Файл: Теоретические основы проектирования систем управления организации.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы проектирования систем управления организации
1.1 Особенности построения организационных структур в организации
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НАО «ТРЭВЕЛ – САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»
2.1. Формирование системы управления НАО «Трэвел – Санкт-Петербург»
ВВЕДЕНИЕ
Существует достаточно много причин, из-за которых фирмы не используют в полной мере потенциал сотрудников и структуры, в части повышения эффективности бизнеса. Задачей руководителя организации является построение системы управления таким образом, чтобы максимально использовать имеющийся потенциал и обеспечить надежность функционирования организации, обеспечить высокие рыночные результаты деятельности.
Данные обстоятельства вызывают повышенный интерес к исследованию проектирования систем управления предприятием. Целью данной курсовой работы является разработка организационной структуры управления НАО «Трэвел», способной обеспечить выполнение планов и создать основу эффективно функционирующей организации.
Достижение поставленной цели возможно через последовательное решение следующих задач:
- рассмотрение сущности организационных структур управления и основных подходов к их проектированию;
- изучение типов организационных структур управления и их применимость для предприятий;
- формирование целей и задач отделов, в частности отдела продаж турпродукта НАО «Трэвел», позволяющих в дальнейшем оценивать деятельность отдела;
- рассмотрение вопросов, связанных с организацией деятельности отдела продаж, включая разработку положения об отделе и должностных инструкций.
Автор при написании курсовой работы опирался на труды известных зарубежных и отечественных ученых-специалистов в области менеджмента, а также использовал материалы, опубликованные в научных журналах и ресурсах сети интернет.
Структура курсовой работы соответствует логике и последовательности поставленных задач и содержит, помимо введения, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы проектирования систем управления организации
1.1 Особенности построения организационных структур в организации
Правильная организация рабочего процесса, эффективное построение организационной структуры является залогом успешной работы всей организации. Чем грамотнее будет построена организационная структура, тем эффективнее будут проходить все внутренние процессы на предприятии.
Каждая организация выбирает самостоятельно тот тип организационной структуры, который будет удобен для ее эффективной деятельности. При этом не существует одинаковых организационных структур, каждая организационная структура адаптируется под конкретную деятельность организации для наиболее эффективного функционирования.
В настоящее время проблема построения эффективной организационной структуры возникает не только на крупных предприятиях, но в средних компаниях тоже. В целом, стоит отметить, что необходимость грамотного построения организационной структуры, ее оптимизация и улучшение требуется всегда в случае, если на предприятии имеется любое промежуточное звено между непосредственным руководителем и персоналом организации. В этом случае для эффективной организации вертикальных и горизонтальных связей следует подбирать именно тот тип организационной структуры, который станет наиболее эффективным.
Существует много разных типов организационных структур. Основными из них являются линейно-функциональные и дивизиональные структуры, являющиеся базовыми для построения остальных типов структур.
На рис. 1 представлена линейная организационная структура, которая является базовой формой функциональной структуризации предприятия. При данном типе структуры происходит непосредственное подчинение низшего звена высшим руководителям.
Рис. 1. Линейная организационная структура
На практике линейная модель организационных структур практически не применяется. Практически на каждом среднем или крупной предприятии применяется линейно-функциональная модель организационной структуры, представленная на рис. 2.
Рис. 2. Линейно-функциональная организационная структура
В этом случае идет точное разделение полномочий между структурными подразделениями предприятия (организации), происходит создание функциональных подразделений и отделов, точно отвечающих особенностям конкретной организации (ее типа, организационной формы, численности персонала, взаимодействия с другими организациями и пр.). И в случае, если на малых предприятиях есть возможность применять и линейную форму организационной структуры, то на средних и более крупных предприятиях применение линейного типа организационной структуры просто невозможно.
Также существует еще один тип организационной структуры, применяемой на предприятиях –дивизиональная (рис. 3).
Рис. 3. Дивизиональная организационная структура [8, с. 385]
Данная структура является производной от линейно-функционального типа и предполагает выделение определённого числа подразделений компании (дивизионов) в обособленные структуры. Чаще всего градация происходит по типу выпускаемой продукции или территориальному обслуживанию. Данная организационная структура позволяет дивизионам самостоятельно функционировать, являясь так называемыми «центрами прибыли» и позволяя постоянно повышать эффективность собственной деятельности.
Чаще всего на практике нельзя встретить в чистом виде линейно-функциональную или дивизиональную структуру. Требования рынка и жесткая конкуренция требуют от предприятий (организаций) маневренности при принятии управленческих решений и построении своей деятельности. Поэтому чаще встречается смешанный тип организационной структуры - линейно-функциональная с элементами дивизиональной структуры.
1.2 Интегрированный подход к построению организационной структуры управления организацией
Организационная структура управления организацией характеризует собой один из базовых элементов системы управления и определяет состав (специализацию), взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей, выполняющих функции управления. Структура определяет характер и эффективность коммуникаций в организации.
Выбор организационной структуры предприятия зависит от многих факторов, среди которых можно выделить следующие: объем и характер работ, технологический уровень производства, рынки потребления.
В настоящее время можно выделить следующие подходы к организационному построению структуры управления: линейный, линейно-функциональный, товарный (продуктовый), т.е. ориентированной на товар, рыночный, ориентированной на рынок покупателей или определенную территорию (населенный пункт, регион), линейно-штабной, проектный, матричный, бригадный, целевой, смешанный.
В данной статье авторами рассматривается интегрированный подход к организационному построению структуры управления, сформированный на основе интегрированного подхода в менеджменте, подробное описание которого можно найти в публикациях Пыряева В.В. [1, с. 1-404], [2, с 176-183], многолетнего личного опыта управления и изучения структур управления организациями различных сфер деятельности. Интегрированный подход в менеджменте базируется на следующих положениях:
- в процессе управления организацией интегрируется культура, логика, психология участников управленческого процесса (УПП): менеджеров, работников организаций, клиентов, поставщиков ресурсов и др.;
- управление осуществляется через призму качеств менеджеров и с учетом влияющих на них факторов внутренней и внешней среды;
- интеграция осуществляется и воплощается в мыслях, эмоциях, чувствах и их образованиях и в действиях УПП;
- эмоции, чувства, потребности, мотивы, способы мышления, действия участников управленческого процесс взаимосвязаны друг с другом, представляют определенную систему;
- процесс управления (интегрированное целое) разделяется на локальные процессы (подсистемы) на основе опыта, логичного мышления, психологии, культуры, каждый из которых в свою очередь делится на части, в конечном счете, на элементы управления;
- в процессе управления дифференцированно рассматриваются и используются индивидуально для каждого его участника элементы подсистем культуры, психологии, логики.
Рассмотрим интегрированный подход применительно к построению организационной структуры управления.
Формирование организационной структуры управления это процесс разработки и принятия решения, включающий множество действий, среди которых выделим основные:
- прием, восприятие, осознание информации:
- установление цели (целей) создаваемой структуры управления;
- формирование вариантов структур;
- ранжирование вариантов структур с позиций целесообразности;
- принятие решения.
В зависимости от организационно-правовой формы организации в соответствии с учредительными документами (уставом) построение организационной структуры управления - это прерогатива руководителя организации, собственника, председателя правления наблюдательного совета или совета директоров. В разработке структуры, а затем в ее реализации, участвуют заместители руководителя организации, руководители структурных подразделений.
Процесс разработки, принятия и реализации организационной структуры управления зависит от опыта, культуры, психологии, логики мышления личностей, участвующих в данном процессе, но в большей степени первого руководителя. На формирование оргструктуры управления влияют потребности, мотивы, чувства, ценности, внимание, воля, темпераметр, характер лиц - как разработчиков, так и членов коллектива.
При возникновении необходимости создания или корректировки структуры управления, участники процесса стараются представить себе ранее виденное или слышанное, взять за основу имеющуюся или найти типовые структуры управления и сделать соответствующее предложения. Важное значение при этом имеет опыт, рассматриваемый как совокупность знаний и практически усвоенных умений, навыков, лиц разрабатывающих и принимающих решение по структуре управления.
Процесс, направленный на создание структуры управления, во многом зависит от мышления руководителей. Решения, принятые руководителем на основе понятий, суждений, умозаключений, логических методов и законов, следует считать логичными решениями. Большинство структур управления формируется на основе логики, когда доказывается необходимость ее создания, совершенствования в соответствии с каким-то принципом. Например, линейная оргструктура управления формируется по принципу жесткой вертикали подчинения, продуктовая - по принципу соответствия формы оргструктуры видам (наименованиям, группам) производимых и реализуемых товаров или выполняемых услуг, работ.
В тех случаях, когда известна конечная цель формирования новой оргструктуры, то принятие решений руководитель осуществляет путем логичных рассуждений на основе организованной системы понятий, исходя из анализа и сопоставления уже известных ему, проверенных практикой положений. Возможно, целей будет несколько, например:
- привести форму оргструктуры управления в соответствие со структурой изготовления товаров или выполняемых работ;
- сократить численность работающих за счет перераспределения функций;
- улучшить работу предприятия за счет передачи дополнительных полномочий руководителям тех структурных подразделений, которые выполняют свои функции наиболее эффективно;
- повысить в должности и в зарплате руководителя одного из структурных подразделений за счет объединения подразделений и введения в штатное расписание новой единицы.
Для различных руководителей цели могут быть противоречивы, что мешает прийти к общему мнению при создании структуры управления.
«Важнейшим фактором, влияющим на тот или иной тип организационной структуры, является корпоративная культура, в целом, менталитет сотрудников, широко говоря, определенные социально-экономические реалии общества» [3, c. 56]. При разработке и обсуждении оргструктуры управления оказывают влияние различные стороны проявления культуры, как совокупности производственных, общественных и духовных достижений людей, как накопленные и используемые знания и опыт. Культура личности в деятельности организаций, понимаемая как совокупность ценностей, норм, правил, знаний, определяет поведение отдельных лиц при разработке оргструктур управления. Огромное значение на принятие решений оказывает ясность, коммуникативная точность, логичность, краткость и полнота речи лиц, отстаивающих свои точки зрения. Определяющим при этом является искусство убеждения, ведения спора, мастерства защищать свое мнение и возражать оппоненту в ходе полемики.