анализа истории Российского государства, с ее «привычкой» к сильному государю, и основываясь на современной тенденции модернизации политической системы, стоит сказать о том, что текущие изменения носят пока в большинстве своем организационный характер, а не функциональный.
Вместе с тем стоит признать, что назрела осознанная обществом и властью необходимость государственных перемен. При этом она постепенно реализуется в принимаемых федеральных законах и программах, которые, несомненно, являются важной вехой на пути к совершенствованию системы государственной власти в нашей стране и ее отдельных элементов (институтов).
Немаловажным элементом, сдерживающим и, в определенной степени контролирующим Президента является законодательная власть. Последняя во многом зависит состояния развитости партийной системы в стране.
Изменения в законе о политических партиях, предусматривающие возможность создания политической партии пятьюстами единомышленниками не столько предоставили гражданам реализовать свое право на объединение, сколько рассредоточили оппозиционные силы. На сегодняшний день создано и зарегистрировано 80 политических партий, причем их названия во многом схожие, что только запутывает простых граждан. Думается время расставит все на свои места, несколько избирательных циклов отправят неконкурентные партии в небытие. Полагаем высокий статус Президента должен быть сбалансирован возможность реального привлечения к юридической ответственности. На сегодняшний день процедура импичмента во многом является декоративной. Прежде всего трехмесячный срок, установленный для отрешения от должности, является крайне малым. На наш взгляд, необходимо данный срок увеличить до 12 месяцев. Кроме того, необходимо в федеральных конституционных законах «О Конституционном Суде Российской Федерации» и «О Верховном Суде Российской Федерации» и в регламентах данных судов более четко прописать их роль в отрешении процедуре импичмента Президента Российской Федерации.