Файл: Основные функции в системе менеджмента (Понятие менеджмент, история происхождения).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 220
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении всей жизни человеческого общества есть кто руководит и те, кем руководят. До начала ХХ века человечество мало придавало значения самому понятию управления. Руководители (приказчики, распорядители и другие) управляли, опираясь на интуицию, не задумываясь над этим серьезно. С начала ХХ века управление начинает выделяться в самостоятельную науку под названием менеджмент и продолжает развиваться по сей день.
В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.
Функции управления (менеджмента) являются одной из важнейших характеристик процесса управления и несут в себе набор действий и решений, на которых основывается весь организационно-производственный процесс предприятия.
Для успешного управления организацией необходимо выполнение всех функций в комплексе, следовательно, вопрос изучения их состава и природы всегда актуален.
Целью данной работы является раскрытие понятия менеджмент, его сущность и основных функций менеджмента.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи: раскрыть историю возникновения понятия менеджмент, выяснить основоположника понятия менеджмента, раскрыть по отдельности каждую из пяти основных функций менеджмента с изучением их состава.
Структура курсовой работы представлена: введением, двумя главами, глава 2 разделена на 5 параграфов, заключением и библиографией.
Литература для написания данной курсовой работы взята из электронной библиотеки университета «Университет» http://biblioclub.ru/, которую считаю надежным источником. Вся литература издана в течение последних 10 лет.
Глава 1. Понятие менеджмент, история происхождения
Термины «менеджмент», «менеджер» с развитием рыночной экономики в нашей стране повсеместно вошли в словарный обиход россиян, заменив используемые ранее термины «управление», «директор», «руководитель», «управленческая деятельность». Термин «менеджмент» по своей сути является аналогом термина «управление», его синонимом, но не в полной мере. Термин «управление» намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (например, управление автомобилем, поездом), к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством), к органам управления в государственных, коммерческих и общественных организациях, в их подразделениях. В общем смысле управление — это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в необходимое состояние. Тогда как термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне предприятия, организации, действующей в рыночных условиях.
Термин «менеджмент» американского происхождения, он исходит от американского «management» (управление) и связан с именем Ф. Тейлора, который первый ввел в обиход данное слово. В западных странах он употребляется всегда применительно к управлению хозяйственной, коммерческой деятельностью, а для других значений используются другие слова. Между тем многие исследователи (Ф. Тейлор, Ч. Барнард) еще в начале XX века считали, что менеджмент бизнеса лишь часть общего менеджмента. Ф. Тейлор — родоначальник «научного менеджмента» — специально избрал новый термин, чтобы подчеркнуть новизну данного явления.
Утверждение, что менеджмент — это, прежде всего, менеджмент бизнеса, в настоящее время уже не является аксиомой. Более определяющим становится представление, что менеджмент — это неотъемлемый и специфический элемент всех и каждой организации, с чем соглашается все большее число ученых, преподавателей и практиков.
Существует множество определений менеджмента. Приведем ряд определений, совокупность которых дает представление о феномене менеджмента:
менеджмент — наука, практика и искусство управления;
менеджмент — сложное социально-экономическое и техникоинформационное явление, регулирующее организованную деятельность людей по их взаимодействию с внешней средой в ходе достижения своих целей (О. С. Виханский);
менеджмент — это эффективное и рациональное достижение целей организации посредством планирования, организации, лидерства (руководства) и контроля над организационными ресурсами (Р. Дафт);
менеджмент — это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов;
менеджмент — это управление деятельностью организации, ориентированной на рынок, использующее рыночные инструменты (А. Е. Хачатуров, А. Н. Белковский).
Если попытаться выделить ключевые слова в перечисленных определениях, то можно выделить три главных составляющих определения: организация, люди и цели. Следовательно, самое простое и общее определение менеджмента — это управление организацией, функционирующей в рыночных условиях.[1]
Различают менеджмент в широком и узком смыслах этого слова. В широком смысле менеджмент — это управление фирмой в условиях рыночной экономики, в котором участвуют ее собственники, предприниматели, профессиональные менеджеры, работники. В узком смысле менеджмент включает только деятельность профессиональных менеджеров по планированию, организации, мотивации, контролю деятельности фирмы и ее персонала. При всех различиях в понимании менеджмента общим является то, что он связан с людьми.
Менеджмент охватывает все сферы деятельности организации. Вместе с тем можно четко определить границы деятельности, которая составляет содержание менеджмента. Поэтому выделятся отдельные виды менеджмента:
производственный — система обеспечения конкурентоспособности выпускаемого товара на конкретном рынке. Включает вопросы построения производственных и организационных структур, выбора организационно-правовой формы управления производством, сбыта и фирменного обслуживания товара;
финансовый — система обеспечения устойчивости, надежности и эффективности управления финансами. Включает формирование и планирование финансовых показателей с соблюдением научных подходов и принципов менеджмента, баланса доходов и расходов, показателей эффективности использования ресурсов, рентабельности работы и товаров;
инновационный — система управления инвестициями, вкладываемыми собственниками в развитие всех видов инноваций. Включает построение организационных структур, выбор направлений инноваций, оптимизацию инвестиций, разные аспекты управления персоналом в период перемен;
торговый — процесс управления основными аспектами деятельности торгового предприятия. Призван формировать наиболее рациональные управленческие решения по вопросам развития конкретного торгового предприятия, координировать различные направления его деятельности и обеспечивать высокую эффективность конечных результатов этой деятельности.
Другие виды менеджмента: менеджмент социальной сферы, банковский, налоговый, организационный, международный.[2]
В данной главе мы окунулись в историю возникновения понятия «менеджмент», выяснили основоположника, рассмотрели виды менеджмента и разнообразность понятия «менеджмент».
Глава 2. Функции в системе менеджмента
При всем многообразии задач, решаемых менеджерами, управление можно рассматривать как непрерывный процесс реализации нескольких взаимосвязанных функций. Такие функции называют основными (или базовыми) функциями менеджмента, поскольку их выполняют менеджеры всех уровней, независимо от специфики управленческой деятельности.[3]
Функции занимают определяющее место в теории менеджмента. Они непосредственно влияют на формирование структуры аппарата управления фирм, позволяют выявить наиболее трудоемкие участки управленческой деятельности для последующей их автоматизации и механизации. Для реализации функций формируется информационная база управления, совершенствуются методы выполнения управленческой работы, выявляется профессиональный уровень работников. Каждая из функций управления имеет специфические методы выполнения. Все функции взаимосвязаны между собой и в то же время относительно обособлены. Исключение одной из функций нарушает ритмичность управленческого процесса. В то же время качественное улучшение одной из них не оказывает непосредственного влияния на качество выполнения других.[4]
Функции менеджмента, обязанности, круг деятельности, назначение и роль определяются особенностями организации, направлениями и объемами ее деятельности, составом специфических видов управленческой деятельности, однородностью целей.
Выделяют три группы функций менеджмента:
основные;
социально-психологические;
технологические.[5]
Любая управленческая деятельность в отношении социально-экономических систем связана с реализацией основных функций менеджмента. Основные функции характеризуют содержание управленческой деятельности при организации менеджмента, которые совмещаются друг с другом и взаимозависимы, а также закрепляются за определенным лицом или подразделением.
Функции менеджмента можно классифицировать любым образом, пользуясь различными критериями. Но реальность функции определяется не ее классификационной принадлежностью, а комплексом операций, которые совмещаются по определенным признакам, где ключевым элементом выступает цель управления. Функция может находиться в противоречии с целью менеджмента или быть в гармонии с ней. Функция – это работа, которая выполняется не только для получения какого-либо результата, но и для последовательного движения от одного результата к другому, для движения к цели. Основные функции – это содержание управленческой деятельности. Достижение цели требует не просто реализации основных функций, а вполне определенного их сопряжения, динамики приоритетов в этих функциях. Понятие функций менеджмента не ограничивается только основными функциями. Функции разнообразны, и их комбинация определяет успех в движении к цели.
Чем определяется соответствие функций и целей? Его можно обнаружить, сопоставляя характеристики цели и функционального содержания менеджмента. При этом последнее отражает не просто состав функций, а их сочетание. Действительно, даже в основных функциях можно отдавать приоритет тем из них, которые в большей мере соответствуют характеристикам цели.[6]
Социально-психологическая функция менеджмента связана c эффективным управлением подчиненными руководителю людьми. Каждый член трудового коллектива обладает индивидуальным мировоззрением, вкусами, увлечениями и способностями. Руководителю следует знать их и направлять на достижение поставленных целей. Функция включает в себя делегирование руководителем своих полномочий и мотивацию подчиненных.
Делегирование — передача полномочий по решению задач своим подчиненным.
Полномочия — право конкретных сотрудников использовать соответствующие ресурсы предприятия на выполнение поставленных задач и планов. При передаче полномочий по выполнению конкретной работы делегирующий их сотрудник несет за них полную ответственность. Полномочия делегируются должности, а не человеку, который ее занимает. Человек, ушедший с занимаемой должности, теряет и свои полномочия.
Социально-психологическая функция менеджмента предполагает глубокие знания психологических особенностей сотрудников, их способностей, чтобы подобрать на должности соответствующих людей, так как от этого зависят результаты деятельности каждого специалиста и организации в целом. Ответственность за подбор специалистов, за выполнение всех видов работ несет руководитель определенного уровня управления. Побуждению сотрудников выполнять качественно свою работу способствует воздействие на человека (мотивация). Движущие силы (мотивы) могут быть самые разные: доплаты, социальные гарантии, льготы и т. д.
Таким образом, социально-психологическая функция менеджмента основывается не только на знании руководителем профессиональных качеств сотрудников, но и их психологических особенностей, связанных с чертами характера, уровнем жизни, кругом общения и др. Этой функции менеджмента в последнее время уделяется все большее внимание в нашей стране и во всем мире.
Технологическая функция менеджмента связана и зависит от сложности технологических процессов организации, которые, в свою очередь, зависят от работы аппарата управления и принимаемых управленческих решений. Процесс принятия управленческих решений весьма сложный и трудоемкий. Он является одновременно наукой и искусством, требует оценки объективных факторов и чутья руководителя. Управленческие решения должны отвечать следующим требованиям: научная обоснованность, правомерность, непротиворечивость, своевременность, обеспеченность ресурсами, ясность и лаконичность. Успех любой организации зависит от того, насколько грамотные решения принимает руководитель. Качество управленческого решения определяется путем сравнения выгод и потерь, возможностей и проблем. [7]
Все функции менеджмента можно разделить по двум признакам: содержанию процесса управления (основные) и направлению воздействия на объекты управления (специфические, или конкретные). Основные функции являются основополагающими всего процесса менеджмента, а специфические функции отражают особенности конкретной управленческой деятельности работников.[8]