Файл: Формы государственного устройства (Понятие формы государственного устройства).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 217
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие формы государственного устройства
1.1. Понятие и сущность государства
1.2. Формы государственного устройства на различных исторических этапах
1.3. Форма государственного устройства: понятие и признаки
2. Виды форм государственного устройства
В юридической литературе четко определено понятие унитарного государства. Понятие «унитарное государство» происходит от латинского слова «unus», «unitas» - один, единство. Унитарное государство - это единое цельное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти, и признаками государственного суверенитета не обладают.
В унитарном государстве высока степень централизованного руководства и регулирования жизни государства в целом и многих
хозяйственных, социальных и иных процессов в частности, хотя у органов административно-территориальных единиц государства в местных делах степень самостоятельности может быть вполне достаточной.
Следует отметить, что в унитарном государстве не исключено вмешательство центра в жизнь отдельных территорий. Органы административно-территориальных единиц хоть и имеют возможности обращения в центральные государственные органы, их влияние на решение вопросов в центре гораздо скромнее, чем в федеративном государстве, и выражается, как правило, в просьбах и ходатайствах, далеко не всегда юридически обязательных для центральных органов.
Унитарная форма государственного устройства имеет ряд признаков, которые характеризуют ее с различных аспектов.
Во-первых, унитарное государственное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами. Во Франции, например, высшим и единым законодательным органом государственной власти является двухпалатный парламент, состоящий из Национального собрания и Сената. Верховная исполнительная власть на всей территории Франции принадлежит президенту; высшую судебную власть в государстве осуществляет Кассационный суд[33].
Во-вторых, на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная
политика.
В-третьих, составные части унитарного государства (области,
департаменты, округа, провинции, графства) государственным
суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью.
По степени их зависимости от центральных органов унитарное государственное устройство может быть централизованным и децентрализованным. Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления[34]. Так, в Финляндии местное самоуправление возглавляется губернатором, который назначается президентом.
В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.
Имеются и смешанные системы местного государственного устройства, в которых присутствуют признаки централизации и децентрализации[35].
Местное самоуправление в Японии практически не зависит от центральных органов. В префектурах управление осуществляют выборные префектурные собрания. Выборными являются также главные должностные лица органов самоуправления: в префектурах - губернаторы, в городах - мэры, в поселках и деревнях - старосты. Примером смешанной системы местного государственного устройства может служить Турецкая республика.
Местное самоуправление в основных административно-территориальных
единицах (илах) в Турции осуществляют представители центральной власти
(вали), но есть также выборные Генеральные советы и их исполнительные органы - Энджомёны.
В-четвертых, унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию. В Монголии, например, автономным государственным образованием является Баян-Улэгэйский аймак, на территории которого в основном проживают лица казахской национальности. В Судане автономное право предоставлено Южному региону: там был создан выборный региональный народный совет, который формирует исполнительный орган - Высший исполнительный совет. Самостоятельные автономные образования имеются в составе Азербайджана, Таджикистана, Грузии и других унитарных государств.
В-пятых, в унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.
В-шестых, унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.
Таким образом, унитарное государство - наиболее распространенная форма государственного устройства; территориально-административные единицы жестко контролируются центральной властью[36].
2.2. Федеративная форма государственного устройства
На определение территориального устройства того или иного государства влияют различные факторы. Это могут быть особенности национального состава населения, исторические традиции, социально -экономическая сущность и много другое.
Федеративное государство (федерация) - форма государственного устройства, при котором входящие в состав государства федеральные единицы имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы. Данная форма государственного устройства является также следствием добровольного объединения нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.
Федеративное устройство подразумевает разделение власти на два уровня: федеральную и региональную. Федерацию можно определить, как конституционную систему, которая является примером разделения полномочий между центральными и региональными правительствами[37].
Основываясь на этом определении федерации и учитывая всю его неоднородность в различных странах, можно выделить наиболее общие черты, характерные для большинства из них:
территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик.
в союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается союзной конституцией.
субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
в большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.
основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).
обязательный признак федеративной формы - двухпалатная структура союзного парламента. Одна палата рассматривается как орган общесоюзного представительства. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.
В.Е.Чиркин давал такое определение федерации: «Союзная государственная-территориальная организация, состоящая из государств или государственных образований, опирающаяся на принцип согласия, основанная одновременно на целостности государственной власти (управления государством) и ее вертикальном разделении между федерацией и ее членами (субъектами) при верховенстве федерации»[38].
В науке конституционного права, как правило, федерацию рассматривают применительно к многонациональному государству. Для России это было определяющим фактором при выборе формы государственного устройства[39]. Но, конечно же, «федерация» как форма государственного устройства не всегда связывается с многонациональностью. В данный период времени для России проблемы государственного устройства приобретают особую актуальность.
Федеративное устройство Российского государства представляет собой национально-территориальную организацию, которая характеризуется наличием правового положения составных частей — субъектов Федерации, их взаимоотношений с центром. По своему устройству Россия есть суверенное, федеративное и целостное государство, состоящее из равноправных субъектов[40].
В зависимости от признаков построения федераций их можно подразделить на территориальные (союзное государство); национальные (союз государств); территориально-национальные.
Территориальная федерация. На определение территориального устройства того или иного государства влияют различные факторы. Это могут быть особенности национального состава населения, исторические традиции, социально-экономическая сущность и много другое. В науке конституционного права, как правило, федерацию рассматривают применительно к многонациональному государству.
Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации:
центральная власть обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Конституционные нормы устанавливают перечень вопросов, по которым только союз может издавать нормативно-правовые акты, а оставшиеся вопросы находятся в ведении законотворческих органов субъектов федерации;
субъекты федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях[41];
конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает субъектам федерации односторонний выход из союза;
управление вооруженными силами осуществляется союзными государственными органами, а субъектам федерации в мирное время запрещается содержать профессиональные вооруженные образования.
Национальная федерация. Национальная федерация характеризуется более сложным государственным устройством вследствие многонационального состава ее населения. Можно выделить следующие основные признаки большинства разновидностей национальной федерации[42]:
субъекты федерации - национально-государственные образования, отличаются друг от друга национальным составом населения, культурой;
национальная федерация строится на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов, пользующихся одинаковыми правами, независимо от размера территории и численности населения;
все субъекты современной национальной федерации обладают признаками государственного суверенитета и не теряют своего права устанавливать дипломатические отношения с любым другим государством, заключать договоры;
высшие государственные органы формируются из представителей субъектов федерации для того, чтобы обсуживать общенациональные интересы и в необходимых случаях координировать их;
в основе национальной федерации лежит право наций на самоопределение.
Территориально-национальная федерация. Существуют государственные устройства, где органически сочетаются признаки и
территориальной, и национальной федерации. Специфика такого государства состоит в необходимости не только интегрировать, но и дифференцировать интересы всех его субъектов, как национальных, так и территориальных.
В федеративном государстве имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации); субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (конституции, уставы, основные законы); они наделены правом принимать региональные законы; у субъектов федерации есть собственное гражданство, столица и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.
При этом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и обычно не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии)[43]. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств.