Файл: Основные функции в системе менеджмента (Понятие менеджмент, история происхождения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 209

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 Выделяют, как правило, пять основных функций менеджмента:

1. планирование (выбор целей и план действий по их достижению);

2. организация (распределение задач между подразделениями или работниками и установление взаимодействия между ними);

3. мотивация (стимулирование исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей);

4. контроль (соотнесение реально достигнутых результатов с запланированными);

5. координация (обеспечивает соответствие и согласованность между различными частями управляемой системы путем установления рациональных связей).[9] 

Взаимосвязи основных функций можно отобразить следующим образом [10]

Планирование Организация

Координация

Контроль Мотивация

2.1 Функция планирования

Планирование – это вид управленческой деятельности, направленный на выработку планов организации и его составных частей. Под планом в менеджменте понимается система взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата.

Планирование включает:

- установление целей и задач;

- разработку стратегий, программ и планов для достижения целей;

- определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам;

- доведение плана до всех исполнителей.

В рыночных условиях планирование – это непрерывный процесс использования новых путей совершенствования деятельности организации за счет выявленных возможностей, условий, факторов. Планы не могут быть статичными, а должны меняться в соответствии с конкретной ситуацией. [11]

Цели – это параметры деятельности фирмы, достижение которых обусловлено ее миссией и на реализацию которых направлена ее хозяйственная деятельность. 

Цели должны быть:

актуальные;

реалистичные;

конкретные, поддающиеся количественной и/или качественной оценке в процессе их постановки и достижения;

контролируемые.[12]

 Планирование может создать ряд важных и благопри­ятных факторов для организации. Современный темп изменения и увеличения знаний является настолько большим, что стратегическое планирование представляется един­ственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Стратегическое планирование дает основу для принятия решения.


Планирование способствует снижению риска при принятии решения и, поскольку служит для формулирования установленных целей, помогает создать единство общей цели внутри организации. Планирование предполагает определение того, какими должны быть цели организации на том или ином этапе раз­ вития, что нужно сделать для того, чтобы достичь этих целей.

Планирование – это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единую направленность усилий всех членов организации, сориентированных на до­стижение общих целей, снижает неопределенность будуще­го состояния управляемого объекта.

Планирование можно классифицировать по следующим критериям:

степени охвата: общее, распространяющееся на всю сферу деятельности; частное, охватывающее определенные сферы деятельности;

предмету планирования: целевое, средств, програм­мное, действий;

сферам функционирования: финансов, ресурсной ба­зы, кредитного портфеля, персонала, расширенное общее;

срокам: краткосрочное (до 1 года), среднесрочное (от 1 до 5 лет), долгосрочное (от 5 лет и более);

возможности изменения планов: жесткое (четко указывается цель, конкретизируются мероприятия процесса планирования, подобная система не допускает изменения данных); гибкое (план приспосабливается к неожиданным изменениям или событиям).

Результатом планирования является план[13].

План

Стратегический Тактический Оперативный

(генеральный, (среднесрочный) (краткосрочный)

долгосрочный)

 Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.

Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача - обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Точнее говоря, процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции.

Для стратегического планирования характерны следующие положения.

1. Небольшой плановый отдел (менее 6 человек) корпорации дополняется планированием на низших уровнях.

2. Возраст функции планирования даже в наиболее крупных корпорациях насчитывается менее десяти лет.

3. Стратегические планы разрабатываются на совещаниях высшего руководства корпорации, проводимых ежегодно.


4. Годовой стратегический план объединяется с годовым финансовым планом.

5. В большинстве организаций считают, что функция планирования может быть усовершенствована.[14]

Тактический план фирмы основывается на продуктовой концепции, структуре внутрифирменного потенциала, концепции системы управления (включая структуру управления – функциональная, дивизиональная и т. д.), что является предметом стратегического планирования. В рамках тактического планирования определяется программа производства продуктов и услуг в разрезе ассортимента и объемов, которые фирма должна производить в данный период времени в условиях имеющегося потенциала (ресурсов фирмы) и деятельности различных функциональных подразделений.

Тактическое планирование осуществляется на уровне фирмы в целом, одновременно разрабатываются тактические планы на уровне отдельных организационных единиц и функциональных подсистем. При функциональной организации управления фирмой это план маркетинга (сбыта), план производства, план материально-технического снабжения, план по персоналу, проч. В фирмах с продуктовой или региональной организационными структурами к уровню тактического планирования будут также относиться годовые планы деятельности дирекций (по стратегии и развитию, по связям с общественностью, контролю, по специальным проектам, др.), а также планы действий по продуктовым и региональным отделениям (дивизионам).

Оперативное (оперативно-производственное) планирование предполагает детализацию производственных программ в виде согласованных планов для цехов, производственных участков и рабочих мест на короткие интервалы времени (месяц, декада, неделя, смена). Многообразие производственных условий обусловливает вариантность алгоритмических решений систем оперативного планирования. Влияние на них оказывают многие факторы, например, серийность производства и его предметная или технологическая специализация, характер подачи деталей из цеха: работа производства на сборку, на склад или передача в следующий цех, передача по инициативе потребителя или производителя («толкающая» или «тянущая» система) и др. («Тянущая система», минимизирующая буферные запасы, известна как система «точно вовремя»). Поэтому случаи, когда система производственного планирования «переносится» с предприятия на предприятие, практически отсутствуют. Типичной является ситуация, когда в рамках одного предприятия в разных цехах применяются разные алгоритмы планирования.[15]


2.2 Функция организации

 Организация – функция, заключающаяся в правильном распределении задач, ресурсов, полномочий и ответственности между исполнителями и обеспечении высокой эффективности их совместной работы. Когда организационные задачи касаются всего предприятия в целом (или его крупных частей), то говорят, что менеджмент формирует организационную структуру компании. Поэтому функция организации – это еще и процесс разработки организационной структуры предприятия.

Выбор правильной организационной структуры и рациональное распределение между сотрудниками задач, полномочий и ресурсов позволяют приступать к работе. Однако эта работа будет результативной и эффективной только в том случае, если исполнители (да и руководители тоже) будут понимать свою выгоду от успешной работы, видеть перспективы своего развития, соглашаться с установленными в компании порядками и принимать ее нравственные ценности.[16]

Функция организации предполагает назначение рабочих задач, их конкретизацию в отделах предприятия и распределение ресурсов между ними. В результате выполнения этой функции совместная трудовая деятельность на основе кооперации людей и оборудования должна протекать с наивысшим эффектом при минимальных затратах. 

По А. Файолю, организовывать — значит проектировать деятельность компании, определять эффективное соотношение людских и материальных ресурсов. Именно организационная деятельность предполагает выработку организационной структуры управления (ОСУ), которая будет способствовать достижению цели. [17]

Функция организации реализуется двумя путями: через административно-организационное управление и оперативное управление.

Административно-организационное управление пред­полагает определение структуры организации, установление взаимосвязей и распределение функций между всеми подразделениями, предоставление прав и установление от­ветственности между работниками аппарата управления.

Оперативное управление обеспечивает функционирование организации в соответствии с утвержденным планом. Оно заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактически полученных результатов с результатами, намеченными планом, и последующей их корректировке. Оперативное управление тесно связано с текущим планированием.


Существует два основных аспекта организационного процесса:

деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям;

делегирование полномочий.

Делегирование означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

Наиболее широкое признание получила точка зрения Г. Кунца, согласно которой организационное построение имеет следующие этапы:

выявление и классификация видов деятельности, необходимых для их осуществления;

группировка этих видов деятельности, исходя из мак­симального использования имеющихся материальных и людских ресурсов;

наделение руководителей каждой группы полномочиями, необходимыми для ее продуктивной работы;

горизонтальная и вертикальная увязка этих групп через должностные связи и систему информационного обеспечения.[18]

2.3 Функция мотивации

Задолго до появления понятия «мотивация» было известно, что, используя определенные рычаги воздействия на людей, можно добиться успешного выполнения поставленных задач. В связи с повышением жизненного и образовательного уровня метод «кнута и пряника» перестал оправдывать себя, что побудило специалистов в области менеджмента к поиску новых методов воздействия на людей.

Первыми работами в данной области были публикации Элтона Мэйо известные как «теория человеческих отношений» (30-е гг. XX в.). В данной теории делался акцент на групповое поведение, взаимодействие отдельных групп, социальные отношения и их влияние на производительность труда. В 50-х гг. XX в. появились психологические теории мотивации труда, разработка которых продолжается и в настоящее время.[19]

Мотивация – это одна из основных функций менеджмента, посредством которой обеспечивается активизация деятельности персонала и побуждение его к эффективному труду для достижения целей организации. С помощью этой функции менеджмент создает такие условия, в которых становится выгодно и удобно работать всему коллективу. Таким образом, объектом мотивации в организации является персонал – сотрудники, а субъектом – менеджер, руководитель.[20]

В широком смысле мотивация означает внутреннее (психологическое) состояние человека, побуждающее его действовать определенным образом.

Мотивация – деятельность руководства, направленная на активизацию людей, работающих в организации, и побуждение их эффективно трудиться для выполнения целей организации.