Файл: Автоматизация разграничений прав доступа к ресурсам информационной системы в ООО "Монарх" (Технико-экономическая характеристика предметной области и предприятия. Анализ деятельности).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 248
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
I .Технико-экономическая характеристика предметной области и предприятия. Анализ деятельности.
Организационная структура управления предприятием
Выбор комплекса задач автоматизации и характеристика существующих бизнес-процессов
Обоснование необходимости использования вычислительной техники для решения задачи
Используемые классификаторы и системы кодирования
2.3 Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации
Несмотря на высокий уровень теоретических исследований в области формальных моделей доступа, их практическая реализация наталкивается на трудности интерпретации (обеспечения соответствия абстрактных сущностей и процессов модели реальным объектам и правилам функционирования АИС и актуализации прав доступа ввиду постоянных изменений бизнес-процессов) [1].
Таким образом, актуальной является задача разработки системы, которая позволяла бы формировать множество прав доступа с точки зрения их необходимости и достаточности для выполнения пользователем его функций, исходя из потребностей бизнес-процесса, и своевременно корректировать эти права при внесении изменений в бизнес-процесс.
Для решения этой проблемы можно использовать информационную систему управления правами доступа (далее СУПД), в которой формируются и хранятся описания правил доступа и динамика изменений. Основное назначение этих правил заключается в разделении информации на части и организации такой работы, при которой пользователи имеют доступ к той и только той части информации, которая им необходима и достаточна для выполнения своих обязанностей в рамках бизнес-процесса.
Концептуальную модель системы можно рассматривать как: – подход к определению прав доступа, позволяющий получить изначальные сведения о правах доступа, а впоследствии управлять их изменениями; – формальную модель для оценки свойства безопасности АИС; – модель взаимодействия СУПД с СРД для непосредственного разграничения прав доступа. В СУПД права доступа пользователей к ресурсам АИС определяются на основе анализа бизнес-процессов, что обеспечивает четкие ответы на вопросы: «кто делает?», «что делает?», «в какой последовательности?», «что получает на входе и предоставляет на выходе?», «кто за все это отвечает?».
Этот подход позволяет выйти на более формальный уровень принятия решения о предоставлении прав доступа (по сравнению с подходами на основе владельца процесса или должностной инструкции) и обеспечить следующие преимущества:
− снижение человеческого фактора при определении доступа к информации, так как права доступа определяются исходя из требований процесса, а не из должностных инструкций (часто устаревших) и/или личного мнения руководителя подразделения;
− возможность оперативного внесения изменений в СУПД при изменении бизнес- процессов организации;
− возможность выявления и устранения узких мест процесса с точки зрения безопасности информации; − снижение рисков за счет выявления возможных проблем процесса до внедрения СУПД.
Обоснование необходимости использования вычислительной техники для решения задачи
Документооборот неразрывно связан со всем бизнес-процессами на предприятии и, если идет речь об оптимизации бизнес-процессов , то чаще всего это невозможно без оптимизации документооборота.
Оптимизация документооборота может быть достигнута правильной постановкой процесса и использованием средств автоматизации. [9].
Системы документооборота обычно внедряются, чтобы решать определенные задачи, стоящие перед организацией, из которых наиболее часто встречаются следующие:
- обеспечение более эффективного управления за счет автоматического контроля выполнения, прозрачности деятельности всей организации на всех уровнях;
- поддержка системы контроля качества, соответствующей международным нормам;
- поддержка эффективного накопления, управления и доступа к информации и знаниям. Обеспечение кадровой гибкости за счет большей формализации деятельности каждого сотрудника и возможности хранения всей предыстории его деятельности;
- протоколирование деятельности предприятия в целом (внутренние служебные расследования, анализ деятельности подразделений, выявление "горячих точек" в деятельности);
- оптимизация бизнес-процессов и автоматизация механизма их выполнения и контроля;
- исключение или максимально возможное сокращение оборота бумажных документов на предприятии. Экономия ресурсов за счет сокращения издержек на управление потоками документов в организации;
- Исключение необходимости или существенное упрощение и удешевление хранения бумажных документов за счет наличия оперативного электронного архива.
Анализ затрат на обработку документов приведу в таблице 5.
На основании нижеприведенной таблицы видно, что автоматизация управления учетными данными пользователей вследствие внедрения ИС управления доступом значительно ускорит процесс формирования и обработки документов.
Также ведение документов в электронном виде снизит уровень возникновения ошибок при занесении данных в документы, т.к. планируется, что она (информация) будет заноситься в формы автоматически.
Название документа |
Время на формирование (до автоматизации) |
Время на формирование (после автоматизации) |
Время на обработку (до автоматизации) |
Время на обработку (после автоматизации) |
Экономия времени (на формирование) |
Экономия времени (на обработку) |
Утверждение заявки на предоставление права доступа |
20 мин. |
20 мин. |
15 мин. |
2 мин. |
0 |
13 мин |
Текущие операции по заявке на предоставление прав |
10 мин. |
1 мин. |
3 мин. |
0.5 мин. |
9 мин. |
2.5 мин. |
Отчеты |
От 30 мин. |
2 минуты |
30 мин. |
0,5 мин. |
От 28 мин. |
29.5 мин. |
Таблица 5. Оценка затрат на обработку документов
II Информационное обеспечение задачи
Информационная модель и её описание
Информационная модель представляет собой схему движения входных, промежуточных и результативных потоков и функций предметной области. Кроме того, она объясняет, на основе каких входных документов и какой нормативно-справочной информации происходит выполнение функций по обработке данных и формирование конкретных выходных документов. Информационная модель представлена на рис. 12.
Рисунок 6 - Информационная модель системы автоматизации заявок на предоставление прав доступа к осуществлению отгрузок
Информационная модель содержит 4 области:
- Область входящей информации, в которой указаны документы, информация из которых используется в качестве входной, а также экранные формы для ввода данной информации;
- Область справочников системы, которая иллюстрирует состав справочников и таблиц информационной системы;
- Область обработки информации, в которой показано, как входная информация учитывается в системе и в каких таблицах базы данных она сохраняется;
- Область формирования результатной информации, в которой приведены экранные формы и выходные документы.
Используемые классификаторы и системы кодирования
Полученная информация накапливается в базе данных и обрабатывается системой с последующей возможностью оперативного доступа для контроля текущей ситуации, просмотра отчетов, анализа документов, внесения корректировок и обновления информационной базы, изменения условно-постоянной информации в справочниках, анализа обобщенной информации за период времени по каждому проекту или в целом.
Входная информация, содержащая данные оперативного новых учитываемых запросов на изменение прав информационных ресурсов, регистрируется первичными аналитическими документами и вносится в базу данных через интерфейсную форму ввода (обеспечивается отмена произведенных операций с возвратом исходных значений).
Условно-постоянная и исходная информация включает справочные данные о пользователей, информационных ресурсах, информационных объектах, типах и видов прав.
Учет операций по запросам на предоставление, изменение и удавление прав регистрируются в системе с контролем информации и возможностью отмены транзакции, при операции выписывается отчет в виде печатной формы.
Управление ИБ ведется в разрезе специалистов, а информация содержится в единой базе данных на сервере, соединение с клиентскими приложениями обеспечивается посредством архитектуры «клиент-сервер».
Клиентская часть системы должна быть многооконной и изменяемой под задачи отдельных операций, обеспечивать функции поиска, быстрой навигации и эргономичности управления.
Доступ к модулям системы обеспечивается через главное кнопочное меню. Проектируемая система должна предоставлять удобный и интуитивно понятный пользовательский интерфейс.
Анализ накапливаемой количественно-суммовой информации в базе данных проводится в модуле аналитики с последующим выводом выходных данных.
Параметры обрабатываемой информации должны корректироваться в зависимости от устанавливаемого пользователем интервала времени или итоговая информация за весь период по всему предприятию.
Система должна иметь возможность последующей реорганизации и расширения для улучшения её возможностей или добавления функций. Должен обеспечиваться контроль ввода данных при отсутствии избыточности, а также надежное хранение и целостность базы данных.
В системе используется порядковая система кодирования (а система классификации отсутствует) предназначенная для однозначной идентификации пользователей, специалистов, прав доступа, информационных объектов, информационных ресурсов.
Порядковая система кодирования указаны в табл. 6.
Таблица 6. Порядковая система кодирования
Кодируемое множество объектов |
Длина кода |
Мощность кода |
Система кодирования |
Система классификации |
Вид классификатора |
---|---|---|---|---|---|
Специалисты |
5 |
9999 |
порядковая |
иерархическая |
общесистемный |
Пользователи |
5 |
9999 |
порядковая |
иерархическая |
общесистемный |
Права доступа |
5 |
9999 |
порядковая |
иерархическая |
общесистемный |
Информационные объекты и ресурсы |
5 |
9999 |
порядковая |
иерархическая |
общесистемный |
В качестве выходных данных в разработанной ИС формируются следующие отчеты:
Отчет о заявках на предоставление права доступа в различных разрезах;
Отчеты об исполнении прав доступа на различные объекты;
2.3 Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации
Для ЭИС ООО «Монарх» разработаны следующие справочники:
- Объекты
- Виды прав
- Права
- Документы
- Отчеты
- Справочники
- Пользователи
- Специалисты ИБ
С учетом требований к информационной системе и к базе данных, были спроектированы и разработаны следующие документы, регистры и находящиеся в них бизнес-логика для ЭИС:
- Документ «Заявка»
- Документ «Решение по заявке»
- Документ «Предоставление права»
В ходе разработки прикладного решения были созданы следующие отчеты:
- Отчет о заявках;
- Отчеты о решениях;
- Отчеты по предоставленным правам;
Работа с информационной системой начинается с заполнения нормативно-справочной информации, которую можно непосредственно заполнить в подсистеме «НСИ» или в процессе работы с различными документами в подсистеме «Транзакции».
Заполнение нормативно-справочной информации и доступ к работе со справочниками имеет как директор, так и специалисты.