Файл: Анкетирование как способ анализа потребительских предпочтений (Понятие и основные характеристики потребительских предпочтений).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 594
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретико-методологические основы в изучении потребительских предпочтений
1.1 Понятие и основные характеристики потребительских предпочтений
1.2. Основные факторы, влияющие на предпочтения потребителей
Глава 2. Исследование потребительских предпочтений методом анкетирования
2.1. Понятие, цели и задачи анкетирования
2.2. Исследование потребительских предпочтений на примере компании «Coca-Cola HBC»
- Что побуждает потребителей покупать данный продукт?
- Какие характеристики продукта наиболее важны?
- Куда они идут, чтобы купить данный продукт?
- Что они думают о дизайне упаковки?
- Кто конкуренты и что о них думают потребители?
- Сколько они будут готовы заплатить?
По области изучения маркетинговые исследования можно разделить на:
- Изучение рынка;
- Исследование целевой аудитории;
- Анализ конкурентной обстановки;
- Исследование продукта
Исследование потребителей проводят для того, чтобы получить необходимые данные для обеспечения конкурентного преимущества на рынке, а также для поиска возможностей сотрудничества и кооперации с возможными конкурентами. С этой целью анализируется сильные и слабые стороны конкурентов, изучаются занимаемая ими доля рынка, реакция потребителей на маркетинговые средства конкурентов (совершенствование товара, изменение цен, товарные марки, проведение рекламных кампаний, развитие сервиса). Наряду с этим фактора, изучаются и материальный, финансовый, трудовой потенциал конкурентов, организация управления деятельностью. Результатом таких исследований становятся выбор путей и возможностей достижения наиболее выгодного положения на рынке относительно конкурентов, определение активных и пассивных стратегий обеспечения или ценового преимущества или преимущества за счет качества предлагаемых товаров. Результат – это разработки, которые используются при выборе и реализации стратегии и тактики маркетинговой деятельности предприятия.
Анкетирование помогает выявить личные факторы, интересы и мнения человека, демографические данные, такие как: возраст, пол, социальный статус, профессию, происхождение и т.д. Также с помощью анкеты у нас есть возможность распознать психологические факторы, восприятие и отношение потребителя к товару или услуге. Анкета способна исследовать и социальный фактор респондентов, их социальный класс, доход и уровень образования.
Исследование предпочтений у потребителей в силе определить сегменты, которые еще не заняты, поведение и настроение покупателя, степень его удовлетворенности товаром или услугой, выявить любимый товар человек и т.д.
2.2. Исследование потребительских предпочтений на примере компании «Coca-Cola HBC»
Объект и предмет исследования
В качестве эмпирического объекта выступают потребители напитков компании «Coca-Cola HBC» в возрасте от 16-ти до 70-ти лет, проживающие на территории РФ, преимущественно в г. Москва и Московской области.
Они репрезентируют основную группу выборки – потребители напитков.
Предмет исследования – потребительские предпочтения.
Цели и задачи исследования
Цель нашего исследования — выявить потребительские предпочтения; Задачи нашего исследования:
1.Анализ факторов, влияющих на выбор газированных безалкогольных
напитков компании;
2.Выявить частоту потребления напитков;
3.Определить наиболее важные характеристики продукта;
4.Анализ мнение потребителей, касательно дизайна упаковки. Выдвижение гипотез
1.Продукция, компании «Coca-Cola» пользуется большой популярностью; 2. Продукция данной компании хорошего качества и имеет достаточный
ассортимент;
3.Люди покупают напитки данной компании довольно часто, особенно в жаркие летние дни или в праздничные;
4.Дизайн упаковки яркий и запоминающийся.
Метод исследования: анкетный опрос (см. Приложение № 1). Количество респондентов, принявших участие в опросе, составило двадцать пять человек. Опрос был проведен в Мае 2019 года.
Тип выборки респондентов для опроса: потребители напитков компании «Coca-Cola HBC».
Метод сбора информации: сбор первичной информации осуществлялся методом формализованного анкетирования в формате онлайн-опроса. Для проведения исследования были разработана анкета, состоявшая из 14 вопросов и 6 вопросов социально-демографического блока.
Обработка результатов исследования
Элементарный статистический анализ. Обработка анкетных данных проводилась с использованием программных возможностей MS Excel 2013.
Статистические результаты.
Ниже приведен анализ распределения ответов по оценочным позициям в процентном соотношении (см. Рисунок 1).
Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос: «Нравится ли вам напитки Coca-Cola»
Данная диаграмма показывает нам, что наибольшее количество респондентов, а именно 81 % указали, что им нравятся напитки компании «Coca-Cola», 10 % указали, что им не нравятся напитки, но они все равно их покупают и 9 % отметили ответ «Затрудняюсь ответить».
Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос: «Как часто вы покупаете продукцию компании Coca- Cola»
Распределение ответов на данный вопрос показывает, что наибольшее количество респондентов покупают напитки 2 раза в неделю - 43 %, второе место заняла позиция «каждый день» - 22%, следующая по популярности «раз в неделю» - 14 % и завершающие «пару раз в неделю» - 10 % и «не покупаю».
Рисунок 3. Распределение ответов на вопрос: «Нравится ли Вам дизайн упаковки?»
Как показывает диаграмма, большему количеству потребителей нравится дизайн упаковки напитков - 82% и 18% потребителей не довольны упаковкой.
Рисунок 4. Распределение ответов на вопрос: «Удобна ли бутылка напитка?»
Анализ ответов на данный вопрос показал, что наибольшему количеству потребителей напитков «Coca-Cola» удобна бутылка напитков, так как таким образом ответили 84 %, а тем, кому не удобна упаковка - 16%.
Рисунок 5. Распределение ответов на вопрос: «Устраивает ли Вас цена напитков?»
79% потребителей ответили, что их устраивает цена напитков, 18% отметили ответ «скорее да», «скорее нет» - 2% и «нет» - 1%. Это означает что в большинстве, потребители довольны ценой, считают ее вполне адекватной и оправданной.
Рисунок 6. Распределение ответов на вопрос: «Считаете ли Вы напиток Coca-Cola вредным для здоровья?»
Анализ результатов показывает, что 84% респондентов-потребителей напитков компании Coca-Cola не считают их вредными, а остальные 16 % отметили, что считают напитки вредными для здоровья.
Рисунок 7. Распределение ответов на вопрос: «На сколько Вы удовлетворены качеством товаров компании «Coca-Cola»»?»
Потребители удовлетворены качеством товаров компании «Coca-Cola», вариант ответа «Полностью удовлетворены» выбрали 86 % респондентов и 14% - «Удовлетворены».
Социально-демографическая характеристика участников опроса (см. Таблицу 1).
Таблица 1. Пол респондентов
Оценочные позиции |
Кол-во (%) |
Мужской пол |
50,4 |
Женский пол |
49,6 |
Рисунок 8. Распределение ответов на вопрос «Ваш пол»
Данная диаграмма показывает, что примерно равное участие в нашем опросе среди мужчин и женщин. Число мужчин, принявших участие в нашем опросе, составило 49 %, а женщин 51%.
Таблица 2. Возраст респондентов
Оценочные позиции (лет) |
Кол-во (%) |
16-20 |
15,5 |
21-25 |
14,3 |
26-30 |
11,1 |
31-35 |
12,6 |
36-40 |
11,5 |
41-45 |
8,6 |
46-50 |
7,6 |
51-55 |
6,3 |
56-60 |
4,4 |
61-65 |
3,8 |
66-70 |
3,7 |
16
12
8
4
0
16-20
26-30
36-40
46-50
56-60
66-70
Рисунок 9. Распределение ответов на вопрос: «Ваш возраст»
Таблица 3. Образование респондентов
Оценочные позиции |
Кол-во (%) |
Неоконченное высшее |
47,8 |
Высшее |
41,8 |
Среднее |
6,5 |
Среднее специальное |
3,9 |
Рисунок 10. Распределение ответов на вопрос: «Ваше образование»
Таблица 4. Семейное положение
Рисунок 11. Распределение ответов на вопрос: «Семейное положение»
Таблица 5. Наличие детей у респондентов
Рисунок 12. Распределение ответов на вопрос: «Наличие детей у респондентов»
Таблица 6. «С кем Вы проживаете?»
Рисунок 13. Распределение ответов на вопрос: «С кем Вы проживаете?»
Таблица 7. «Работаете ли Вы?»
Рисунок 14. Распределение ответов на вопрос: «Работаете ли Вы?»
Научный отчет по исследованию. Соответствие результатов опроса выдвинутым гипотезам.
Во введении части данной работы нами были поставлены цели и задачи научной работы, а также выдвинуты гипотезы согласно поставленной теме. С помощью анализа результатов анкетирования мы можем проверить, подтверждаются или опровергаются гипотезы.
Гипотеза 1
Продукция, компании «Coca-Cola» пользуется большой популярностью
Гипотеза подтвердилась
Выводы:
Потребители продукции компании отметили, что они довольно часто покупают напитки компании «Coca-Cola».
Гипотеза 2
Продукция данной компании хорошего качества и имеет достаточный ассортимент
Гипотеза подтвердилась
Наибольшее количество респонденты отметили, что они довольны качеством выпускаемой продукции, а на вопрос устраивает ли Вас ассортимент продукции большее количество голосов отмечено на позиции «да».
Гипотеза 3
Люди покупают напитки данной компании довольно часто, особенно в жаркие летние дни или в праздничные
Гипотеза подтвердилась
При анализе результатов анкетирования было выявлено, что напитки компании «Coca-Cola» являются довольно популярными среди потребителей. Наибольшее количество респондентов покупают напитки 2 раза в неделю - 43%.
Гипотеза 4
Дизайн упаковки яркий и запоминающийся
Гипотеза подтвердилась
Респонденты отметили, что дизайн упаковки им нравится, так как имеет яркий и запоминающийся дизайн.
Заключение
Как и предполагалось, в настоящее время анкетирование является одним из важных и удобных способов анализа потребительского поведения.
Поведение потребителей можно в целом классифицировать как решения и действия, которые влияют на покупательское поведение потребителя. То, что заставляет потребителей выбирать тот или иной продукт по отношению к другим, является вопросом, который часто анализируется и изучается маркетологами.
При анкетировании потребительских предпочтений выявляются основные факторы, влияющие на активность покупателей. Для современного рынка характерны определённые законы. Специалистам необходимо просчитать и заранее предсказать, как будет вести себя потребитель. Маркетинговые исследования потребительских предпочтений позволят своевременно изменить рекламную политику, выпускаемую продукцию, оптимизировать каналы продаж. Специалисты способны увидеть, какое будущее у выпускаемого или реализуемого товара.