Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 210
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы лидерства в системе менеджмента
1.1. Понятие и сущность лидерства
1.2 Лидерство как психологическое явление власть в группе
1.3 Лидерство в системе менеджмента
2.1 Общая характеристика предприятия ПАО «ЛУКОЙЛ»
2.2 Анализ лидерства в компаниях
2.3 Совершенствование лидерства, власти и укрепление авторитета в системе менеджмента
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность лидерства является одним из важнейших факторов групповой интеграции, способствующим достижению групповых целей с максимальным эффектом. В современной конкурентной среде лидерские отношения особенно актуальны, так как перед группой стоит проблема распределения ресурсов - материальных, финансовых, продовольственных, информационных и т.д. [14].
Ведь там, где вместе собирается более двух человек, возникает проблема лидерства. Таким образом, в процессе формирования группы происходит разделение членов группы на лидеров и последователей, т.е. на тех кто на себя берет ответственность и ведомых [11].
Лидерство, как одна из важнейших характеристик группового развития. В сферах общественной жизни. Анализ характера лидерства показывает, что он призван удовлетворить лидеров.
Лидерство основано на личных качествах индивида и социально-психологических отношениях, возникающих в группе. Поэтому лидерство как явление основано на социально-психологических механизмах, в основе которых лежит использование экономических, организационных и командно-административных методов воздействия [7].
Основными качествами (характеристиками) лидерства являются: более высокий уровень и многозадачность, больше знаний о решаемой проблеме, членах группы и ситуации в целом, а также более выраженная способность влияние других членов группы, соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе, большая строгость личностных качеств, эталон для этой группы.
Объект исследования является лидерство.
Предметом является социально-психологический анализ развития лидера в группе.
Целью курсовой работы является изучение феномена формирования авторитета и лидерства в группе.
Для достижения цели поставлены следующие основные задачи:
1. Рассмотреть понятие и характер лидерства;
2. Изучить лидерство как психологическое явление власти в группе;
3. Раскрыть лидерство в системе менеджменте.
4. Охарактеризовать особенности совершенствования лидерства, власти и укрепление авторитета в системе менеджмента
Теоретической и методологической основой исследования являются исследования отечественной и зарубежной науки в области лидерства. В ходе работы изучал литературу и других авторов, статьи и медиа-ресурсы, а также интернет-ресурсы.
Новизна исследования состоит в том, что аналогичные изыскания в сфере лидерства и формировании авторитета в системе менеджмента, направленные на раскрытие специфики лидерства и власти в управленческой деятельности в современных условиях, в теоретической литературе требует новых взглядов и подходов.
Практическая значимость исследования состоит в возможности обобщения и систематизации имеющихся теоретических знаний с целью более эффективного совершенствование лидерства, власти и укрепление авторитета в системе менеджмента.
Методологическая основа курсовой работы включает универсальный метод научного познания, взаимосвязь теории и практики, системный подход и сравнительный и диалектический анализ, систематизацию, обобщение, а также построение логических выводов по предмету.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и список использованной литературы
1. Теоретические основы лидерства в системе менеджмента
1.1. Понятие и сущность лидерства
Термин «лидер» происходит от английского «1еаоег», что означает управлять и руководить другими людьми, что не меняет понятия «лидер» и «руководитель» [5]. Значение этого слова точно отражает миссию человека-лидера, его место и роль в обществе, процессы, в которых он участвует, его функции.
Термин «лидер» очень широк, обширен и содержит различные характеристики. Про лидера можно сказать следующее [14]:
- это человек, за которым идут без принуждения;
- это ключевой человек в группе, который пользуется доверием и поддержкой своей энергии и активности;
- это человек, который управляет другими людьми, которые добровольно следуют за ним.
Сообщество признает за лидером право руководить. Следует отметить, что лидер характеризуется способностью влиять на других людей в организации их совместной деятельности для достижения конкретных целей.
Согласно определению Резник С. Д.: лидер - это член небольшой группы, которая в ходе взаимодействия членов группы выдвигает его для организации групп и для выполнения определенных задач, показателем для этого является более высокий уровень, чем у других членов группы, уровень активности, участия и влияние на решение той или иной проблемы [12]. В свою очередь Клоусон Д. считает, что лидер - это член группы, который самопроизвольно берет на себя роль неформального руководителя в конкретной значимой ситуации для достижения общей цели наиболее быстро и успешнее [4].
Есть термин, который тесно связан с термином «лидер» - это «лидерство». Это относится к сложному механизму взаимодействия лидеров и ведомых. Основными компонентами этой концепции являются [3]:
- Способность лидера точно оценивать ситуацию, находить правильное решение предстоящих задач и влиять на ум и энергию людей, чтобы мобилизовать их для принятия решений.
- Лидерство как особый механизм взаимодействия лидера и членов определенного сообщества указывает на то, что они принимают и активно поддерживают свой выбор и действия, сознательно и добровольно подчиняясь им.
Рассмотрим вопрос, а также остановимся на классификационных лидерах, Темников Д. М. выделяет следующие типы лидеров [14]:
1. Содержание деятельности:
- вдохновитель («генератор идей», «мозговой центр»);
- исполнитель (спонсируется реализацией идей по объединению людей);
- два в одном, вдохновитель и исполнитель.
2. По стилю руководства [14]:
- многозадачность - лидер в любой ситуации;
- универсальность лидера в конкретной деятельности.
3. Внутриколлективные особенности [14]:
- инструментальный - ориентирован на деловую сторону команды (ее также называют «целью», так как она организует работу, устанавливает стандарты и фокусируется на достижении целей);
- эмоциональный («социальный») - создает благоприятный психологический климат, ориентированный на позитивные отношения, построение команды, разрешение конфликтов и поддержку.
4. По сфере взаимоотношений [14]:
- формальный (официальный) - избранный (начальник, капитан);
- неофициальный (неофициальный) - имеет признанный авторитет;
- формальный и неформальный одновременно.
Меры по управлению системами для оптимизации внутригрупповых отношений должны разрабатываться с учетом различных концепций и теорий лидерства. При этом должны быть изучены отношения господства и подчинения, а также влияние повторения на структуру межличностных отношений. Среди них важны следующие теории лидерства [16]:
- Лидерские роли (Р. Бейлс), которые доказывают о существование в группе двух разных, не связанных между собой руководящих ролей. Выделяют «лидеров-профессионалов», которые сосредоточены на вопросах бизнеса, и «социально-эмоциональных экспертов», занимающихся человеческими проблемами;
- Лидерские качества (К. Бэйрд, Р. Стогдилл, Э. Богардус, Д. Кенни, Р. Лорди и др.), отражающие идею лидера как носителя специфических «лидерских навыков», качеств и способностей (разновидность – харизматической концепции) [16];
- Интерактивная (т. е. Холландер, Дж. Зан, Дж. Вулф) - каждый в группе может стать лидером благодаря комбинации факторов - индивидуальных особенностей и других членов группы, ситуации, задачи, которую предстоит выполнить [16];
- Ситуационная (Р. Бейлс, Т. Ньюкомб, А. Хейр и др.), в которой считается, что лидерство является продуктом ситуации. Основная идея заключается в том, что в различных ситуациях групповой жизни отдельным членам группы, которые превосходят других, будет назначен, по крайней мере, один потенциал, необходимый в этой ситуации (лидер находится в лучшем положении для достижения в конкретной ситуации, присущей недвижимость). Эта концепция наиболее распространена в западной психологии и отражает идею о большом количестве лидеров в группе, которые несут ответственность за определенные аспекты общей деятельности (но признавая возможность того, что универсальные лидеры могут в одиночку участвовать в групповой деятельности). Точно так же он разработал «вероятностную модель управленческой эффективности», американский психолог Ф. Фидлер, который связывает эффективность групповой деятельности с тем, как стиль руководства соответствует этой ситуации [16].
В начале 1950-х годов формулируется «теория лидерства как функции группы» (Г. Хоманс и др.), в которой лидер определяется как человек [15]. Данный лидер наилучшим образом соответствует социальным ожиданиям группы, которых наиболее последовательно придерживаются. Но здесь вы найдете кружок в определении, поскольку ясно, что если он имеет высокий статус и престиж в группе, он соответствует значениям этой группы.
На основе этой теории Р.Л. Кричевский разработал концепцию обмена ценностями как механизма выдвижения лидера [10]. Который определяет термин «лидер» следующим образом: лидер - это тот, в чей наиболее полной форме атрибуты особенно важны для групповой деятельности. По его мнению, ценностные характеристики субъектов (значимые личностные качества, опыт, способности) обмениваются на репутацию и признание в процессе деятельности и общения (статус ключевых компонентов).
В данный момент выделяют следующие подходы в изучении лидерства [8]:
- лидерство как путь, образ (в когнитивном подходе) - лидерство - ярлык, который закрепляется за поведением других людей и на свое собственное (С. Грин, Т. Митчелл, Б. Колдер);
- лидерство как процесс (в рамках интерактивных подходов) - лидерство является результатом взаимодействия между лидерами и их последователями (Г. Зан, Г. Вульф, Г. Грин);
- лидерство как пограничная роль (теория систем) - лидеры - те люди, чьи роли требуют, чтобы они контролировали и координировали различные подсистемы (М. Мэмфорд).
Практическая монополия на общее объяснение происхождения лидерства приобрела так называемая синтетическая теория. Лидерство рассматривается, как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер - как тема управления этим процессом [7]. Преимущество этого подхода заключается в том, что лидерство рассматривается как целостный субъект группы.
Часто группа признает за некоторыми из своих членов право принимать решения в важных ситуациях. Термин «лидер» происходит от английского «1еаdег», что означает управлять и управлять другими людьми, что не меняет понятия «лидер» и «менеджер» [5]. Значение этого слова точно отражает миссию человека лидера, его место и роль в обществе, процессы, в которых он участвует, его функции.
В зарубежной психологии были предприняты интересные попытки использовать некоторые современные принципы психологии, чтобы прояснить этот вопрос [3]. Использование теории причинно-следственной атрибуции и соответствующих исследовательских схем позволяет ряду авторов рассматривать лидерство как процесс причинно-следственной присвоения лидерских качеств конкретному человеку (Дж. Пфеффер, Б. Колдер): Лидерство - это не наблюдаемое качество, возникающее из наблюдаемого поведения, поскольку определенные последствия связаны с этим поведением. Действительно, лидерство в этом подходе становится вопросом веры среди членов группы: если они считают, что качество задачи связано с присутствием лидера, они будут обнаружить этого лидера в группе. Чем чаще члены группы связывают действия, происходящие в группе, с действиями лидера, тем легче отличить человека, подходящего для этой роли, от общего населения.
Таким образом, лидерство можно определить, как способность влиять на людей для достижения организационных целей [3]. Это определение подразумевает, что лидеры вовлекают других людей в достижение целей. Лидер - это человек, за которым другие готовы признать и признать качества превосходства. Которые, также внушают ему доверие и побуждают людей осознавать его влияние на себя, лидер обладает авторитетом и способен значительно влиять на поведение и сознание других членов группы.
1.2 Лидерство как психологическое явление власть в группе
Лидерство в группе - многомерное явление, которое вполне может быть изучено с разных точек зрения, а именно как психологическое явление, как особая структура межличностных отношений, как непрерывный процесс межличностного влияния в группе. На уровне феноменологии лидерство приходит к нам в виде конкретных людей - лидеров, способных влиять и на себя [8]. Р. Л. Критчевский определяет лидера как члена команды с наивысшим ценностным потенциалом, оказывая ему ведущее влияние в группе.
Что такое лидерство, как устроен психологический авторитет в группе? Формирование и функционирование руководства является объективным и универсальным явлением. Цели - потому что каждому общему виду деятельности нужна организация, которая работает над развитием рациональных и подходящих способов достижения целей [2]. Эти функции выполняют люди, которые верят власти, люди очень активные и энергичные. Лидер должен быть универсальным - это потому что в лидере нужны все виды совместной деятельности людей, групп, организаций, движений. О лидерах говорят в политике, бизнесе, науке, искусстве, религии, в партиях, союзах, семье, студенческой группе. Общая картина становления лидером может быть представлена следующим образом [12]:
1. Основой жизнедеятельности каждой группы является система общих целей и ценностей, как с основной деятельностью, так и с мотивами ведущих членов группы. Рейтинговая система, с помощью которой PRISMA описывает возможные ориентиры возможностей каждого члена группы [12].
2. Человек, которого можно вытолкнуть из группы на роль лидера, должен воплотить в себе предпочтительные групповые цели и ценности, стать вашим носителем, активным лидером в жизни.
3. Лидер является членом группы, чьи ценности являются установкой и целями, которые при определенном поведении являются для большинства членов группы референтными.