Файл: Формы государственного устройства (Понятие формы государственного устройства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 196

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итак, федеративное государство подразумевает существование субъектов федерации, наделенных признаками государственности.

2.3. Конфедерация

Конфедерация - это союз государств, который создается для определенных тактических или стратегических целей, при этом сохраняется суверенитет членов этого союза. В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно. Судя по историческому опыту, конфедерация с течением времени либо распадается, либо становится федерацией.

Конфедерация - самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Некоторые политологи даже склонны не считать конфедерацию полноценным, настоящим государством. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения органов совместного управления не обладают силой прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации[44].
В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, также, как и единого гражданства. Страны участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор[45].

История знает примеры конфедераций с центральными органами, обладающими как широкими, так и почти чисто формальными полномочиями. На раннем этапе формирования своей государственности, США были конфедераций с крайне слабым центром. В декларации в начале
«Статей конфедерации», выработанной в 1777 году говорилось: «Означенные штаты, каждый по отдельности, заключают между собой прочные дружественные союзы с целью совместной обороны, защиты своих свобод и всеобщего благосостояния. Они соединяются друг с другом, чтобы оказывать взаимную помощь против любых чужих сил или нападений, направленных против всех сразу или против каждого из них по отдельности, под предлогом религии, суверенитета или чего-либо иного».

Таким образом, в этой декларации отразились такие черты конфедерации как независимость входящих в конфедерацию субъектов («каждый по отдельности») и совместные цели субъектов (самооборона, защита свобод)1. При этом «Статьи конфедерации» были «слабой» конституцией: решения центрального законодательного органа носили консультативный характер, а некоторые штаты сохраняли полный суверенитет почти по всем вопросам.


Самым ярким примером существования конфедерации принято считать Швейцарию. Такое государственное устройство она приобрела после того, как 1 августа 1291 года три швейцарских кантона подписали «Союзное письмо». Однако уже в середине XIX века процесс федерализации Швейцарии набрал большие обороты. Примером этого может служить подавление попытки сецессии семи кантонов в 1847 году.

Западные учёные предлагают сегодня очень широкое толкование понятия конфедерация, приводя в качестве примеров существование известных международных организаций (например, ООН). Действительно, конфедеративный принцип устройств в той или иной степени отражается в структуре многих международных (наднациональных организаций). Это отражение находит себя в использовании организациями двух основных правил – равенство участников и единогласное принятие решений. С точки зрения З.У. Махмудовой, важная черта конфедерации – её недолговременный и переходный характера. Причины распада этого государственного устройства и превращения его в другую форму могут быть разными и зависят от конкретных исторических и других обстоятельств.

Факторами успешного существование конфедерации являются совпадение уровня правосознания населения с целями и задачами создаваемого государства[46].

На сегодняшний день ни одно государство нельзя назвать строго конфедеративным. При этом «конфедеративная» мысль развивается достаточно активно. Развитие признаков конфедерации происходит не в результате процессов децентрализации внутри больших государств, а в результате объединения стран[47].

Государства-конфедерации

Швейцария, несмотря на своё официальное название — Швейцарская Конфедерация — в настоящее время представляет собой классическую федерацию. Речь Посполитая являлась конфедерацией, образованной объединением Польского Королевства и Великого княжества Литовского.

Фактической конфедерацией является Союз Босния и Герцеговина, хотя по законодательству этот союз — мягкая федерация. Мягкой, «рыхлой» конфедерацией считают Европейский союз, хотя законодательно это не закреплено.
При распаде СССР осенью 1991 года предлагалось создать конфедеративный Союз Суверенных Государств (ССГ), который в первоначальном варианте (до ГКЧП) создавался как мягкая федерация.
Существующее Содружество Независимых Государств (СНГ) является не конфедерацией, а международной (межгосударственной) организацией[48].


Последними из существовавших конфедераций были Сербия и Черногория, Сенегамбия, Союз Африканских Государств.

В конце 1980-х годов президент КНДР Ким Ир Сен предложил организовать Демократическую Конфедеративную Республику Корё в составе Северной и Южной Кореи. Законодательство самопровозглашённого государства Приднестровье в 1993—2006 гг. в одностороннем порядке объявляло конфедерацию Молдавии и Приднестровья.

Своеобразной формой конфедерации являются унии-монархии, в которых под властью единого монарха объединены самостоятельные, независимые государства. Последние из конфедераций-уний — Австро-Венгрия до 1918 года и Швеция и Норвегия до 1905 года[49].

Ещё одной формой конфедерации является свободная ассоциация из неравнозначных членов, при которой малое государство доверяет часть своих властных полномочий большему государству.

Таким образом, конфедеративное государство - это союз государств, создаваемых ради определенных тактических или стратегических целей при сохраняющемся суверенитете членов данного союза и в минимальном развитии органов центральной власти.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Политические формы современных государств складывались в течение нескольких столетий. Эти формы определялись экономическим строем общества, его базисом. Также большое влияние на форму государства оказывают исторические традиции (сохранение монархии в Великобритании, Швеции, Японии и других странах), условия образования государства, равно как и особенности современного внутриполитического развития данной страны и ее международного положения.

Разнообразие форм государства еще больше возросло в результате распада колониальной системы, когда на политической карте мира появился ряд молодых суверенных государств. Перипетии политической борьбы приводит во многих освободившихся странах к частой модификации государственных форм.

В каждом государстве в процессе исторического развития может меняться политический режим, форма правления и форма государственного устройства.

Стоит отметить, что форма государственного устройства стабильна, но ее могут затронуть революционные потрясения, которые возникли параллельно с полной сменой содержания.

Итак, проанализировав цели и задачи настоящей курсовой работы, можно прийти к следующим выводам:

  1. Форма государственного устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом.
  2. На установление формы государственного устройства влияют система территориальных составных частей, размеры государства, национальный состав населения, органы власти.
  3. Современные темпы развития общества как нельзя лучше показывают стабильность государственных форм.

В современной России установлен демократический режим, государство является федеративной республикой, что является важным достижением на пути построения правового государства. Но для полного достижения этой цели на современном этапе исторического развития необходимо решить многие экономические, политические, культурные проблемы российского общества. Федеративное устройство современной России появилось не с нуля, оно не было теоретически и практически обоснованной моделью организации нового государства, а являлось больше как наследие федеративной системы советского периода.

Тема данной курсовой является актуальной и на современном этапе развития социума. При её написании было проанализировано большое количество источников по дисциплине «Теория государства и права». Взгляды российских и зарубежных ученых, преподавателей, практиков помогли мне сформировать собственную точку зрения на тему «Формы государственного устройства».

В настоящее время отечественная теория государства и права как наука может предложить более глубокое и обоснованное понимание формы государственного устройства как одной из основных характеристик устройства государства, дать более четкую классификацию этих форм, прогнозировать их дальнейшее развитие.

В будущем возможно появление совершенно новых элементов форм государственного устройства, и это говорит о том, что данная тема перспективна и необходима для дальнейшего рассмотрения и качественного изучения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Антонова Н.А., Кувырченкова Т.В., Рязанова Е.А. Конституционное право России: уч. пособие. -М.: НОУ ВПО «МПСУ», Воронеж: МОДЭК,2016. - 171 с.
  2. Арутюнян Г. Г., Баглай М. В. Конституционное право: энцикл. слов. М.: НОРМА, 2006. - 544 с.
  3. Атаманчук Г. В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности (Формирование демократической государственности России, 90-е гг. ХХ в.). М.: Славян. диалог, 1996. - 221 с.
  4. Ахиезер А. С. Синкретизм или либерализм // Рубежи. 1995. № 4. С. 63–89.
  5. Баталов Э. Я. Политическое – «слишком человеческое» // Полис. 1995. № 5. С. 5–14.
  6. Безруков А.В. Государственная и муниципальная власть в системе единой публичной власти России // Государственная власть и местное самоуправление. - 2015. - №6. – С.23-28.

Гейн Е.А. Правовое регулирование политико-территориальной организации государственной власти: опыт России и зарубежных государств //Вестник Тюменского государственного университета. - 2014. - №2. – С. 42-46.


  1. Геополитика: энцикл. / авт.-сост. В. Баришполец, Д. Баришполец, В. Манилов; под общ. ред. В. Манилова. М.: ТЕРРА Книж. клуб, 2002. - 624 с.
  2. Евсеенко Т.П. Конфедерация как устойчивая форма государственного устройства // Марийский юридический вестник. -2009.-№7. – С. 39-43.
  3. Карнович В.С. К вопросу о понятии государства и его сущности // в сборнике: EUROPEAN RESEARCH. Сборник статей XI Международной научно-практической конференции. - 2017. – 264 с.
  4. Карнович В.С. К вопросу о понятии государства и его сущности // в сборнике: EUROPEAN RESEARCH. Сборник статей XI Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 264- 269.
  5. Лановой В.Г. К вопросу о понятии «государство» в отечественной правовой доктрине XIX века // в сборнике: Актуальные проблемы современной науки. Сборник материалов международной научно-практической конференции. Сер. Секция "Право и правоприменение". - 2015. - С. 71.
  6. Малько А.В., Саломатин А.Ю. Теория государства и права. Учебное пособие. Второе издание. М: РИОР-ИНФРА-М,2013. -213с.

Мартышкин С.Л. Конфедерации в истории государственного управления // Основы экономики, управления и права. - 2013. - № 6 (12).- С. 29-32.

  1. Марченко М. Н. Теория государства и права: учебник / М. Н. Марченко. - М., 2016. - 636 с.

Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - Учебник. Юристъ. -2014.-776с.

Медоев Е.О. Формы современного Российского государства // Экономико - юридический журнал. - 2014. - №4. –С. 22-24.

  1. Нежинская К.С. Особенности нормативно-правового регулирования демографической политики в государстве с федеративной формой государственного устройства // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. -2012.-№17. – С. 303-306.
  2. Павликов С.Г., Баташев К.И. Влияние принципа федерализма на организацию системы органов конституционного судебного контроля Германии и развитие институтов гражданского общества // Гражданское общество в России и за рубежом. - 2014. - №3.- С.23-29.
  3. Пугачёв В. П. Политология. 5-е изд., перераб. М.: КноРус, 2015. - 520 с.
  4. Раньжина И.В. Механизм федерализации государств унитарной формы государственного устройства // Общество: политика, экономика, право. - 2013. -№4.- С. 44-49.
  5. Рукавишникова И. В. Правоведение: учебник / И. В. Рукавишникова, А. Н. Позднышова – М.: Норма: Инфра–М, 2016. – 247с.
  6. Сафронова Е.В., Кравченко А.В. Идея международной конфедерации в государственно-правовом учении А.С. Ященко // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015.- № 8. – С.173-176.
  7. Сравнительное государствоведение: Учебное пособие / Чиркин В.Е. - М.: Юр.Норма, ИНФРА-М Издательский Дом, 2016. - 448 с.
  8. Текеева А.М., Клычев Р.А. Понятие и сущность государства как теоретико-правовая проблема // Приднепровский научный вестник. - 2017. - Т. 5. - №-1. - С. 60-64..
  9. Тихомиров Ю. А. Теория компетенции. М.: Юринформцентр, 2005. - 351 с.